МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Сущность метапредметного подхода
- переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности;
- целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
"Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее
- метапредметность,
- метадеятельность,
- метазнания,
- метаспособы
- метаумения,
- мыследеятельность,
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".
- предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
- • стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
- • исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
- • проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
- • сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
- • моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).
- • конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
- • прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
- - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- - регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
- -качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
- Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним
- Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метапредмет - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.
Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.
Метапредметы
1.«Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»,
2.«Основы проектной деятельности», «Книга» (обучение эффективному чтению и выбору книг), «Дискуссия»,
3.«Грамотный покупатель», «Дом», «Первая помощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции),
4.«Как стать успешным», «Самопознание»,
5.«Культура познания», «Культура мышления»,«Учимся учиться»;
6."Факт", "Исследование", и пр.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость изменений в содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования
На что ориентирован стандарт?
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
- ЛИЧНОСТНЫЕ результаты – ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в т.ч. образовательной, социальные чувства, личностные качества.
Планируемые результаты: три основные группы
Личностные
Метапредметные
Предметные
Самоопределение:
Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка:
Регулятивные:
Управление своей деятельностью;
Контроль и коррекция;
Инициативность и самостоятельность
Основы системы научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Смыслообразование:
Мотивация (учебная и социальная);
границы собственного знания и незнания.
Коммуникативные:
речевая деятельность;
Навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией и учебными моделями;
Использование знаково-символических и общих схем..
Ценностная и морально-этическая ориентация:
способность решения моральных проблем; оценка своих поступков
Метапредметные методы
- Метод смыслового видения;
- Метод вживания;
- Метод образного видения;
- Метод графических ассоциаций;
- Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;
- Метод символического видения;
- Метод гипотез (рабочих, реальных);
- Метод наблюдений;
- Метод сравнений;
- Метод эвристических бесед;
- Метод ошибок;
- Метод регрессии.
Метапредметное содержание образовательных стандартов
- 1) реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты;
- 2) общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы; 3) общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые способы деятельности;
- 4) ключевые (метапредметные) образовательные компетенции.
Фундаментальные объекты
- природные объекты (вода, воздух, огонь, земля, конкретные животные и растения, явление тяготения, Солнце и др.);
- объекты культуры (художественные тексты, архитектурные сооружения, произведения искусства, орудия труда и быта, конкретные традиции и явления культуры);
- социальные объекты (определённый товар, семья ученика, реальные гражданские процессы); технические устройства (компьютер, телефон, телевизор и др.).
Сравнительная характеристика
Метапредметный урок
Интегрированный урок
цель: личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие.
Урок с межпредметными связями
цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям(реализация межпредметных связей)
формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.
цель: закрепление знаний учащихся по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук
создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний.
Применение полученных знаний и умений на других уроках.
решение проблемы урока с позиций различных наук
Обогащение жизненного опыта
формирование мыслящего человека как учителя, так и ученика
.Параллельное изучение темы на двух предметных уроках.
понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки
привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области
Трехуровневый подход к изучению объекта
Технологические элементы
1 уровень (частнопредметиый)
Объект познания
2 уровень (общепредметный)
Частный предметный объект (капля воды)
Проблема
Рефлексия деятельности
3 уровень (метапредметный)
Общепредметный объект (вода как объект познания в естествознании и культуре)
Каковы причины шарообразной формы капли воды?
Перечень примененных методов познания, трудностей выполнения работы и способов их преодоления
Фундаментальный образовательный объект (вода как стихия мира)
Что общего в познании естественнонаучной и духовной сущностей воды?
Какова роль воды в устройстве мира, ее связь с другими стихиями?
Фиксация выявленных закономерностей, сходства и отличия естественнонаучного и культурологического подходов к познанию (на примере воды)
Осознание своих внутренних изменений на логическом и чувственном уровне, происшедших в ходе выполнения работы
Постановка задач
Исследовать каплю воды
Способы решения задачи
Наблюдения, опыты, измерения, поиск фактов о формах капли воды
Демонстрация результатов
Проанализировать естественнонаучные свойства воды, сравнить их с теми, которые заключены в притчах, стихах и поговорках о воде
Демонстрация опытов с каплей воды, защита собственных версий объяснения формы капли
Установить роль воды для природы, человека и всего мира (живого и неживого)
Разнонаучные, гуманитарные, художественные и иные методы исследования воды и понятия о нем
Рефлексия деятельности
Размышления о природе воды, знакомство с трудами древних и современных философов, метапредметный анализ смысла воды
Защита гипотез о причинах, сущности единства и мно-говариативности толкования смысла воды в науке и культуре
Перечень примененных методов познания, трудностей выполнения работы и способов их преодоления
Написание и публикация естественнонаучного или философского трактата о воде, рецензии на другие работы
Фиксация выявленных закономерностей, сходства и отличия естественнонаучного и культурологического подходов к познанию (на примере воды)
Осознание своих внутренних изменений на логическом и чувственном уровне, происшедших в ходе выполнения работы
Типология уроков, ориентированных на формирование УУД
Тип урока
Виды уроков
Урок личностно-ориентированного типа
Урок смыслообразования
Урок нравственно-этического оценивания
Урок организационно-деятельностного типа
Урок целеполагания
Урок планирования
Урок прогнозирования
Урок контроля
Урок оценки
Урок когнитивного типа
Урок постановки учебной задачи
Урок информационного поиска
Урок моделирования
Урок - доказательство
Урок отработки освоенного способа действи я
Урок – обобщение
Урок рефлексии
Урок постановки и решения проблем
Урок коммуникативного типа
Урок – дискуссия (диспут)
Урок учебного сотрудничества
Дидактическая модель урока как образовательной ситуации
- Этап актуализации
- Этап проблематизации
- Этап целеполагания и планирования
- Этап концептуализации .
