СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа по организации детского исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа по организации детского исследования»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы



















г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Гапченко Д. Ю. – студент группы 21П-5 отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе / Гапченко Д. Ю. / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024 - стр.



Аннотация

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) от 01.09.2022 г. особое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность с общей целью, согласованными методами и способами, направленную на достижение общего результата.

Данное руководство посвящено организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы и призвано педагогически просветить учителей начальных классов. В нем отражены цели и задачи проектных и исследовательских работ, их структура, критерии оценивания, а также приведены примеры проектных задач для исследования. Они необходимы для заинтересованности учеников в захватывающем мире, где они могут стать творцами.

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ…5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования…………………….9

Примеры ошибок в детских исследовательских работах…………………11

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ……………13

1.4. Паспорт исследования №1……………………………………………….17

1.5. Паспорт исследования №2………………………………………………20

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………………24

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………24

2.2. Проектная задача №1……………………………………………………44

2.3. Проектная задача №2……………………………………………………58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….63

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………64

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность учащихся

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Обучающиеся в начальной школе делают первые шаги в научном пути, поэтому исследовательская деятельность обучающихся – проба пера перед серьезными исследовательскими проектами в старших классах школы и при учебе в университете, но очень важная проба, так как формирует и развивает в обучающиеся необходимые современному человеку исследовательские навыки.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

 Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Современный ФГОС НОО предъявляет следующие требования к уровню развития метапредметных познавательных результатов для обучающихся начальной школы, которые учителю необходимо развить:

базовые исследовательские действия:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

В связи с большим количеством вышеизложенных требований, главной целью исследовательской работы является формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи исследовательской деятельности в начальной школе:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь: ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования), предлагает возможные варианты решения, собирает материал, делает обобщение, готовит проект (доклад, макет и др.) и защищает проект.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких последовательных этапов: выбор темы, постановка цели и задач, гипотеза исследования, организация исследования, подготовка к защите и защита работы.

Темы исследовательской деятельности для обучающихся начальной школы могут быть следующими: фантастическая, экспериментальная, изобретательская, теоретическая.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. У обучающихся появляется опыт проведения научных методов познания: анкетирование, опрос, эксперимент и др. Весь найденный учеником материал необходимо отсортировать и грамотно представить в наглядном виде (диаграммы, графики, таблицы и т. п.). У ребенка появляется опыт подготовки к защите и опыт защиты результатов собственной работы.

Главное для учителя при организации исследовательской работы – увлечь детей в работу, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Родитель же в этой работе выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь», который может помочь ребенку использовать какие-либо оборудование или переходить на сайты в сети Интернет, но содержательная часть должна оставаться зоной ответственности обучающегося.

Подводя итог, можно сказать, что исследовательская деятельность в начальной школе – это отличная возможность учителю сформировать и развить навыки первичной самостоятельности в учебно-поисковой деятельности, которая в будущем позволит значительно расширить зону актуального развития обучающихся, привнести в учебный процесс новые приемы и методы, а также всесторонне обучить ребенка в соответствии с требованиями ФГОС НОО.



1.2. Типичные ошибки при проведении исследования

В практике существует несколько способов выбора темы детского исследования:

  1. из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок;

  2. из предложенных конкурсов различного уровня;

  3. из предложений учителя.

Также при выборе темы рекомендуется следовать следующим правилам:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд;

  • Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта;

  • Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

  • Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности;

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Основные ошибки учеников при выборе и формулировании названия темы:

  1. Тема не должна быть широкой («Птицы»);

  2. Не должна иметь вычурное или перегруженное метафорами
    название («Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете, господин позвоночник?»).

Рекомендуется выбирать узкую и конкретную тему. Лучше, если формулировка начинается со слов «изучение», «сравнение», «исследование», «выявление».

  • Тема не должна быть чрезвычайно сложной.

Она может быть основана на имеющихся наработках, тема должна представлять интерес для ученика и педагога-помощника, предпочтительно выбирать узкую, а не масштабную тему, не рекомендуется брать темы глобальные, хорошо изученные и уже представленные одноклассниками.

При постановке цели исследования следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Цели должны быть более реалистичными;

  • Цель должна определять именно ту деятельность, которую вы задумали;

  • Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели;

  • Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны.

Существует 2 основных типа ошибки, которые допускают обучающиеся при постановке цели:

  1. Неточный выбор слов.

Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора).

  1. Отсутствие конкретики.

