Урок №54 Дата:
Тема:Местоимение как часть речи.
Цели и задачи: Формировать понятия о местоимении как части речи
Повторить признаки местоимения; выяснить непостоянные признаки личных местоимений – изменение по родам местоимений в третьем лице. Формировать умение заменять имена существительные местоимениями. Повторить синтаксический разбор предложения, разряды числительных.
Развивать орфографическую зоркость, память, внимание.
Воспитывать интерес к предмету.
ТСО: словарные слова
Ход урока:
Психологический настрой.
Қазір қаңдай сабақ?
Үй жұмысын тексереік.
Жил один садовод. Он ( 3 лицо, ед.ч.) развел огород. Приготовил старательно грядки. Он ( 3 лицо, ед.ч.) принес чемодан, полный разных семян, но смешались они ( 3 лицо, мн.ч.) в беспорядке. А кисти сочные, как яхонты, горят. Лишь то беда, висят они ( 3л., мн.ч.) высоко. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щелку. Он ( 3л., ед.ч.) для каждого из нас сны счастливые припас. Злой тоской удручена, к муравью ползет она ( 3л., ед.ч.): «Не оставь меня, кум милый!»
Актуализация знаний.
Бүгін нешесі?
Саусақтың кимылы
Минутка чистописания
Я ты он она
Мы вы оно они
- Что такое местоимение?
- Как называются данные местоимения?
- Что имеют местоимения?( лицо)
- Измените их по числам.
Я прочитала интересный рассказ три раза.
- Разберите предложение по членам предложения.
- Какие части речи в этом предложении?
- Что вы можете рассказать о числительном «три»?
- Назовите какому лицу принадлежит местоимение «я»?
Постановка темы урока.
- Что такое местоимение?
- - Какую часть речи заменяет местоимение?
- Как изменяется существительное?
- Как изменяется местоимение?
- Это мы сегодня и начнем исследовать.
Работа по теме урока.
- Измените местоимения по числам.
Вывод: личные местоимения изменяются по числам.
Работа в группах.
Изменим личным местоимения по родам.
1 ряд – местоимения 1 лица
2 ряд – местоимения 2 лица
3 ряд – местоимения 3 лица
Вывод: по родам изменяются местоимения 3 лица единственного числа.
С. 94 Упражнение 285
1 ряд – ОН – дуб, клен, …
2 ряд – ОНА – зима, …
3 ряд – ОНО – солнце, ….
- проверяем.
- Как изменяются местоимения?
Упражнение 287.
Каждая пара выполняет свою пару предложений, заменяя существительные местоимениями. Определяем род и лицо.
Жил-был одни почтенный уличный фонарь. Он честно прослужил много лет.
Как же было красиво, когда взошло солнышко! Оно осветило все деревья и кусты в саду.
В сад вошли два господина. Они вели разговор о цветах.
Каждое утро молодая женщина набирала целый букет роз. Она ставила розы в стакане на большой деревянный сундук.
За окном запел соловей. Он пел такую чудную песню!
- Что такое местоимение?
- Как изменяются местоимения?
- Назовите имена числительные в этих предложениях. К какому разряду они относятся?
Словарная работа.
- В какой стране мы живем?
- Подберите синоним к слову «страна». ( государство)
- Кто стоит во главе государства? ( президент)
- как называется место, где находится и живет президент? (резиденция)
- К какому празднику готовится вся наша страна? ( Ко дню Независимости)
- что значит независимость?
- Подберите синоним к слову «независимость». ( суверенитет)
ГОСУДАРСТВО
ПРЕЗИДЕНТ
РЕЗИДЕНЦИЯ
СУВЕРЕНИТЕТ
- Что означают эти слова?
ГОСУДАРСТВО МЕМЛЕКЕТ
Политическая организация общества во главе с правительством и его органами. Границы государства.
В общеславянском языке «властелин» именовался как-то вроде «господарь». В древнерусском на место этого слова стало «государь». От него был образован и термин»государство» - буквально «владение государя», потом – «держава», «самостоятельно живущая страна».
ПРЕЗИДЕНТ ЕЛБАСЫ
Руководитель, глава государства, а также некоторых крупных научных учреждений. Президент Республики.
Латинское «прэсидэо» - « впереди сидеть», могло значить и «я председательствую», и «я охраняю», и «я управляю». От него пошли два наших слова – «президиум» и «президент».
РЕЗИДЕНЦИЯ ҒИМАРАТ
Местопребывания правительства, высокопоставленного лица.
СУВЕРЕНИТЕТ ЕГЕМЕНДІК
Полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики. Государственный суверенитет.
Слово пришло из немецкого языка, от французского «суверен» - «правитель».
- Как лучше запомнить эти слова?
- какими местоимениями они заменятся в предложениях?
Итог
- Что такое местоимение?
- Как изменяются личные местоимения?
Домашнее задание.
С. 94 правило!, с. 95 упражнение 289