СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка недели русского языка "Наш великий и могучий русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка недели русского языка "Наш великий и могучий русский язык"»

Государственое бюждетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Краснолучский строительный колледж»







Неделя русского языка

«Наш великий и могучий русский язык»



Подготовила:

преподаватель русского языка

Демченко Т.А.




г. Красный Луч

План проведения недели русского языка

День 1 «Открытие»

Афоризм дня: Русский язык в умелых руках и в опытных устах –красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. Куприн


1.1. Вступительное слово преподавателя. Объявление открытия недели русского языка.

1.2. Выставка стенгазет по русскому языку. Конкурс на лучшую газету.


День 2 «Виктори – значит победа»

Афоризм дня: Язык есть вековой труд целого поколения. В. И. Даль


2.1. Проведение викторины.


День 3 «Интересно это знать»

Афоризм дня: Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А. Н. Толстой


3.1. Интересные факты о русском языке.

3.2. Проведение конкурса чтецов «Мои любимые стихи»


День 4 «Сразимся в знаниях»

Афоризм дня: Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. А. С. Хомяков


4.1. Турнир «Могу, умею, практикую.»


День 5 «Закрытие»

Афоризм дня: Язык – это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления. Ф. Ницше

5.1. Подведение итогов недели

5.2. Награждение победителей в отдельных номинациях.

5.3. Анализ проведения недели русского языка на заседании методического объединения.



День 1 «Открытие»

Выставка стенгазет








День 2 «История»

Как развивался наш язык

Цель: Развитие интереса к изучаемому языку, получение знаний о происхождении языка. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, бумага, ручки.

Дидактические материалы: видеофильм «История славян».

Оформление: Портреты языковедов и крылатые выражения о языке.

Форма проведения: Интеллектуальная викторина

Методы: Демонстрационные, словесные, интерактивные.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Если вы знаете правильный ответ – отвечайте подняв руку.

Ответивший правильно – получает вознаграждение.

2.Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы с вами покажем свои умения и знания родного языка. Введь без него было бы сложно найти общий язык, не правда ли? Мы проведем викторину, благодаря которой заглянем более глубоко в душу великого и могучего русского языка. Желаю вам всем успехов в этом деле.

3. Вступление.

Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. На нём мы общаемся с самыми близкими нам людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, нашими друзьями. А где же берет истоки этот прекрасный и горячо любимый нами язык? (Видеофильм «История славян»)

А теперь, прошу вас приготовиться к викторине. Мы начинаем…




Проведение викторины

1. Отгадайте загадки.

1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)


  1. Исправьте ошибки.

1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)

2.Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)

3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)

4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.

5. Вдали показалась стая уток и зайцев.

6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.

7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)

8.Он стоял и лязгал глазами.


3. Назовите слово по его лексическому значению.


  • Место стоянки судов (пристань)

  • Глава государства (президент)

  • Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

  • Человек, совершивший подвиг (герой)

  • Руководитель предприятия (директор)

  • Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

  • Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

  • Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

  • Больной, лечащийся у врача (пациент)

  • Титул древнеегипетских царей (фараон)

  • Группа морских островов (архипелаг)

  • Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

  • Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

  • Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

  • Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

  • Смотр войск (парад)

  • Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

  • Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

  • Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

  • Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

  • Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

  • Устное народное творчество (фольклор)

  • Машина для уборки хлеба (комбайн)

  • Место на реке, где её можно перейти (брод)

  • Общая часть родственных слов (корень)

  • Отверстие вулкана (кратер)

  • Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

  • Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

  • Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

  • Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

  • Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

  • Научный опыт (эксперимент)

  • Научное справочное пособие (энциклопедия)

  • Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

  • Герой русских былин (богатырь)

  • Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

  • Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

  • Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

  • Землеройная машина (экскаватор)

  • Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

  • Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

  • Порядок, обязательный для всех (дисциплина)


4. Ответьте на вопросы

  • В каком слове 40 гласных?(сорокА)

