СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Методическая разработка по экологии.

Учитель: Жарикова И.В.

«ПРИРОДА ПРОСИТ ПОМОЩИ»

для 5-6 классов


Тема: «Природа просит помощи».

Цель: расширить знания детей о необходимости сохранения

окружающей среды; воспитывать бережное чуткое отношение к природе, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах; развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование: проектор, плакаты с надписями

, карточки с пословицами поговорками, книги о природе.

Ход занятия.

1. Звучит музыка (музыка Природы «Гармония»).

Ученик:

У всех из нас есть мать одна,
По имени Природа.
У неё для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты -
Поля, луга, леса, моря и реки.

(Во время чтения стихотворения показываются слайды с изображениями красивых уголков природы.)

Учитель:

- Как вы думаете, какой теме будет посвящёно наше занятие?

- Почему эта тема так важна для нас сегодня?

- А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её?

Да, ребята, сегодня мы поговорим о природе, о проблемах экологии. Попробуем определить пути их решения. Очень часто человек не задумывается о том, какой вред может нанести природе его деятельность. А ведь мы уже сейчас должны думать о том, что останется нашим потомкам. Смогут ли они любоваться лесами, полями, слушать пение птиц

2.Учитель: Ребята, люди издавна были мудрыми, наблюдательными. Вся жизнь у них была связана с природой. И своих детей приучали к этому же, до сих пор люди пользуются мудрыми советами наших предков. Народная примета живёт и в наши времена. Например:

Осенняя погода непредсказуема, но и ее можно предугадать, зная старинные приметы. В каждой из них скрывается тайна и рядом с нею блуждает разгадка. Вот послушайте некоторые. (учитель и учащиеся называют народные приметы)

  • Если в сентябре на небе разыгрался гром, то осень ожидается теплая;

  • Когда гром в октябре гремит, то зимой снега почти не будет.

  • Когда кизил дает большой урожай – можно встречать суровую зиму;

  • Рябина от тяжести клонит ветки к земле – дождливую осень предсказывает;

  • Комары никак не угомонятся даже в конце осени – значит можно не бояться больших холодов, они пройдут стороной;

  • Редкие облака на осеннем небе – к теплу.

  • Осенний закат золотится – хорошую погоду предвещает на следующий день;

  • Если вы увидите, как полетели гуси, значит, очень скоро начнется зима;

  • Снег выпал ранней осенью – весна тоже наступит ранняя.

3. Учитель: А ещё наши предки, наблюдая за явлениями природы, составили много пословиц и поговорок (ученики и учитель читают пословицы и поговорки).

- Где уничтожается природа, там иссякает жизнь.

- Шубе верь, а погоде не верь.

- Случается такой год, что в день по семь погод.

- Без дождя и трава не растет.

- Даст небо дождь, а земля - рожь.

- Красна весна цветами, а осень – снопами.

Учитель. Прекрасна наша Земля! Её природа – наш дом, а мы хозяева в нём. Человек тесно связан с окружающей средой. Мы получаем от природы радость и красоту, используем богатства природы. Но необдуманно вмешиваясь в жизнь природы, люди приносят ей большой вред. Давайте вместе попробуем выделить основные причины гибели природы.

4.Выступление групп и создание схемы о причинах гибели природы (дети подготовлены заранее).

1 группа. Уничтожение животных.

2 группа. Вырубка лесов.

3 группа. Бытовой мусор. Отходы производства. Химические вещества.

На основе выступлений создаётся схема причин гибели природы.( на доске) Слайды на экране

Экологические катастрофы

Пожары несанкционированные свалки загрязнение почвы, водоёмов

Уничтожение бытовой мусор хим. вещества

животных и лесов

Ученик:

Мы рубим лес,

Устраиваем свалки…

Но кто же под защиту лес возьмёт?

Пусты ручьи, одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Пора бы человечеству понять, богатство у природы отнимая,

Что землю тоже надо охранять…

Она, как мы – такая же живая!

5.Экологическая игра «Отходы», «Ситуативное моделирование»

Необходимо объяснить, какие положительные и отрицательные последствия имеет использование одно - и многоразовых предметов для природы и человека, обсудить проблему отходов и мусорных свалок, способы повторного использования предметов.

Учитель:

4 триллиона пакетов в год используется в мире. Они убивают 1 млн. птиц; 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимые косяки рыб.

6 млн. 300 тыс. тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в Мировой океан.

Время разложения материалов в природной среде: Слайд

Бумага, брошенная вами, будет лежать от 2-х до 10 лет

Консервные банки – более 30 лет

Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет

Пластмасса – 500 лет

Стекло – 1000 лет



6. «Круг идей», Создание «Дерева решений».

Учащимся необходимо предложить свои идеи по решению экологических проблем и создать «Дерево решений».

Выслушав все идеи по спасению экологии на макете дерева

прикрепляются карточки (форма любая).



1.Производство экономных автомобилей.

2.Применение более эффективного горючего.

3.Использование альтернативных источников энергии.

4. Переработка отходов.

5. Защита атмосферы от загрязнений.

6. Охрана и восстановление земель и лесов.

7. Уменьшение бытовых и производственных отходов.

8.Охрана животного и растительного мира. «Красная книга»

9. Создание заповедников, заказников и парков.



Учитель: Ребята, для решения экологических проблем вы предложили создавать заповедники, заказники, парки. А чем отличается заповедник от заказника? (ответы детей).

Рассказ учителя о заповедниках, (рассказ сопровождается демонстрацией заповедников, заказников и парков Смол. Обл.).Слайд ( Смол. Поозерье)

  7.Учитель: Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много предприятий, которые загрязняют воздух своим дымом, газом; отходы сливаются в реки, моря и загрязняют их; нефть из танкеров во время аварий проливается в воды морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Каждый человек может помочь природе, помочь своими поступками, своей забой, своей добротой. А что можете вы сделать, ребята, ?

 Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Для этого поиграем с вами в игру “Это делают любители природы?”. (Да – красная карточка, нет- синяя)

Разоряют птичьи гнезда. (Нет.)

Уничтожают несъедобные грибы. (Нет.)

Вывешивают скворечники и кормушки. (Да.)

Рвут цветы охапками. (Нет.)

Сажают деревья. (Да.)

Оберегают родники. (Да.)

Ставят капканы. (Нет.)

Собирают березовый сок. (Нет.)

Ломают ветки деревьев”. (Нет.)

Разоряют муравейники. (Нет.)

Мусорят в лесу. (Нет)

Жгут прошлогоднюю траву. (Нет.)

Участвуют в очистке водоемов от мусора. (Да.)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да)

 8. Подведение итогов, Рефлексия



Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, защите. Что же нас радует в природе? Конечно же, её красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтоб эту красоту увидели и другие люди, нужно любить и беречь природу.











7. Работа в группах.

Каждая группа получает деформированное предложение - высказывание о природе великих людей. За определённое время нужно восстановить предложение.

1. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»  (Леонардо да Винчи).

2. «Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги»  (Михаил Ломоносов).

3. «Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»

(Иоганн Гёте).





Ученик 1:

 Чтоб радость завтрашнего дня,
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Ученик 2:
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть,
Все те страданья, что Земле,
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга,
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!