СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов на уроках иностранного языка в школе

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный, интеллектуально-развитый, образованный  человек  должен владеть иностранными языками на высоком уровне. Применение проектной технологии на уроках иностранного языка  значительно повышает уровень мотивации, развивает умение общаться на языке,  расширяет возможности для изучения иноязычной  культуры.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках иностранного языка в школе»

Громов Е.В., учитель иностранного языка

МБОУ «Большеигнатовская СОШ»


Метод проектов на уроках иностранного языка в школе



Современный, интеллектуально-развитый, образованный человек должен владеть иностранными языками на высоком уровне. Применение проектной технологии на уроках иностранного языка значительно повышает уровень мотивации, развивает умение общаться на языке, расширяет возможности для изучения иноязычной культуры.

Опыт преподавания иностранных языков в школе показывает, что проектная технология повышает эффективность и качество учебного процесса, способствует успешному, творческому саморазвитию личности, обучает детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы с привлечением для этой цели метазнаний из различных предметных областей.

Основными элементами педагогической технологии являются - проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка. Следовательно, метод проектов можно представлять как педагогическую технологию, ибо его реализация соответствует целевому, содержательному, процессуальному, технологическому и результативно-оценочному аспекту педагогической деятельности.

Можно отметить то, что проектная технология успешно вписывается в классно-урочную систему занятий, а также органично интегрируется в практику преподавания иностранных языков в школе.

При подготовке к урокам определяются конкретные и реально достижимые

цели, что помогает правильно отбирать учебные материалы и упражнения, придерживаться оптимального соотношения в использовании материалов учебника и других учебных материалов, успешно развивающих речевые навыки и умения учащихся.

Во время проведения уроков защиты проектов неоднократно приходилось убеждаться, что данная технология повышает качество обучения, повышает мотивацию изучения иностранного языка, позволяет учащимся применять речевые навыки и умения на практике.

На заседаниях методического объединения учителей иностранных языков нашей школы, неоднократно отмечалось, что технология проектного обучения личностно ориентирована; использует много дидактических подходов; самомотивируема, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения проекта; поддерживает педагогические цели на всех уровнях; позволяет учиться на собственном опыте; приносит радость ученикам, видящим результат своего собственного труда, общая работа обучает детей доводить дело до конца.

Очень важной стороной рассматриваемого нами вопроса является то, что проектная технология - это также и исследовательский метод, особенно в старших классах (исследуется реальное положение дел в какой-либо сфере жизни людей), игровой метод (на основе данных проводятся учебно-ролевые игры), без которых не обходится обучение иностранному языку на младшей и средней ступени. Совершенствуется иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная активность. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, приобретать недостающие знания из разных источников, развивает у себя исследовательские умения и системное мышление.

На старшей ступени обучения в школе личностно-ориентированное

проектное обучение является особенно актуальным:

- возрастает активизация мыслительной деятельности старшеклассников и

степень их самостоятельности;

- активно развивается свое собственное самосознание;

- вырабатывается мировоззрение и жизненная позиция, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

В старших классах особенно отчетливо просматривается большая значимость обучения учащихся умению держаться перед аудиторией, выступать с подготовленным материалом. При планировании уроков защиты проекта мы учитываем, что цель занятий и способы ее достижения определяются на основе интересов, индивидуальных особенностей, потребностей и способностей учащегося. Самостоятельная, творческая деятельность учащихся направляется учителем на определение проблемы и поиск путей ее решения на всех этапах урока.

Совместно со старшеклассниками продумывается решение таких типичных задач, как: определение проблемы, намечаются варианты достижения определенных целей, работа с источниками информации, описание результатов деятельности.

Применение технологии проектного обучения на уроках иностранного языка предполагает постановку творческой проблемы, которая требует:

-исследовательского поиска для ее решения (например, проблема поколений, охраны окружающей среды, выбора будущей профессии и многое другое);

-прогнозируемый теоретический и практический результат (с отражением как положительных, так и отрицательных моментов проблемы);

-осуществление самостоятельной (в т.ч. и групповой) работы учащихся на уроке или во внеурочное время.

