СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа. ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА ЮНЫХ ВОКАЛИСТОВ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа. ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА ЮНЫХ ВОКАЛИСТОВ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»



Разработка - авторская студия вокала под руководством Динары Каиргожы










Методическая работа






ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ПЕВЧЕСКОГО

ГОЛОСА ЮНЫХ ВОКАЛИСТОВ И ПУТИ ИХ

ПРЕОДОЛЕНИЯ









г.Кокшетау

2023-2024

Оглавление



Введение 3

ГЛАВА 1. Недостатки певческого звукообразования юных вокалистов 4

1.1 Предназначение дыхания в пении 4

1.2 Выявление недостатков певческого звукообразования и пути их устранения 5

ГЛАВА 2. Вокальные проблемы, связанные с искусством резонансного пения 10

2.1. Недостатки фонации звука 10

2.2 Трудности физиологического характера влияющие на процесс голосообразования. Рекомендации по их устранению 11

2.3 Необходимые условия для становления голоса вокалиста 12

Заключение 14

Список литературы 15





























Введение


Постановка голоса, то есть приспособление и развитие его для профессионального пения - это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего, выработка хороших, правильных певческих привычек. Учащемуся необходимо проложить пути, по которым его голос бы развивался и не уставал.

Для организации правильных условий звучания необходимо осмысление работы голосового аппарата во время певческого звукообразования. В осуществлении певческой функции принимают участие многочисленные группы мышц: дыхательные, артикуляционные, гортанные и ряд других. Чтобы облегчить нахождение верной координации в мышечной работе, надо определить, какие из ощущений, от работы которых зависят основные качества певческого голоса, должны фиксироваться. Нахождение, выработка новых координаций - дело трудное для организма. Оно пойдёт тем успешнее, чем лучше сумеет ученик сосредоточить на нём всё своё внимание, все душевные и физические силы. Опыт работы с нашими учащимися музыкальных школ и со студентами музыкального колледжа показывает, что преподавателям приходится сталкиваться со многими вокальными недостатками, борьба с которыми ведётся в течение четырёх лет учёбы в колледже. Считают, что любовь к музыке воспитывается при правильном развитии певческого голоса уже в дошкольном возрасте, оберегая его от крика, от излишнего напряжения голосовых связок.

В связи с вышесказанным данная тема является актуальной.

Объект нашего исследования – процесс обучения детей с 10 - 13-летнего возраста на вокальном отделении детской музыкальной школы.

Предмет исследования – процесс формирования вокальных навыков у детей, в процессе обучения в детской музыкальной школе.

Цель работы – изучить и исследовать особенности постановки, развития и формирования детского голоса в процессе обучения в детской музыкальной школе, а так же выявить эффективные приёмы, предназначенные для привития ученикам профессиональных навыков, позволяющих добиваться результативности в художественно- творческой деятельности.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

-рассмотреть особенности формирования певческого голоса, и выявления вокальности у детей;

- стремиться выявить естественный тембр ребенка;

-выявление основных недостатков певческого голоса юных вокалистов; - рассмотреть способы и методы, вокальные приёмы для устранения основных недостатков певческого голоса юных вокалистов;

-рассмотреть условия необходимые для становления голоса вокалиста и выработки хороших, правильных певческих привычек.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, опыт работы автора данной работы вокальным педагогом в детской музыкальной школе, и музыкальном колледже, обмен опытом с педагогами-вокалистам, участие в педсоветах, конференциях, круглых столах, мастер-классах, знания, полученные в процессе обучения.

Данная тема имеет практическую значимость для педагогов – вокалистов, работающих в системе дополнительного образования. Основные методические принципы, сформированные в процессе воспитания учеников вокальных отделений детских школ искусств и детских музыкальных школ могут быть использованы в учебном процессе развития детского голоса.


ГЛАВА 1. Недостатки певческого звукообразования юных вокалистов
1.1 Предназначение дыхания в пении


Прежде, чем перейти к недостаткам голоса, хочется сказать о значении певческого дыхания. Правильное певческое дыхание нужно рассматривать, как основу звукообразования.

