СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа на тему: ТРАГЕДИЯ БЕСЛАНА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час направлен на формирование гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге,верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в Беслане в сентябре 2004. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему: ТРАГЕДИЯ БЕСЛАНА»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский-на-Дону автотранспортный колледж»

(ГБПОУ РО «РАТК»)





Методическая разработка

классного часа

на тему: ТРАГЕДИЯ БЕСЛАНА







Разработал:

классный руководитель Кобезева Л.Н.







2023





Рассмотрено на заседании ПЦК

«Общих гуманитарных дисциплин»

протокол № ___

от «_____» _________20_____

председатель ПЦК

____________ Брилева М.Р.


ОДОБРЕНО

зам. директора по ВР

___________ Ибрагимова Н. Г.


_________________ 20________














































Цели и задачи классного часа:

  1. Формирование у обучающихся гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в сентябре 2004 года.

  2. Показать на конкретных фактах, как неразрывно переплетались в этот период трагедия и мужество, боль и героизм.

  3. Воспитывать у обучающихся чувство сострадания (милосердия) к людям, активную гражданскую позицию, гуманность, толерантность



Оборудование:

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.


Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.


Учебно-методические материалы: тематическая мультимедийная

презентация составленная преподавателем; песня Динислама Дудова «Школа Беслан»; стихи О. Богомоловой.


Форма проведения: Урок Памяти

























Эпиграф:

« Трагедия в Беслане навсегда останется общей болью для России…»

В.В.Путин

Учитель.: Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года. Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последние десятилетия крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…

Сегодня мы собрались на урок памяти, посвященный жертвам трагедии в Беслане “.

Слайд №1 ( звучит музыка )

1 чтец:

Сентябрь месяц, первое число!
Спешит всем школа двери приоткрыть.
Вот первоклассники, мечтавшие давно
Порог той школы в раз переступить!
Они не знали, что их первый шаг,
Как первым стал, так может стать последним.
Что их захватит в плен проклятый враг,
Он словно смерть, он в черный цвет одетый.
В спортзал загнали школьников они.
Охваченные голодом и жаждой,
В эту жару держались без воды.
Не о еде, о жизни думал каждый!
Одних, как щит, приставили к окну.
А непокорных просто расстреляли,
Живые убирали с глаз слезу.
Боевики героями вдруг стали.
Целых два дня держали в страхе всех,
И целый мир обидчиков проклял.
И взяв на душу самый тяжкий грех,
Зачем? Кому? И что вы доказали?
Вас проклинали все, кому не лень,
Кто чувствовал и понимал потери!
И вот... настал тот полдень, третий день.
На вынос трупов они открыли двери!
Нежданный взрыв, за ним еще другой.
И без оглядки дети выбегают.
Они бежали к выходу толпой.
Ну а по ним безбожники стреляли.
Навстречу им родители бегут.
А мимо пролетают свистом пули.
Они не думают, что ранят их, убьют.
Хотят детей своих укрыть от боли.
Вот кто-то крепко обнимает маму,
Кто-то упал, иль ранен, иль убит...
Врачи спешат, завязывают раны,
Картину эту век нам не забыть..
Стоял отец, а на руках девчонка.
И взрывы, крики, шум уже не слышит.
Ведь в первый класс он проводил дочурку,
Теперь же ее голос не услышит...
И сотня раненых, и столько же убито.
Все испытали шок, все словно бред.
Как много горя, боли пережито.
Тому проступку оправданья нет.
И дрогнул мир. И лава слез, потери...
Беда прошлась не только по родне.
Она открыла в многих домах двери.
Она прошлась почти по всей земле...

Слайд №2
Учитель :
1 сентября 2004 года группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки захватила в качестве заложников 1128 человек – детей и их родителей, - загнав их в спортзал школы.

Террористы потребовали от властей освобождения боевиков, ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию 21-22 июня 2004 , и вывода российских войск из Чечни.

Сайд №3
Учитель:
Одновременно террористы пригрозили взорвать здание школы в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого ликвидированного террориста, и по 20 – за раненого.

В первый день террористы расстреляли 14 мужчин, оказавшихся в числе заложников.