Учениками нашей школы в течение учебного года выполняются различные проекты. По количеству учащихся, это как индивидуальные, так и групповые (парные, звеньевые); по содержанию и привязке к учебным дисциплинам, как правило, это – монопредметные, реже выполняются межпредметные и надпредметные проекты. По продолжительности чаще всего выполняются среднесрочные (от 1 до 4 недель) проекты, реже выполняются долгосрочные (от 4 недель до 1 года), очень редко выполняются краткосрочные (мини-проекты от 1-3 уроков – неделя). По доминируещему виду деятельности учащиеся школы активно выполняют информационные проекты (сбор, обработка и анализ информации по учебной проблеме, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представления в виде реферата, доклада, таблицы, логистической схемы, графиков и видеоматериалов), а так же исследовательские проекты (моделирование ситуаций реального научного поиска; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работы). На практике эти типы проектов переплетаются тесно друг с другом. Творческие проекты (создание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, видеофильма, выставки выполняются несколько реже. По характеру контактов преобладают внутриклассные, несколько реже выполняются – внутришкольные проекты. По ценностно-ориентированным признакам учащимися школы чаще выполняются экологические, социальные, культурологические; значительно реже – экономические, политические и технологические проекты.

Рассмотрим алгоритм работы учащихся и педагогов при подготовке проекта. На первом этапе происходит выдвижение идеи проекта (предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта), учащиеся обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем, учитель разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели. Второй этап предполагает составление письменного плана выполнения проекта (происходит определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта, составление плана действия), учащиеся вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи, учитель же разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи. На третьем этапе происходит выполнение проекта (осуществление действий по сбору необходимой информации), учащиеся выполняют исследовательскую, информационную, практико-ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал, учитель на этом этапе наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия). Четвертый этап, это - завершение проекта (предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта), учащиеся анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект, учитель помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник.

Для успешной работы нал проектом, учащиеся знакомятся с методическими рекомендациями и последовательностью работы:

- определение проблемы (задачи);

- формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы);

- подбор методов и средств решения проблемы;

- проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы;

-получение и анализ данных;

- оформление данных в виде текста (схемы, рисунка);

- обсуждение и корректировка данных;

- выражение ожидаемого результата.

Как правило, мы знакомим учащихся с проектами прошлых лет, это наглядно показывает им, что проектная технология предполагает:

1) формирование личностно значимых способов учебной работы;

2) овладение способами самообразования;
3) обеспечение перевода обучающегося в режим саморазвития;
4) стимулирование самостоятельной работы учащихся;
5) приобретение опыта социального взаимодействия;
6) развитие коммуникативных способностей
учащихся;

7) приобретение инициативности.

Оценивание проектных работ учащихся происходит с учетом критериев, утвержденных на заседании методического объединения учителей иностранных языков:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем (умение определить проблему и наметить варианты её решения, пути поиска информации, обоснование выводов и т. п.).

2. Сформированность предметных знаний и способов действий (использование имеющихся знаний и навыков для грамотного и аргументированного раскрытия содержания работы).

3. Сформированность регулятивных действий (умение использовать знания по предмету и полученные навыки для достижения целей, осуществлять выбор деятельности в нестандартных ситуациях).

4. Сформированность коммуникативных действий (умение представить результаты проектной работы, аргументировано ответить на вопросы).

При работе над проектами у учащихся активно развиваются ключевые образовательные компетенции. Целью обучения на основе компетенций является приобретение учащимся определенного набора ключевых (общих для всех видов деятельности)  и  профессиональных компетенций, где под компетенцией, в самом общем смысле, понимают готовность выполнять определенные функции, готовность действовать.

В чём причины такого интереса к компетенциям  сегодня?

·         изменения, которые произошли в мире в последнее десятилетие;

·        «информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий;

·        быстрое внедрение научных разработок, которое привело к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей;

·        требования к сотрудникам претерпели серьёзные изменения.

Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Возрастающую роль проектной технологии здесь трудно переоценить. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов  деятельности  ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную  деятельность  по отношению к объектам реальной действительности. Ключевые компетенции – это важные  компетенции, которые используются в повседневной жизни, они развиваются у учащихся при работе над проектом.

            Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования


Как же выполнение проектов способствует достижению планируемых результатов в начальной школе? Главной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, развитие личности учащегося ставится его основной целью. Неотъемлемой частью основы нового стандарта являются универсальные учебные действия (УДД). Под УДД мы понимаем «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Разработана отдельная программа для УДД – программа формирования универсальных учебных действий (УДД). Все виды УДД рассматриваются, учитывая содержание учебных предметов. Функционирование данной программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования предусматривает деятельностный подход в учебном процессе начального звена обучения. Реализация программы формирования УДД в начальной школе является основной задачей внедрения нового образовательного стандарта. Так, например, работая на уроках иностранного языка над проектом, учащиеся обучаются самостоятельно составлять план текста, озаглавливать его, преподносить созданный проект аудитории, отвечать на вопросы.

В проектной технологии используются самые актуальные для учащихся жизненные ситуации. Со 2 по 5 классы подбор проблемных ситуаций осуществляется в рамках пройденного учебного материала в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей, а с 6 по 11 классы — используются ситуации в рамках тем, обсуждавшихся в предыдущих классах, а также новых тем, таким образом, происходит расширение тематики и проблематики, увеличивается самостоятельность учащихся.

Можно сказать, что работу над проектом мы начинаем уже со 2-го класса, и продолжаем далее – в 3-м и 4-м классах. Это - «Праздник алфавита», подготовка материалов по таким разделам, как: Я и моя семья. Мои любимые сказки. Мое любимое домашнее животное. Моя классная комната. Весенние праздники. У меня дома. Мое свободное время. и т. д.

В 5 классе на завершающем этапе изучения цикла уроков по теме

«Город» ученики выполняют индивидуально ряд мини-проектов «Старый

немецкий город», результатами которых являются фотоальбомы, коллажи.

Многие темы проектов имеют социальную направленность и представляют интерес для обсуждения их учащимися:

Школа моей мечты (6 класс);

Мы продолжаем писать «Книгу обо мне», хронику школьной жизни(6 класс);

Моя Родина (7 класс);

Автомобиль будущего (7 класс);

На селе также много интересного (7 класс);

Охрана окружающей среды (7 класс);

Школа будущего (8 класс);

Беседы при посещении города, при осмотре его достопримечательностей (8 класс);

Мы работаем над сборником пословиц и афоризмов (9 класс);

Проблемы молодёжи (9 класс);

Перспективные профессии (9 класс);

 Мой лучший друг (10 класс);

Музыка – это язык, который понимает каждый (10 класс);

Школа нашей мечты (11 класс);

Научно-технический прогресс и его последствия (11 класс).

Рассматриваемые темы переходят из одной в другую, во многом пересекаются друг с другом. Реализуется повторяемость материала, создаются

предпосылки для его усвоения, происходит обучение всем видам речевой

деятельности. Чем разнообразнее перечень проблем, тем больше объем раз-

личных знаний актуализируется в сознании учащихся, тем больше лично-

го опыта включается в общение.

Уроки проектного обучения позволяют учителям вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества, создавать исследовательскую атмосферу. На уроках иностранного языка применение проектной технологии позволяет учителю формировать потребность в речевом общении учащихся, способствует духовно-нравственному развитию учеников.


Литература:


  1. Книга для учителя. Авторы: И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова, Москва «Просвещение», 2009. 
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. /Пособие для учителей. Под ред. Асмолова А. Г. М.:Просвещение.2010. с.151.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 317 с.- (Стандарты второго поколения).

4.  Г. Н. Лебедева «Современный урок немецкого языка с применением информационных технологий» М.: Планета, 2011.- 240с.

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 317 с.- (Стандарты второго поколения).

6.  Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.- М..: Просвещение, 2011. -192 с.- (Работаем по новым стандартам).

7. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа, И. Л. Бим, М.Высшая школа, 2013 г







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!