СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку истории Древнего мира в 5 классе (конспект, презентация, самоанализ)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку истории Древнего мира в 5 классе по теме "Древнейшие люди"(конспект урока, презентация, самоанализ)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Древнейшие люди.»

История. Древний мир. 5 класс.


Тема урока: «Древнейшие люди».


Подготовила учитель истории

и обществознания

МБОУ «Бесединская средняя

общеобразовательная школа»

Майданова Ирина Николаевна

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей; формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации

Задачи: формирование УУД:

  • личностные – формирование чувства взаимоуважения, развитие у учащихся самостоятельности;

  • коммуникативные – развитие навыков учебного сотрудничества;

  • познавательные – формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; использовать современные источники информации.

Планируемые результаты:

  • личностные: высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека; воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, в общении с другими людьми.

  • метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, формулировать проблему и высказывать собственное мнение, самостоятельно использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Используемый УМК:

  1. Уколова В.И., Маринович Л.П.; под ред. А.О.Чубарьяна. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Просвещение, 2012 (Академический школьный учебник).

  2. Уколова В.И., Маринович Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Просвещение,2012


Список информационных источников:

1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd8ec753-289c-409d-9a2e-b87c211d5487/180.jpg («Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке»)

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/17173/ (предки человека)

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a79b07d8-8f98-4b83-98e1-48a810db188c/185.jpg (оружие неандертальцев)

  • http://school-collection.edu.ru/dlrstore/01b31519-400e-40a2-b8f0-f5d05276a485/182.swf («Сцены из жизни древнейших людей»)

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/ search/ (интерактивные задания по всему курсу древней истории упражнение № 1)

  1. https://yandex.ru/images/search (картинки из жизни древних людей)

3. http://www.proshkolu.ru/user/Elena1020/file/1038773/ (видео «овладение огнём» Источник: Фильм `Одиссея первобытного человека)

4. http://yogibear.wikia.com/wiki/Captain_Caveman (Человек)

  1. ttp://zooclub.ru/fotogal/clip/primat/index3.shtml (Обезьяна)

  2. http://videoscope.cc/134986-super-fizkultminutka-dlja-uroka.html


Ход урока:


Этапы

урока (время)

Деятельность учителя (методы и приемы работы)

Деятельность ученика (содержание учебного материала)

Формируемые УУД


1.Организационный этап (1 минута)


Подготовка учащихся к работе на уроке, психологическая подготовка к общению

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку


Приветствуют учителя.

Умение организовываться к уроку.

2. Этап актуализации опорных знаний (5 минут)


Цель: закрепление и углубление знаний, установление правильности, полноты, и осознанности выполнения д/з

Вспомнить науки, которые помогают изучать прошлое. Обратить внимание на слайд №1. вспомнить, что такое исторический источник и работая в парах выбрать письменные и вещественные источники.

Фронтальная работа


Выполняют задание и сравнивают свой результат с работой других пар.

Уметь выражать свои мысли, используя полученные знания; работать в парах, учитывать разные мнения.

  1. Подготовка к работе на основном этапе. Постановка учебных задач (4 минуты)

Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Организует погружение в проблему: рассмотрите иллюстрации на слайде, и ответьте на вопрос: кто перед вами?

Слайд №2

Слайд № 3.

Объяснение учащимся целей урока, сообщение темы




Организует обсуждение возникших затруднений.

Дают ответы:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти… человек: в руках орудие труда?


Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, умение ставить учебные цели, точно выражать свои мысли, делать вывод, владеть смысловым чтением.


4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений. Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания изучаемого материала

Побуждение учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.

Когда появились древнейшие люди?


Где располагалась древнейшая родина человека?

Слайд 4.



Организация работы с картой на слайде (показывает по карте называемые территории).

Слайд 5.


Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?


Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя.


2 млн. лет назад.



Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье.


2-3 ученика показывают на карте Прародину человека и проговаривают её название.

Ученики размышляют, высказывают версии.


Уметь самостоятельно работать с картой, с новой информацией, находить ответы на поставленные вопросы, грамотно использовать в речи новые термины.

5. Динамическая пауза (2 минуты)


Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости.

Используется физкультминутка,

(как древнейшие люди тянутся за плодом, ищут коренья, убегают от опасности)

Выполняют движения под руководством учителя

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

6. Продолжение этапа изучения нового материала (10 минут)

Цель: формирование новых знаний и умений, интереса к изучаемому предмету.

Обращение внимания учащихся на слайд №7 «Древнейшие орудия труда» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Организует работу с текстом учебника стр. 15. Предлагает рассказать о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Какой вывод из этого можно сделать?


