Введение в ситуацию:
(Дети и родители входят в изостудию, на столе керамическая волшебная тарелочка с наливным яблоком )
Педагог:
- Дорогие ребята и гости , волшебная тарелочка продолжает нас знакомить с любимым городом.
Катись яблочко по волшебной тарелочке расскажи и покажи
Загадка:
«Когда еще не было русской державы,
Дымились костры на заре.
И прежде чем встали московские главы,
какой город………. возвели на Днепре?»
Варианты ответов детей (Смоленск)
Слайд (древний Смоленск)
Актуализация знаний:
(беседа сопровождается показом презентации «Город – ключ, город - щит)
Педагог:
Слайд (Летописец)
- В те далекие времена люди вели летописи. Летопись - запись исторических событий древнего времени по годам. И в одной из таких записей в 863 году было первое упоминание о нашем городе – граде: как в старину называли большие города. С этого времени идет отсчет возраста Смоленска. И написано в летописи , что «Град этот велик и мног людьми».
Наш город находится в удобном месте , так как через город протекает большая полноводная река Днепр.
Слайд (град старинный)
- Жили кривичи (союз восточно – славянских племён, который жили на реке Днепр) мирно: растили детей, занимались земледелием, скотоводством, ловили рыбу, ходили на охоту. Но на город часто налетали враги, сжигали и грабили дома, уводили в рабство людей. Все постройки были деревянным, и даже крепостная стена, окружавшая и защищающая город. Часто после нападений врага на город или пожаров стены приходилось ремонтировать или строить заново. И такая стена не могла защитить город от нападений. Поэтому крепостную стену решили построить из камня, ее строили 6 лет с 1596 по 1602 г. Руководил строительством стены зодчий Фёдор Конь. Зодчий – строитель, архитектор, он делал проект стены.
Слайд(Фёдор Конь)
- Благодарные жители города поставили в его честь памятник, который находится у башни Громовой. В составе крепости было 38 башен. Через узкие окна – бойницы можно было стрелять из пушек и ружей.
Слайд (башни)
- Ширина крепости была такой, что можно было ехать в карете запряженной тройкой лошадей. Протяженность крепости была 6.5 км. Высота стен от13 до 19 метров. Под крепостью были построены специальные погреба, в которых хранили порох и ядра. Важная роль была отведена башням. Они выступали вперед, чтобы было видно, что делается перед стеной до следующей башни и вести огонь вдоль стены. В наше время осталось только 17 башен.
Громовая башня выдвинулась вперед от стены и будто грозит врагу. Из нее можно было вести круговой обстрел из всех орудий. Своей мощью башня была грому подобна, чем и получила своё название.
Башня Бублейка, при приближении врага подавали шумовые сигналы – били в бубен. Отсюда и название.
Маховая башня получила название от того что с нее сигналили, махая днем разными предметами, а ночью - огнями.
Из башни Водяной шёл специально вырытый ров к Днепру, чтобы ходить за водой.
В башне Пороховой хранился порох.
Башня Копытенская получила название от стука копыт домашнего скота, который выходил на пастбище.
Авраамиевская башня была так названа, потому что находилась рядом с монастырем с таким же названием.
Башня Донец служила местом размещения стрельцов, среди них было много донских казаков. (напротив вечного огня).
Башня Веселуха находится на красивом живописном месте и радовала, веселила горожан.
Башня Орёл расположена на самом высоком месте с хорошим обзором, поэтому и получила название самой зоркой и могучей птицы.
Поисковая деятельность:
(Дети подходят к макету Смоленской крепостной стены, рассматривают ее)
Физкультминутка:
«Руки на поясе будем держать
Подпрыгивая станем мы башни называть
Первая Бублейка, вторая Маховая,
Затем Пороховая, Донец и Водяная
И дальше по порядку устали не зная:
Копытенская, Авраамиевская, Орёл и Громовая
И башня Веселуха - берись скорей за ухо!»
Затруднение ситуации:
Катись яблочко по волшебной тарелочке расскажи и покажи
- Посмотрим на волшебную тарелочку, она предлагает стать всем нам скульпторами и создать выставку памятных тарелок с изображением Смоленска.
Слайд (картинки с рельефной лепкой)
Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:
- берём пластилин необходимого цвета и начинаем им рисовать. Отщипываем от пластилина небольшие кусочки, прикладываем к основе и растираем мазками.
Работа детей и родителей за столами:
- Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо!
(звучит спокойная народная музыка и песни о Смоленске)
- Приступайте к работе.
Все работы детей рассматриваются для всеобщего восхищения . Сюрпризный момент: на каждое блюдечко педагог кладет красное наливное яблочко.
|