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.
Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

Ставя гипотезу для исследования, следует учитывать требования, которые выдвигаются к её построению:

1. Гипотеза должна содержать предположение;

2. Гипотеза должна быть проверяема, подтверждена;

3. Гипотеза должна быть логически непротиворечивой;

4. Гипотеза должна быть реально опровергаемая или доказуемая.

При построении гипотезы, обучающиеся чаще всего допускают следующие ошибки:

  1. Гипотезу нельзя доказать или опровергнуть.

  2. Гипотеза не содержит предположения.

  3. Гипотеза противоречит аксиоматическим сведениям науки/ другой научной информации.

Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

  1. Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

  2. Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

  3. Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

  4. Ясность – умение писать доступно и доходчиво

  5. Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Основные типы ошибок при оформлении исследовательских работ:

  1. Ошибки в формулировке темы.

  2. Ошибки в структуре сочинения.

  3. Ошибки в работе с источниками.

  4. Ошибки в содержании.

  5. Ошибки в научном аппарате исследования.

  6. Ошибки в оформлении работы.

  7. Ошибки в библиографии.

  8. Ошибки в защите исследовательской работы.





1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Актуальность темы

1 б – тема актуальна

0 б – тема неактуальна

Соответствие темы и содержания

1 б – тема соответствует содержанию

0 б – тема не соответствует содержанию

Возрастные особенности

1 б – тема соответствует возрастным особенностям

0 б – тема не соответствует возрастным особенностям

Цель соответствует теме

1 б – цель соответствует теме исследования

0 б – цель не соответствует теме

Цель сформулирована верно

1 б – цель сформулирована верно

0 б – цель не сформулирована или сформулирована не верно


Задачи соответствуют цели

1 б – задачи соответствуют поставленной цели

0 б – задачи не соответствуют поставленной цели

Гипотеза сформулирована верно

1 б – гипотеза сформулирована четко и понятно

0 б – гипотеза не сформулирована или сформулирована не верно

Гипотеза соответствует цели

1 б – гипотеза соответствует поставленной цели

0 б – гипотеза не соответствует поставленной цели

Литература подобрана в соответствии с темой исследования

1 б – литература подобрана в соответствии с темой исследования

0 б – литература подобрана не подобрана или подобрана не в соответствии с темой исследования

Глубина исследования

2 б - Проанализировано не менее 5-7 источников

1 б – проанализировано не менее трех источников

0 б – проанализировано менее трех источников

Подобранные методы соответствуют возрастным особенностям

1 б – подобранные методы соответствуют возрастным особенностям

0 б – подобранные методы не соответствуют возрастным особенностям

Выводы сформулированы верно

1 б – выводы сформулированы четко и понятно

0 б – выводы не сформулированы

Выдержана структура и логика работы

1 б – структура и логика работы выдержана

0 б – структура и логика не выдержана

Грамотность письменной речи

1 б – отсутствуют ошибки в письменной речи

0 б – присутствуют ошибки в письменной речи

Представление данных

2 б – данные представлены в виде таблицы/диаграммы

1 б – данные представлены в виде текста или иллюстраций

0 б – данные не представлены



1.4. Паспорт исследования №1 на тему «Все ли исчезает в воде?»

Паспорт исследования

ФИ разработчика: Гапченко Данил



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Все ли исчезает в воде?»

2

Актуальность исследования

Меня всегда интересовало, куда исчезает сахар или мед после того, как добавить его в чай. Позже мама показала мне, что в горячей воде растворяются соль, сода. Мне стало интересно, куда все исчезает, но мама не смогла ответить на мои вопросы, поэтому я решил провести такое исследование.

3

Проблема исследования

Все ли исчезает в воде?

4

Объект исследования

Вода

5

Цель исследования

Для учителя: - организация деятельности обучающегося, направленная на развитие его базовых исследовательских навыков.

Для ученика: - узнать, действительно ли в воде исчезают разные вещества.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Подобрать и изучить научную литературу по теме исследования.

  2. Подготовить материалы и оборудования для проведения опытов.

  3. Провести все необходимые опыты.

  4. Оформить по результатам проведения опытов лист исследования.

  5. Сделать практический вывод о растворимости воды.

  6. Представить свою работу на защите исследовательской работы.

7

Гипотеза исследования

Действительно ли при смешивании в воде все исчезает бесследно.

8

Методы исследования

Анализ научной литературы, опыт, наблюдение, анализ и обобщение полученной информации.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: монопредметный (окружающий мир).

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: на этом этапе определяется тема исследования, ставится цель и формируются задачи работы. Проводится подбор необходимой научной литературы по теме исследования.

2. Теоретический: на этом этапе анализируется необходимая научная литература, по итогу работы выявляется главная, необходимая для дальнейшего исследования информация.

