СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к урокам русского языка при изучении темы "Синтаксис и пунктуация". Задания для учащихся 8-11 классов на базе рассказов Константина Паустовского. "Совершенствуем навыки пунктуационного и синтаксического анализа".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы  можно использовать как  индивидуальный раздаточный материал,  материал для самостоятельных работ, в качестве  обычных тренировочных упражнений. У заданий  разный уровень сложности, что позволяет  осуществлять дифференцированный подход в системе обучения. На базе  подобранных предложений  можно  видоизменять  задания для учащихся. Некоторые задания можно   выполнять  в группе или  поочередно  несколькими учащимися.

    Задания  составлены на  базе  отрывков из произведений       К. Паустовского.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к урокам русского языка при изучении темы "Синтаксис и пунктуация". Задания для учащихся 8-11 классов на базе рассказов Константина Паустовского. "Совершенствуем навыки пунктуационного и синтаксического анализа".»

МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Задания к теме «Синтаксис и пунктуация» для 8-11 классов.

Материалы можно использовать как индивидуальный раздаточный материал, материал для самостоятельных работ, в качестве обычных тренировочных упражнений. У заданий разный уровень сложности, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в системе обучения. На базе подобранных предложений можно видоизменять задания для учащихся. Некоторые задания можно выполнять в группе или поочередно несколькими учащимися.

Задания составлены на базе отрывков из произведений К. Паустовского.

Задание 1. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Кружевница Настя». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложениях. Выполните полный синтаксический разбор подчеркнутых предложений. Устно определите стиль данного отрывка, аргументируйте ответ.

Наступило утро. Грозовое желтое небо все еще дымилось за окном. Две радуги-подруги опрокинулись над вершинами. Мокрые цветы диких пионов горели на подоконнике, как раскаленные угли. Было душно. Пар подымался над сырыми скалами. В пропасти рычал и перекатывал камни ручей.

(К. Паустовский. «Кружевница Настя»)

Задание 2. Запишите предложение. Поясните правописание выделенных слов. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Укажите, какие типы грамматической связи можно установить в словосочетаниях в данном предложении, аргументируйте ответ.

Весь этот лесной край к северу от Оки издавна назывался «дремучим».

(К. Паустовский. «Клад»)

Задание 3. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание и лексическое значение выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложениях. Выполните полный синтаксический разбор подчеркнутых предложений.

Устно определите стиль данного отрывка, аргументируйте ответ.

Я исходил по тамошним лесам десятки километров вместе с Аркадием Гайдаром. Было это давно, в начале тридцатых годов.

Несколько раз за время наших скитаний мы заводили разговор и старом народном выражении «дремучие леса». Мы восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые лесные реки с красноватой водой. По берегам этих рек росли цветы «кукушкины слезы». В народе их зовут «дрёмой». Это растение было под стать дремучим лесам. Венчики «кукушкиных слез» сонно висели, согнувшись до самой земли.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 4. Запишите предложение из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложении. Выполните полный синтаксический разбор. Нарисуйте схему предложения.

Проснулись мы на следующий день рано и в такой тишине, что было слышно, как со слабым звоном капала с крыши на перевернутое ведро ночная роса.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 5. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложениях. Выполните полный синтаксический разбор предложений. Устно определите стиль данного отрывка, аргументируйте ответ.



Только что взошло солнце. Оно было не мутнее, как вечером, а светлое, свежее, отдохнувшее за ночь.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 6. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложениях. Выполните полный синтаксический разбор подчеркнутых предложений. Устно определите стиль данного отрывка, аргументируйте ответ. Выпишите из предложений по 1 примеру словосочетаний с разными типами грамматической связи.



Мы подошли к девочке. Она сидела на траве и испуганно смотрела на нас большими синими глазами. Рядом стоял кувшин с молоком, завязанный чистой тряпицей.

