СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Индивидуальная программа профессионального развития педагога дополнительного образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлена индивидуальная программа профессионального развития педагога дополнительного ообразования

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Индивидуальная программа профессионального развития педагога дополнительного образования"»

Методическая разработка

Индивидуальная программа профессионального развития педагога дополнительного образования

С.Н.Лазарева

Актуальность: в условиях модернизации образования и введения профессионального стандарта становится актуальным вопрос профессионального развития педагога дополнительного образования. Учитывая специфику организации и педагогический контингент, подобные программы становятся необходимым условиям успешного внедрения новых стандартов.

Цель: разработать индивидуальную программу профессионального развития педагога дополнительного образования.

Задачи:

1. Изучить нормативные, методические документы, регламентирующие направления и содержание профессионального развития педагога дополнительного образования.

2. Изучить опыт проектирования индивидуальных программ развития в разных образовательных организациях.

3. Определить содержание индивидуальной программы профессионального развития педагога дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования – уникальная профессия в области образования. Система дополнительного образования обладает широтой и многообразием дополнительных общеразвивающих программ. В отличие от учителей общеобразовательных организаций педагоги не имеют жестко заданных программ, так как ФГОС нет. Каждый педагог волен выбирать дело по душе, разумеется, учитывая условия и специфику своего образовательного учреждения.

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, введенный с 1 января 2018 года предусматривает требования к образованию, трудовым функциям и умениям педагога дополнительного образования.

Огромное количество ПДО не имеет профильного педагогического образования, а только лишь специальное, у многих нет высшего образования.

Стандарт выступает своеобразным измерителем профессиональной компетентности ПДО. Благодаря приведённым в документе требованиям, каждый педагог может для себя выяснить, в каких направлениях ему необходимо развить свои умения и получить новые знания.

Программапрофессионального развития педагога дополнительного образования предполагает проведение анкетирования на основе профстандарта, выявление затруднений педагогов, а затем разработка индивидуальной программы развития.

Не каждый педагог стопроцентно соответствует этим требованиям, многим требуется профессиональная переподготовка или курсы повышения квалификации.

Ликвидация пробелов стандарта каждого педагога может осуществляется за счет реализации программы профессионального развития в рамках учреждения, где педагог реализует свою ДОП. Многие блоки программы могут быть «закрыты» через систему методической работы.

Программа – это универсальный способ реализации профстандарта в каждом учреждении. Так же программа профессионального развития может быть полезна и в межаттестационный период, как некий путь развития педагога, повышения его профессиональной компетентности.

Если умения и навыки, приведенные в профстандарте, рассматривать как универсалии, не имеющих жестко заданных параметров, программу можно сделать гибкой.

Содержание индивидуальной программы

профессионального развития педагога

В индивидуальную программу профессионального развития педагога входят:

- изучение психолого-педагогической литературы;

- разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

- освоение педагогических технологий;

- выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);

- выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария;

- участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы;

- обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.).

По каждому из разделов программы в качестве приложений могут быть представлены любые материалы, свидетельствующие о реализации намеченного.

Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития педагога может служить портфолио, которое педагог формирует в течение всего межаттестационного периода. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за 5 лет. В портфолио помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).

Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это может быть, к примеру, портфолио достижений. Оформление достижений педагога, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое, что позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

Кроме того, в межаттестационный период педагог может сформировать методический портфолио. В методический портфолио педагог может вложить разработанные им в межаттестационный период научно-методические разработки, публикации педагога в различных научно-методических изданиях, средствах массовой информации, ссылки на сайты в сети Интернет, где размещены материалы педагога, разработанные им в межаттестационный период деловые, организационно-деятельностные игры, дидактические и контрольно-измерительные материалы и прочие методические разработки.

Оценка профессиональной компетентности педагога в межаттестационный период осуществляется при помощи внешнего и внутреннего аудита. Внешний аудит – независимое подтверждение информации о результатах деятельности. Внутренний аудит – это деятельность администрации образовательного учреждения по установлению соответствия всей системы педагогической (управленческой) деятельности требованиям (нормативам) квалификационной категории. Данная модель оценки профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период позволяет учитывать многоаспектность, многомерность педагогического труда педагога, его инновационную направленность формирования портфолио.

Педагоги могут проявить себя в работе городских методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщать опыт своей работы. Сейчас проводится огромное количество конкурсов по различным направлениям. Педагог может принимать участие в научно-исследовательской и экспериментальной работе. Часть педагогов могут быть задействованы в работе городского методического объединения, экспертных групп, также в деятельности в экспертизе и рецензировании различных программ и курсов, оценивание творческих работ. Участие в данных мероприятиях положительно сказывается на оценке уровня профессионального развития.

Кроме того, педагог может представить результаты не только своего труда, но и достижения обучающихся. Это результаты творческих конкурсов различного уровня.

В период подготовки и проведения аттестации администрацией образовательного учреждения должно быть организовано научно-методическое сопровождение профессионального развития педагога, цель и задачи которого в следующем:

1. Проанализировать сущность и динамику развития понятия «профессиональная компетентность педагога» в педагогической теории и практике.

2. Выявить проблемы и приоритетные направления совершенствования профессиональной компетентности педагога в процессе его аттестации.

3. Проанализировать взаимосвязь процесса аттестации и развития профессиональной компетентности педагога.

4. Разработать индивидуальную программу профессионального развития педагога в межаттестационный период и осуществить ее экспериментальную проверку.

Профессиональная компетентность и индивидуальный подход педагога всецело определяются его желанием личностного роста и саморазвития, амбициозностью и ответственностью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!