Для правильного голосообразования необходимо научиться пользоваться певческим дыханием. Знаменитый в своё время педагог и исследователь в области теории и методики вокала Мануэль Гарсия-сын (изобретатель ларингоскопа- гортанного зеркала) в своём методическом труде «Полный трактат об искусстве пения», изданном впервые в 1847 года, а затем в 1856году, пишет: «Нельзя сделать искусным певцов, не овладев искусством управления дыханием». Общественно классическое изречение «Искусство пения есть искусство дыхания» , и действительно, дыхание- это двигательная сила голоса! Атака звука, филировка, фразировка, техника всех видов, зависят, в основном, от степени владения дыханием.

В начале обучения основной задачей является обучение правильному дыханию. Вы должны двигаться вперед и постепенно возвращаться к дыхательным упражнениям. Их полезно использовать в качестве гимнастики и разминки перед пением. Во-первых, вы должны представить, как работают дыхательные мышцы, положив ладонь на живот, и предложить ученику несколько спокойных вдохов и выдохов. Для более интенсивного дыхания рекомендуется взорвать воображаемый огонь в духовке или согреть руки дыханием. Важно чувствовать, как живот опускается и поднимается вверх. При этом используется наиболее нерациональная форма дыхания-ключичная. Правильное дыхание проявляется тем, что особенно активно функционируют межреберные мышцы диафрагмы и нижние стенки живота, мембраны, разделяющие грудную и брюшную области.

Этот тип дыхания диафрагмальный. Движение диафрагмы легко проверить лежа. Лежа на спине, вы должны положить руки немного выше живота в ту часть тела, где находится солнечное сплетение / область диафрагмы, сделать вдох и выдох. При вдохе рука поднимается движением диафрагмы,а при выдохе рука опускается. Кроме того, наряду с проверкой движения диафрагмы, также проверяются движения мышц живота, которые должны работать ритмично и совпадать с движениями диафрагмы на выдохе и выдохе.

Точно так же вентральные мышцы и диафрагма должны работать в положении стоя или сидя. Это обследование показывает недостатки и преимущества физиологического дыхания учащегося.

«Неправильное дыхание в пении»

Яркий пример неправильного дыхания в пении-когда начинающий певец использует" ключичное " поверхностное дыхание. В работе этого типа дыхания участвуют только верхушки легких. Певица пожимает плечами во время пения, сосуды на шее набухают и напрягаются, при этом она имеет очень неприятный вид. Чрезмерное напряжение голосовых связок возникает в результате чрезмерного давления воздуха, стремящегося выйти из легких, и пассивности мышц, контролирующих дыхание.

Многочисленные спирометрические исследования и педагогические практики доказывают, что певцы, использующие низкокалиберно-диафрагмальное (смешанное) дыхание, обладают большей гибкостью и емкостью легких, чем певцы, использующие другие формы дыхания. Это происходит из – за того, что нижние ребра быстро и легко расширяются (расходятся) и диафрагма сокращается без ощущения ненужного напряжения и усталости; кроме того, этот тип дыхания позволяет вам дышать глубже, когда это необходимо, и, следовательно, собирать больше воздуха.

Схема певческого дыхания:

Вдох- фиксация дыхания(затайка)- звук поставлен на выдох, он должен быть включен в поток воздуха. Выдох должен быть максимально продолжительным, плавным без толчков. Достижение экономного «опорного» дыхания требует постоянной и целеустремленной тренировки… Чрезвычайно важной особенностью певческого дыхания является то, что в нём заложены богатейшие исполнительские возможности. На дыхание нельзя смотреть только как на технический момент. Оно таит в себе, наряду с красками звука, безграничные возможности для раскрытия идейнохудожественного содержания произведения. В зависимости от темпа произведения меняется темп вдоха, его активность. Эмоционально поданным вздохом можно выразить любое чувство: грусть, досаду, ярость, испуг, любовную страсть и т.д.

Не менее богатые возможности заключены и в выдохе. Спокойное, плавное движение мелодии, требует такого же плавного, сдержанного и экономичного выдоха. Мелодия, характеризующаяся быстрым темпом, острой, прерывистой ритмикой, стаккатированная и т.п., требует энергичной подачи дыхания, большого расхода его и, порой, прерывистого, даже взрывного приёма выдоха.

В истории вокального искусства примером совершенного виртуозного владения красками дыхания может служить творчество Ф. И. Шаляпина.