Слайд №4

Учитель: В ночь на 2 сентября состоялись переговоры террористов с доктором Рошалем. Представители спецслужб передали террористам, что готовы предоставить им возможность безопасного выезда в Ингушетию и Чечню. Кроме того было предложено заменить заложников-детей на взрослых. Ответа на эти предложения не последовало, террористы также отказались принять воду , еду , медикаменты для захваченных в заложники.


Слайд № 5

Учитель: 2 сентября захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили группу заложников из 26 человек (матери с детьми грудного возраста).

Слайд № 6

Учитель: 3 сентября в 12.40 оперативному штабу удалось договориться с террористами об эвакуации из школы тел убитых заложников.

12.55 к школе выдвигаются сотрудники МЧС, которые должны забрать тела убитых.

В13.03-13.05 в здании школы раздаются два взрыва, из школы стали выбегать заложники. После чего спецподразделения российской армии и ФСБ предприняли штурм. В результате штурма потери понесли как террористы, так и штурмующие (погибло 10 спецназовцев).

Потери среди заложников :331 погибший, около 500 раненых.

2 чтец: Слайд № 7

В день радостный,
Улыбок детских день,
Светило солнце ярко, беззаботно,
И стаи белых бантов у детей
Слепили глаз.
И смех звучал весёлый звонко.

Звук колокольчика донёсся со двора,
Со школьного двора бесланской школы.
И сотни детских рук
Пустили в облака
Воздушные шары
В небесные просторы.

Вдруг неожиданно со всех сторон
Раздались выстрелы,
И кто-то в масках черных
Согнали всех людей в спорт зал.
Они кричали и ругались громко.

Стреляли в потолок,
Чтоб запугать детей и взрослых.
И, заминировав весь зал,
Над ними издевались зло и жестко.

В тесноте и жутком зное,
Без пищи и воды,
Сидели люди, плача, воя.
Спасали близких, как могли.

С начала событий день третий идет.
Убийца жестокий кровь детскую льёт.
Но в группе бандитов какой-то раскол.
И главарь их - "Полковник" -
Кровь своих уже льёт.

Вдруг воздух потряс оглушительный взрыв.
И дети от страха рванули из зала.
Бандиты стреляли им в спину и в них,
Жизнь обрывалась мгновенно и страшно.

Была перестрелка, почти что война.
Бандиты убиты, кошмар позади.
Но сотни в больницах лежат.
И пока никак не забыть им тех страшных событий.
Мы сотни убитых детей не забыли.
Тяжелым комком в сердцах наших сидят.
И пусть ангелочки по небу летят,
Раз здесь, на земле, пожить не успели.

3 чтец: Слайд № 8

Беслан…
1 сентября... Беслан…
На окнах виднелась засохшая кровь,
Все стены были разбиты,
Родители очень боялись,
А дети были избиты...
Избиты они не людьми,
А муками жуткими с голодом вместе.
Даже крикнуть они не могли,
Не говоря уж о песне...
Каждый из них не хотел умирать,
Многие только пошли в первый класс,
Хотели от жизни все они брать,
Только не жизнь отдавать.
Паршивое время и жесткий террор
Губят бесценные жизни,
Одолели детей жажда и мор,
Не смогли бороться больше они.
Сволочи орудовали 1 сентября в Беслане,
Террористы издевались над детьми,
Не давали им свободы и воды,
Даже жить они им не давали!
Сволочей всех разогнали,
Часть убита, вот и хорошо!
Для раненых людей врача позвали,
Спасали они жизни не очень-то легко!
Ранения тяжелые были у детей,
Каждый из родителей не видел свет милей.
Спасла группа захвата оставшихся людей,
И никто не мог забыть этих ужасных дней!

4 чтец : Слайд № 9

Ты не знаешь, что я испытала.
Ты не знаешь, что я умирала.
Ты не знаешь, что было со мною
Той ужасной и страшной весною.
Ты не знаешь, была перестрелка.
Ты не знаешь, разбилась тарелка.
Ты не знаешь, что это значит,
Когда парень рыдает и плачет.
Ты не знаешь того ощущенья.
Ты не знаешь, но было мгновенье.
Ты не знаешь, что он умирал.
Справедливость он в жизни искал.
Умирал у меня на глазах,
Иссыхал у меня на руках.
Сердце кровью мое обливалось,
А картина та в сердце осталась.

