СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку. Подготовка к сочинению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку. Подготовка к сочинению»

Темы 8 класс (по разделам)

Таблица к банку высказываний о языке для подготовки к написанию части С регионального экзамена по русскому языку в 8 классе


высказывание

тезис-объяснение

примеры

лексика, лексическое значение слова

Виноградов В.В.: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, описываются действия, выражаются эмоции. Но вне языкового окружения слово в своём значении определимо приблизительно. Именно контекст даёт возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова или выражения.

многозначные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, разговорные (просторечные) слова, фразеологизмы

Новиков Л.А.: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются человеческие эмоции и многое другое. Тем самым слово выступает в качестве основной значимой единицы языка. Подобно всякому другому языку, в русском языке основным средством общения является слово. Одно и то же слово, в одной ситуации может определённо звучать и быть уместным, в то время как в другой, противоположной ситуации оно может быть абсолютно неприемлемым. Слово может включать в себя большое количество смыслов, и, в разном контексте принимать то или иное значение.

Б. Н. Головин: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы языковые единицы»?

Главная языковая единица – это слово. Их в языке множество, и каждое из них является какой-нибудь частью речи. Для того чтобы правильно и точно выразить свою мысль, нужно удачно отобрать и использовать слова.

Обратимся к тексту… Например, в предложении…… (ПРИМЕРЫ)

Таким образом, прав был Б.Н. Головин, считавший, что, оценивая речь, видеть, насколько удачно отобраны и использованы языковые единицы.

культура речи, речь как характеристика человека

Ожегов С.И.: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – важная характеристика для людей.

Люди используя слова при разговоре употребляют их, чтобы выразить свои мысли. Каждое слово, произнесенное человеком, показывает его внутренний мир. Конечно, чтобы речь человека была более точной, выразительной и объемной, в русском языке есть огромное количество средств художественной выразительности.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.


И. А. Гончаров: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных»

Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека. Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Действительно, в речи отражается душа человека, все его мысли и чувства.



Свифт Дж.: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».

По тому, как человек говорит, можно судить и о его характере, и об интеллекте, и о душевном состоянии.

Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека

Поль Рикёр: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».

Георг фон Габеленц.: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

Сухоруков Л.С.: «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека ( Или: От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Наша речь – это по­ка­за­тель нашей куль­ту­ры или бес­куль­ту­рья, нашей ду­хов­но­сти или без­ду­хов­но­сти, на­ше­го внут­рен­не­го бо­гат­ства или ни­ще­ты. Имен­но об этом и го­во­рит Л.С. Су­хо­ру­ко­ва:..)

величие и красота русского языка

К. Г. Паустовский: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. (Сло­вом можно пе­ре­дать наши чув­ства и пе­ре­жи­ва­ния, можно со­греть че­ло­ве­ка, можно ра­нить и даже убить. Все от­тен­ки наших пе­ре­жи­ва­ний, на­стро­е­ний, мыс­лей мы в со­сто­я­нии пе­ре­дать, ис­поль­зуя огром­ный ар­се­нал слов и язы­ко­вых средств)


Синонимия, лексические, словообразовательные явления

В. Г. Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Рус­ский язык — один из бо­га­тей­ших язы­ков мира и по со­ста­ву языка, и по спо­со­бам его ре­че­вой ор­га­ни­за­ции. Знать язык мало, нужно уметь им поль­зо­вать­ся. 

лек­си­че­ские и грам­ма­ти­че­ские сред­ства языка.

Язык художественного произведения, средства художественной выразительности

А. И. Горшков: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.


Кожина М.Н.: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань".

Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.

Е. В. Джанджакова:

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Особенности языка художественного произведения заключаются в том, что писатель стремится к живости, экспрессивности, яркости описания предметов, явлений, событий, действий. В этом ему помогают изобразительно-выразительные средства языка, лексические и синтаксические особенности разных стилей

Для читателей важно не только то, что сказано в тексте, но и то, как написано. Для того чтобы донести основную мысль, автор использует художественные средства выразительности, служащие для придания тексту эмоциональности, красочности и убедительности. 