Пример упражнения на развитие дыхания

Упражнение 1 С помощью произнесения двух согласных «КС» тренируем певческое дыхание, под музыкальное сопровождение;

Упражнение 2 «Заводим мотор» - пропеваем на губах любые гаммы, арпеджио, начиная тренироваться с более коротких, затем доводим до длинных упражнений.

Комплекс упражнений Александры Николаевны Стрельниковой – это дыхательная гимнастика, которая прямого отношения к вокалу не имеют, но тем не менее, используются для развития певческого дыхания.

Все эти упражнения тренируют экономное дыхание. Кроме того, такая утренняя дыхательная гимнастика даёт бодрость и энергетическую наполненность для всего организма, а мы знаем, что хорошо поём только тогда, когда мы здоровы, энергичны, и полны сил.

Работать над развитием певческого дыхания следует ежеурочно. В работе с детским голосом следует учитывать, что дети не в состоянии брать глубокий вдох, что ограничивает силу голоса. Меньшая жизненная ёмкость легких ребёнка требует большей частоты дыхания.

Поэтому, не рекомендуется отдельно и целенаправленно работать над постановкой вокального дыхания с учениками младшего школьного возраста. Свободное и естественное дыхание в сочетании с эмоционально художественными задачами, как правило, дает хороший результат в процессе приобретения навыков певческого дыхания.


1.2 Выявление недостатков певческого звукообразования и пути их устранения

Типичные недостатки певческого звукообразования в детском и юношеском голосе:

  • горловое пение;

  • глубокое «задавленное» звучание;

  • крикливое, форсированное, напряженное пение;

  • тусклое, вялое, безтембренное звучание;

  • плоский, мелкий, «белый» звук;

  • пестрое звучание гласных;

  • «гнусавый» звук, носовой призвук.

Рассмотрим типичные недостатки звукообразования, выявим их причину, определим пути устранения:

Горловое пение или «горлопение» (термин Л.Б. Дмитриева) является самым типичным недостатком начального этапа обучения, который образуется у детей чаще всего из-за ложных представлений, связывающих певческое звукоформирование только с ротоглоточной частью голосового аппарата. (Говорим ртом, и формировать вокальный звук надо также). Голос ребенка при отсутствии слуховой и вокальной координации не может перейти из речевого режима в певческий.

Причиной является:

-перенапряженная гортань;

-высоко поднятая голова (смотрит на учителя);

-нет правильной организации звука с дыханием-резонатором;

-неумение перейти из речевого в певческий регистр (координационная работа связок); а также может быть скована нижняя челюсть.

При таких недостатках необходимо:

- стабилизация гортани; освобождение нижней челюсти;

- координирование певческого дыхания и звукообразования;

- использование мягкой и придыхательной атаки звука;

- формирование певческого зевка, резонаторных ощущений.

Горловой звук образуется из-за напряженности, малоподвижности, «скованности» нижней челюсти. При таком положении гортань оказывается в неестественно высоком положении. Свободного открытия рта добиваются на гласных «А», «О», «У» как в речевых, так и вокальных упражнениях.

В данном случае необходимо стабилизировать гортань опущенным подбородком и поднятием мягкого нёба, чтобы звук свободно попадал в резонаторы. Спазматические рефлексы на перенапряженное звукообразование хорошо удаляются упражнением на согласный «Г» с придыхательной атакой, например, в сочетании с гласной «ГА».

Необходимое условие перевода звука из глотки в головной резонаторформирование округлого прикрытия (полузевка). Натяжение мягкого нёба способствует беспрепятственному попаданию в верхние резонаторы. Для округлённого звучания используют различные сочетания согласных с гласными «О», «Ё» («ЛЁ», «МО», «РО», «ЗО» и т.д.).

Мягкий, некрикливый звук достигается владением правильного певческого, вдоха и контролируемого выдоха. Научить детей экономно, ровно и постепенно расходовать воздух – это значит научиться долго, ровно, красиво тянуть звук, что является основой певческого искусства.

Частой причиной горлового пения является речевая манера звукообразования и, как следствие, доминирование речевого (грудного) резонатора. В связи, с чем следует активизировать работу верхнего резонатора, используя в упражнениях для распевания высокую тональную настройку.

Н.Г. Стулова также говорит о том, что на начальном этапе обучения пению необходимо научить формировать звук сначала в фальцетном регистре, затем переходить к легкому миксту.