Девочка была в вылинявшем желтом платке и длинной черной юбке, доставшейся ей, должно быть, от старшей сестры.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 7. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложениях. Выполните полный синтаксический разбор подчеркнутых предложений. Устно определите стиль данного отрывка, аргументируйте ответ. Поясните лексическое значение слова «порубка». Выпишите из предложений по 1 примеру словосочетаний с разными типами грамматической связи.





Днем мы ушли с порубки. Снова потянулись заглохшие лесные дороги, скользкие от рыжей хвои. Мерно шумели вершины сосен, таяли в небесной глубине облака, и дятлы, гневно косясь на нас, выстукивали сухие деревья.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 8. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложениях. Выполните полный синтаксический разбор всех предложений. Устно определите стиль данного отрывка, аргументируйте ответ.



Вверху над соснами дул свежий полуденный ветер, и весь лес качался и шумел широким океанским гулом. Но до земли ветер не доходил. Внизу было безветрие.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 9. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание выделенных слов. Выполните полный синтаксический разбор предложений. Устно определите стиль и тип данного отрывка, аргументируйте ответ. Найдите в тексте примеры инверсии.



Возвращались из лугов мы уже вечером. Солнце село. Над озерами задымились туманы. Кричали по низинам коростели.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 10. Запишите предложение из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложении. Выполните полный синтаксический разбор. Определите склонение всех имен существительных.



Цвел шиповникспутник светлых июньских ночей.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 11. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложениях. Выполните полный синтаксический разбор подчеркнутых предложений. Устно определите стиль данного отрывка, аргументируйте ответ. Определите служебные части речи в отрывке. Найдите сложные слова, выполните их морфемный разбор.



В чистом меркнущем небе реактивный самолет тянул свой белый быстрый след. След этот летел к слабо блестевшей над нами звезде. И этот след, и звезда отражались в воде Старицы, и вода от этого казалась бездонной, как вечернее небо.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 12. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложениях. Выполните полный синтаксический разбор предложений. Устно определите стиль данного отрывка, аргументируйте ответ. Установите склонение имен существительных в отрывке.



В шиповнике по берегам Старицы уже притаилась ночь. Только цветы на кустах светились отраженным блеском еще не погасшей зари. Потом в кустах, стараясь не нарушить вечернюю тишину, щелкнул, пустил стеклянный перезвон и затих соловей.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 13. Запишите предложение из рассказа К. Паустовского «Клад». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор. Выполните морфологический разбор наречия.



Пепельный Юпитер взошел над темным лесом на горизонте и начал медленно подыматься над лугами, вековыми ивами и туманами – над знакомой и милой нашей землей.

(К. Паустовский. «Клад»)



Задание 14. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Заботливый цветок». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложениях. Выполните полный синтаксический разбор предложений. Устно определите стиль данного отрывка, аргументируйте ответ. Определите разряды имен прилагательных.



Речушка была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. В этих зарослях была протоптана к воде тропинка, а около неё стояла скамейка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили немного посидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчётся над водой мошкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли.

(К. Паустовский. «Заботливый цветок»)



Задание 15. Выразительно вслух прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского «Заботливый цветок». Объясните правописание выделенных слов. Выполните полный синтаксический разбор подчеркнутых предложений, поясните знаки препинания в них. Устно определите стиль и тип данного отрывка, аргументируйте ответ.



Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно ещё кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают.

Учёные, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.

Что же оказалось? – спросил Михаил Михайлович и сам себе ответил: – А оказалось, что кипрей – очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!

(К. Паустовский. «Заботливый цветок»)



Задание 16. Запишите отрывок из рассказа К. Паустовского «Заботливый цветок». Объясните правописание выделенных слов. Поясните знаки препинания в предложениях. Выполните полный синтаксический разбор подчеркнутых предложений. Устно определите стиль данного отрывка, аргументируйте ответ.



Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – всего не перечтёшь. Нет у нас лучших друзей, чем растения. Да если бы я умел рассказывать сказки, я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы такое, что все старые добрые сказочники мне бы позавидовали.

(К. Паустовский. «Заботливый цветок»)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!