СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения "Д. Р. Киплинг. Как верблюд получил свой горб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Тема урока:  сказка Джозефа Редьярда Киплинга «Как верблюд получил свой горб».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ввести в круг чтения  произведения зарубежных писателей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока литературного чтения "Д. Р. Киплинг. Как верблюд получил свой горб"»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Тема урока: сказка Джозефа Редьярда Киплинга «Как верблюд получил свой горб».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ввести в круг чтения произведения зарубежных писателей.

Задачи:

  • Образовательная: учить определять главную мысль произведения.

  • Развивающая: развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение анализировать произведение.

  • Воспитательная: воспитывать любовь к труду.

Оборудование: портрет Д. Киплинга, текст сказки, карточки со словами-эмоциями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный

Метод: вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Надеюсь, сегодня вы откроете для себя что-то новое и полезное.

Слушают учителя.


Актуализация знаний

Метод: беседа.

- Давайте, вспомним. С каким видом литературного жанра мы работали на предыдущих уроках литературного чтения?

                

- Что такое сказка?

                


- Кем создаются сказки?

- Правильно. Молодцы. Опираясь на ваш ответ, на какие 2 группы можно разделить сказки?

- Назовите, пожалуйста, особенности построения сказок, которые мы с вами читали.






- Как называем сказки с такими особенностями?

- Чему учат сказки?

- Мы прочитали много русских сказок, а сегодня будем читать английскую сказку. У нее есть свои особенности: Основной мотив английских сказок - избегание неудачи. (Мотив - это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности). Это значит, что деятельность героев сказок направлена не на достижение каких-то результатов, а на то, чтобы избежать проигрыша, провала, а так же на удовлетворение физиологических потребностей. Но и здесь нужно сказать, что ярко выраженных мотивов в английских сказках нет. Следует также отметить, что деятельность героев подобного фольклора обусловлена не столько их собственными пожеланиями, сколько внешними обстоятельствами, долгом и т.д.

В текстах английских сказок преобладает конкретная информация, констатация неких фактов. Это значит, что сказки у англичан не такие уж сказочные и волшебные, это скорее просто грустные поучительные истории с не всегда хорошим концом, в которых главный герой ходит по свету и наблюдает за какими-то событиями.

По сравнению со сказками других народов в английских сказках такие мотивы деятельности, как желание власти и достижение успеха, выражены менее всего.

Сказки, написанные на английском языке, дают возможность познакомиться с традициями, культурой и устным творчеством народов других стран. Например, английские сказки, в которых главными героями являются животные, учат читателя отличать доброе, светлое начало от злого, сопереживать и помогать слабому, верить в справедливость. Ждать счастливого завершения испытаний. Главными персонажами этих сказок являются волк или лис, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи кошке или курице. Весь сюжет сказки построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лис очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в английской сказке. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации. Английской сказке присуще накладывание эпизода на эпизод и многократное его повторение. Этот приём усиливает действие, что приводит к кульминации и развязке. Особенностью сказки является то, что она выключена из реального времени. Строгая последовательность событий создаёт особое сказочное время, в котором курице и кошке приходится преодолеть целый ряд испытаний, прежде чем они обретут счастье. Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо.



- Сказка.




- Сказка — это литературное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

- Народом. Еще их сочиняют писатели.

- Сказки бывают авторские и народные.

- Зачин.

Положительные и отрицательные герои.

Троекратный повтор.

Герой проходит ряд испытаний.

Наличие волшебного помощника или предмета.

Добро побеждает зло.


- Волшебными

- Добру, взаимовыручке, любви, трудолюбию.


Сообщение темы урока

Метод: слово учителя, беседа.