  • В каких словах по 100 согласных?(стоЛ, стоГ, стоН)

  • В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Аксинья, Анисья, Наталья, Татьяна, Ульяна)

  • Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы располагаются подряд?(согласные – нет, гласные: змееед, длинношеее)

  • Назовите два слова, начинающиеся с четырёх согласных. (всплеск, взгляд, встреча)

  • Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные? (имя)

  • О чём ведётся разговор? -Это чёрная? -Нет, это красная. -А почему она белая?
    -Потому что ещё зелёная. (разговор ведётся о смородине)

  • Как большой дом превратить в маленький? (с помощью суффикса -ик: дом – домик)

  • Как топор превратить в рукоятку?(с помощью суффикса -ищ: топор – топорище)

  • Найдите «четвёртое лишнее»: носок, мозоль, георгин, помидор. (мозоль – существительное женского рода)

  • Найдите «четвёртое лишнее»: брюки, хлопоты, дверцы, вилы. (дверцы – существительное имеет форму и единственного, и множественного числа)

  • Назовите глагол, в котором нет корня. (вынуть: приставка – вы-, суффикс - -ну-, окончание - -ть)

  • О какой части речи это стихотворение? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (о прилагательном)

  • К каким частям речи можно отнести слова ЖАРКОЕ, ЗВОНОК, МЕЛОК?
    (существительные – жаркОе, мелОк, звонОк; прилагательные – жАркое, мЕлок, звОнок)

  • В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз? (стоНЕТ)


















День 3 «Интересно это знать»

Цель: Развитие интереса к изучаемому языку. Воспитание чувства прекрасного, благодаря произведениям искусства. Пробуждение интереса к чтению. Воспитание культуры чтения. Развитие навыков выступления перед аудиторией.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, бумага, ручки.

Дидактические материалы: презентация о поэтах классиках.

Оформление: Портреты поэтов и крылатые выражения о поэзии.

Форма проведения:

Методы: Демонстрационные, словесные, интерактивные.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Будьте уважительны к чтецам и соблюдайте тишину.

2.Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы с вами покажем свои творческие стороны, ведь поэзия развивает в нас чувство прекрасного и чего-то возвышенного. Конечно же, не обойдется и без доли интересного о нашем языке.

  1. Вступление.

Русский язык — один из самых сложных и многогранных в мире. На нем изъясняется огромное количество людей практически во всех уголках нашей планеты. Он шестой по количеству говорящих на нем и восьмой по числу его носителей. А много ли мы знаем о нашем родном языке? Предлагаю познакомиться с 20 любопытными фактами о нем.




Факт 1

В русском почти все слова, где первая буква «А», являются заимствованными. Слов на «А», возникших именно у нас, в современном употреблении очень мало — «АЗБУКА», «АЗ» и «АВОСЬ».

Факт 2

«Х» в древнерусском алфавите имела название «ХЕР». Вот откуда появилось производное «ПОХЕРИТЬ». Это означало перечеркивание крестом чего-то. Но со временем оно приобрело привычный для нас смысл, такой как «ПОТЕРЯТЬ» или «ИСПОРТИТЬ».

Факт 3

В русском языке есть слова, где подряд стоят три «Е». Их всего два — экзотические «ЗМЕЕЕД» и «ДЛИННОШЕЕЕ».

Факт 4

На Руси вплоть до XIX века нелепыми глаголами называли все неприличные слова.  «Лепота» означала красоту и благодать, а «нелепый» — противоположный лепоте, то есть ее антоним.

Факт 5

Самое длинное часто употребляемое слово в нашем языке имеет 14 букв. Оно же, кстати, является и союзом, и предлогом одновременно. Это «СООТВЕТСТВЕННО».