- Этап моделирования
- Этап конструирования
- Этап рефлексии
Образовательная ситуация - это ситуация образовательного напряжения, организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников, целью которой является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов).
Этапы урока
Метапредметные знания (знания, позволяющие сформировать целостную картину мира)
Этап целеполагания
Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы)
Метапредметные умения (универсальные учебные умения, методы познания себя и мира)
Понимание учеником того, что постановка цели – неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира
Вопрос – движущая сила познания. Грамотный вопрос – половина ответа.
Этап работы над открытым задание, создание собственного продукта
Умение грамотно ставить цели: на урок, (на тему, на год).
Критерии оценки (новизна, глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.)
Цель, поставленная учеником
достижимая, проверяемая, конкретная
Этап сравнения с культурно-историческим аналогом
Человек – по предназначению Творец. Человек имеет право реализовать свое творческое начало в любой области. Человек имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет при этом прав других людей.
Умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться фактам
Форма оценки
- количественная (баллы, шкалы, отметки)
- качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита)
Этап рефлексивного осмысления результатов урока
Количество и качество заданных ребенком вопросов
Получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской, художественной и др.)
Качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели
Понимание, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос, знакомство с разными позициями
Продукт оценивается с точки зрения новизны идеи, глубины познания, степени освоения предметной области, креативности
Сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование
Понимание того, что самоанализ результатов – неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира
Может оцениваться оценкой, или качественно - учителем
Умение грамотно проанализировать свое приращение, осознать свои достижения и ошибки, их причины
Возможна оценка в баллах, например от 1 до 10,но предпочтительна – качественная оценка учителя, рецензия
Приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот – оригинальность, самобытность
Самооценка
Полная развернутая, личностная рефлексия
Качественная оценка рефлексии со стороны учителя, или одноклассников
Технология эвристической образовательной ситуации
Этап ситуации
Деятельность учителя
/. Образовательная напряженность
Деятельность ученика
Фиксация или создание образовательной напряженности. Формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения
2. Уточнение образовательного объекта
Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы
Обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета. Расширение или создание необходимой образовательной среды
3. Конкретизация задания
Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту. (Что значит для меня данный объект?)
Формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником.
(Почему или согласно чему я должен действовать? Знаю ли я, как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действий?)
4. Решение ситуации
Сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими учениками вида
5. Демонстрация образовательной продукции
Организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников
6. Систематизация полученной продукции
Личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью эвристических и иных методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельности учеников
Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление
7. Р абота с культурно-историческими аналогами
Демонстрация своих образовательных продуктов: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п. Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых
Введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя
Переопределение образовательной продукции на качественно ином уровне. (В чем мой результат, каковы его роль и место в общих результатах?)
8. Рефлексия
Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. Развитие образовательной ситуации на новом уровне
Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулировали окончательного или открытого решения образовательной ситуации
Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. «Снятие» и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения произошли во мне?)
Образовательная напряженность
- целенаправленное создание образовательной напряженности учителем;
- возникновение проблемы или вопроса;
- непредвиденное противоречие;
- несоответствие полученных результатов ожидаемым;
- затруднение решения задачи или выполнения задания;
- нарушение привычных норм образовательной деятельности;
- ведение противоречивых культурно-исторических аналогов;
- многообразие различных позиций по рассматриваемому во просу и др.
Метапредметный урок английского языка в 5 классе
- Английский язык
- (филология)
- Образовательная цель-
- актуализация изученных ЛЕ по теме «цвета»;
- воспитательная цель-
- развитие толерантного отношения к культуре страны, изучаемого языка;
- познавательная цель-
- представить ученикам перекрёстки науки «физика», «история» и «английский язык»
- -развитие исследовательских учебных действий обучающихся (работа со спектографом)
- -развитие регулятивных действий в процессе коммуникативной деятельности (сочинение скороговорки на английском языке).
- методологические
- (ордеятельностные)
- Составить английский аналог русской скороговорки «каждый охотник желает знать, где сиди фазан».