Вся вокальная методическая литература акцентирует внимание на двух основных резонаторах: головном и грудном. Под головным понимаются полости, расположенные выше гортани, в лицевой части головы (лобные, гайморовы пазухи). Благодаря этому резонатору певческий звук приобретает естественное, звонкое, полетное звучание.

«По-настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову»:- говорили старые итальянские мастера пения.

«Дыхание, гортань и резонаторы, - указывает В.П. Морозов, - это, как известно, три основные части голосового аппарата, работающие в тесном взаимодействии друг с другом и представляющие собой единую систему» .

Основной метод воспитания резонаторных ощущений - это последовательный подбор упражнений способствующий закреплению певческих навыков и доведение его до автоматизма.

Глубокое, «задавленное» (или как еще называют вокальные педагоги «опрокинутое» звучание). Учащиеся, стремясь сформировать звук вокально, чрезмерно округляют его, в связи с чем он становится глубоким, задавленным.

Причиной этому могут быть:

Перекрытие звука, глубокого «зевка»; чрезмерно низкое положение гортани; высокое надсвязочное давление как следствие «перезакрытого» рта; в голосе отсутствует высокая певческая форманта.

При этом необходимо:

- формировать правильный певческий зевок;

- формировать в голосе обертонов высокой певческой форманты;

Для активизации головного резонатора и близкого звукообразования хорошо помогает рекомендация Л.Б. Дмитриева.

Классическое положение артикуляционных органов для гласной «А»: «губы в форме непринужденной улыбки, язык в виде «ложечки» с концом у края зубов, широкая мягкая глотка, поднятое мягкое нёбо». При таком положении после пропевания гласного «А», также «И», «Е» принимают округлую форму.

Звонкость, «полетность», «серебристость», придает голосу так называемая высокая певческая форманта (ВПФ), благодаря резонированию на частоту 2500-3000Гц. Это группа усиленных обертонов находится в области ре-соль четвертой октавы.

Индикатором и активизацией высокой певческой форманты является правильное направление звука в головной резонатор.

Почти все первые упражнения на вокальных занятий начинаются «немым звуком» -«М» закрытым ртом или на слог «НГА».

Для того чтобы придать звуку блеск, яркость, полётность, хорошо использовать близкие по образованию гласные и согласные ( «И», «Ю», «ДИ»,«ЗИ», «ЛИ»,«МИ», «ЛЮ», «РИ»).

Практические примеры упражнений:

Упражнение 1 Распевка на слог «ДИ-ДИ-ДИ» вверх по полутонам, или тонам в мажоре, начиная со среднего участка диапазона голоса следует довести вверх до верхнего участка диапазона голоса.

Упражнение 2 Распевка на сочетание слогов «ДИ-ДА-ДИ», следует контролировать слог «ДА», чтобы он звучал так же, как «ДИ» близко

Крикливое, форсированное, напряженное пение.

Такое пение не только некрасиво и неприятно на слух с точки зрения эстетического восприятия, но и вредно для певческого аппарата. Певцы, поющие форсированным звуком, как правило, детонируют, фальшивят, не умеют петь кантилену. В данном случае следует объяснить, что лишь на среднем по силе звучания фоне возможны и особенно рельефны динамические оттенки и контрасты, необходимые для выразительного пения.

«Кто кричит, тот не поёт» - гласит старая вокальная поговорка.

Пение даже на малофорсированном звучании хотя может и не принести существенного вреда поющему, но носит характер опасного певческого режима. Такое пение порождает ещё один недостаток – «качание» голоса, требующий особой бдительности педагога, чтобы предупредить данное явление в самом начале его.

Причиной может быть:

- постоянное употребление твёрдой атаки; отсутствие навыков легатного звуковедения; напряженная гортань; чрезмерно крупный вдох; гиперактивность юного вокалиста.

При таких недостатках нужно использовать:

- исключительно мягкую и придыхательную атаку звука; работать над легатным звуковедением;

- удалить гортанный зажим, переключая внимание исполнителей с горлового ощущения на грудобрюшные мышцы живота и резонаторные ощущения; исключить в распевках и произведениях громкое звучание,

- провоцирующее крикливость.

Организация мягкой атаки хорошо достигается употреблением сонорных. Согласных «Л», «М», «Н», завершить этот параграф хочется словами выдающегося вокального педагога Франческо Ламперти: «Кто не будет избегать крика, не может долго петь на сцене, так как убивает пение.