3. Практический: на этом этапе проводятся опыты, исследуются научные положения, представленные в научной литературе, проходит наблюдение за объектом наблюдения, его изменением и/или превращением.

4. Аналитический: на этом этапе все полученные практическим способом выводы оформляются в лист наблюдения, производится заполнение исследовательской документации, подтверждается или опровергается гипотеза.

5. Презентационный: на этом этапе происходит представление, защита исследовательской работы.

6. Рефлексивный: анализируются трудности, возникшие в ходе работы, имеется ли дефицит информации и как можно избежать этих проблем в дальнейшем.


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать, исчезает ли все вещества в воде при смешивании.

Ход исследования: Опыт 1. Для опыта готовится емкость с водой; сахар; ложка; весы.

Исследователь сначала взвешивает массу емкости с водой и фиксирует результат. После он взвешивает массу 1 кубика сахара и фиксирует результат. Далее он помещает кубик сахара в емкость с водой и размешивает. Сравнивает полученную массу с суммой масс емкости с водой и сахаром изначально. Делает практический вывод.

Опыт 2. Для опыта готовятся емкость с водой; сахар; ложка; весы.

Исследователь сначала пробует воду на вкус и фиксирует результат. После он добавляет 1 кубик сахара в емкость с водой и размешивает. Далее он пробует воду на вкус. Результаты фиксируются. Делает практический вывод.

Опыт 3. Для опыта готовятся емкость с водой; песок; ложка; весы.

Исследователь сначала взвешивает массу емкости с теплой водой и фиксирует результат. После он взвешивает массу горсти печка и фиксирует результат. Далее он помещает песок в емкость с водой и размешивает. Сравнивает полученную массу с суммой масс емкости с водой и песком изначально. Наблюдает об исчезновении песка. Делает практический вывод. Результаты наблюдения фиксируются.

11

Оборудование для проведения исследования

Весы, ложка, емкости с водой, песок, сахар.

12

Продукт исследования

Дневник исследования

13

Перспектива исследования

Продолжение оформления и заполнения других глав дневника исследования касаемо других свойств воды.

14

Используемые источники

https://nauka.club/khimiya/voda-kak-rastvoritel.html

https://moluch.ru/young/archive/23/1404/





1.5. Паспорт исследования №2 на тему «Что очищает руки лучше?»

Паспорт исследования

ФИ разработчика: Мараева Елизавета



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?

2

Актуальность исследования

Важно следить за гигиеной рук каждый день, но сейчас так много средств для очищения рук, какое же выбрать

3

Проблема исследования

Для хорошего здоровья, нужно очищать руки, но не все средства хорошо отчищают руки от загрязнений и бактерий

4

Объект исследования

Виды очищающих средств (антибактериальные салфетки, кусковое мыло, жидкое мыло)

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности обучающихся по формированию базовых исследовательских действий по теме «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?»

Для ученика: выяснить, чем лучше пользоваться для очищения рук, кусковым мылом, жидким мылом или антибактериальными салфетками.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1. Узнать о достоинствах и недостатках использования очищающих средств: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки.

2. Провести опыт, сравнить и понять, каким очищающим средством эффективнее пользоваться: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки.

3. Снять видеоролик «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?».

7

Гипотеза исследования

Кусковое мыло, жидкое мыло и антибактериальные салфетки обладают разной эффективностью очищения рук.

8

Методы исследования

  1. Опрос

  2. Опыт

  3. Наблюдение

  4. Анализ литературы.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопроект

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

Просмотр видео: https://youtu.be/GCrI6tUu-VA .

Учитель обсуждает с учениками важность мытья рук и использования для этого очищающих средств. Обсуждение показывает, что средств очищающих очень много, что является проблемой в выборе эффективного средства. Выбор останавливается на кусковом мыле, жидком мыле и антибактериальных салфетках. С помощью опроса определяется количество учеников класса предпочитающих определенное очищающее средство. Ученики совместно с учителем формулируют гипотезу: кусковое мыло, жидкое мыло и антибактериальные салфетки обладают разной эффективностью очищения рук. Тем самым, целью исследования становится узнать, какое из данных средств эффективнее очищает руки лучше.



2. Теоретический:

Ученики изучают достоинства и недостатки использования очищающих средств: кусковое мыло, жидкое мыло и антибактериальные салфетки с помощью интернет источников:

Плюсы и минусы жидкого мыла, твердого, антибактериальных салфеток: https://profsnabvl.ru/stati/otlichie-tverdogo-myla-ot-zhidkogo/. Найденную информацию ученики анализируют и соотносят с гипотезой. Ученики с помощью анализированной информации приходят к выводу о том, какое очищающее средство является самым эффективным. Фиксируют кратко результаты в таблице:


3. Практический:

Полученные выводы, с помощью анализа информации, ученики проверяют проведением опыта с хлебом. с кусковым мылом, жидким мылом и антибактериальными салфетками.

