Предметные: Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, понимание физических основ и принципов действия машин и механизмов, приобретение опыта проведения опытов и простых экспериментальных исследований; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования. представлять механическое движение тел и его относительность;
Метапредметные: Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием других источников информации, формирование умений работать в паре; осуществлять контроль за своей деятельностью в процессе достижения результатов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I этап. Мотивация к учебной деятельности | Психологическая подготовка к общению. Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу |
II этап. Формулирование темы урока, постановка цели | Давайте для перестройки на урок физики повторим пройденный материал (фронтальный опрос). как построены все тела? как они расположены относительно друг друга как связаны молекулы между собой? в каком состоянии находятся молекулы? Ребята! Как можно назвать движение молекул? А как вы думаете, движутся только молекулы? Вы правы, движутся все окружающие нас тела. Наша задача – изучит движение окружающих нас тел Подводит учащихся к: определению темы урока и совместной цели деятельности: В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение по всюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела. Одним из самых простых физических явлений является механическое движение тел. Это и есть тема сегодняшнего урока. Для этого сначала нужно понять, что такое механическое движение. | Записывают в тетради название урока. |
III этап. Первичное усвоение материала | Кто из Вас не наблюдал как движется автомобиль, летит самолет, идут люди и т. д. Однако, если спросить, движется ли здание, в котором Вы находитесь, Вы наверняка ответите - нет. И будете не правы! А движется ли сейчас самолет, который летит в небе? Если Вы уверены, что движется - снова заблуждаетесь! Но если скажите - покоится - опять ответ будет неверным. Как же определить, движется тело или нет? Движутся люди, животные, небесные тела, словом всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. Немыслимо представить себе существование окружающего нас мира без движения. А теперь посмотрите на то, что я делаю. (Идет вдоль стола, одновременно двигая тележку). Что вы увидели? Как же он переместился, если он как был напротив меня, так и остался? Так что же мы назовем механическим движением? В результате обсуждения формулируется определение понятия механического движения: Механическим движением тела называется процесс изменения его положения относительно какого - либо другого тела, выбранного за тело отсчета. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на проблемные вопросы учителя. Работают в группах |
IV. Практическая работа | Понятие о траектории движения тел. Ребята, как вы, думаете, как движется любое тело в пространстве? (Изменяет свое положение в пространстве, переходя из одного места в другое, тело движется по некоторой линии-прямой, ломаной, кривой, в зависимости от направления движения). Траектория – это линия, по которой движется тело. Задание: «Изобразить различные виды траекторий и измерить их длину». (Для этого вам нужно встать с мест, объединиться в группы, изобразить траекторию и измерить ее длину) Наблюдение траектории движения тел Путь. Какова длина траектории, представленной ломаной линией? Откройте учебники на странице 31 и прочитайте определение пути. Какие вы знаете единицы измерения пройденного пути? Совершенно верно. Но есть и другие…Вспомним… НО! В международной системе единиц СИ за эталон пройденного пути выбран 1 метр. В СИ S (м) пишет на доске, 1 мм = 0,001 м, а 2 мм = ? 1 см = 0,01м., а 3 см = ? 1 дм = 0,1 м., а 5 дм=?1 км = 1000 м. 3км=? Далее учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать параграф № 14 учебника, в тетрадях сделать конспект в виде схемы «Виды движения». Заслушивает краткие отчеты обучающихся, корректирует ответы выступающих. | Дают предположения и делают записи в тетради. Выполняют задания в тетради, делают конспект в виде схемы. |
V. . Первичное закрепление материала | Учитель предлагает качественные физические задачи: относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля? опишите траекторию движения: человека на эскалаторе метро; лыжника, прыгающего с трамплина; гири часов; иглы швейной машины; стрелки башенных часов. укажите тело отсчета для следующих случаев движения: спуск парашютиста: движение плота по реке; скоростной бег конькобежца. самолет взлетает с движущегося авианосца. Одинакова ли скорость самолета относительно авианосца и моря? начертите траекторию какой-либо точки на ободе колеса движущегося велосипеда относительно велосипедиста; относительно поверхности Земли. | Решают задачи |
VII Домашнее задание | На дом. § 13, 14; задачи на смекалку; практическое задание. Практическое задание: С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и определите длину пройденного пути. На листке бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения. Задачи на смекалку: ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар? Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса: а) относительно прямолинейного шоссе; б) относительно центра колеса? Обратите внимание на сооружения школьной площадки. Понаблюдайте за движением детей на этих сооружениях и опишите виды их движений. | Записывают в дневник домашнее задание, анализируют свою работу. |
VIII. Рефлексия | Прошу вспомнить все, что мы сегодня изучили и, если есть вопросы, задайте их. Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? По результатам теста и учетом работы во время урока учитель объявляет оценки. | Вспоминая урок, еще раз проясняют наиболее трудные моменты. Оценивают свою активность на уроке. |