СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение методов проектов на уроках технологии

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках технологии»

Применение метода проектов на уроках технологии

как средство развития творческого потенциала учащихся


Технология – это интересный и полезный предмет. Урок технологии это открытие природы, это открытие людей и самое главное – открытие себя, своего кругозора, творческих возможностей.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение проектный метод обучения.

Специфика предмета технологии заключается в том, что само содержание направлено на формирование у обучающихся практических навыков, а основным эффективным средством для этого является проектная деятельность.

Разработка проекта по изучаемым темам подразумевает определенную последовательность практических действий для получения изделия и предполагает творческий подход.


Исследования в проекте помогают обучающимся проявить свои личностные качества и умения, выбирать пути решения исследовательских задач, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, учат творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

Традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает творческие способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности. На уроках технологии можно применять нетрадиционные формы работы: викторины, уроки-путешествия, уроки-мастерские, уроки-кроссворды, на родительских

собраниях можно организовывать выставку работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и на факультативах и на кружках) что позволяет разнообразить учебную деятельность учащихся.


«Умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение учащихся со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры» - эти слова В.Д.Симоненко отражают актуальность данного педагогического опыта, способствующего развитию личности, как учителя, так и ученика.

В образовательной области «Технология» использование метода проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Проекты создаются по разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретённый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательским миром профессий.

Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс. Как воспитать убеждением в необходимости трудиться, с уважением относиться к любому виду общественно -полезного труда, дать трудовые навыки и умения и на этой основе сформировать потребность в труде.

Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому труд -отличительное качество человека.



Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:


повысить познавательную активность учащихся;


поднять имидж учащихся


усилить полезность обучения (товар или услуга создается для дома, школы или реализации);


активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).


Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Работа по методу проектов требует от учителя не только преподавания, но и создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

в своей работе я использую информационно-коммуникационные, проектные, исследовательские технологии. Сочетаю проблемно-поисковые, индивидуальные и групповые формы обучения.

На уроках во время работы над проектами пользуюсь различными электронными программами, демонстрирую материал  Интернет-ресурсов, создаю презентации, электронный дидактический материал. Такие уроки помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы  в дальнейшем. В обучении использую индивидуально-личностный подход, стремлюсь ввести в контекст урока философское и культурологическое видение проблемы. Стараюсь создать благоприятный психологический климат - дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. Вношу в процесс обучения творческое начало, учу детей объёмному видению подходов к решению технических задач, конструкторско-технологическому поиску.

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей. Деятельность учителя при проектном обучении заключается в формирование банка учебно-познавательных задач - создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

На уроках во время работы над проектом использую учебники по технологии под редакцией Симоненко В. Д., и дополнительную литературу:


______________________________________________________________

Работа над проектом начинается с составления схемы



Основная цель проекта - контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. Работы философов, психологов, педагогов, посвященные проблемам творчества, показывают, что в любой творческой деятельности человека можно выделить определенные закономерности и этапы.

Организационный этап – это мотивация и уяснение ориентировочной основы действий, когда происходит выбор учащимися тем для проектирования, их осознание и обоснование; определение объема знаний и умений, необходимых для выполнения проекта; составление плана работы; работа с информационными источниками.

Конструкционный этап, в процессе которого на основе уже освоенных методов и приемов технического творчества идет активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия.

Технологический этап – это реализация проекта в материальной форме, основной целью которого является создание реального объекта. При этом учащиеся обосновывают конструкционные и технологические решения.

Заключительный этап - презентационный. На этом этапе происходит анализ выполненной работы, дается ее самооценка и как финал-проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений.


Метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология обучения, которая может применяться в работе с учащимися по любому предмету. Эта форма организации обучения способствует развитию личности обучающихся, и повышает эффективность обучения.


Несколько лет целенаправленной работы, использование проектного метода обучения, проведение внеклассных мероприятий, руководство кружком «Умелые руки» позволяют сделать определенные выводы.

Девочки и мальчики с желанием посещают уроки технологии, кружок «Умелые руки», работой на учебно- опытном участке демонстрируют свои творческие способности, как в учебной деятельности, так и во внеклассных мероприятиях , выполняют разнообразные проекты

Школьники принимают активное участие в различных конкурсах, проводимых Центрами детского творчества; в школьных и городских олимпиадах. О результативности работы говорят следующие достижения учащихся:

на районном уровне:

Название конкурса

Ф.И. участника

место

Олимпиада по технологии

Коверко Ольга

призёр

Олимпиада по технологии

Коверко Светлана

призёр

Олимпиада по технологии

Подольный Константин

победитель

Научно- практическая конференция

Колпеева Карина

победитель

Конкурс детского рисунка «новогодняя феерия»

Панфилова Дарина

призёр

Районная итоговая выставка «Волшебство детских рук»

Чиркова Надежда

2 место


Областные достяженияна:

Областнаяя практическая конференция «Природа, информация, космос»

Корнеенко Валерия.

призёр

Областной конкурс «Нет предела совершенствуили умеем сами – научим и вас!»

Колпеева Карина

лауреат

Областнаяя практическая конференция «Природа, информация, космос»

Магурина Дарья

победитель

А так же и множество других конкурсов.



Достоинства этого метода проектов это то, что

- Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которой они могут пользоваться, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

- Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.


Целенаправленная системная работа, сотворчество учителя и учащихся приводит к хорошим результатам обученности учащихся. Деятельность школьников и качество усвоения учебного материала находится под постоянным контролем учителя. Все это дает мне большое поле деятельности для совершенствование себя как учителя и помогать ученикам делать новые открытия.














Доклад по теме:


Применение метода проектов на уроках технологии,

как средство развития творческого потенциала учащихся






Учитель технологии

Разуванова О.Ф.







2023


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!