СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Картотека игр для развития мелкой моторики рук»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

«Картотека игр для развития мелкой моторики рук»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Картотека игр для развития мелкой моторики рук»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»


Терёхина Наталья Николаевна,

инструктор по труду


Методическая разработка

«Картотека игр для развития мелкой моторики рук»



Цель: показ педагогам приёмов и способов развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Закрепить теоретические знания педагогов по развитию мелкой моторики рук школьников.

  2. Содействовать появлению желания у участников мастер-класса применять полученные знания в практике.



Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада представить Вам свой мастер класс на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»


Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды.

Давайте определимся с Вами, что же нас рука? Для чего человеку нужны руки?

(Ответы рабочей группы)

Рука – это способ передачи информации. В самом начале развития цивилизации у человека всегда существовала потребность в передачи информации. Человек пользовался изображениями, пиктограммами, иероглифами, лишь потом возник алфавит.

Моя задача, как учителя начальных классов, заключается в том, чтобы я научила детей передавать информацию посредством руки, и информация должна быть качественной, а для этого мелкая моторика рук учащихся должна быть развита на высоком уровне.

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

У первоклассников часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, недостаточный темп работы. Причина – слабо развитая моторика.

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

  Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую  для развития математических представлений, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, на воспитание добрых взаимоотношений между взрослыми и детьми, в ознакомлении с художественной литературой и т.д.

Семья
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

(растопырить ручки)

Дни недели:

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)


Вторая пальчиковая гимнстика направлена на запоминание детьми соотношение времени года с определенными месяцами:


Зимние месяцы: декабрь, январь

Руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок

К ним не забудем добавить февраль

Весне отдаем март, апрель, теплый май

Руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок

Для лета июнь, июль, август давай

Руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»

А если к нам в гости осень придет,

Имитируем сбор ягод в корзинку.

Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!!! 

  Практическое использование данных стихотворений способствуют быстрому запоминанию детьми времен года и месяцев.


Следующее упражнение направлено на ознакомление с разнообразным миром насекомых.


Прилетела к нам вчера - Полосатая пчела.

 

машут ладошками.

А за нею шмель-шмелек - И веселый мотылек


на каждое название насекомого, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза,

- делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали,

- машут ладошками.

От усталости упали. -

роняют ладони на стол.

 Знакомимся с животными:


 «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                      (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас,                                                      (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                                            (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.                        (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.          (Бросательное движение правой ру кой.)

Он сердит на нас —                             (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!!                                                                                      их к груди.)

Разбегайтесь —                                      («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!


Пальчиковые гимнастики, направленные на ознакомление с временами года:

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(Движения прямыми кистями вверх-вниз)

Мы морковку трем,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(Имитировать посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(Сжимать и разжимать пальцы).


Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять                           Загибаем пальчики по одномуМы во двор пришли гулять.                        «Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,                                  «Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,                        Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,                         Кулачком  правой руки  скользим от плеча левой руки вниз к запястью 

А ещё в снегу валялись.                                 Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой 

И снежками мы кидались                              Имитируем движения по тексту                               

Все в снегу домой пришли.                           Отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью

Съели суп и спать легли.                               Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки


Перелётные птицы.

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы поют».


Солнышко

Солнышко проснулось

(Сжимают ладошку в кулачок.)

Сладко потянулось.

(Поднимают кулачок вверх.)

Лучикам пора вставать

(Разжимают по одному пальчику)

Раз, два, три, четыре, пять.


При работе по формированию навыка письма особая роль принадлежит обучению детей графическому диктанту.

Графический диктант впервые применил Даниил Борисович Эльконин для исследования ориентации в пространстве, выявления умения внимательно слушать, самостоятельно действовать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии.

Что такое диктант, понимают все: это вид письменной работы, который используется в процессе обучения для тренировки навыков письма, для закрепления и проверки приобретённых знаний.

Графический диктант: рисование по клеточкам, создание рисунков по клеточкам под диктовку.

Зачем это нужно?

Графические диктанты — эффективный инструмент в программе подготовки дошкольника к первому классу. Польза их для детей огромна:

  • развивают умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги;

  • тренируют мелкую моторику, готовят руку к письму;

  • формируют умение работать с карандашом и ручкой;

  • тренируют орфографическую зоркость;

  • развивают внимательность и усидчивость;

  • стимулируют пространственное воображение и мышление;

  • приучают к самостоятельности;

  • развивают слуховое внимание.

Кроме того, такие задания кажутся очень интересными для детей. Они – словно игра, в процессе которой ребенок наблюдает маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям в ячейках появляется определенный герой или предмет, страница тетради оживает.

Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние.

Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.

Задания для выполнения графического диктанта предлагаю в разных вариантах:

- Ребенку предлагаю повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.

-Диктую определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.

-Начинаю диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить.

Диктант по клеточкам для 1-го класса может проводиться индивидуально и в группе, с ограничениями по времени и на скорость. Учитывать возраст и начальную подготовку: на первых порах рисунки должны быть простые: дома, геометрические фигуры, несложные элементы – сердечки, звездочки, фрукты и овощи. Занимаясь индивидуально, подбирать картинки по теме: мальчикам могут быть интересны роботы, машины, строения необычной формы, девочкам – цветы и узоры. Животные: заяц, кот, рыбка, собака – заинтересуют ребенка любого пола и возраста. После того как ученик освоит этот вид деятельности, можно предложить сложные рисунки: жеребенок, носорог, замок, олень, техника.

После выполнения рисунка можно провести беседу о животном, подписать рисунок, раскрасить его.

Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!