Пусть певец знает, что тот, кто кричит, теряет свой голос!

Тусклое, вялое, безтембренное пение.

Тихий голос не является недостатком в звукообразовании, но может быть связан со следующими причинами:

- отсутствует навык певческой опоры; не сформированы резонаторные ощущения; вялая, несогласованная работа артикуляционного аппарата; пассивный тонус поющего.

При этих недостатков необходимо формирование певческой опоры, работа над формированием резонаторных ощущений, развитие смешанного типа голосообразования, активизация артикуляционного аппарата.

На первом этапе работы должно концентрироваться внимание на «приближение звука», направляя его в твердое нёбо, к передним зубам.

Хорошо использовать в упражнениях звонкие согласные.

Так «Д», «З», «Л», «М», «Н»-приближают звук;

«М», «Н»-усиливают резонирование носовой полости;

«Р»-активизирует сокращение голосовых связок и работу дыхания.

Второй этап предусматривает воспитание резонаторных ощущений, способствующих смешанному характеру звукообразования. Звук сформированный в высокой позиции должен мягко опираться на грудной резонатор. Мышечно-слуховые ощущения хорошо нарабатываются в центре диапазона, а также при нисходящем движении из головного в грудной регистр. Грудной резонатор способствует формированию сочного, насыщенного звука (верхние ему придают яркость, «летучесть», блеск).

Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы.

Первостепенная задача педагога - стремиться выявить естественный тембр ребенка!

У Мануэля-Гарсиа-сына в его «Полном трактате об искусстве пения» есть указания о тембрах: «Светлый тембр, доведённый до преувеличения, делает голос крикливым и визгливым… Тёмный тембр, доведённый до крайности, закрывает звук, удушает его, делает глухим и сиплым». (Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Н. А. Обухова, В. В. Барсова нашли ту золотую середину, которая способствовала их мировой славе).

Плоский, мелкий, «белый» звук характеризуется пением, напоминающим речевую манеру.

Причиной этому могут быть:

- не активно мягкое нёбо; гортань в высоком положении; отсутствуют навыки смешанного резонирования.

Необходимо при этом:

- формирование ротоглоточного рупора, нахождение правильного положения гортани, работа над резонаторными ощущенииями.

Для исправления плоского, мелкого звука надо вырабатывать у певцов навык «зевка», посыла округленного звука в точку головного резонатора.

При этом полезны упражнения на «прикрытые» гласные «У», «О», «А».

Эти гласные рекомендуют использовать для активизации вялого мягкого нёба, освобождения нижней челюсти, нахождения грудного резонирования.

Согласные «К», «Г», активизирующие работу мягкого нёба, также могут помочь при исправлении плоского, «белого» звучания.

Пример ( распевка на гласных звуках «У-О-А» по полутонам вверх на среднем участке диапазона голоса)

Пестрое звучание гласных

Главная причина - речевая манера пения и, как следствие, отсутствие единства в произношении гласных.

Единая манера пения предполагает формировать гласные «открытые» (а,я,э,е,и,ы) по образцу «прикрытых» способом округления.

Поем «А» с ощущением «О»; поем «И» с ощущением «Ю», поём Е с ощущением «Э» и т.д.

Старейший вокальный педагог А.М. Разварин говорил: «Гласная у хорошего певца несёт согласную, как конь седока».

Необходимо активизировать в звукообразовании мягкое нёбо, использовать в упражнениях для выравнивания гласных следующие сочетания: а-е-и; и-э-а; у-о-а, а также слоги «ДУ», «КУ»,»ЛЁ», «ГНО».

Пример (распевки на одном звуке на гласные А-Э-И-О-У, в сочетании с согласным звуком БРА-БРЭ-БРИ-БРО-БРУ, ДА-Дэ- ДИ-ДО-ДУ)

«Гнусавый» звук, носовой призвук

Причина его образования - низко опущенная нёбная занавеска, которая перекрывает доступ звука в полость рта. С наилучшим результатом исправляются на гласной «у», при которой нёбная занавеска значительно сокращается.

Для устранения этого недостатка следует: формировать правильный певческий зевок, формировать в звуке высокую певческую форманту, активизировать головной резонатор.

