Урок в 6 классе (13.11.2020г.)
Тема урока: Добро и зло
Цели: расширить представления обучающихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла; воспитывать чувства сопереживания, стремление к доброте; формировать умение анализировать и оценивать свои поступки и слова
Задачи:
Образовательные:
усвоить понятие «добро» и «зло»
понимать, что такое добрые и злые поступки
сделать вывод о том, кого можно назвать «добрым»
Развивающие:
развивать творческие способности учащихся
формировать умения рассуждать и высказывать своё мнение
Воспитательные:
прививать нравственные качества
воспитывать чувства доброты, сострадания, любви и милосердия
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Оборудование: проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, словарь С.И. Ожегова
Ход урока
Добро есть вечная, высшая цель
нашей жизни.
Как бы мы ни понимали добро,
Жизнь наша есть нечто иное,
Как стремление к добру.
Л.Н.Толстой
I. Организационный момент.
Хорошее настроения у всех? Да
Знание и умение покажем? Да
Тогда ответы полные давайте и
На уроке не зевайте!
II. Актуализация знаний. Ребята, вы любите работать в парах? Внимание! На двух партах разложены карточки со словами. Необходимо работать дружно, быстро, помогая друг другу, построить из этих слов предложения-пословицы.
1-ая парта. Учащиеся составили следующие пословицы
Твори добро, и оно к тебе вернется
Не хвались серебром, а хвались добром.
2-ая парта.
Злой плачет от завести, а добрый от радости.
Во зле жить – по миру ходить
III. Постановка цели урока. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь.
Учащиеся озвучивают несколько вариантов: «Добрые дела», «добро живет век», «Добро и зло».
Учитель: Молодцы, (запись в тетради)
Тринадцатое ноября
Классная работа
Добро и зло
Учитель: А какая главная цель нашего урока?
Ответы: научиться объяснять, что такое добро и зло; отличать добрые поступки от злых.
Учитель: Запомните и запишите чудесную притчу «О Добре не спорят - его творят!»
IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала
Учитель: Ребята, так кто же прав – император или мудрец? Учащиеся активно комментируют поступок императора и наставления мудреца.
Учитель: Что на ваш взгляд означает понятие «добро»? Запишите определение понятия «добро» из словаря Ожегова»
ДОБРО –«Всё положительное, хорошее, полезное»
Например, желать добра кому-то
А что значит «зло»?
ЗЛО – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру»
Запишите в тетради понятия «добро» и «зло»
Музыкальная физкультминутка. Слайд
Работа со слайдом. Запись в тетрадь.
Учитель: Объясните, как вы понимаете эту цитату? Ответы учащихся
Учитель: а как вы объясните высказывания одного мудреца о трёх типах добра? (Комментарии учащихся).
Молодцы! Вы правильно понимаете многогранность понятия «добро»
Учитель: А сейчас давайте обратим внимание на экран, перед вами высказывание У.Шекспира
Согласны ли вы с утверждением? (Комментарии учащихся.)
Учитель: Как вы понимаете слова «зло», «антипод добра»? (Ответы учащихся).
Учитель: а теперь внимательно посмотрите на эти иллюстрации, и выскажите своё мнение.
Что такое «моральное зло»?
От кого и от чего оно происходит?
Что такое «стихийное зло»?
Учащиеся активно комментируют эти понятия, дополняют друг друга.
Учитель: Что совершать легче добро или зло?
Ребята, как вы понимаете высказывание грузинского писателя? Прав ли он? (Комментарии учащихся)
А сейчас мы прочитаем притчу и попытаемся ответить на вопрос: легко ли быть добрым, и надо ли громко заявлять о своих добрых делах? От чего зависит выбор? Чему учат нас эти притчи?
Учащиеся с огромным удовольствием комментируют притчу, приводят примеры своих добрых дел (защита слабых; когда старшие ребят обижают малышей или девочек, помогать маме,…)
Учитель: Какой главный вывод мы должны сделать?
Сможет ли каждый из вас ответить на вопрос, что такое «добро» и что такое «зло»?
Ведь над этими вопросами люди размышляли на протяжении многих веков. Это действительно вечные вопросы и относятся они к нравственности.
Вывод: Всё, что противоположно добру, есть зло. Это нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит зло, ведёт к нравственной деградации его личности.
V. Подведение итогов урока: Ребята, давайте, в конце нашего урока объявим «День доброты».
Попрошу двух друзей выйти к доске. Мы с вами немного поиграем в игру «Добрые слова другу или соседу.». А мы с вами посчитаем, сколько добрых слов они сказали друг другу. Ребята с удовольствием играют, всё больше пар желают побывать у доски.
Оценивание
Рефлексия.
Домашнее задание. Рисунок на тему «Добро и зло». Написать небольшой рассказ о вашем хорошем поступке. (Слайд)