1. ФИО преподавателя: Алексеева Наталья Николаевна
2. Класс: 8
3. Предмет: Изобразительное искусство
4. Тема программы в тематическом планировании, количество часов, отведённых на тему:
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. 8 часов.
Урок № 7. Художник в театре кукол.
5.Творческое задание урока: Выполнить эскиз театральной куклы к басне И.Крылова.
Задачи урока: |
образовательные: | развивающие: | воспитательные: |
Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театральном искусстве. Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника в театре. Получать представление об истории развития искусства театра кукол. Узнавать о жанровом многообразии театральной куклы. | Формирование наблюдательности и эстетического отношения к окружающему миру Формирование чувства цветовой гармонии формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров. | Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, бережное отношение к культурному наследию России. Воспитывать эстетические чувства через театральное искусство. Воспитывать уважение к творческому труду. |
Метапредметные результаты |
познавательные | регулятивные | коммуникативные |
формировать знания о театральном искусстве, кукольном театре и роли художника; формировать опыт творческого освоения окружающего мира; | формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с восприятием произведения изобразительного искусства, цвета в жизни и в искусстве; формировать умение участвовать в обсуждении содержания материала, выражать и аргументировать свою точку зрения; формировать умение самостоятельно решать творческую задачу; формировать умение адекватной самооценки; Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации | формировать умение строить понятные для собеседника высказывания о произведение искусства формировать умение строить диалог с собеседниками, беседовать о театре кукол, о видах театральных кукол. формировать умение активно участвовать в обсуждении содержания материала формировать умение коммуникативного общения посредством художественных образов формировать навыки оценочных суждений |
Основные понятия темы | «Марионетка», «Тростевые куклы», «Вага», «Патронка», «Ширма», «Декорация», «Перчатка» |
Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока) | ИКТ-технологии (на всех этапах), игровые технологии, технология проектного обучения, технология проблемного обучения |
Межпредметные связи | Литература, музыка |
Организация пространства (ФОУД - формы организации учебной деятельности) | Индивидуальная, парная, фронтальная |
Ресурсы: оборудование, дидактическое обеспечение урока технические средства обучения | Оборудование: Карточки с заданиями Набор для живописи акварелью (акварель. кисточка, бумажныне салфетки, баночка с водой. акварельная бумага) Дидактическое обеспечение урока: Мультимедийные дидактические пособия: презентация, Технические средства обучения: ПК с программным обеспечением. |
Этапы урока | Характеристика видов деятельности учителя | Характеристика видов деятельности учащихся: | Планируемые результаты (Формирование УУД) |
I этап. Организационный момент и актуализация. Стадия вызова. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала с опорой на предыдущий личный опыт. Цель – создать эмоциональный творческий настрой, побудить к творческой деятельности; | Приветствие. Проверка готовности учащихся. - Весь этот мир - волшебная страна. В нем скрыта тайна древнего искусства, Когда мы ждем: вот-вот погаснет люстра И в зале воцарится тишина. Здесь занавес, - как дверь в прекрасный мир, В котором есть волшебники и феи, Разбойники, принцессы и злодеи, В котором жили Данте и Шекспир. - О каком древнем искусстве идет речь в стихотворении? - Что мы изучали на прошлых уроках? - Какие виды театра вы знаете? - Какова роль художника в театре? | Ответ на приветствие - О театре. - Узнали о жанровом многообразии театрального искусства, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. -Театр оперы и балета, драматический театр, ТЮЗ (театр юного зрителя), театр оперетты, кукольный. - Создание оформления на сцене, создание костюмов для спектакля, грима | познавательныеУУД - приобрести дополнительные умения; регулятивные УУД: формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с восприятием произведения искусства коммуникативные УУД: формировать умение строить понятные для собеседника высказывания о произведении искусства |