Факт 6

У англичан, изучающих русский язык, есть свой секрет для запоминания предложения «Я ЛЮБЛЮ ВАС». Они используют похожее в их языке словосочетание «ЕЛЛОУ БЛЮ БАС», буквально переводится как «желто-голубой автобус».

Факт 7

Наш алфавит достаточно странный. В нем некоторые буквы похожи на латинские. А вот другие хоть и пишутся так же, но звучат вовсе по-другому. Еще есть две буквы, которые вообще нельзя произнести, они не имеют своих звуков — это твердый и мягкий знаки.

Факт 8

В нашем языке встречаются слова, у которых первая буква «Й». Многие помнят только «ЙОД», «ЙОГА», «ЙОШКАР-ОЛА». А их аж 74.

Факт 9

Бывают слова и на букву «Ы». Правда их используют только в качестве названий городов и рек, находящихся в России: ЫЛЫМАХ, ЫНАХСЫТ, ЫТЫК-КЕЕЛЬ.

Факт 10

Удивительно, но у нас есть одно слово, где «О» используется аж семь раз. Это «ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ».

Факт 11

Русским языком на данный момент владеют 260 млн. человек. В  Интернете он является вторым по популярности, уступая лишь английскому.

Факт 12

Минобразования с 2009 года узаконило допустимость употребления слова «КОФЕ» как в мужском, так и в среднем роде.

Факт 13

Слово «БАБА» сейчас стало жаргонным. Но раньше быть ей считалось почетно. Более того, это звание нужно было заслужить. Баба — это женщина, родившая сына (именно сына, а не дочь).

Факт 14

Слово «ХУЛИГАН» имеет вовсе не русское происхождение. Оно возникло от имени английской семьи Халиган, члены которой отличались буйным нравом.

Факт 15

Буква «Ё» самая молодая в алфавите. Она появилась только в 1873 году.

Факт 16

Именно по-русски были произнесены первые слова в космосе. Кем? Конечно же Юрием Гагариным.

Факт 17

В 1993 году в Книге рекордов Гиннеса было зафиксировано самое длинное слово на нашем родном языке — это «РЕНГЕНОЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКОГО». В нем 33 буквы.

Факт 18

Человеческая рука не только важная часть тела. Ее любят «использовать» во многих устойчивых выражениях в русском языке: «Носить на руках», «Руки чешутся», «Рука об руку».

Факт 19

В старославянском языке «Я» была самой первой букой алфавита.

Факт 20

В XVIII веке восклицательный знак называли точкой удивления.

И на этом мы поставим жирную точку удивления. Развивайтесь, изучайте грамотную русскую речь и любите свой родной язык!

Слово преподавателя: Надеюсь, вам понравились занимательные факты о русском языке. А теперь, прошу вашего внимания, мы начинаем конкурс чтецов…

(Демонстрация презентации о поэтах)


Вступительное слово:

- Поэзии чудесная страница
Для нас сегодня открывает дверь.
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир – любой, -
Подвластно все ПОЭЗИИ, - Попробуй!
И дверь в её Страну открой!


(Каждого из чтецов называют, он выходит и начинает свое выступление)






















Конкурс чтецов

«Мои любимые стихи»


ВЕЧЕР

Бунин И.А.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.


В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.


Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.


День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

1909


МОЛИТВА (В МИНУТУ ЖИЗНИ ТРУДНУЮ...)
Лермонтов М.Ю.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
1839

ТЫ И ВЫ
Пушкин А.С.

Пустое "вы" сердечным "ты"
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: "как вы милы!"
И мыслю: "как тебя люблю!" 1828




ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Тютчев Ф.И.

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

1828







ПАРУС

Лермонтов М.Ю.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832













ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Тютчев Ф.И.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

1828



О, Я ХОЧУ БЕЗУМНО ЖИТЬ

Блок А.А.

* * *

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!


Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне,-

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:


Простим угрюмство - разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!

5 февраля 1914















НА ЗАРЕ ТЫ ЕЕ НЕ БУДИ

Фет А.А.