- Слово, свет
- Цветовой спектр (как физическое явление и языковые феномены-скороговорки)
- Эмоционально-образные качества.
- Умение придумывать, сочинять
- Обеспечение целеполагания учеников на уроке
- -Интеллектуальные качества;
- -поиск соподчиняющих связей между фундаментальным объектом «свет» и «слово».
- Проведение опыта, его описание в художественной форме (на родном языке ученого)
- Ребятам на уроке, будет предложено провести физический эксперимент, который когда-то был проведён английским физиком Исааком Ньютоном. Данный опыт им пригодится при изучении курса физики и погрузит их в мир того языка, на котором он говорил.
Образовательная ситуация урока
Необходимое оборудование урока
-ноутбук с проектором;
-спектрограф, таблетка сухого горючего, спички;
-песочные часы на 10 мин.
ЭТАП СИТУАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Образовательная напряжённость
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
«Мы сегодня с вами будем повторять тему «Цвета». На прошлых уроках мы уже познакомились с названиями цветов. Но сегодня, у нас необычная встреча. Я бы даже сказал, что я не знаю, чем закончится, наша с вами встреча. Но сперва, я познакомлю вас с этим английским сэром (на экране портрет Исаака Ньютона). Он тоже изучал в своё время цвета, почти как мы с вами».
Уточнение образовательного объекта
Перед ребятами ставится 2 задачи:
-опытным путём увидеть спектры горящего пламени (7 цветов радуги);
-составить на английском языке поговорку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Конкретизация задания
-физический эксперимент, который был в своё время проведён Исааком Ньютоном;
-составление поговорки, при использовании набора необходимой лексики.
Решение ситуации
Демонстрация образовательной продукции
- Учащиеся ставят опыт, поджигают сухое горючее и через спектрограф наблюдают спектры горящего пламени.
-организация презентации обучающимися своих продуктов.
Систематизация полученной продукции
Все поговорки записываются на оформленное панно.
Работа с культурно-историческими аналогами
-Учащиеся представляют свои авторские поговорки вслух, которые помогают запомнить название цветов радуги.
-Проговаривают название цветов на английском языке.
Обсуждение по результатам работы.
Учащимся представляются те поговорки, которые есть в английском языке (аналог «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
Рефлексия
Организация рефлексии.
Образовательный продукт урока
Цветная рефлексия.
-описание опыта И. Ньютона и публикация его на блоге учителя;
-составление поговорки, для запоминания цветов спектра на английском языке.
Критерии успешности проведения урока
-качественное оформление результатов опыта на английском языке;
-необычно составленные поговорки.
Памятка при разработке метапредметного занятия
- Определите образовательную область, в которой предполагается занятие. Сформулируйте тему занятия.
- Сформулируйте иерахрию целей урока: предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные).
- Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), в направлении которых планируется деятельность учеников.
- На основе Ваших представлений об особенностях учеников класса перечислите, какого рода способности Вы предполагаете задействовать (или обнаружить). При необходимости разбейте выделенные способности на группы, например: общеучебные и частнопредметные; или - креативные, когнитивные и оргдеятельностные.
- Предложите, как Вы обеспечите личное целеполагание учеников на занятии.
- Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация. Опишите ее, используя алгоритм и технологию, описанную выше;
- Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть "зажигающая", носить метапредметный характер. Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: "Нарисуйте свою картину мира". Назовите конкретный предвосхищаемый образовательный продукт, который должны будут создать ученики (ваш выбранный ученик) за время занятия. Продукт должен быть конкретный, но без известного для Вас содержания. Например, ребята будут конструировать таблицу деления чисел, но какая она в результате получиться, Вы не знаете.
- Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть "зажигающая", носить метапредметный характер.
- Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: "Нарисуйте свою картину мира".
- Назовите конкретный предвосхищаемый образовательный продукт, который должны будут создать ученики (ваш выбранный ученик) за время занятия. Продукт должен быть конкретный, но без известного для Вас содержания. Например, ребята будут конструировать таблицу деления чисел, но какая она в результате получиться, Вы не знаете.
- Какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме. Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности (конкретный способ, или прием, или задание).
- Какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме.
- Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности (конкретный способ, или прием, или задание).
- Как Вы предполагаете продиагностировать внешний и внутренний образовательный продукт ученика? Будет ли применена система оценки деятельности ученика, если да, то какая, если нет, то почему.
- Как, с помощью каких критериев вы предполагаете оценить успешность проведения данного занятия.
Литература
- 1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10.
- 2. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
- 3. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 140-144.
- 4. Хуторской А.В. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. – 1992. – № 2. – С. 18-29.
- 5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
- 6. Хуторской А.В. Изучение фундаментальных постоянных в естественнонаучных курсах средней школы // Методические указания и материалы к спецкурсу «Межпредметные связи в преподавании физики». – Запорожье, 1984. – С. 47-51.
- 7. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. – Черноголовка, 1994. – 68 с.
- 8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.