5 чтец : Слайд № 10 , 11

Зачем детей?.. зачем стрелять?..
Они ни в чём не виноваты...
Я проклинаю вас, солдаты...
Кто дал вам право убивать...
Стреляй... но загляни в глаза...
Глаза детей полны надежды...
В них страха уже нет, как прежде...
Течёт на автомат слеза...
В своих детей ты не стрелял...
Ты воспитал себе подобных...
Ты сделал так, чтоб твой ребёнок...
Всю свою жизнь убивал...
В ребёнке нет и капли зла...
Ребёнок – воплощенье счастья...
Не принимает он участия...
В твоей войне против себя...
Что дети сделали тебе...
Я не могу писать... я плачу...
Они мертвы... что это значит...
Вот это поворот в судьбе...
Ты не достоин умирать...
Пускай тебя съедят шакалы...
И это будет очень мало... Зачем детей?.. Зачем стрелять?..


6 чтец : Слайд № 12 , 13 ,14 ,15.

Сталь. Скрежет. Раз, два, три.
Пуля режет. Не смотри
В небо - там увидишь смерть.
Холод брезжит, сердце - твердь.
Стуки, стуки, слышишь ты
Эти звуки из земли?
Время рвет снаряды вновь.
Сегодня кровь и завтра кровь.
Сегодня здесь была земля,
Где раньше не было меня.
А завтра буду я?
Не знаю! Я от незнанья умираю.
Померкнул свет, идет война,
И много лет она одна.
Гремела хохотом одним
И по своим, и по чужим.
Терзала муками любовь,
Повсюду проливая кровь.
И горько плакала земля,
А вместе с нею ты и я.
Просили слезно небеса:
«Останови!» И голоса
Мне отвечали: «Бог с тобой,
Он между миром и войной
Запутался. Разрежьте нити!
Не уходите! Не уходите!»

7 чтец: Слайд № 16, 17,18.

Боль в сердце,
Боль в душах,
Боль в детских глазах.
Они шли на праздник
С цветами в руках.
Их мысли о школе
И новых друзьях,
Их думы о жизни
И счастье в стихах.
Им солнце светило,
И небо звало
И будто кричало,
Как жить хорошо.
И мир говорил,
Что всё впереди,
Но путь этот им
Оборвали скоты.
Звенело, гремело,
И пули вокруг,
И кровь их друзей,
И кровь их подруг.
И кто же ответит,
За что? Почему?
За что эти дети
Ушли в пустоту?

8 чтец: Слайд № 19

Кто видел мёртвого ребёнка,
Тому уже не спать ночами.
Синие ручки и ножки
И голова с закатанными глазами.
Разорванный мозг и вскрытая грудная клетка,
И чувство - словно сломали зелёную ветку!
Маленькому сердечку уже никогда не любить,
И маму с папой он никогда уже не будет сердить.
Не будет он радоваться приходу весны,
И не гулять ему по лесу, вдыхая запах сосны.
Не бегать ему с друзьями
По улице летним днём.
И не сидеть у костра, дышащего жарким огнём.
Он так хотел жить
И не хотел сдаваться.
Хотел вырасти большим
И всего сам добиваться.
Но кто-то властной рукой
В один миг всё разрушил.
Это пришёл его величество Случай…

Чтец 9: Слайд № 20, 21 , 22 , 23 ,24, 25.

Нелюдь стреляет в наших детей
Бог, защити их там поскорей,
Боже, скажи нам как дальше жить,
Как нам грехи свои искупить.

Детские стоны слышны нам с небес,
Плачут и горы, и реки, и лес,
Кровь на букетах из белых роз,
И надо всеми распятый Христос.

«Мама, очень хочется пить,
Мама, очень хочется жить.
Мама», - затихают детей голоса.
Не напоит их мамы  слеза.

Господи, Боже, их успокой,
Дай им безвинным вечный покой,
Светлые души к себе унеси,
А нас, оставшихся, Боже, прости.

Детские стоны слышны нам с небес,
Плачут и горы, и реки, и лес,
В календаре нет чернее листа
В Беслане они распинали Христа.

Это грохочут чужих сапоги,
Это слышны чужих голоса.
Эти не скажут мальчонке «Беги»,
Им безразлична девчушки слеза.

Детские стоны слышны нам с небес,
Плачут и горы, и реки, и лес,
В календаре нет чернее листа
В Беслане они распинали Христа.