* * *

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.


И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.


А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.


И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.


Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

1842




Слово преподавателя: Аплодисменты нашим прекрасным чтецам. Благодарим вас за прекрасные произведения искусства и их подачу. А сейчас, прошу наших слушателей проголосовать за понравившегося вам чтеца. (учащиеся голосуют, опустив свой бюллетень в корзину) На этом, наш урок окончен. Спасибо за внимание!






День 4 «Сразимся в знаниях»

Турнир «Могу, умею, практикую»

Цель:

  • Развитие интереса к изучаемому языку.

  • Развитие памяти, внимания, логического мышления.

  • Воспитание культуры речи, уважения к русскому языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, бумага, ручки.

Дидактические материалы: презентация, видеофильмы «Разговорник 1,2,3;», бланки с заданиями, задания на логическое мышление, бумага, ручки.

Оформление: Стенгазеты, портреты языковедов, крылатые выражения о русском языке.

Форма проведения: Интеллектуальная интерактивная викторина.

Методы: Демонстрационные, словесные, интерактивные.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Чтоб наш урок прошел организованно и методично, прошу вас при ответе на вопрос поднимать руку, не выкрикивая. Каждому из вас будет предоставлена возможность ответить и получить за это вознаграждение. Изначально мы с вами будем работать устно. Все вы, наверно, уже заметили, что у вас на столах лежат бланки, для письменного конкурса. Приготовьте, пожалуйста, ручки, чтоб в дальнейшем не было заминок


2.Сообщение темы и целей занятия.

Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня вашему вниманию будет представлен проект внеурочного мероприятия по русскому языку «Могу, умею, практикую!».. Итак, мы начинаем.


3.Вступление.

Русский язык, занимая пятое место по численности говорящих на нем (после китайского, английского, хинди и испанского), является одним из крупнейших мировых языков и самым распространенным языком Европы –как в географическом отношении, так и по числу носителей языка. Русский имеет статус официального языка в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Гагаузии и Приднестровской Молдавской Республике (Молдавия), Крыму (Украина), а также частично признан в Республике Абхазия и Южной Осетии.

Русский язык входит в число официальных языков всемирных (ВОЗ, МАГАТЭ, ООН, ЮНЕСКО) и региональных международных (БРИК, ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС) организаций. На русском говорят в странах СНГ, в Грузии, Латвии, Литве, Эстонии, Израиле, Монголии, Финляндии, на Шпицбергене, в странах Восточной Европы, в Германии, Франции, в мегаполисах США, Канады, Китая, Австралии. До 1991 года русский язык был языком межнационального общения СССР, де-факто исполняя функции государственного языка. Он продолжает использоваться во всех странах, ранее входивших в состав СССР.

В разные периоды русский язык заимствовал слова из индоевропейских: английского, греческого, латинского, испанского, итальянского, немецкого, нидерландского, португальского, французского, а также из индоарийских, иранских, скандинавских языков. Среди неиндоевропейских языков: из арабского, грузинского, иврита, китайского, тибетского, японского, а также из австроазиатских, австронезийских, монгольских, палеоазиатских, тюркских, уральских, языков Америки и даже из языков Африки.

Дописьменная культура Руси существовала еще в доисторическом и протоисторическом периодах. Ввиду того что славяне занимали Восточно-Европейскую равнину –перекрестье давних культур: древнегреческой (занесенной сюда ионийцами), скифской и сарматской, - во 2 – 1-м тысячелетиях до н. э. язык представлял собой сложную и пеструю группу наречий разных племен: балтийских, германских, кельтских, турецко-тюркских (гунны, авары, болгары, хазары), финских. О смешанном характере языка того периода свидетельствует дохристианский славянский пантеон –его составляли боги, имена которых были взяты из разных языков: Дажьбог, Мокошь, Перун, Симарьгла, Стрибог, Хорс).