Следующим важным этапом работы становится процесс наблюдения итогов опыта, где ученики сравнивают, измеряют и фиксируют внешние изменения ломтиков хлеба и, тем самым, приходят к выводу, который подтверждает или опровергает поставленную гипотезу. На основе результатов и процесса опыта и наблюдений создается видеоролик «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?».



4. Аналитический:



5. Презентационный:

Демонстрация видеоролика среди учеников школы, публикация видеоролика на доступных интернет-платформах, например, YouTube, Публикация в группе школы.

6. Рефлексивный:

Ученики оценивают проделанную работу над исследованием «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?», определяют достижение цели, трудности и успехи в проделанной работе.




11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выяснить, чем лучше пользоваться для очищения рук, кусковым мылом, жидким мылом или антибактериальными салфетками?


Ход исследования:

В магазине приобретается хлеб, который продается в готовой нарезке и становится «помощником» в проведении опыта. Все моменты опыта фиксируются с помощью видеокамеры для создания дальнейшего видеоролика. Ученики распределяют деятельность между собой: проведение опыта, наблюдение, измерение образований на ломтиках хлеба, съемка видео. Предварительно, для проведения опыта ученики не моют руки.

1. Первый ломтик хлеба ученики трогают грязными руками и убирают в файл с подписью «грязные руки»,

2. Второй ломтик хлеба берет ученик, который помыл руки с помощью твердого мыла и отправляет в файл с подписью «твердое мыло».

3. Аналогично происходит с использованием жидкого мыла и антибактериальных салфеток.

Хлеб лежит на полке в шкафу в течение пяти дней. Ученики фиксируют наблюдения в видеокадрах. Следующим важным этапом работы становится процесс наблюдения итогов опыта, где ученики через 5 дней сравнивают, измеряют и фиксируют внешние изменения ломтиков хлеба в таблице (ученики заполняют общую таблицу):

и, тем самым, приходят к выводу, который подтверждает или опровергает поставленную гипотезу.

Ученики приходят к выводу, что хуже всего очищает руки антибактериальные салфетки. Жидкое мыло и твердое оказываются наиболее эффективными средствами очищения рук.

11

Оборудование для проведения исследования

Свежий хлеб (нарезка), кусковое мыло, жидкое мыло, антибактериальные салфетки, линейка, лупа, файлы, маркер.


12

Продукт исследования

Видеоролик «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?». Видеоролик повлияет на отношение к гигиене и станет полезным для тех, кто сомневается в выборе очищающего средства в магазине и в его использовании. Поможет убедить в не эффективности антибактериальных салфеток.

13

Перспектива исследования

Очищающих средств достаточно много, поэтому перспективой можно рассматривать исследование новых очищающих средств и публикацию серии полезных видеороликов на данную тему.

14

Используемые источники

https://youtu.be/GCrI6tUu-VA .

https://profsnabvl.ru/stati/otlichie-tverdogo-myla-ot-zhidkogo/.






РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

По мнению, Г. К. Селевко: «Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы».

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

И. С. Сергеев выделяет следующие виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? [4].

Основные требования к проекту:

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Формы продуктов проектной деятельности:

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про​ектной деятельности:

Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Журнал; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Чертеж; Экскурсия.

Чем проект отличается от исследования?

Проект- в современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений.

  1. совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

  2. это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец,

  3. какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование-процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таблица № 4. Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта.



Таблица № 5. Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ.

Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа [2].

Что такое проектная задача?

термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже

освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Практика современного образования показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения.

Что не могут сделать в обучении такие задачи, как учебная и конкретно практическая? Они не позволяют:

  • Научить самостоятельному выбору способа решения (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи. Как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем.

  • Стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто

  • (включая учителя) не знает до решения.

  • Содержательно мотивировать поиск решения в малой группе. Как правило, задачи, которые мы предлагаем решить детям на уроке, связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества.

  • Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации

  • (отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.

  • Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы, вид задач - проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами проектная задача должни через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Через опыт решения пробных задач на протяжении 5-6 первых лет обучение в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания не вообще не выявляются явным образом изначально, самими учащимися. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту.

Итак, проектная задача – это система (набор) знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные, задачи?

  • Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

  • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.


