СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Местоимение. Роль местоимений в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о местоимении, как части речи; распознавать местоимения среди других частей речи; знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями; овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Просмотр содержимого документа
«"Местоимение. Роль местоимений в речи"»

Тема урока: Местоимение. Роль местоимений в речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о местоимении, как части речи; распознавать местоимения среди других частей речи; знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями; овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;развитие самостоятельности;развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.


Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация учебной деятельности.

- Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой трудясь дорожи!

- Давайте настроимся на активную работу.

Приветствуют учителя,

проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки


2.Постановка цели и задач урока.









































Гимнастика для рук









Словарная работа

-Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
- Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными, писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

А сейчас внимание,

Необычное задание.

Какая тема урока у нас?

Разберемся мы сейчас.

В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ.

- О чём этот рассказ?

- Как вы считаете, какая главная мысль текста?

- Определите, какое слово встречается чаще других?

-Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово?

- К какой части речи относится это слово?

- Открываем учебник на с.51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока «Роль местоимений в речи».

- Сформулируем задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.

- Молодцы!

На центральную доску прикрепляются карточки:

(МЕСТОИМЕНИЕ)

- О происхождении этого слова расскажет Шортова А..

- Давайте послушаем значение слова местоимение из словаря Ожегова

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. Слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени".

– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена!

-С темой разобрались,

За работу все взялись!

- Следим за своей посадкой.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут элемент писать.

- Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая - в алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах.
па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр

- Обратите внимание на соединения букв.

Словарная работа

б) Словарная работа. 
- Я показываю картинки, слова запишите в тетрадь. 
- Ребята, какие слова вы записали? 

1) герой, солдат, командир

2) вагон, оборона Ленинграда

3) Москва, Красная площадь, столица

4) прекрасный праздник, салют, победа, свобода

-Записываем слова, обозначая орфограммы

-С какой темой связаны эти словарные слова

–Почему так думаете?

-Какую памятную дату будет отмечать вся наша страна?

( Слайд 1)

- Как называются эти слова? (словарные ) 
- Почему эти слова называются словарные.
- В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить.

– Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга  правильность выполнения работы.

Оцените работу.(Слайд 2)

  • Оценка «5» - без ошибок,

  • «4» - 1 ошибка,

  • «3» - 2 ошибки,

  • больше 2 ошибок - нужно будет повторить словарные слова.


Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным

Участвуют в беседе, слушают учителя.




О мальчике

Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один

Слово «Я»

Местоимение


Учащиеся читают задачи на с. 51 учебника.


Роль местоимений в речи

Учащиеся открывают учебник на с.52.











Айлана рассказывает о происхождении слова «Местоимение"






Следят за посадкой



Вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.







Пишут соединения букв


Смотрят на картины и пишут слова,выделяя орфограммы




Проверяют правильность написания пропущенных букв в словарных словах.

Взаимопроверка, оценивание работы

3. Первичное усвоение нового материала.(5 мин

- Прочитайте правило. Назовите личные местоимения?

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (я)

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к другу, какое местоимение нужно употребить?(ты)

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? (вы)

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?(он, она)
- Если это группа лиц? (они)

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

- Спасибо.

- Игра «Открой секрет» (Слайд 3)
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Задание: Перед вами слова, в каждом слове спряталось местоимение,

найдите его.


Читают и отвечают на вопросы учителя


- Давайте вспомним задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.

- Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях?

- Проверка.

- Работа в парах. У вас на столе карточки.


Задание:

1) Задание к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

(Слайд 4)

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Проверка.

- Кто прочитает получившейся текст.

- Как подчеркнули местоимения? -Почему?

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА (Под музыкупесни»Родина»)


Мы можем прочитать правило в учебнике)








Лиса - хищное животное. Она поедает

мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.


Одной чертой, как существительное

-Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении

В: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

Вторичное закрепление

Давайте убедимся все, друзья,

Что без местоимений нам нельзя!

- Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи.

Работа в группах.

Задание:

1)Прочитайте текст.

2)Подумайте какие местоимения надо употребить?

3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.

1 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями.

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжнойэстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло

солнце.

2 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в

классе. Дежурные приготовились к уроку.

3 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли .......? В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……..придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

У нас на Алтае, варят травяной чай.(курильский ) (Слайд 5)

4 группа(Слабые дети

Подчеркни местоимения И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

- Игра «Шуточные вопросы»

- Когда руки бывают местоимениями?

( когда они вы - мы –ты)

- Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы)

- Какое местоимение одинаково читается слева направо и

справа налево?(оно)








Каждая команда аргументирует свой

выбор.

После выполнения всех заданий, все задания читают вслух.





-Сделайте вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения.

Вывод: Местоимение - это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного, не называет ни предмета, ни признака, ни количества, а указывает на них.


Проверка и итог урока

- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку. Проведение тестирования. (Слайд 6)

1. Местоимение:
а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных

б) глаголов

в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет

б) признак предмета

в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:
а) ель

б) ем

в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы

б) она, он

в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

- Как называется часть речи, с которой мы познакомились?

- Почему так называется эта часть речи?

- Как отличить местоимение от других частей речи?

- Какова роль местоимения в нашей речи?

Заполняют таблицу (Слайд7)

Проверка: (Слайд 28)
1. б)

2. а)

3. в)

4. в)

5. в)

6. б)

Рефлексия

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) на уроке я работал(а)

активно, пассивно

2) своей работой на уроке я

Доволен, недоволен

3) урок для меня показался

коротким, длинным

4) За урок я

Не устал, устал

4) моё настроение

Стало лучше, стало хуже



Материал урока для меня был

Понятен, непонятен







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!