Началом древнерусского литературного языка принято считать период образования Киевского государства –XI век. Славянский языковой материал при посредстве высокой греческой литературы и культуры способствовал появлению письменности.


Берестяная грамота, 11 век, письмо от Рожнета к Коснятину (требование прислать деньги и угроза)

Хотя Русь находилась под влиянием православия, Византия не противодействовала усвоению славянами богатства западной культуры через славянский литературный язык. Простое применение греческого алфавита не могло передать всех особенностей славянского языка. Славянский алфавит был создан греческим миссионером и ученым-филологом Кириллом.


Славянский литературный язык, стремительно развиваясь, оказался в одном ряду с греческим, латинским и еврейским. Он стал важнейшим фактором, объединявшим в IX—XIвеках все славянство. На нем писали и проповедовали в Велеграде, Киеве, Новгороде, Охриде, Преславе, Сазаве, в Чехии и на Балканах.

Были созданы такие литературные памятники, как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, Остромирово евангелие, Изборник Святослава и, конечно, «Слово о полку Игореве».

Эпоха феодализма, татаро-монгольское иго, польско-литовские завоевания привели в XIII—XIV веках к разобщению политической и экономической жизни и разделению языка на великорусский, украинский и белорусский.

В XVI веке в Московской Руси была осуществлена грамматическая нормализация московского письменного языка. Особенность синтаксиса того времени –преобладание сочинительной связи. Простые предложения краткие, предметно-глагольные, часты союзы дааи. Пример языка той эпохи –Домострой, написанный с использованием бытовой лексики, народно-поговорочных выражений.

Произошло изменение категории времени (форма, оканчивающаяся на , заменила устаревшие аорист, имперфект, перфект и плюсквамперфект), было утрачено двойственное число, склонение существительных приобрело вид современного.

Основой русского литературного языка стала московская речь с характерными чертами: аканье; редукция гласных безударных слогов; взрывной согласный г; окончания -ово-ево в родительном падеже единственного числа мужского и среднего рода в местоименном склонении; твердое окончание  в глаголах 3-го лица настоящего и будущего времени; формы местоимений менятебясебя.

Начало книгопечатания в XVIвеке стало одним из наиболее значительных предприятий, способствовавших становлению литературного языка Московского государства. В XVII—XVIII веках Юго-Западная Русь оказалась своеобразным посредником между Московской Русью и Западной Европой. Польский язык стал поставщиком европейских научных, юридических, административных, технических и светско-бытовых терминов.

Политическая и техническая реконструкция государства Петровской эпохи наложила отпечаток на речь. В этот период произошло освобождение русского литературного языка от идеологической опеки Церкви. В 1708 году была осуществлена реформа азбуки –она стала близкой к образцам европейских книг.

Вторая половина XVIIIвека прошла под знаком галломании –официальным языком придворно-аристократических кругов и дворянских салонов стал французский язык. Усилился процесс европеизации русского общества. Новые основы норм русского литературного языка были заложены великим русским ученым и поэтом М. В. Ломоносовым. Он объединил все разновидности русской речи: приказной язык, живую устную речь с ее областными вариациями, стили народной поэзии –и признал формы российского языка основой литературы. Ломоносов установил систему трех стилей литературы: простой, средний, высокий слог.

Далее творцами и преобразователями великого русского языка выступили представители литературы различных жанров и направлений: Г. Р. Державин, И. И. Новиков, А. Н. Радищев, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин. Они открыли в литературе новые средства выражения и новые сокровища живого слова, расширили круг значений прежних слов.

Им на смену пришли В. В. Капнист, Н. М. Карамзин, Н. И. Новиков. Интересно, что язык Н. М. Карамзина по своему качеству и слогу сравним с языком, на котором писали Цицерон, Гораций и Тацит.

Волна демократического движения не оставила без внимания и русский язык, который, по мнению представителей прогрессивной интеллигенции, должен был стать доступным для широких масс.