«Мама, очень хочется пить,
Мама, очень хочется жить.
Мама», - затихают детей голоса.
Не напоит их мамы  слеза.

Чтец 10: Слайд № 26

БОЛЬ МАТЕРЕЙ БЕСЛАНА.
Плачет мать, покинутая сыном,
И этот груз с собой не унести .
Так дай ей недюжинные силы
Вселенной боль одной перенести…

Стонет мать, склонившись над могилкой,
Шепчет тихо: - Где ты, ангелок?
Застелила я кровать тебе простынкой,
Чтоб уставший отдохнуть ты мог.

Я игрушек накупила много:
Самосвалы, «лего», пистолет...
Ты не бойся, всё, что хочешь, трогай -
Настоящих ружей рядом больше нет…

Возвращайся, солнышко, не мучай,
Мама без тебя не проживёт.
Можешь облачком, а можешь просто тучкой
Или дождиком, что по весне идёт.

Хочешь деревцем, а хочешь тихим ветром -
Я тебя почувствую везде...
Но только с этим горьким белым светом
Не оставляй меня наедине…

Сидела мать, склонившись над могилкой,
Платок руками нервно теребя.
Беслан окутан траурной косынкой,
И кто поможет этим матерям?

Чтец 11: Слайд № 27, 28, 29, 30

Б ЕСЛАН
Кусочек неба в маленькой ладошке,
Надежда на спасенье в маминых руках.
Недетский страх застыл в глазах у крошки,
Зажато тельце в огненных тисках.

-Ах, Мама, разве так бывает?
Чтоб взрослые губили малышей!
-Нет, старшие всегда оберегают.
А эти… не походят на людей!

Кто право дал вершить людские судьбы?
И нежные сердца злой болью наполнять?
Еще вчера они учить пытались буквы,
Сегодня свой букварь уже не смогут дочитать.

За что? - вопрос, который сотрясает землю;
За что? - он не найдет ответ в умах.
И лишь живой огонь свечи нетленной
Прощения молитву схоронит в сердцах.

Чтец 12: Слайд № 31

Не плачь. Не дай алмазам чистых слез
Блеснуть в зрачках крушителей святого,
Они как рой свирепых диких ос,
Им лестна власть над болью и знакома.
Увидеть страх в измученном лице,
Страданием убитую улыбку
И ненависть, как кожу на рубце –
Для них победа, для тебя - ошибка.
Не плачь. Они не стоят доли чувств,
На них проклятие, заслуженное с тройней,
Слетевшее с скорбящих бледных уст,
Жестокое. Они его достойны.
За мрачные скопления могил,
За грохот взрывов, крик, присущий войнам,
За провода, обнявшие тротил,
За цифры таймера с отсчетом беспокойным.
За черный цвет в одеждах и в сердцах,
Минуты памяти, за горькое молчанье,
За густо алые гвоздики на гробах –
Кровавый след в знак вечного прощанья.
За толпы, что рыдают у дверей,
За тех детей, что не увидят жизни,
Судьбу распятых горем матерей
И за бойцов, ступающих по гильзам.
За все. Их не простить. Их не понять.
И ни одна из самых злых издевок мира
Их низость не способна оправдать:
Залитый кровью недостоин пира.
Пусть будет жутко страшно умереть,
Обидно за несделанное раньше -
Не плачь. Тебе ведь есть, о чем жалеть.
А в них лишь догнивает сгусток фальши.

Чтец 13: Слайд № 32,33,34,35.

Детский почерк простых, ненаписанных строк,
Перемена в разрушенной, взорванной школе.
И застыл не начавшийся первый урок,
И звонок, закричав, оборвался от боли.
И мальчишка не видит лучей в синеве,
Жизнь его не зовет ни взрослеть, ни учиться,
Он лежит на зелёной, помятой траве,
Как упавшая с неба, подбитая птица.
Он был другом моим - самым преданным стал,
Он увидел бы море и дальние страны,
Но ворвался в рассвет этот огненный шквал,
И теперь на земле одиноко и странно.
Ты прости нас, людей синеглазой земли.
Ты прости нас за эту холодную осень,
Мы сберечь и спасти не смогли.
И тетрадный листок жгучий ветер уносит.
Детство тонкой струной затерялось во мгле,
Будет плакать одно в лабиринте столетий.
Вы простите живущих на этой Земле,
На урок из огня не пришедшие дети...