Отличие проектной задачи от других типов задач (учебной, конкретно – практической):

  • наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающее в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия;

  • имеет общий сюжет, задается реальные ситуации, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или не известных им способов действия;

  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

  • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

  • неопределенность относительно способа решения и конкретного результата (отсутствия явной ориентации на неопределенную тему, области знания; результат, как правило, называемый конкретным числом, определенный, однозначным ответом и т.п.);

  • задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задач. Значительный объем материал, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации;

  • отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящий для описания результатов работы;

  • заключительное задание задачи может быть общей «сборки», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.

  • Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

  • Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Как же устроена проектная задача, где ее место в образовательном процессе, как могут оцениваться ее результаты? Сформулируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для ее реализации:

  • Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в Проблему (в чем Проблема?)

  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей ( почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)

  • Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.

  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)

  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

  • Представление окружающим полученного результата («продукта»).

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза.

Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.

Чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, и др.) [1].


Таблица № 6. Сравнительная таблица проекта и проектной задачи по Воронцову А.Б.


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

1 - 3 класс: формирование разных способов учебного сотрудничества.

4 класс: формирование способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

разрешить поставленную задачу на основе известных способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач - по два урока ежедневно в течение недели.

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

групповая.

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

  • Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в Проблему (в чем Проблема?)

  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей ( почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)

  • Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.

  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)

  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

  • Представление окружающим полученного результата («продукта»).

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Выполняют несколько взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта)

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

качественное изменение самого ребёнка (группы детей)

непредсказуем

отсутствие жёстко определённого «ответа»

реальный продукт, который можно представить другим

реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.


8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

задаются все необходимые средства и материалы в виде схемы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Ученики младших классов (начальная школа)




2.2. Проектная задача №1 на тему «Масленица»

Разработал студент: Гапченко Данил

Паспорт проектной задачи



Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир, литературное чтение)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Рекомендуемое время проведения — 1 урок

Дидактические цели

Создание условий для комплексного использования освоенных математических и читательских умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (проявление математической и читательской грамотности).

Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических

задач

Планируемые результаты

В области математической грамотности

Способность применять следующие математические умения в нестандартных условиях:

  • составлять целое из заданных частей;

  • читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатой диаграммы;

  • интерпретировать данные, приведенные в тексте и на рисунке;

  • выполнять реальные расчеты с извлечением данных из таблицы и текста.

В области читательской грамотности

  • определять место, где содержится искомая информация;

  • находить и извлекать одну или несколько единиц информации;


  • соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

  • понимать фактологическую информацию;

  • использовать информацию из текста для решения практической задачи.



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

    • умение принимать задачу деятельности и сохранять её до конца действий;

    • умение планировать деятельность;

    • умение осуществлять контроль процесса и результатов деятельности (при выполнении итогового задания);

    • умение осуществлять самооценку и оценку работы группы.

Коммуникативные УУД

    • умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при

решении ряда задач построение речевого высказывания в письменной и устной форме

Конечный продукт

Информационная афиша о предстоящем празднике «Масленица»

Критерии оценивания





Содержание проектной задачи «Масленица» (3 класс) Описание проблемной ситуации

Ребята, эта неделя масленичная. Наш педагог организатор хочет для всех учеников начальной школы провести праздник «Масленица». У каждого класса свое задание. Наша задача — составить афишу к празднику. Для этого выполним несколько заданий.


Афиша это объявление, которое вывешивается на видном месте. В афише обязательно указывается дата, время и место проведения праздника,

концерта или спектакля.



1 задание.

а) Прежде чем составить афишу, нужно определить, когда будет проходить праздник. Прочитайте текст и определите, какой день масленичной недели лучше выбрать для проведения праздника, если на нём предполагаются конкурсы, хоровод, состязания.

Масленица — один из древнейших русских праздников, который символизирует приход весны. Длится он 7 дней.

Понедельник – «Встреча». В этот день встречали гостей.

Вторник – «Заигрыш». В этот день молодые люди искали себе невест.

Среда – «Лакомка». Пекли блины с разными начинками.

Четверг – «Разгуляй – четверок». С этого дня люди переставали работать и начинали веселиться: устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни.

Пятница – «Тёщины вечёрки». Ходили к тёще на блины.

Суббота – «Золовкины посиделки». В этот день посещали сестёр мужа.

Воскресенье – «Прощённый день». Этим днем завершалась масленичная неделя. Все просили друг у друга прощения и сжигали чучело Масленицы



б) День недели выбран. Пользуясь календарем, определите дату проведения праздника, если масленица в 2024 году начинается с 11 марта. Впишите в афишу выбранную дату.