изобразительно-выразительные средства, лексические и грамматические явления (однородные члены предложения, неполные предложения)

Г. Я. Солганик.: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

Самое уди­ви­тель­ное изоб­ре­те­ние че­ло­ве­ка — это язык. Вер­ши­ной этого изоб­ре­те­ния яв­ля­ет­ся язык ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры. Бо­гат­ство языка художественного про­из­ве­де­ния рас­кры­ва­ет­ся в упо­треб­ле­нии средств выразительности, ко­то­рые ис­поль­зу­ет автор. Это ме­та­фо­ры, срав­не­ния, эпи­те­ты, ри­то­ри­че­ские вос­кли­ца­ния и дру­гие.

изобразительно-выразительные средства языка

И. Н. Горелов: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Сло­вом можно пе­ре­дать наши чув­ства и пе­ре­жи­ва­ния, можно со­греть че­ло­ве­ка, можно ра­нить. Осо­бен­но­стью рус­ско­го языка яв­ля­ет­ся мно­го­знач­ность слова. Имен­но по­это­му труд­но не со­гла­сить­ся с вы­ска­зы­ва­ни­ем из­вест­но­го линг­ви­ста Ильи На­у­мо­ви­ча Го­ре­ло­ва: 

многозначные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Виноградов В.В.: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев.

Приведу примеры из текста …….

изобразительно-выразительные средства языка

А. А. Зеленецкий: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

Эпитет – это красочное определение при слове, которое влияет на его выразительность. Использование эпитетов в речи позволяет наиболее точно описать какой-то предмет или явление, подчеркнуть отношение человека к чему-либо, придает речи эмоциональную окраску и яркость.

эпитеты


Образец сочинения 1:

Русский писатель И. А. Гончаров утверждал, что язык представляет собой не просто речь как набор слов и фраз, а настоящее отражение образа мыслей человека, его души. С его высказыванием трудно не согласиться, ведь, действительно, речь может многое рассказать о самой личности, продемонстрировать внутреннее богатство или, наоборот, внутреннюю пустоту. Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.

О человеке можно судить и по словам, которые он использует, и по манере речи. Вежливые спокойные интонации или крикливо-раздражительный тон покажут все особенности воспитания, а наличие в речи бранных или сорных слов ясно скажут об уровне внутренней культуры. Однако со временем речь может меняться. Когда человек взрослеет, из его словаря исчезают жаргонные слова, просторечия, совершенствуется грамматический строй.

Доказательства того, что язык отражает внутреннее состояние человека, можно найти в предложенном для анализа тексте……

ПРИМЕРЫ

Таким образом, можно сделать вывод, что прав был И.А. Гончаров, утверждая, что язык может многое рассказать о человеке.


Образец сочинения 2

"Русский язык...обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли,"- говорил известный русский писатель В.Г. Короленко. Я не могу не согласиться с ним, потому как считаю, что нет мыслей или чувств, которые нельзя описать русским языком.

Попробую подтвердить верность слов Короленко, обращаясь к тексту….. ПРИМЕРЫ

Таким образом, я попыталась (лся) подтвердить верность слов В.Г. Короленко, приведенных в начале сочинения. Воистину велик русский язык, и нет ему равных по выразительности!


Образец сочинения 3

Известный французский философ Поль Рикер утверждал: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Мне кажется, ученый имел в виду то, что язык позволяет человеку выразить себя, а собеседникам составить мнение о нем. По речи говорящего можно судить о его профессионализме, культуре, интеллигентности, интеллектуальном уровне. Обратимся к тексту……...

ПРИМЕРЫ

Таким образом, предложенное для анализа высказывание Поля Рикера считаю справедливым.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!