СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему "Формирование УУД на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предложены методы формирования УУД на уроках информатики. Описаны примеры заданий, формирующих УУД.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Формирование УУД на уроках информатики"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Медногорска









«Формирование УУД

на уроках информатики



Выполнила учитель информатики Пацук Т.А.
















Тема педагогического опыта работы: «Формирование УУД на уроках информатики», выбрана мною не случайно, поскольку её актуальность и значимость на сегодняшний день очевидна.

Актуальность опыта.

Актуальность темы заключается, на мой взгляд, соследующими факторами.

Знания, умения и навыки, вырабатываемые на уроках информатики:

  1. Могут быть с успехом примененына других учебных дисциплинах.

  2. У обучающихся формируется целостное представление об окружающем мире.

3.Способствуют ориентации детей в информационном обществе,а также их самообучению и самореализации.

 Цель опыта:раскрытие потенциальных возможностей использования ИКТ-компетентности обучающихся для формирования УУД в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задачи опыта:

- формировать представление о целостности окружающего мира;

-подготовить выпускников к профессиональной самореализации использованию информационно-коммуникационных технологий в своей работе.

Исследовательской проблемой своего опыта считаю выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Методы работы, которые я использую в процессе апробации:

  • изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;

  • изучение и обобщение передового педагогического опыта;

  • педагогическое наблюдение;

  • педагогический эксперимент;

  • анализ результатов ученической деятельности;

  • устный и письменный опрос учащихся;

  • тестирование;

Идея опыта:ИКТ-компетентность это фундамент, который формирует универсальные учебные действия, порождает мотивацию к обучению и позволяет учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Идея опыта моей педагогической работы непосредственно вытекает из требований ФГОС к результатам образования. В качестве основных результатов на первое место поставлены не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые формируют у детей ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться. К ним относятся: познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные.

С целью профессионального самоопределения, а также готовности и способности выпускников к ориентации в окружающем информационном мире Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Условный портрет, которого можно представить следующим образом.

Исходя из опыта работы коллег, для формирования основных качеств данного «портрета» на уроках информатики необходим интегрированный подход в обучении.

Преимущество такого подхода:

-объединение образовательных областей, разных видов деятельности, приёмов и методов в единую систему;

-обеспечение формирования интегральных качеств личности школьника;

-создание условий для формирования метапредметных компетенций обучающегося;

-развитие логики, мышления, коммуникативных способностей у детей.

Будучи уверенной в том, что интегрированный подход в обучении поможет учащимся хорошо ориентироваться в современном информационном обществе, я стала выстраивать свою систему обучения на уроках информатики по данному направлению деятельности.Эти преимущества складываются и ожидаемый результатприменения интегрированного подхода:мобильная, само реализующаяся личность, способная к обучению на протяжении всей жизни.

Информатика — это благодатная почва для межпредметных связей с другими предметами.Многие из них непосредственно связаны с информатикой при изучении определённых тем. Приведу всего несколько примеров этой связи.

а) Связь информатики с историей.

Очень естественно осуществляется связь информатики и истории.Например, в 5 классе по теме: «Хранение информации, носители информации»

б) Связь информатики и иностранным языком.

Ярким примером такой связи является неотъемлемая часть персонального компьютера – клавиатура. Название клавиш на клавиатуре, происхождение названия устройств ввода и вывода информации.

в) Связь информатики с математикой.

Очень часто на уроках информатики встречается эта связь. Например: решение математических задач в табличном редакторе Excel, на языке программирования Pascal; решение задач с использованием систем счисления и прямоугольной системы координат. Например, урок в 8 классе по теме: «Двоичная система счисления».

г) Связь информатики с ИЗО.

Такую связь можно увидеть при изучении цветового круга и работе в графических редакторах, создание анимационных изображений некоторых предметов. Например, для того чтобы любимый герой «жил» на экране в течение одной минуты, требуется около тысячи пятисот рисунков, раньше каждый из них приходилось рисовать вручную, а сейчас всё это можно реализовать при помощи ПК.

д) Связь информатики, географии, литературы и русского языка.

Такую связь можно увидеть из примеровмежпредметных заданий в практических работах на ПК в 5 классе по таким темам: «Действия с фрагментами текста», «Редактирование текста».

Например:

1.Зафиксируйте режим ввода прописных букв (клавиша CapsLock). Замените в каждом из приведенных слов одну букву так, чтобы получились названия городов, рек и новые слова: (информатика+география)

«Название города: СОКИ, УХА, ТУЧА, БАКИ.

Название реки: УПАЛ, ОСА, КАША, ВОЛНА.

Новое слово:МАРКА, КОРЖ, БУЛКА, ЛАПКА, ЗУБЫ, ПЕСОК, ГАЛКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, ПОЛЕНО.»

2.Внимательно прочитайте текст и по смыслу разделите его на предложения, поставив в нужных местах точки: (информатика+русский язык)

«…скоро у нас каникулы я поеду вместе с папой в сочи митя с братом поедут в город иркутск, на озеро байкал а таня будет отдыхать в деревне у тети зои эта деревня стоит на берегу оки у тети в доме живет кот мурзик…»

3.Уберите лишние слова, тем самым восстановив оригинальный текст стихотворения А.С. Пушкина: (информатика + литература)

«У лукоморья дуб очень старый, но еще зеленый; Златая тяжелая цепь на дубе том: И днем и ночью, утром и вечером кот ученый Всё ходит по цепи круг за кругом; Идет направо песнь тоскливую заводит, Налево страшную сказку говорит. Там чудеса чудесные: там добрый леший бродит, Русалка распрекрасная там на ветвях сидит…» 

Существует множество приемов развития критического мышления:

  1. «Синквейн»-пятистрочник;

  2. Таблица: Знаю. Хочу знать. Узнал.

  3. Плюс, минус, интересно;

  1. Приём «Синквейн»

Все знакомы с таким приемом, как «Синквейн».Напомню его суть. Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка –это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами, эта строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта; четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; последняя строка –это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


Флэш-карта

Маленькая, удобная.

Сохраняет, содержит, переносит.

Флэш-карта – внешняя память компьютера.

Память.

Примером приема является фрагмент урока в 5 классе по теме: «Кодирование информации. Метод координат». Приём применим в данном случае на этапе урока «Рефлексия» 



  1. Приём «Таблица ЗХУ»

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»

Можно использовать такой приём на уроке в 10 классе по теме: «Создание сайта средствами MicrosoftOfficeWord».


  1. Приём «Плюс, минус, интересно»

Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. Приведу пример фрагмента урока в 5 классе по теме: «Основные объекты текстового документа. Ввод текста».


Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

-анализировать текст совместно с другими людьми;

-вести исследовательскую работу в группе;

-доступно передавать информацию другому человеку;

- самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.


Вывод.

Опыт моей работы по теме: «Формирование УУД на уроках информатики», приводит меня к следующему выводу: интеграция  предметов  в  современной школе – реальная потребность времени и необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности,  а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

А результаты работы подтвердят гипотезу: благодаря межпредметной интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира. В свою очередь младшие школьники начинают активно применять свои знания на практике, а учитель по-новому увидит и раскроет свой предмет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!