в) Выберите из

картинок, предложенных ниже, ту, которая

изображает праздник

«Масленица». Вырежьте и приклейте ее в афишу.







2 задание.

а) Теперь необходимо определить, в какое время в каком месте начнется наш праздник. Ознакомьтесь с программой праздника, определите время и

место начала мероприятия. Определите продолжительность праздника. Внесите данные в афишу.

Программа мероприятия



13:00-13:15

Встреча на стадионе

13:15-14:00

Масленичные развлечения,

14:00-14:30

Интересные представления,

14:30-15:00

Всевозможные задания,

15:00-15:20

Хороводов дружное завивание,

15:20-16:00

И, конечно, с Масленицей

прощание!

б) Определите, какие занятия ждут детей на празднике, и впишите их в афишу.



  1. задание.

а) В последний день Масленицы всегда сжигали чучело. Сжигание означало полную победу над зимой. Давайте составим инструкцию, как сделать чучело Масленицы, и подарим её нашему педагогу-организатору. Для этого необходимо соотнести картинку с нужным описанием и пронумеровать пункты описания.



Картинка

Описание

Возьмите светлый полотняный мешок, набейте его бумагой и зашейте. Повяжите «голову» ярким платком и им же прикрепите ее к туловищу.

Заплетите косы и нарисуйте лицо.

Используйте

легковоспламеняющиеся материалы – солому и бумагу. Прикрепите их к

основе с помощью веревки.

Возьмите два сухих бруска: один длиннее для туловища, а второй

– для рук, и соедините крестом между собой.

б) Выберите из предложенных картинок ту, которая изображает куклу

«Масленица». Наклейте её изображение на афишу, чтобы придать ей яркости и привлекательности









  1. задание.

Есть блины на Масленицу – важный ритуал. Наши предки считали, что с каждым кусочком они получают энергию солнца. В нашей столовой хотят испечь к празднику блины для всех детей с 1 по 4 класс. Давайте поможем поварам рассчитать необходимое количество блинов.

а) Пользуясь диаграммой, определите, сколько детей в каждом классе. Занесите данные об общем количестве учеников всех 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов в таблицу.



Количество учеников начальных классов


1 классы

2 классы

3 классы

4 классы

Итого

Количество

учеников






б) Пользуясь полученными данными, сосчитайте сколько нужно испечь блинов на всех детей, если каждый ученик съест по 2 блина.

Нужно испечь блинов.



  1. задание.

По желанию дополните афишу привлекающими внимание фразами, рисунками или дополнительной информацией. Приготовьтесь представить свою афишу классу.



Итоговое задание

Заполните таблицу.



Вопрос

Ответ

Что символизирует праздник «Масленица»?


Какую дату и время вы определили для

проведения праздника в школе?


Скольких детей нужно будет угостить

блинами?


Определите цель проектной задачи

«Масленица»






Приложение 1

Рефлексивная анкета

(заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:
  1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5



  1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5



  1. Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5



  1. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5



Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи) Да Нет Почему?







Рефлексивная анкета

(заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:
  1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5



  1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5



  1. Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5



  1. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5



Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи) Да Нет Почему?


Приложение № 2

Оценочный лист работы группы



Критерии

Количество баллов (0 — 3)

1. Правильность выбранного материала


2. Полнота представления материала афиши


3. Аккуратность оформления афиши


4. Качество выступления (логика изложения, выразительность)


Итого




Шкала оценок:

3 балла — указанное качество проявляется в полной мере

2 балла — указанное качество проявляется в значительной степени 1 балл — указанное качество проявляется частично

0 баллов — указанное качество отсутствует



Перевод баллов в отметку:

«5» - 11-12 баллов

«4» - 8-10 баллов

«3» - 6-7 баллов

«2» - 5 и менее балловПриложение 3.





ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ НА МАСЛЕНИЦУ МАРТА

В ч мин.

ВСЕХ ЖДЕМ НА ПРАЗДНИК РАССЧИТАН НА _ ЧАСА











НА ПРАЗДНИКЕ ВАС ЖДУТ:

1.

2.

3.

4.

5.

Замысел проектной задачи

Дети работают в группах по 4 — 5 человек, выполняя последовательно 5 заданий. Для удобства работы в группе учитель может распечатать задания в нужном количестве для каждой группы. Для детей с ОВЗ задания могут выбираться «по силам», а остальные задания даваться в готовом виде. Результаты выполнения с первого по четвертое задание заносятся в афишу. Задание 5 позволяет детям добавить свои картинки, информацию из других источников. Эти источники предоставляет учитель. Это могут быть: доступ в интернет, карточки со стихами, интересные факты об этом празднике и т.д.

