СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого лекционного занятия по теме "Пирамида"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого лекционного занятия по теме "Пирамида"»

СТАХАНОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»














Методическая разработка

открытого лекционного занятия

по учебной дисциплине «Математика»

для студентов I курса

Тема «Пирамида»









Преподаватель: Мягких М.И.












2021

Тема «Пирамида»

Количество часов: 2

Тип занятия: комбинированный

1. Мотивация.

Т ема «Пирамида» учит думать, помогает рассуждать логично и последовательно, развивает умение выделять главное, заставляет анализировать ситуацию и делать выводы, способствует поиску различных путей решения одной задачи.

Разве эти умения не нужны человеку в повседневной жизни, профессиональной деятельности?

Вот что говорили про математику выдающиеся личности: «Математика – гимнастика ума» (Александр Суворов), «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Михаил Ломоносов).

2. Учебные цели (с определением уровня усвоения).

Ознакомиться, иметь представление о пирамиде, её видах и свойствах (β-І)

Знать, усвоить нахождение площади боковой и полной поверхностей, основных элементов пирамиды (β-ІІ)

3. Цели развития личности (воспитательные цели) умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию студентов, последовательность действий при решении задач в зависимости от конкретных условий.

4. Междисциплинарная интеграция.

п/п

Название учебной дисциплины

Тема

Знать

1.

История

Ранние цивилизации, их отличительные черты. Расцвет цивилизаций бронзового века и

железный век Востока.

Определение пирамиды и её элементы.

2.

Основы философии

Философия Древнего Востока.

Определение пирамиды и её элементы.

5. Внутридисциплинарная интеграция.

п/п

Название учебной дисциплины

Тема

Знать

1.

Математика

Правильные многогранники

Определение, элементы, свойства и формулы пирамиды.

2.

Математика

Объём пирамиды

Определение, элементы, виды, свойства и формулы пирамиды.

6. План и организационная структура лекции.


п/п


Основные этапы лекции и их содержание

Учебные цели в уровнях

Методы и способы активизации студентов.

Материалы методического обеспечения.

Время

в мин.

I.

Подготовительный этап

25

1.

Организация занятия.

Проверка готовности студентов к занятию.

3

2.

Постановка учебных целей, мотивация, актуализация темы.

2

3.

Контроль уровня знаний студентов.

β-І,

β-ІІ

Устный фронтальный опрос

(кроссворд).

Устный индивидуальный опрос

(«Математическое лото»).

СВРС

20

II.

Основной этап

50

4.

Постановка проблемы «Можно ли в наше время построить пирамиду Хеопса?».

История Египетских пирамид.

β-І

Информационное сообщение студента.

5

5.

План:





1. Понятие, основные элементы пирамиды.

β-І

Методы: беседа, объяснение.

Игра «да» - «нет»

6


2. Виды пирамид:

2. 1.Прямоугольная и правильная пирамиды.

β-І,

β-ІІ

Методы: беседа, объяснение, решение задач.

1. Ответить на вопрос:

В чём сходство и отличие между правильной и прямоугольной четырёхугольными пирамидами?


2. Выполнить задание:

Используя фигуру пирамиды сделать измерения и вычисления (работа в парах).

3. Решить задачи:

3.1 Найти площадь полной поверхности пирамиды.

3.1 Найти боковое ребро пирамиды.

20


2.2. Усечённая пирамида.

β-І,

β-ІІ

Методы: беседа, объяснение, решение задач.

1. Выполнить задание на соответствие («Логические пары»).

2. Решить задачи:

2.1 Найти площадь полной поверхности пирамиды.

2.2 Найти площадь боковой поверхности пирамиды.

19

6.

Закрепление изученного материала.

Поэтапное закрепление материала.


III.

Заключительный этап

5

7.

Решение поставленной проблемы.


«Мозговой штурм»

2

8.

Подведение итогов.