Активным включением головных резонаторов с контролем ощущений лобных пазух способствуют упражнения на слоги «БРА», «ДА», «РЭ», «РО». Пение слогов «НЭ», «МЭ», «РЭ» не только хорошо поднимает нёбную занавеску, но и способствует хорошей настройке головных резонаторов. Для исправления этого недостатка хорошо активизировать мягкое нёбо использованием твёрдой атаки звука и штриха стаккато.

Одно из частых требований, предъявляемых к ученику - это требование «близкого звука». Поэтому педагог должен проявить выдержку и терпение, чтобы добиться естественного тембрового металла путём развития опоры певческого дыхания. А согласованная работа певческого дыхания и естественной свободы гортани полностью обеспечивает неискажённое резонирование любой гласной.

ГЛАВА 2. Вокальные проблемы, связанные с искусством резонансного пения
2.1. Недостатки фонации звука


Детонация (неточное, фальшивое интонирование).

Это может быть заболеванием голосового аппарата - фонастенией (изменения в положении и движениях надгортанника), что обнаруживается при врачебном осмотре и требует помощи врача.

При нормальном состоянии аппарата, недостатки эти являются, прежде всего, следствием недостаточного развития музыкального слуха. Поющий человек, даже не профессионал, но обладающий хорошим музыкальным слухом, даже в нездоровом состоянии интонирует чисто (народные певцы, певцы-самородки).

Если детонация является недостатком лишь эпизодического характера, то причины её кроются обычно в недостаточно согласованной работе отдельных частей голосового аппарата, не направляемых контролем слухового органа.

Яркое доказательство такого предположения - ученики чаще всего неточно интонируют в условиях публичных выступлений, когда обычное волнение нарушает нормальную работу дыхания, лишая его надлежащей эластичности. При этом слуховой контроль в значительной мере ослабляется, так как внимание отвлекается борьбой с неполадками в процессе дыхания.

Работа над развитием музыкального слуха, непрерывный самоконтроль поющего, строгий контроль педагога, не допускающего неряшливой интонации никогда, ни в одном звуке, укрепление мышц гортани путём упражнения на «стаккато» - вот те моменты, которые могут устранить недостатки в области интонирования.

Очень важным в работе над устранением этого недостатка надо считать также упражнения в регулировании силы звука и установление её сначала в такой пропорции, в какой интонация будет безукоризненно точной. Затем, через какое-то время, изменение силы звука на тех же упражнениях будет вести постепенно к зовоёвыванию новых позиций в области точного интонирования.

Рекомендации: посещать активно уроки сольфеджио, развивать слуховую координацию

Пример (упражнение на «стаккато» в пределах терции, квинты)

Низкая позиция звука

Одним из основных недостатков является стремление к звукообразозованию на низкой позиции. Однако работа над достижением «высокого звучания», с исчерпывающим использованием верхних резонаторов, должна вестись с максимальной осторожностью, т.к. необходим индивидуальный подход к голосовому аппарату ученика (глубина нёба, строение челюсти).

Высокое звучание нельзя всегда отождествлять со звукообразоанием на высоком положении гортани. Есть случаи, когда это положение гортани, якобы приближающее звук к резонаторам на верхнем отрезке голоса, обесцвечивает естественную природную окраску голоса. «Инструментальное звучание» женских голосов кроет в себе также опасность выхолащивания природной окраски.

Рекомендации:

  • Упражнение сочетание согласных «ХМ» для верного попадания в головной резонатор певца, ощущение точки «высокой позиции звука»

  • овладеть навыком головного резонирования, пения в «маске»

  • не «скатываться» в след за мелодией вниз или « задираться» , тянуться за ней вверх, отрабатывать этот навык в упражнениях

Неверное представление ученика о характере звучания его голоса является подчас серьёзным препятствием для педагога в определении рода голоса ученика. Подчас, увлекаясь подражательством, дети стараются петь так , как поёт исполнитель в понравившейся песни. Что пагубно отражается на истинном голосе юного вокалиста. Нет его естественного тембрального окраса. Значит, в задачи педагога-вокалиста входит развитие не только музыкального, но и вокального слуха, здесь разумеется способность по качеству голоса ученика судить о функциях его голосового аппарата.

Развивать такой слух можно на примере звучания голосов его товарищей, анализируя звуковые различия в работе голосового аппарата поющего.

Устранение излишней вибрации звука

Вибрация звука, которая мешает слышать основное звучание тона, или с «качанием» голоса, особенно досадном на выдержанных нотах, портит исполнение.

