2.Постановка цели и задач урока. Гимнастика для рук Словарная работа | -Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. - Каким вы хотите видеть наш урок? - Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными, писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно. А сейчас внимание, Необычное задание. Какая тема урока у нас? Разберемся мы сейчас. В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ. - О чём этот рассказ? - Как вы считаете, какая главная мысль текста? - Определите, какое слово встречается чаще других? -Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово? - К какой части речи относится это слово? - Открываем учебник на с.51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется? - Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться. - Открываем с. 52, прочитайте тему урока «Роль местоимений в речи». - Сформулируем задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи. - Молодцы! На центральную доску прикрепляются карточки: (МЕСТОИМЕНИЕ) - О происхождении этого слова расскажет Шортова А.. - Давайте послушаем значение слова местоимение из словаря Ожегова - Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. Слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени". – Какое открытие для себя сделали? Местоимение – часть речи, которая заменяет имена. Оно о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Оно отдается делу сполна: Местоимение заменяет имена! -С темой разобрались, За работу все взялись! - Следим за своей посадкой. Пальчиковая гимнастика: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут элемент писать. - Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая - в алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах. па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр - Обратите внимание на соединения букв. Словарная работа б) Словарная работа. - Я показываю картинки, слова запишите в тетрадь. - Ребята, какие слова вы записали? 1) герой, солдат, командир 2) вагон, оборона Ленинграда 3) Москва, Красная площадь, столица 4) прекрасный праздник, салют, победа, свобода -Записываем слова, обозначая орфограммы -С какой темой связаны эти словарные слова –Почему так думаете? -Какую памятную дату будет отмечать вся наша страна? ( Слайд 1) - Как называются эти слова? (словарные ) - Почему эти слова называются словарные. - В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить. – Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу.(Слайд 2) | Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным Участвуют в беседе, слушают учителя. О мальчике Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один Слово «Я» Местоимение Учащиеся читают задачи на с. 51 учебника. Роль местоимений в речи Учащиеся открывают учебник на с.52. Айлана рассказывает о происхождении слова «Местоимение" Следят за посадкой Вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз. Пишут соединения букв Смотрят на картины и пишут слова,выделяя орфограммы Проверяют правильность написания пропущенных букв в словарных словах. Взаимопроверка, оценивание работы |
3. Первичное усвоение нового материала.(5 мин | - Прочитайте правило. Назовите личные местоимения? - У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (я) - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? - Если необходимо обратиться к другу, какое местоимение нужно употребить?(ты) - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? (вы) - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?(он, она) - Если это группа лиц? (они) - Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? (Все они указывают на лица) Перечислим еще раз все личные местоимения. Я и Мы, Ты и Вы, Он, Она, Оно, Они – Все слова отличные, Важные и личные Это без сомнения Все местоимения. - Спасибо. - Игра «Открой секрет» (Слайд 3) Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание. Задание: Перед вами слова, в каждом слове спряталось местоимение, найдите его. | Читают и отвечают на вопросы учителя |
| - Давайте вспомним задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи. - Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? - Проверка. - Работа в парах. У вас на столе карточки. Задание: 1) Задание к данному тексту. Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения. (Слайд 4) Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Проверка. - Кто прочитает получившейся текст. - Как подчеркнули местоимения? -Почему? -Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА (Под музыкупесни»Родина») | Мы можем прочитать правило в учебнике) Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. Одной чертой, как существительное -Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении В: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. |
Вторичное закрепление | Давайте убедимся все, друзья, Что без местоимений нам нельзя! - Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи. Работа в группах. Задание: 1)Прочитайте текст. 2)Подумайте какие местоимения надо употребить? 3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения. 1 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями. Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжнойэстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце. 2 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку. 3 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Знаете ли .......? В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……..придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус. У нас на Алтае, варят травяной чай.(курильский ) (Слайд 5) 4 группа(Слабые дети Подчеркни местоимения И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я. - Игра «Шуточные вопросы» - Когда руки бывают местоимениями? ( когда они вы - мы –ты) - Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы) - Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно) | Каждая команда аргументирует свой выбор. После выполнения всех заданий, все задания читают вслух. -Сделайте вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения. Вывод: Местоимение - это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного, не называет ни предмета, ни признака, ни количества, а указывает на них. |
Проверка и итог урока | - Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку. Проведение тестирования. (Слайд 6) 1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения. 2. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос 3. Местоимение: а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет 4. Укажите местоимение: а) ель б) ем в) ты 5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: а) ты, мы б) она, он в) в, о 6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. а) Из леса доносилось пение птиц. б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка. Вот и кончился урок, Подвести пора итог. - Как называется часть речи, с которой мы познакомились? - Почему так называется эта часть речи? - Как отличить местоимение от других частей речи? - Какова роль местоимения в нашей речи? Заполняют таблицу (Слайд7) | Проверка: (Слайд 28) 1. б) 2. а) 3. в) 4. в) 5. в) 6. б) |