- Сегодня мы познакомимся со сказкой английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга. Но сначала я расскажу вам об этом авторе. Редьярд Киплинг - английский писатель и поэт - родился 30 декабря 1865 года в Индии в городе Бомбее. Как предполагают, имя Редьярд Киплинг получил в честь английского озера Редьяр, где познакомились его родители. В возрасте 6 лет, как это было принято в англоиндийских семьях, Редьярд и его младшая сестра были отправлены учиться в Англию, они жили в частном пансионе. В 1878 г. Киплинг был послан в Девонское училище, где сыновья офицеров готовились к поступлению в престижные военные академии. Однако близорукость помешала Киплингу избрать военную карьеру и на этом его образование закончилось . Его отец под впечатлением рассказов, написанных сыном в училище, подыскал ему работу в редакции англоязычной «Гражданской и военной газеты» , выходившей в Лахоре (Индия), и в октябре 1882 г., Киплинг возвращается в Индию. В 90-е годы происходят самые важные события в жизни писателя. Он женится, и у него рождаются двое детей. С этого момента он начинает писать для детей. Затем, уже позднее, в 1902 году выходят сказки Киплинга под названием «Сказки просто так». В этом же году Киплинг решает поселиться в Англии и покупает загородный дом. Там он живет до конца жизни. Здесь были написаны сказки Киплинга «Пак с холмов» и «Награды и феи».  В жизни Киплинга были очень тяжелые периоды. Сначала от тяжелой болезни он потерял старшую дочь. Во время Первой мировой войны гибнет его сын. Писатель умер 18 января 1936 года в Лондоне.

- Ребята, какие произведения автора вам знакомы?



- Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой «Как верблюд получил свой горб».



Слушают учителя.



































- «Маугли», «Слонёнок», «Приключение старого кенгуру», «Кот, который гулял, где хотел», «Рикки-Тикки-Тави», «Белый тюлень».


Учитель показывает портрет Д. Киплинга.

Первичное чтение текста

Метод: инструктирующее слово учителя.

- Положите перед собой текст. Давайте прочитаем сказку «Как верблюд получил свой горб» вслух по очереди.

Хорошо читающие дети читают вслух.

У каждого ученика на парте лежит текст сказки.

Проверка первичного восприятия текста

Метод: беседа.

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Кто является героями сказки?

- Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?


- Несколько детей высказывают свое мнение.

- Верблюд, Человек, Конь, Пес, Бык, Джин.

- Выбирают те эмоции, которые испытывали.

На доске висят карточки со словами-эмоциями.

Физминутка

Летели скворцы через три избы

Головками качали, крыльями махали,

А куда летели так и не сказали.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, тихо встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут -тоже покажем,

Руки отводим назад.

Выполняют движения, о которых говорится в физминутке.


Анализ произведения

Метод: беседа, работа с текстом.

- В каком месте происходят события?

- Как вы думаете, почему автор называет пустыню Ужасно-Унылой?


- О каких двух видах животных говорится в сказке? Докажите примерами из текста.



- Каким показан верблюд? Найдите описание в тексте.



- Как вы относитесь к верблюду?

- Как вы думаете, правильно ли поступил джинн?

- Почему верблюд стал домашним животным?


- Какие пословицы можно подобрать к сказке?







- Чем конец этой сказки отличается от концовки русских сказок?



- В Ужасно-Унылой Пустыне.

- Потому что в пустыне очень мало растительности и животных. Пейзаж однообразен, кругом только песок.

- О диких и домашних. Конь, Пес и Бык – домашние животные, т.к. обитают рядом с человеком и приносят ему пользу. Верблюд – дикое животное, т.к. живет вдали от человека.

- Верблюд был самолюбивым, лентяем и бездельником, что доказывают строки: «Тот (верблюд) стоял и любовался своим отражением в луже — бессовестный лентяй и бездельник».

- Высказывают свое мнение.

- Высказывают свое мнение.

- Потому что он ушел из пустыни и пошел к Быку, Коню и Псу.

  • - Что потрудился, то и поел.

  • Воля и труд дивные всходы дают.

  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

  • Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

  • Труд человека кормит, а лень портит.

  • Кто трудится, тот и пользуется.

  • Без труда нет добра.

- Тем, что один из героев (Верблюд), остался несчастным и до сих пор не может научиться, как себя вести.



Подведение итогов и комментирование домашнего задания

Метод: беседа, инструктирующее слово учителя.

- Мы сегодня познакомились с английской сказкой Д. Киплинга «Как верблюд получил свой горб». Скажите, что полезного вы усвоили для себя из этого рассказа?

- Дома прочитайте рассказ еще раз и нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту.


- Что нельзя быть лентяем и бездельником, т.к. можно получить справедливое наказание за это.



- Записывают домашнее задание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!