А. С. Пушкин блестяще сыграл роль народного поэта и разрешил вопрос об общенациональной норме русского языка, который со времен А. С. Пушкина входит как равноправный член в семью западноевропейских языков. Отвергая стилевые ограничения, комбинируя европеизмы и знаменательные формы народной речи, поэт создал яркую картину русской души, славянского мира, использовав все богатство и глубину красок русского языка.

Импульс А. С. Пушкина поддержали и продолжили М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь.

Русский язык середины XIX –начала XX века имел четыре общие тенденции развития:

  1. ограничение славяно-русской традиции в кругу литературной нормы;

  2. сближение литературного языка с живой устной речью;

  3. расширение литературного употребления слов и оборотов из разных профессиональных диалектов и жаргонов;

  4. перераспределение функций и влияния разных жанров, развитие жанра реалистического романа (И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев), рассказа (А. П. Чехов); преобладание общественно-политической, философской проблематики.

Словарь русского литературного языка обогатился множеством отвлеченных понятий и выражений в соответствии с ростом общественного самосознания.

Под влиянием общественно-политической жизни России распространялись и укреплялись социально-политические термины, лозунги, афоризмы, интернациональная лексика.

Новая социалистическая культура изменила русский язык в области словообразования, лексики и фразеологии. Шло активное развитие специально-технических языков.

Стандартизации устной речи в XX веке способствовали распространение СМИ, введение всеобщего образования, масштабная межрегиональная миграция населения.

Процесс глобализации конца XX –начала XXI века обогатил русский язык огромным количеством заимствований (в основном из английского языка) в профессиональной, технической лексике, языке интернет-коммуникации, политике, СМИ, медицине –практически во всех сферах жизни современного общества.

Изменяясь, русский язык остается одним из самых распространенных и активно развивающихся языков мира. Интерес к русской культуре неразрывно связан с интересом к русскому языку, количество желающих изучать его растет с каждым годом. Русский язык преподается в 87 государствах –число обучающихся в 1648 университетах превышает 18 миллионов человек.


Выводится Слайд № 2


Этап №1 Разминка:


Преподаватель: Сейчас мы с вами попробуем немного размяться и настроиться на плодотворную работу.
Ответьте, мне, пожалуйста на вопросы, ПОДНЯВ РУКУ.


Учащиеся отвечают на ряд вопросов.


Вывод слайдов: Слайды № 3,4,5,6,7,8;







1. Сколько букв в русском алфавите? 33
2. Сколько звуков в русском алфавите? 42

3. Какие бывают согласные звуки, которые образуют пары? Звонкие и глухие
4. Сколько падежей в русском языке? Назовите их. (именит,родит,дат,винит,творит,предлож.)
5. Какие части речи русского языка вы знаете? (имя сущ.,имя прил.,имя числ.,местоимение,глагол,наречие,предлог,союз)
6. Назовите главные и второстепенные члены предложения. Как они подчеркиваются в предложении? (подлеж,сказ.,опред.,дополн.,обстоят.)

Преподаватель: Отлично, я думаю, вы настроились? Значит, продолжаем…

Сейчас, мы с вами просмотрим материал, который вам поможет в выполнении одного из заданий.(видеофрагмент)


Слайд № 9


Этап № 2 Чудеса дедукции:



Вывод слайдов № 10,11,12;




Преподаватель: Сейчас вы видите, некоторых актеров, многие из вас, скорее всего, их уже узнали. Как вы думаете, какая связь между ними? Правильно, это актеры, которые исполняют довольно интересные роли и каждый нами любим, не зависимо от того, позитивный это персонаж или негативный. А как вы думаете, почему мы их так любим и восторгаемся ими? Правильно, у них очень красочная и остроумная речь, они мастера своего дела. А знаете почему? Правильно, потому, что над репликами в сериалах работало множество грамотных людей, непосредственно самих актеров, и сценаристов, и переводчиков которые в совершенстве владеют русским языком. Мастера слова, так сказать. Не забывайте, что их успех –это кропотливая работа в саморазвитии и образовании. Поэтому, мы свами сейчас попробуем побывать на месте этих актеров и подгадать, что же нам предстоит выполнить.
Вы видите на экране крылатые выражения. Попробуйте их описать кратко и лаконично. Так, как вы это понимаете.