Организация учащихся на знакомство с историческими сведениями о том, как человек овладел огнём? (видеофрагмент)

Ответы учеников: срезать палку, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…




Ответы учеников: рубила, скребки, ножи, наконечники копий.



Делают вывод: животные такие изделия сделать не могли. Их сделал «человек умелый».


Смотрят видео, отвечают на вопрос учителя.

Выдвижение гипотез и их обоснование; формирование представлений о ценности труда;

формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, интереса к предмету.

7. Этап первичной проверки понимания изучаемого и закрепления новых знаний (6 минут)

Цель: закрепление изученного материала, установление правильности и осознанности изучаемого материала, выявление пробелов

Предлагает ответить на вопросы:

1. Чем древнейшие люди отличались от животных? (слайд 8)


2. Чему древнейшие люди могли бы научить нас?





3. Какие орудия изображены на слайде? (слайд 9)





4. Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека?

(слайд 10)


Называют отличия и сравнивают ответ с вариантами на слайде.


Ответы учеников: умению выживать в условиях дикой природы, не вредить природе.


Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда.


Выполняют задание № 2 в рабочей тетради стр. 6.

Уметь работать с информацией, картой, применять полученные знания, грамотно использовать в речи новые термины

  1. Этап применения знаний (3 минуты)

Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания

Организация деятельности учащихся по применению знаний. Использование заданий, требующих самостоятельности.

Решение кроссворда

Работают с кроссвордом

Умение правильно, осознанно, самостоятельно выполнять задания.

  1. Этап подведения итогов урока (3 минуты)

Цель:

обеспечение развития у учащихся способности к оценочным действиям.

Создаёт условия для осмысления учеником своих действий.

Слайд 11. «Оцени свои достижения»


Комментируют и оценивают свою работу на уроке.


Формирование навыков самооценки, оценивание качества и уровня усвоения изучаемого материала


9 Этап информации о домашнем задании (2 минуты)

Цель: сообщить домашнее задание и способы его выполнения.


Объявляет и комментирует домашнее задание (слайд 12

§ 3, вопрос № 4. Рабочая тетрадь задание № 1, стр. 5 -6)

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательная, творческая, содействие ответственности и самостоятельности.

  1. Этап подведения итогов урока

Цель; Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Подведение итогов урока. Качественная характеристика работы класса

Подведение итогов урока самими учащимися









Просмотр содержимого документа
«самоанализ»

Самоанализ урока истории в 5 классе

учителя истории и обществознания

МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Майдановой Ирины Николаевныа



Дата проведения: сентября 2015 года

Тема урока : Древнейшие люди

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие в прошлое

Форма урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Используемый УМК:

  1. Уколова В.И., Маринович Л.П.; под ред. А.О.Чубарьяна. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Просвещение, 2012 (Академический школьный учебник).

  2. Уколова В.И., Маринович Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Просвещение,2012


Урок по теме «Древнейшие люди» являлся уроком изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания, полученные на первых уроках. На уроке ставились и реализовывались следующие цели:

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.), формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации

 Образовательная цель: на основе изученного материала углубить знания об имени прилагательном; коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов, формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей.

Развивающая цель: развивать логическое и критическое мышление, умение  работать с текстом учебника, развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения; развивать устную и письменную речь.      

Воспитательная цель: воспитывать чувства коллективизма, товарищества и взаимовыручки; чувство сопричастности уважения к человеку.


Задачи:

Повторить в течение урока материал по темам:

-Что изучает история Древнего мира.

- Исторические источники;

-изучить тему «Древнейшие люди».


Содержательные аспекты урока

Сложность содержания урока соответствовала возможностям обучающихся и типу класса, что обеспечивало работу в зоне ближайшего развития. Реализовывался компетентностный и коммуникативно-деятельностный подход, принцип связи теории и практики обучения с жизнью. На уроке использовала творческие продуктивные задания, которые носили не только обучающий, но и развивающий характер.

Структура и логика построения урока

Структура урока соответствовала системе обучения, программе и специфике данного предмета и данного урока. Урок строила логично и системно, продумывая последовательность учебных заданий. Для урока рефлексии считаю уместным следующие этапы урока: мобилизующий(мотивация к учебной деятельности), целеполагание, коммуникация-актуализация знаний, самоконтроль с проверкой по эталону, включение в систему знаний, подведение итогов, рефлексия

Методические и технологические аспекты урока

Предусматривалось оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы, рациональное использование работы детей в парах и микрогруппах. На уроке старалась предусмотреть достаточный объём самостоятельной работы с учётом возраста обучающихся и типа урока. Были использованы проблемные методики обучения: частично-поисковые, исследовательские, диалогические технологии. Была использована следующая наглядность: карта, презентация урока «Древнейшие люди». Была организована оперативная обратная связь, отслеживающая усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществлялась своевременная коррекция ошибок, учитывала индивидуальные особенности детей, предусматривала дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Деятельностный аспект урока

Создавала положительную мотивацию, в том числе учебно-познавательные мотивы, на уроке ставились учебные задачи, дети их осознавали, принимали участие в целеполагании, рефлексии.