II этап. Целеполагание. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока. Цель – ПОДВЕСТИ К самостоятельному ПОНИМАНИЮ ГЛАВНОГО ВОПРОСА: КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ХУДОЖНИК В ТЕАТРЕ КУКОЛ? | Беседа о кукольном театре. - Самый любимый театр у детей во всем мире – кукольный театр. Считается, что кукольный театр – зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки. Каждый человек хотя бы раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им на столько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра. -Ребята, скажите, а вы знакомы с театром кукол? -Существуют несколько видов театральных кукол, закрепим их название и приемы изготовления «Работой с карточками» | Краткое сообщение учащегося « История возникновения кукольного театра» Ответы учащихся Работа с карточками. учащимся раздаются карточки с изображением нескольких видов театральных кукол и их описание, нужно сопоставить изображение с описанием | познавательные УУД: формировать опыт восприятия окружающего мира регулятивные УУД: формировать умение фиксировать учебную задачу, связанную с замыслом художника и созданное им оформление коммуникативные УУД: формировать умение строить диалог с собеседниками, работать в группе. |
III этап. Сообщение темы урока Цель – Подготовить к выполнению первого этапа самостоятельной творческой работы – созданию фона для пейзажа в технике акварели | Вопрос: Как вы думаете, нужен ли художник в театре кукол? - Художники в театре кукол работают в нескольких направлениях: изготавливают декорации для сцены и изготавливают непосредственно «актеров» - кукол. Над созданием каждой куклы художники работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют будущую куклу на бумаге: пытаются представить ее в действии, определить ее характер, манеру двигаться, говорить. Потом уже шьют из ткани или делают из дерева, украшают. | -Да, нужен. Изготавливать декорации. | познавательные: УУД Формировать кругозор в области изобразительного и театрального искусства регулятивные УУД Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками коммуникативные УУД: формировать умение коммуникативного общения посредством художественных образов |
IY этап. Изучение нового материала Цель – Подготовить к выполнению первого этапа самостоятельной творческой работы – создание набросков театральных кукол. | Художник – кукольник создает разные по характеру куклы, превращает самые простые материалы – бумагу, тряпки, пуговицы, перышки – в роскошные наряды и прически. У каждого художника свой секрет. Учитель: Давайте еще раз вспомним, какие виды театральных кукол существуют, и какие куклы здесь изображены? (Слайды презентации) Вопрос: Как художник создает куклу? - Сегодня вы попробуете придумать свои театральные куклы | Верховые и напольные. Перчаточные, марионетки, тростевые, теневые, куклы-великаны . Ответ учащихся | Познавательные УУД: формировать опыт творческого освоения окружающего мира регулятивные УУД: формировать умение самостоятельного решения творческой задачи коммуникативные УУД: формировать умение коммуникативного общения посредством художественных образов |
Y этап. Практическая работа Цель – формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия; освоить навыки самостоятельной творческой работы | Вопрос: Что должен знать художник о персонаже? - Перед тем как выполнить наброски театральных кукол своих персонажей - проанализируйте их. Кто он? Какой он? Каково его поведение, характер; и др. | Работа в группе. Читаем басни И.Крылова («Квартет», « Мартышка и очки», «Ворона и Лисица» ), выбираем персонажей, эскизы кукол которых учащиеся будут делать. Этапы работы 1. Выбор персонажа. 2. Продумывание формы куклы ( хорошо представить себе ее типаж – характер, фигуру, голову, костюм, движения рук и ног.) 3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения. 4. Продумывание деталей, дополняющих образ. Создание эскиза персонажа | Познавательные УУД: формировать умение конструировать и визуализировать творческую идею Научиться создавать эскизы театральных персонажей; регулятивные УУД: формировать умение переносить информацию из вербальной формы в визуальную коммуникативные УУД: формировать умение участвовать в обсуждении содержания материала |
VI этап. Итог урока Рефлексия Цель – краткое обобщение материала урока, самооценка | - Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать выразительность образа | Показ работ с комментариями Каждая группа оценивает работу друг друга | Познавательные УУД: формировать опыт самоанализа регулятивные УУД: формировать умение адекватной самооценки коммуникативные УУД: формировать навыки оценочных суждений |
VIII этап. Домашнее задание для самостоятельного исследования | Побуждает к самостоятельной исследовательской деятельности. Подготовить наброски для изготовления эмкиза театральной куклы | | Познавательные УУД : Формировать кругозор в области изобразительного искусства регулятивные УУД: Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации коммуникативные УУД: формировать навыки взаимодействия. |
Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского
1—4 классы. Москва «Просвещение» 2013
Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского
Сергеева Г. П. Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.:Просвещение, 2015 — 000 с.: ил. — ISBN