Чтец 14: Слайд № 36, 37 , 38 , 39.

Лежит опавшая листва,
Там ничего не изменилось,
Все так же школа та полна
Отчаяньем и криком.
Все так же льются слезы матерей,
Все так же слышен плачь семей,
Что потеряли всех детей.
И слышен взрывов гул,
И запах смерти ходит рядом,
Как будто видим след от пуль,
И тех детей, которых изверги убили.
Мы о них память сохраним,
О тех ужасных, диких днях,
Что навсегда в сердцах остались с нами.

Чтец 15: Слайд № 40,41,42,43,44

Мама!
А что было в Беслане?
- А кто тебе сказал о нём?
- Никто, я видела лишь сон,
И там был ураган
Огня.
И что-то было в новостях
Вчера...
Вы были c бабушкой в гостях,
А я
Смотрела сказку с телебашни,
Ну а потом мне стало страшно,
Там были стены без дверей
И окна без стекла,
И фотографии детей,
Но я не поняла...
Там были белые шары,
Ни одного цветного.
Их отпустили для игры?
Ах, как их было много.
- Они все умерли? Когда?
За что и почему?
- А я умру?
... - Ну что ты, никогда,
- Да и они все живы.
Как в сказке превратились
В шары красивые,
Взлетавшие под колокола звук
Из чёрных рук...
Их просто в стенах душных
Наедине со злом,
С огнём, завязанным узлом,
Оставить равнодушно
Не смог
Наш Бог.
Не плачь, малыш,
Не бойся, не грусти,
Давай я вытру слёзы,
Не для тебя душевные занозы -
Тебе расти
Под Солнцем,
Тебе ещё понять придётся
Боль взрослых сказок,
...Но не сегодня и не сразу.

Чтец 16: Слайд № 45,46

Беслан…
Это было давно,
Но как будто вчера.
Мы все помним…
Капкан…
Как слепое кино…
Как тупая игра.
Мы запомним
Обман…
Тех, кому все равно,
В ком живет Сатана,
Кто не помнит
Беслан.
Беслан! Беслан…

Чтец 17: Слайд № 47

Чистое небо, яркое солнце,
В городе праздник сейчас.
Стоят детки в линейку с бантами, с цветами
И готовятся войти в класс.
Но тут появились они в камуфляже,
Загнали всех в школу силком.
Дети сидели бок о бок в спортзале, их мучила жажда,
Они говорили: ''За что?''
Ваши взрослые папы беззащитны сегодня,
А слабые матери духом сильны.
И нужно собраться всем в мире народам,
Чтоб не допустить новой войны!
Нет! Вам не удастся, подлые твари,
Загнать в наше сердце страх!
Но как могут быть дети орудием
В ваших подлых руках?
В чем виноваты они перед вами,
В чем провинились они?
Нет у вас сердца, один только камень
В вашей паршивой груди…
Вы стреляли детям в спины и хвалили Аллаха,
И тут бессердечность показали сполна.
И пусть на плечи вам падет плаха
Справедливого Божьего суда!
Вопросов много возникает,
Ответы сложно получить,
Но в нашей памяти, ребятки,
Вы вечно останетесь жить.
Мы почтим Вашу память минутой молчанья.
У школы в бутылках вода.
Чистое небо, яркое солнце.
А в городе траур… всегда



Минута молчания.

Страшна трагедия Беслана: погибли дети и взрослые, которые так хотели быть сейчас вместе с нами, учиться, работать, заводить семьи и просто жить дальше. Зло терроризма не имеет прощенья, ибо оно посягает на самое святое и дорогое, что есть у человека - его жизнь, его будущее… Жизнь любого человека свята и бесценна, как и сохранение мира на Земле. Именно эту идею стремились донести до своих сверстников учащиеся.

«Мы говорим: нет бесчеловечности и ужасу терроризма и войны! Мы говорим: нет насилию и страданию! Никакая цель не может быть оправдана гибелью людей, а тем более гибелью невинных детей. И это не только Беслан, это не только Осетия и наша страна в целом, это касается всего мира. Наше общее дело сохранить мирные отношения между народами и остановить жестокость терроризма, нам нужно мирное будущее, мирное голубое небо, мирная и цветущая Земля, общее благополучие и безопасность».



1



Скачать

© 2023 49 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!