Итогом совместной работы группы является «продукт» — афиша. Создавая свой «продукт», дети получают данные после выполнения заданий. При этом осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают

«продукт», по желанию, дополняя информацией.

Работа рассчитана на 1 урок.

Комментарий к заданию 1: Детям необходимо ознакомиться с информацией о празднике «Масленица». Определить, в какой день лучше провести праздник, используя описание особенностей каждого дня масленичной недели. Далее нужно определить дату проведения праздника с опорой на календарь, выбрать и вырезать картинку с изображением соответствующего праздника.

Комментарий к заданию 2: Пользуясь данными таблицы «Программа мероприятия», нужно определить время и место начала праздника, занести его в афишу. Пользуясь этой же таблицей, нужно указать в афише, какие развлечения планируются на празднике.

Комментарий к заданию 3: Данное задание предполагает составление инструкции по изготовлению куклы «Масленица». Пользуясь таблицей, ученики должны соотнести картинку с ее текстовым описанием и обозначить порядковый номер каждого пункта инструкции.

Комментарий к заданию 4: Пользуясь диаграммой, дети должны определить, сколько учеников в каждом классе. Используя эту информацию, нужно узнать, сколько учеников в начальной школе. Определив их количество, учащимся необходимо подсчитать количество блинов, которое нужно испечь.

Комментарий к заданию 5: Дети могут добавить в свою афишу привлекающие внимание фразы: Внимание! Всем! Всем! Всем! и т.д., а также информацию из дополнительных источников, предоставленных учителем. Могут красочно оформить свою афишу. По окончании оформления афиши, представляют свой продукт.

Комментарии к рефлексии членов группы:

Заполнение листа самооценки каждым участником группы. Распечатать на каждого.

Комментарии к оценочному листу публичного представления работы группы. Приложение №2.

Работа проходит фронтально, совместно с учителем дают оценку «продукта» группы. В таблицу заносят баллы от 0-3. Таблица висит на доске для каждой группы. Шкала дана после таблицы.



2.3. Проектная задача №2 на тему «Лягушка-путешественница»

Паспорт проектной задачи

Разработал студент: Мараева Елизавета

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение)

Одновозрастная

Место проектной задачи в образовательном процессе

4 класс. 2 урока

Дидактические цели проектной задачи


1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.


Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные:

1. Различают виды уток.

2.Работают с деформированным текстом, выделяют ошибки.

3. Решают задачи на сложение и вычитание в концентре «сотня»; задачи на нахождение расстояния, времени и скорости.

4. Умеют пользоваться картой.

Метапредметные:

1. Анализируют информацию с точки

зрения заданного условия конкретного задания

и выбирают существенную информацию из

предложенного объема.

2. Обобщают полученную информацию

(для выполнения итогового задания).

3. умеют читать географические карты.

4. Договариваются для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

5. Объективно оценивают себя, рефлексируют.


Планируемые результаты


1. Демонстрируют навыки усвоения предметного

материала.

2. Применяют предметные навыки в не-

стандартных условиях.

3. Создают конечный «продукт» — разработать памятку «как собраться в путешествие».

Проектный продукт

памятка «как собраться в путешествие».

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий.

- верно составлена памятка по сбору в путешествие (4 пункта: знакомство с попутчиками, сообщение близким о уезде, вес багажа, маршрут путешествия).

- продуктивность взаимодействия учащихся в

микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта.

Проектная задача «Лягушка – путешественница»

Дорогие ребята вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно побывать в волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое. А что для этого нужно? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи.

Читали ли вы произведения Всеволода Михайловича Гаршина лягушка-путешественница? Понравилось ли оно вам? Предлагаю, вам, помочь ещё одной лягушке отправится в путешествие. А что для этого нужно?

Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать. Желаем вам успеха!

После выполнения всех заданий вам нужно составить памятку для путешественника.

Прочитайте некоторые факты из произведения «Лягушка-путешественница».

– Жила-была лягушка-квакушка на берегу Ладожского озера. Ловила комаров да мошек, весною громко квакала вместе со своими подругами.

– Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

– Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Это были утки. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фью-фью-фью - раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стая таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое место, где жила лягушка.

Задача 1. Определите, к какому виду относятся утки, прилетевшие на озеро.

Название утки

Изображение

Мандаринка (японка, китайская утка, мандаринская утка, дупловка) — небольшая чрезвычайно ярко-окрашенная утка. В России мандаринка гнездится в Амурской и Сахалинской областях, в Хабаровском и Приморском краях.

