СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Алгоритм работы над заданием № 8 ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет в подготовке к одному из самых сложных и "дорогих" (5 баллов) заданий ЕГЭ 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Алгоритм работы над заданием № 8 ЕГЭ"»

Алгоритм работы над заданием № 8

(по материалам курсов ПК «Учитель будущего»

ФГАОУ ДПО Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий)


Формулировка задания:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример задания:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления художественной ценности искусства.

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.         

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.  



6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.                                          



7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».                                                



8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. 



9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д












Описание задания:

Задание 8 проверяет уровень владения грамматическими нормами (синтаксическими), т.е. умение выпускников правильно строить словосочетания и предложения.


Теоретический материал:

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Никогда нельзя включать определяемое слово в состав причастного оборота: «туристы, приехавшие в город», или «приехавшие в город туристы», но не «приехавшие туристы в город». 

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, падеже и числе: не «комнаты, обставленными мебелью» а «комнаты, (какие?) обставленные мебелью».

Нужно обратить внимание на особые случаи: 

«одно из писем, написанное мной» – причастие согласуется со словом «одно»;

«прочитав ряд писем, написанных ею» – вопрос к причастию задается от слова «писем».

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастием, должны относиться к одному общему подлежащему: «уходя из дома, мной всегда выключается свет» – неверный вариант, так как в таком случае деепричастие относится к слову «свет», что невозможно. Правильно: «уходя из дома, я всегда выключаю свет».


Ошибка в построении предложения с однородными членами

Нельзя соединять союзом «и» слова, являющиеся разными частями речи, а также ставить его между причастным оборотом и словом «который». «Недалеко от дома мы увидели и познакомились с новыми соседями» – неправильно. Верный вариант: «Недалеко от дома мы увидели новых соседей и познакомились с ними». Неверно: «Книга не только предназначена для детей, но и для их родителей». Правильно: «Книга предназначена не только для детей, но и для их родителей». Еще один пример: «Мальчик, сидевший за столом и который красиво рисовал» – неверно. «Мальчик, который сидел за столом и красиво рисовал» – верно.


Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением

В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» – неправильно. Предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «В книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем».

При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: "в газете «Городской вестник»" (неправильно: в газете «Городском вестнике»), "в энциклопедии «Подводный мир»" (неправильно: в энциклопедии «Подводном мире»), "в передаче «Своя игра»" (неправильно: в передаче «Своей игре»).


Неправильное употребление падежной формы существительного

Предлог

Падеж существительного

Пример

Согласно

Дательный

Он действовал согласно правил – неправильно

Он действовал согласно правилам – правильно

Благодаря

Дательный



Вопреки

Дательный



Подобно

Дательный



Наперекор

Дательный



Наперерез

Дательный



По (в значении «после»)

Предложный

По прибытию домой она позвонила бабушке – неправильно

По прибытии домой она позвонила бабушке – правильно


Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.


Также нужно запомнить фразы:

- указывать на что-то

- оплатить что-то

- признаться в чем-то

- уделять внимание чему-то

- поражаться чему-то

- упрекать в чем-то

- напоминать что-то

- отзыв о чем-то


Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» – в единственном: «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней»; «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».


Неправильное построение предложения с косвенной речью

Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «я» при переводе прямой речи в косвенную. Например, «Автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» – неправильно; «Автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» – правильно.


Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм

Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду. Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя» – ошибочный вариант, а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя» – верный.


Ошибка в построении сложного предложения

Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов. «Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» – в этом предложении союз «что» лишний. «Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы» – лишний союз «но».

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Алгоритм выполнения: 

1. Познакомьтесь с предлагаемым перечнем грамматических ошибок.

2. Внимательно прочитайте предложения, в которых нужно найти грамматическую ошибку.

3. Исключите предложения, в которых нет грамматических ошибок.

4. Поочередно прочитайте предложения с ошибками и определите, какая именно грамматическая ошибка допущена.

5. Внесите правильные ответы в таблицу.

Выполнение:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.






Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д












1. Познакомьтесь с предлагаемым перечнем грамматических ошибок.

2. Внимательно прочитайте предложения, в которых нужно найти грамматическую ошибку.

3. Исключите предложения, в которых нет грамматических ошибок.

Такими являются предложения 1, 3, 6 и 7.

4. Поочередно прочитайте предложения с ошибками и определите, какая именно грамматическая ошибка допущена.

В предложении 2 мы видим нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Правильно: У людей, зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов. В предложении 4 – нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Правильно: После окончания школы мой друг поступил на завод, где он за короткое время приобрёл квалификацию токаря. В предложении 5 – нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Правильно: По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова.  В предложении 8 – неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Правильно: Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям. В предложении 9 – неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Правильно: Употребляя букву «ъ» на конце слов в XIX веке, люди лишь отдавали дань традиции.



5. Внесите правильные ответы в таблицу.

А

Б

В

Г

Д

9

2

4

8

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!