Актуализация знаний | Метод: беседа. - Давайте, вспомним. С каким видом литературного жанра мы работали на предыдущих уроках литературного чтения? - Что такое сказка? - Кем создаются сказки? - Правильно. Молодцы. Опираясь на ваш ответ, на какие 2 группы можно разделить сказки? - Назовите, пожалуйста, особенности построения сказок, которые мы с вами читали. - Как называем сказки с такими особенностями? - Чему учат сказки? - Мы прочитали много русских сказок, а сегодня будем читать английскую сказку. У нее есть свои особенности: Основной мотив английских сказок - избегание неудачи. (Мотив - это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности). Это значит, что деятельность героев сказок направлена не на достижение каких-то результатов, а на то, чтобы избежать проигрыша, провала, а так же на удовлетворение физиологических потребностей. Но и здесь нужно сказать, что ярко выраженных мотивов в английских сказках нет. Следует также отметить, что деятельность героев подобного фольклора обусловлена не столько их собственными пожеланиями, сколько внешними обстоятельствами, долгом и т.д. В текстах английских сказок преобладает конкретная информация, констатация неких фактов. Это значит, что сказки у англичан не такие уж сказочные и волшебные, это скорее просто грустные поучительные истории с не всегда хорошим концом, в которых главный герой ходит по свету и наблюдает за какими-то событиями. По сравнению со сказками других народов в английских сказках такие мотивы деятельности, как желание власти и достижение успеха, выражены менее всего. Сказки, написанные на английском языке, дают возможность познакомиться с традициями, культурой и устным творчеством народов других стран. Например, английские сказки, в которых главными героями являются животные, учат читателя отличать доброе, светлое начало от злого, сопереживать и помогать слабому, верить в справедливость. Ждать счастливого завершения испытаний. Главными персонажами этих сказок являются волк или лис, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи кошке или курице. Весь сюжет сказки построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лис очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в английской сказке. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации. Английской сказке присуще накладывание эпизода на эпизод и многократное его повторение. Этот приём усиливает действие, что приводит к кульминации и развязке. Особенностью сказки является то, что она выключена из реального времени. Строгая последовательность событий создаёт особое сказочное время, в котором курице и кошке приходится преодолеть целый ряд испытаний, прежде чем они обретут счастье. Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. | - Сказка. - Сказка — это литературное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических лиц. - Народом. Еще их сочиняют писатели. - Сказки бывают авторские и народные. - Зачин. Положительные и отрицательные герои. Троекратный повтор. Герой проходит ряд испытаний. Наличие волшебного помощника или предмета. Добро побеждает зло. - Волшебными - Добру, взаимовыручке, любви, трудолюбию. | |
Сообщение темы урока | Метод: слово учителя, беседа. - Сегодня мы познакомимся со сказкой английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга. Но сначала я расскажу вам об этом авторе. Редьярд Киплинг - английский писатель и поэт - родился 30 декабря 1865 года в Индии в городе Бомбее. Как предполагают, имя Редьярд Киплинг получил в честь английского озера Редьяр, где познакомились его родители. В возрасте 6 лет, как это было принято в англоиндийских семьях, Редьярд и его младшая сестра были отправлены учиться в Англию, они жили в частном пансионе. В 1878 г. Киплинг был послан в Девонское училище, где сыновья офицеров готовились к поступлению в престижные военные академии. Однако близорукость помешала Киплингу избрать военную карьеру и на этом его образование закончилось . Его отец под впечатлением рассказов, написанных сыном в училище, подыскал ему работу в редакции англоязычной «Гражданской и военной газеты» , выходившей в Лахоре (Индия), и в октябре 1882 г., Киплинг возвращается в Индию. В 90-е годы происходят самые важные события в жизни писателя. Он женится, и у него рождаются двое детей. С этого момента он начинает писать для детей. Затем, уже позднее, в 1902 году выходят сказки Киплинга под названием «Сказки просто так». В этом же году Киплинг решает поселиться в Англии и покупает загородный дом. Там он живет до конца жизни. Здесь были написаны сказки Киплинга «Пак с холмов» и «Награды и феи». В жизни Киплинга были очень тяжелые периоды. Сначала от тяжелой болезни он потерял старшую дочь. Во время Первой мировой войны гибнет его сын. Писатель умер 18 января 1936 года в Лондоне. - Ребята, какие произведения автора вам знакомы? - Сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой «Как верблюд получил свой горб». | Слушают учителя. - «Маугли», «Слонёнок», «Приключение старого кенгуру», «Кот, который гулял, где хотел», «Рикки-Тикки-Тави», «Белый тюлень». | Учитель показывает портрет Д. Киплинга. |
Проверка первичного восприятия текста | Метод: беседа. - Понравился ли вам рассказ? Чем? - Кто является героями сказки? - Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку? | - Несколько детей высказывают свое мнение. - Верблюд, Человек, Конь, Пес, Бык, Джин. - Выбирают те эмоции, которые испытывали. | На доске висят карточки со словами-эмоциями. |
Физминутка | Летели скворцы через три избы Головками качали, крыльями махали, А куда летели так и не сказали. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, тихо встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки – плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут -тоже покажем, Руки отводим назад. | Выполняют движения, о которых говорится в физминутке. | |
Анализ произведения | Метод: беседа, работа с текстом. - В каком месте происходят события? - Как вы думаете, почему автор называет пустыню Ужасно-Унылой? - О каких двух видах животных говорится в сказке? Докажите примерами из текста. - Каким показан верблюд? Найдите описание в тексте. - Как вы относитесь к верблюду? - Как вы думаете, правильно ли поступил джинн? - Почему верблюд стал домашним животным? - Какие пословицы можно подобрать к сказке? - Чем конец этой сказки отличается от концовки русских сказок? | - В Ужасно-Унылой Пустыне. - Потому что в пустыне очень мало растительности и животных. Пейзаж однообразен, кругом только песок. - О диких и домашних. Конь, Пес и Бык – домашние животные, т.к. обитают рядом с человеком и приносят ему пользу. Верблюд – дикое животное, т.к. живет вдали от человека. - Верблюд был самолюбивым, лентяем и бездельником, что доказывают строки: «Тот (верблюд) стоял и любовался своим отражением в луже — бессовестный лентяй и бездельник». - Высказывают свое мнение. - Высказывают свое мнение. - Потому что он ушел из пустыни и пошел к Быку, Коню и Псу. - Что потрудился, то и поел. Воля и труд дивные всходы дают. Не потрудиться, так и хлеба не добиться. Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться. Труд человека кормит, а лень портит. Кто трудится, тот и пользуется. Без труда нет добра. - Тем, что один из героев (Верблюд), остался несчастным и до сих пор не может научиться, как себя вести. | |
Подведение итогов и комментирование домашнего задания | Метод: беседа, инструктирующее слово учителя. - Мы сегодня познакомились с английской сказкой Д. Киплинга «Как верблюд получил свой горб». Скажите, что полезного вы усвоили для себя из этого рассказа? - Дома прочитайте рассказ еще раз и нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту. | - Что нельзя быть лентяем и бездельником, т.к. можно получить справедливое наказание за это. - Записывают домашнее задание. | |