Необходимо стремление к инструментальному звучанию голоса, которое приносит определённую пользу. В данном случае временная потеря индивидуальной окраски не должна пугать ни ученика, ни педагога, так как по достижении ровного звучания, как только звук получит должную опору певческого дыхания, качество тембра вернётся как бы в очищенном виде. Достижения в области инструментального звучания особенно рациональны для голосов типа лёгкого высокого сопрано, когда пассажи, мелизмы, стаккато и прочие украшения могут иметь лёгкость и чистоту.

2.2 Трудности физиологического характера влияющие на процесс голосообразования. Рекомендации по их устранению

Проблема «нижней челюсти»

Стоит отметить возникающие в процессе обучения пению трудности физиологического характера. Это проблема зажатой нижней челюсти в пении. Практика показывает, что работа по устранению этого зажима ведётся зачастую довольно долго, не один год.

Рекомендации по устранению проблемы: Упражнение 1 поётся на слоги нисходящей мелодии мажорного трезвучия «Дай–Дай –дай,

Май-май-май-Грай-рай-грай- Рай- рай- рай» или «Рэй- дай-дай»

Упражнение 2

Слог «ГЕ» следует петь с ощущением со свободной челюсти с переходом на

«Э» по полутонам начиная с примарных тонов вверх и вниз преимущественно на средине диапазона голоса

Кроме того, в практике встречаются случаи, когда нижняя челюсть может быть искривлена в ту или другую сторону, а так же, когда челюсть открывается со «щелканием». В этом случае на помощь нам приходят врачи мануалисты и стоматологи, занимающиеся нейромышечной проблемой.

В нейромышечной стоматологии применяется сврхнизкочастотная электростимуляция мышц. Процедура под названием TENS- чрезкожная электронейростимуляция мышц, которая восстанавливает генетически детерминированную длину расслабляет мышцы.

«Вялый» в пении речевой аппарат

Эта проблема часто встречается, особенно с начинающими вокалистами. Когда педагог говорит «У тебя каша во рту». Слоги не проговариваются, нет четкой артикуляции и дикции. Плохо развита самая сильная мышца в нашем организме – это язык.

Существует проблема картавости, грассирующей согласной «р». Правильность проговаривания этой согласной передаётся, как правило, на генетическом уровне. Здесь в помощь придет работа логопеда и упражнения на исправление этого недостатка.

Рекомендации:

Хорошо помогают фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова, чтение скороговорок и чистоговорок с упором на определенные согласные звуки.

Всевозможные вокальные трудности препятствуют быстрому достижению высоких и стабильных творческих результатов. Главным критерием устранения типичных недостатков, указанных в работе, является воспитание вокальных навыков, которые должны быть доведены до автоматизма. Это станет залогом красивого певческого звука, а значит и вокальных успехов.

2.3 Необходимые условия для становления голоса вокалиста

Первое, что необходимо в условиях становления голоса, это психологический климат, моральная обстановка. Каждое занятие на любом из уровней на протяжении всех лет обучения строится по универсальной схеме:

  • Дыхательная вокальная гимнастика;

  • Распевание;

  • Пение вокализов;

  • Работа над произведениями;

  • Анализ занятий;

  • Задание на дом.

Для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде всего, спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Не случайно при нервных расстройствах первой страдает голосовая функция. Так же очень важна система в занятиях и репетициях. Это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов — основных механизмов деятельности нервной системы. Система и тренинг вырабатывают выносливость физическую и дают технический эффект в навыках.

При любой вокальной работе обязательно распеваться.

Это своеобразный «туалет» или спортивная «разминка» голоса. Однако распевание не только разогревает мышцы голосового аппарата, но и создает своеобразную психологическую настройку всего организма:

— «будит» эмоциональную сферу;

— разогревает творческую фантазию;

— налаживает сложный процесс звукообразования (координацию усилий многочисленных мышц аппарата);

— закрепляет условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями;

— собирает творческое внимание.

Самодисциплина, воля, целеустремленность, психическая стабильность, ровность настроений, внимание, уверенность в своих силах, смелость — эти качества надо воспитывать любому профессиональному человеку. Они помогают следить за массой мелочей, игнорирование которых может обернуться трагедией, избавиться от ненужных привычек, мешающих работе.