Обучающиеся осваивали несколько универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;, проведение коллективного исследования , поиск необходимой информации в тексте, формулирование понятий, выполнение и анализ работы, контроль результатов.

Личностные УУД: высказывание собственного мнениея о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сопоставление отношения к природе древнейших людей и современного человека; воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, в общении с другими людьми.

Регулятивные УУД: планирование собственной деятельности, осуществление итогового и пошагового контроля, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона реального действия и его результата;

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения , обучение восприятию ответов товарищей, согласование действий с партнёром ;учитывать разные мнения; адекватно взаимодействовать в паре и группе.

Предметные результаты: учащиеся называют время появления на Земле древнейших людей, дают определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, могут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём, формировались опыта по обобщению знаний по теме, его преобразованию и применению; исследовательская культура

Метапредметные: учащиеся могут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, формулируют проблему и высказывают собственное мнение, самостоятельно используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Организационные аспекты урока. По моему мнению, выбран оптимальный темп урока, старалась соблюдать временные рамки, следить за чёткой организацией учебного процесса и дисциплиной.

Коммуникативные и личностные аспекты урока. Осуществлялось сотрудничество «учитель-дети», что позволяло соблюдать демократический стиль общения, благоприятный психологический микроклимат. Создавалась ситуация успеха и ситуация выбора: обучающиеся имели возможность высказывать собственную точку зрения, учитывались их интересы.

Педагогическая техника учителя. На данном уроке старалась использовать следующую систему работы : постановка проблемного вопроса в начале урока, чёткая постановка целей на каждом этапе урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока, использование физминутки и рефлексии, говорила чётко, выразительно.

На уроке реализовывались современные подходы к преподаванию истории:

Коммуникативно-деятельностный: добывание знаний в поисковой и исследовательской деятельности, обмен информацией, взаимодействие на уроке

Текстоориентированный: монологический ответ, работа с научным текстом;

Функциональный: совершенствование устной речи, развитие творческих способностей;

Интегрированный: связь с уроками географии, литературы, биологии.

Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся

Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися

Психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении истории Древнего мира.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг, задачи урока реализованы полностью



Учитель_____________________Майданова И.Н.



Просмотр содержимого презентации
«ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ»

ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ Урок истории Древнего мира в 5 классе

ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ

Урок истории Древнего мира

в 5 классе

Определите какие из исторических источников относятся к  вещественным, а какие к письменные А) глиняный горшок Б) обрывок папируса В) глиняная табличка с иероглифами Г) печать с буквами Д) книга, написанная на пергаменте Е) развалины древнего храма И) наконечники стрелы К) мотыга

Определите какие из исторических источников относятся к вещественным, а какие к письменные

А) глиняный горшок

Б) обрывок папируса

В) глиняная табличка с иероглифами

Г) печать с буквами

Д) книга, написанная на пергаменте

Е) развалины древнего храма

И) наконечники стрелы

К) мотыга

Облик древних предков Кто изображен на картине?

Облик древних предков

Кто изображен на картине?

Где найдены следы жизни древнейших людей Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье.  Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн. лет назад    Подумайте? Почему Африка стала местом появления и обитания древнейших людей ?

Где найдены следы жизни древнейших людей

Южная и Восточная Африка. Олдовайское ущелье.

Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн. лет назад

Подумайте? Почему Африка стала местом появления и обитания древнейших людей ?

Олдовайское ущелье

Олдовайское ущелье

Подумайте? Что изображено на картинках? Для чего использовалось?

Подумайте?

Что изображено на картинках? Для чего использовалось?

Древнейшие орудия труда

Древнейшие орудия труда

Предположите? Как человек овладел огнём

Предположите? Как человек овладел огнём

Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека?

Какое значение огонь играл в жизни древнейшего человека?

Чем древнейшие люди отличались от животных? 1.Внешний видом 2.Умением изготавливать орудия труда 3. Владение огнём

Чем древнейшие люди отличались от животных?

1.Внешний видом

2.Умением изготавливать орудия труда

3. Владение огнём

Чему древнейшие люди могли бы научить нас?

Чему древнейшие люди могли бы научить нас?

Домашнее задание § 3, вопрос № 4. Рабочая тетрадь задание № 1, стр. 5 - 6

Домашнее задание

§ 3, вопрос № 4.

Рабочая тетрадь

задание № 1, стр. 5 - 6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей