«Агрессия, её причины и последствия»
(Родительское собрание, 5 класс)
Автор: Братерская Надежда Александровна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель 5 группы КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат с ограниченными возможностями здоровья»
Цель:
- обсуждение с родителями причины агрессивности и её влияния на взаимодействие обучающихся с окружающими людьми.
Задачи:
- формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии;
- уметь находить возможные пути её преодоления.
Оборудование: анкеты. Памятки.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово.
Уважаемые родители!
Сегодня встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, обманывают и оскорбляют их. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия это отражение внутренних проблем ребёнка, которые возникают чаще всего из-за безучастия и жестокости взрослых. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
2. Обсуждение анкет учащихся.
Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии детей является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Дети усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.
Если в своей семье дети сталкиваются с грубостью и хамством взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребёнок другим просто не может быть.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать делать плохо.
Причины проявления негативных эмоций и чувств детей в первую очередь связаны с семьёй.
Ссоры родителей, грубость, унижение, желание видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребёнку. Родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребёнком и необдуманно наказывать его.
Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к к проявлению агрессии. Например: « Сегодня «лёгкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться, если через несколько лет он сам напишет записку учителю и распишется за родителей или будет требовать повторения от родителей подобного поступка.
Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной.. Необходимо считаться с физическим, душевным состоянием ребёнка. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый – открыто. Требовать что – либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, это даёт возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если ребёнку удаётся так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.
3. Анализ сочинений по теме собрания.
Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нравилось, перестаёт нравиться, с кем дружил, с тем рассорился. Люди задают себе вопрос: « Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?» Попробуем ответить себе, написав небольшое сочинение.
4. Памятка для родителей. Предупреждение детской агрессии.
1). Сохраняйте в семье атмосферу доверия.
2). Не ставьте ребёнку условий.
3). Будьте тактичны.
4). Не давайте ребёнку несбыточных обещаний.
5). Не изменяйте своим требованиям.
6).Не шантажируйте ребёнка.
7). Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!
5. Подведение итогов.
Родители обмениваются мнениями об услышанном в ходе собрания.