Селезень мандаринки имеет медно-красные затылок и большой хохол сверху, нижняя часть хохла блестящая сине-зеленая, щеки и подбородок ярко-рыжие, от глаза к затылку проходит белая полоса, грудь блестящая фиолетовая, по бокам груди три черные и три белые полоски, бока туловища серо-зеленые испещренные черными и серовато-белыми струйчатыми полосками, брюхо белое, на крыльях зеленые зеркальца, клюв ярко-красный, лапы желтые, глаза темно-бурые.

Мандаринки селятся в горных речках, окруженных лесами, со свисающими над водой ветвями и завалами из бурелома. На воде эта утка сидит высоко, с поднятым хвостом. Взлетает и с воды, и с земли легко, может взлететь почти вертикально.


Кряква — крупная речная утка, наиболее распространенная и самая популярная среди охотников. Кряква гнездится и встречается на пролете на всей территории нашей страны. Голос самки кряквы — спокойное, перемежающееся короткими паузами размеренное кряканье (квачка), при появлении селезня утка переходит на серию следующих друг за другом почти без перерыва квачков (осадку). Самец кряквы издает приглушенный бархатистый звук «шааак» или «шяааарк».

Кряквы летают очень шумно, но плавно, довольно маневренно и быстро.

Взмахи крыльев кряквы сопровождаются частыми звонкими звуками «Фью-фью-фью-фью», по которым её можно отличить, даже не видя.


Пеганка (бугровая утка, атайка) — крупная утка с удлиненными шеей и ногами, занимает промежуточное положение между гусями и утками.

Пеганка имеет белый фон оперения, на котором выделяются черная с зеленым металлическим отливом голова, ярко-красный клюв, рыже-каштановая перевязь от груди к лопаткам, черный полосы на лопатках и посередине брюха.

Самец пеганки издает свист напоминающий «дью-дью-дью», «дьиу», «дье-дье-дье». Самка пеганки издает звуки напоминающие «аак, аак…», «арра», «корр», «атататата», самка может производить звуки настолько часто, что они сливаются в трель.




Ответ:

Задача 2. Лягушка написала письмо всем лягушкам о том, что уезжает. Проверьте его и запишите верно на специальном листе.

Дарагие маипадруги! Яулитайу найук нанаши озиро прилитела стайа издвадцатипяти уток ани сабирайуца втеплый крайа атних яузнала кактам харашо типло тамцэлые тучи камароф имошэк яизобрила новый неабыкнавеный спосап путишествийа наутках абамне узнает весьмир

Щаслива аставаца!



Задача 3. Решите задачи и помогите лягушке рассчитать массу багажа, который она может взять с собой.

1. Две утки смогут перенести 88 грамм. Лягушка весит 22 г, палка 19 грамм. Смогут ли утки отправится в путешествие с лягушкой?

Ответ:





2. Смогут ли утки подняться в небо, если лягушка перед путешествием решит подкрепиться 5 червяками? 2 мелкими рыбками?

Название животного

Вес одной особи (г)

Червяк

1 г

Мелкая рыбка

35 г



Ответ:





Задача 4. Лягушка не знает, сколько она будет находиться в пути в теплые края. Для этого задания вам понадобиться карта.

Какое расстояние предстоит пролететь уткам и за какое время, чтобы добраться до юга (от Ладожского озера до Каспийского моря), если они летели со скоростью 100 км/ч?

Ответ:

Вы выполнили все задания, теперь составьте памятку «Как собраться в путешествие».

ПАМЯТКА

«Как собраться в путешествие»

1.

2.

3.

4.























Дети представляют результата работы группы (защита проектной задачи).

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в группе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Лягушка- путешественница». Поставь галочку на оценочной шкале:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



4. Оцени, насколько комфортно тебе было работать в данной группе.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение проектно-исследовательской деятельности в обучении младших школьников является крайне важным, поскольку оно способствует всестороннему развитию личности учащегося и формированию у него достоверных представлений о мире, а также развитию универсальных учебных действий. Понимая психологию и поведение младших школьников, а также методы и формы организации проектной работы в начальной школе, педагог может стимулировать саморазвитие учеников, а также развивать в них такие качества, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность и предприимчивость.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Воронцов, А. Б. Проектная задача в начальной школе [Текст] / А. Б. Воронцов — . — Москва: Просвещение, 2011 — 176 c.

  2. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

  3. Островская, И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников / И. Ю. Островская // Школьные технологии. – 2015. – № 2. – С. 147-155.

  4. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : учебно-методическое пособие / И. С. Сергеев. – Москва : АРКТИ, 2005. – 56 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!