Учащиеся описывают крылатые выражения своими словами.

Слайд № 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23;










Преподаватель: А сейчас, вашему вниманию представляется вторая часть полезной информации. Настройтесь и запоминайте. (видеофрагмент)

Этап № 3 Ребусы, пословицы, корректор.

Слайд № 24;

Преподаватель: С этим видом работы вы уж точно знакомы, поэтому, я хочу увидеть ваши руки и желание ответить.


Слайды № 25,26;




Учащиеся разгадывают ребусы.


Преподаватель: А вот как у вас обстоят дела с пословицами? Кто из вас сможет превратить эти строки в крылатые выражения?


Слайды № 27,28,29;





Учащиеся комплектуют пословицы из строк.


Преподаватель: Вы очень внимательны. А теперь, немного отдохните и послушайте ещё одну подсказку. (видеофрагмент)

Преподаватель: Однажды вечером, когда ничто не предвещало беды, один человек получил письмо. Как оказалось, это было письмо от его племянницы. Он взял свои очки, присел за журнальный стол и принялся читать… (пауза для вывода на экран текста)
Так помогите же дяде, разгадать послание племянницы.
Как вы думаете, что сделал дядя, после того как прочёл письмо?


Слайды №30,31,32;



Учащиеся исправляют ошибки в письме и отвечают на вопросы.

Этап № 4 Письменное задание.


Слайд № 33;


Преподаватель: А теперь, я прошу вас взять шариковые ручки и заполнить бланки. На это у вас есть 10 минут.

Учащиеся выполняют письменное задание на бланках.


Преподаватель: Ну, что же. Давайте проверим себя и посчитаем собственные ошибки? Только, будьте честны. Ведь ошибаться - это не стыдно. Стыдно скрывать свои пробелы в знаниях и не пытаться их устранить.


Слайды 34,35;








Учащиеся проверяют собственные ошибки в письменном задании.


Этап № 5 Время Шерлока.


Преподаватель: Я считаю, мы с вами сегодня плодотворно поработали. Но есть у меня еще одна проблема, которая требует вашей внимательности. Поэтому, я объявляю Время Шерлока. Где каждый может проявить навыки наблюдательности.


Слайд № 36;



Учащиеся находят ошибки и исправляют их устно. (Слайды № 37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49;)


Преподаватель: Скажите, а какой вывод можно сделать, посмотрев на этот орфографический беспорядок ? Можно ли избежать таких грубых ошибок и не упасть в грязь лицом ? А как именно? Да, вы абсолютно правы. Я надеюсь, что вы сделаете для себя определённые вводы.


Слайд № 50;


Подведение итогов: И в завершении, хочется сказать, что мы проделали немалую работу и всего за каких-то 45 минут. Скажите, а что из сегодняшнего мероприятия вы закрепили? Мы смогли разгадать поговорки? А собрать в слова ребусы? И давайте не будем забывать о пословицах, оказалось, что разобраться с ними не так уж и сложно? А исправить ошибки нам тоже под силу? А ведь благодаря вашей наблюдательности и грамотности вы довольно живо справились с письменным заданием. И конечно же не будем забывать о наблюдательности, которую вы проявили, когда нашли множество погрешностей в грамотности многих людей. Спасибо, вам за проделанную работу. И до новых встреч!
Слайд № 51;









День 5 «Закрытие»

Подведение итогов недели

Награждение победителей в отдельных номинациях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!