Дата ______________. Урок № 5 история 11 класс
Тема урока: Место и роль СССР в послевоенном мире.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Вид урока: проблемный урок
Цели:
Образовательная: определить место и роль СССР в послевоенном мире; основные тенденции развития международных отношений во второй половине XX века; сущность понятия «холодная война»; свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»; выяснить причины «холодной войны».
Развивающаяся: развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развитие умений работать с разными источниками
Воспитательная: воспитание патриотизма, толерантности.
Планируемые результаты:
Предметные:
− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом;
− сформированность умений применять исторические знания в общественной деятельности, поликультурном общении;
− владение навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников;
− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Метапредметные:
− умение самостоятельно определять цели деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать.
Личностные:
− формирование патриотизма,
− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего осознанно принимающего общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- формирование способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− формирование толерантного сознание и поведения в поликультурном мире.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Здоровается, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. |
2. Целеполагание и мотивация | Предлагает просмотреть на экране проектора плакаты о союзниках периода Второй мировой войны и агитплакаты времен «холодной войны» и сравнить их. Что изменилось? Как вы думаете почему? Подводит к теме урока, предлагает сформулировать цель и задачи урока. Какова была роль СССР в новом послевоенном мире? Эпиграфом для нашего урока я выбрала слова поэта Е. Евтушенко: "Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила". Потом в конце урока мы вернемся к этому эпиграфу. Предлагает заполнить два столбца таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)». Делит класс на три группы. | Знакомятся с информацией, формулируют цель, задачи урока. Записывают в тетради тему и эпиграф. Каждый заполняет два столбца таблицы. |
3. Актуализация знаний | Предлагает высказаться о причинах ухудшения отношений между союзниками. Предлагает сформулировать понятие «холодная война»; определить элементы, которые входят в понятие. | Предлагают свои варианты ответов. Элементы записывают в группах на карточки. Прикрепляют карточки на доску в виде кластера. |
4.Изучение нового материала | Предлагает задания группам. 1 группа работает с картой «Территориальные изменения в Европе по итогам Потсдамской конференции», выясняет какая новая геополитическая ситуация сложилась в послевоенном мире. Показывает на карте территориальные изменения. 2 группа работает с учебником п.1 «СССР-мировая держава» и приводят доказательства усиления международного положения СССР. 3 группа изучает п.2 «Рост коммунистического и национально-освободительного движения» и называет факты, доказывающие этот рост. Разъясняет порядок и способы работы. Корректирует работу групп. Каковы причины усиления международного положения СССР? Кратко запишем это в тетрадях. Вы уже знаете к каким дальнейшим событиям это приведет. А сейчас мы проследим, как развивались события на международной арене и увидим яркие проявления соперничества ведущих стран. Задание: Прочитаем п.3 «Столкновение геополитических интересов» и представим письменно его содержание в виде схемы. Отправной точкой начала "Холодной войны" принято считать, публичную речь премьер-министра Черчилля в городе Фултоне, где впервые на всеуслышание было сказано о противостоянии стран. Прочитаем отрывок из его речи (Приложение 1) и выясним: Что Черчилль вкладывал в содержание термина «железный занавес»? Какими мотивами руководствовался Черчилль, призывая к союзу англоязычных стран? Вспомните, где произошел первый локальный конфликт? Чем он закончился? | Изучают карту, отвечают на вопрос, показывают территориальные изменения. Читают учебник, отвечают на вопрос. Читают учебник, отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос, делают записи в тетрадях. Читают учебник, составляют схему. Читают раздаточный материал, анализируют речь Черчилля. Отвечают на вопрос. |
5. Обобщение | Вернемся к цели и задачам урока. Как мы их выполнили? Какое значение имеет вопрос о причинах « холодной войны» для людей 21 века? Как вы поняли эпиграф урока? Причина геополитическая в том, что холодная война представляла собой борьбу за сферы влияния после Второй мировой войны. Идеологическая – это борьба двух систем, двух идеологий. Эпиграф помогает понять, что Вторая мировая привела к «холодной войне». | Отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы, обобщают материал |
6.Рефлексия | Обращает внимание учащихся на два столбца таблицы «Знаю – Хочу узнать –Узнал(а)», предлагает заполнить третий столбик. | Заполняют таблицу, осознают степень успешности своей работы. |
7. Оценки | Предлагает оценить свою работу и выставляет оценки. | Оценивают свою работу |
7. Домашнее задание | ИР § 26 учить, отвечать на вопросы, знать записи в тетради | Записывают домашнее задание |
Приложение 1.
Текст фултонской речи Черчилля
Фултон, 5 марта 1946 г.
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы – Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София.
Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы.
Только Афины с их бессмертной славой могут свободно определять свое будущее на выборах с участием британских, американских и французских наблюдателей.
Польское правительство, находящееся под господством русских, поощряется к огромным и несправедливым посягательствам на Германию, что ведет к массовым изгнаниям миллионов немцев в прискорбных и невиданных масштабах.
Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и всюду стремятся установить тоталитарный контроль.
Почти все эти страны управляются полицейскими правительствами, и по сей день, за исключением Чехословакии, в них нет подлинной демократии. Турция и Персия глубоко обеспокоены и озабочены по поводу претензий, которые к ним предъявляются, и того давления, которому они подвергаются со стороны правительства Москвы.
В Берлине русские предпринимают попытки создать квазикоммунистическую партию в своей зоне оккупированной Германии посредством предоставления специальных привилегий группам левых немецких лидеров.
Если сейчас Советское правительство попытается сепаратными действиями создать в своей зоне прокоммунистическую Германию, это вызовет новые серьезные затруднения в британской и американской зонах и даст побежденным немцам возможность устроить торг между Советами и западными демократиями.
Какие бы выводы ни делать из этих фактов, – а все это факты, – это будет явно не та освобожденная Европа, за которую мы сражались. И не Европа, обладающая необходимыми предпосылками для создания прочного мира.
По другую сторону «железного занавеса», который опустился поперек Европы, другие причины для беспокойства. В Италии деятельность коммунистической партии серьезно скована необходимостью поддерживать претензии обученного коммунистами маршала Тито на бывшую итальянскую территорию в центре Адриатики. Тем не менее ситуация в Италии остается неопределенной.
За исключением Британского Содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм находится в стадии младенчества, коммунистические партии, или пятые колонны, представляют собой все возрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации.
Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чем мы должны подумать здесь сегодня, пока еще есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах.
Наши трудности и опасности не исчезнут, если мы закроем на них глаза или просто будем ждать, что произойдет, или будем проводить политику умиротворения. Нам нужно добиться урегулирования, и чем больше времени оно займет, тем труднее оно пойдет и тем более грозными станут перед нами опасности. Из того, что я наблюдал в поведении наших русских друзей и союзников во время войны, я вынес убеждение, что они ничто не почитают так, как силу, и ни к чему не питают меньше уважения, чем к военной слабости.
По этой причине старая доктрина равновесия сил теперь непригодна.