Профессиональная уверенность в себе и свои силы может возникнуть только в результате хорошей профессиональной подготовки, четкого, грамотного представления о творческих процессах, в том числе голосообразования, и выработки навыков технического совершенства.

Необходимо поддерживать постоянно голосовую форму.

Это еще одно очень важное требование. Не надо забывать, что самые опытные и талантливые певцы должны периодически проверять правильность звучания своего голоса. Даже лучшие мастера оперной сцены заглядывают для этого к своим «маэстро». Необходимо восстанавливать, контролировать свои условные рефлексы, певческие навыки, на которых зиждется голосообразование. Сам исполнитель привыкает к звучанию своего голоса и не замечает потерь. Нужно «постороннее ухо» для контроля.

Хорошая, светлая голова всегда помогает в работе. Физиолог Нагель указал, что легкие, гортань и резонаторы барана по своему анатомическому строению почти тождественны с таковыми же у человека, и если баран не поет, то только потому, что у него «голова баранья». Немцы говорят: «Мы поем головой, а не гортанью».

,





































Заключение

В данной работе рассмотрена актуальность темы «Основные недостатки певческого голоса юных вокалистов и пути их преодоления».

Для вокального педагога необходимо как накопление практического опыта работы с учениками, так и глубокая разносторонняя теоретическая подготовка, развитие наблюдательности, тонкого вокального слуха.

Творческий педагог должен видеть недостатки учеников, найти пути к их исправлению, подыскать наиболее целесообразные приёмы и упражнения и т. п. Необходимо воспитывать у ученика творческое начало, относиться к нему с уважением, поддерживать его, никогда не подавлять. Это связано с умением понять и раскрыть способности каждого ученика.

О вреде догматического подхода для вокального педагога и о необходимости творческого раскрытия индивидуальности каждого ученика Г. Панофка на первых же страницах своей книги «Искусство пения» пишет: «Я полагаю, что исключающая все другие мнения и, следовательно, педантическая система была бы.... вредна.... для педагога пения...». И далее: «Нужно было бы написать столько методик пения, сколько имеется учеников»; «от хорошего педагога пения требуется такая наблюдательность, интуиция, которые помогли бы ему раскрывать способности, характер учеников и путь, по которому надлежит повести каждого из них».

Педагог вне зависимости от методов и приёмов при работе с учеником должен соблюдать следующие принципы:

1.единство художественного и технического развития;

2.индивидуальный подход к ученику;

3.постепенность и последовательность в воспитании юного певца и его голоса (от простого к сложному).

Нередко считается, что хорошо петь трудно, а плохо, легко и просто. На самом деле всё наоборот: плохой певец поёт трудно и сложно, а хороший легко и просто!

Если педагог сумеет сделать процесс постановки голоса интересным для них обоих, если он будет увлечён этим, тогда даже ученик средних способностей воспримет увлечённость преподавателя и перенесёт её на своё отношение к занятиям, к музыке вообще. Результат обязательно будет.

Теоретически обосновав, что развитие голоса становится наиболее эффективным тогда, когда педагог имеет широкое представление об основных недостатков певческого голоса и знает способы их преодоления.

В свою очередь, целенаправленное развитие голоса влечёт за собой постепенное развитие всех других, музыкальных способностей учащихся, расширяется их кругозор, а следовательно, мы воспитываем всесторонне развитую личность юного вокалиста.

Список литературы


1.Амирова А. Музыкальная фонетика: формирование певческой артикуляции. Учебно-метод. пособ. – Самара: ООО «Офорт»; СГПУ 2013г

2.Аникеева З. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов.

– М.: Аграф, 2013г.

3.Гарсиа Мануэль Полный трактата об искусстве пения. Уч. пособ. СПб. Изд.

Лань, 2015г.

4.Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка 2007г.

5.Далецкий О. Обучение пению – М. ,2011г.

6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.– СПб.: «Лань»2000 г.

7.Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. М.,2021г.

8.Морозов В. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники: учебно-методологическое издание для вокалистов. – М.: Музыка, 2013г.

9. Панофка Г. Искусство пения, 1968г.

10.Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению Изд.

«Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, М. 1992 г.

11.Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы. – СПб.: Деан,2013

Интернет ресурсы:

  1. https://urait.ru

  2. https://e.lanbook.com/









20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!