Общие выводы. Выставление оценок.

2

9.

Домашнее задание.

Учебник Л.С. Атанасян «Геометрия»

Тема Пирамида

Страницы 69-73

1

7. Материалы методического обеспечения занятия:

1. Конспект лекции.

2. Дидактический материал.

3. Демонстрационный материал.

4. Мультимедийная презентация.

5. Вопросы.

6. Задачи.

7. Опорный конспект.

8. Литература.

Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10(11) кл. - М.:Просвещение, 2017.

9. Материалы методического обеспечения занятия.

I. Подготовительный этап.

1. Решить кроссворд.


















1.

п

р

и

з

м

а







2.

о

с

н

о

в

а

н

и

я









3.

в

ы

с

о

т

а 

 











4.

г

р

а

н

и






5.

п

р

я

м

о

й










6.

д

и

а

г

о

н

а

л

ь









7.

р

ё

б

р

а




8.

в

е

р

ш

и

н

а

м

и







9.

н

а

к

л

о

н

н

о

й








10.

п

о

л

н

о

й








11.

п

р

а

в

и

л

ь

н

а

я







12.

б

о

к

о

в

о

й



















1. Многогранник, две грани которого являются равными многоугольниками, лежащими в параллельных плоскостях, а остальные грани – параллелограммы, имеющие общие стороны с этими многоугольниками.

2. Многоугольники А1А2...Аn и В1В2…Вn.

3. Перпендикуляр, проведённый из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания.

4. Параллелограммы А1А2В2В1, А2А3В3В2,…, АnA1B1Bn – боковые…

5. Если боковые рёбра призмы перпендикулярны к основаниям, то призма называется…

6. Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани призмы.

7. Стороны граней.

8. Концы рёбер называются…

9. Если боковые рёбра призмы не перпендикулярны к основаниям, то призма называется…

10. Сумма площадей всех граней призмы – площадь … поверхности.

11. Прямая призма, основания которой правильные многоугольники.

12. Сумма площадей боковых граней призмы – площадь … поверхности.

2. «Математическое лото».

З адача 1. Найдите площадь боковой поверхности правильной шестиугольной призмы, сторона основания которой равна 5 см, а высота – 10 см.

Решение. Площадь боковой поверхности такой фигуры состоит из 6-ти площадей прямоугольников с основанием 5 см и высотой 10 см. Следовательно, площадь боковой поверхности равна

Ответ: 300 .

Задача 2. Найдите боковое ребро правильной четырёхугольной призмы, если сторона её основания равна 20 см, а площадь поверхности равна 1760 см2.

Решение. В основании правильной четырёхугольной призмы лежит квадрат. Следовательно, площадь нижней и верхней граней равна

Тогда площадь боковой поверхности будет

В то же время, площадь боковой поверхности – это сумма площадей четырёх боковых граней с основанием 20 см и высотой h, имеем:

откуда

Ответ: 12 см.

Задача 3. В правильной четырёхугольной призме ABCDA1B1C1D1 ребро AA1 равно
15 см, а диагональ BD1 равна 17 см. Найдите площадь сечения призмы плоскостью, проходящей через точки A, A1 и C.

Р ешение. Найдём площадь сечения, показанную на рисунке красными линиями. Данное сечение представляет собой прямоугольник, одна сторона которого AA1=15 см. Диагональ этого сечения AC1=BD1=17 см. Найдём вторую сторону прямоугольника из прямоугольного треугольника AA1C1 по теореме Пифагора:

и площадь сечения равна

Ответ: 120

Задача 4. Найдите площадь полной поверхности прямой призмы, в основании которой лежит ромб с диагоналями, равными 6 и 8 см, и боковым ребром, равным 10 см.

Р ешение. Диагонали ромба всегда пересекаются под прямым углом и делятся точкой пересечения пополам. Для того, чтобы найти сторону ромба можно рассмотреть прямоугольный треугольник с катетами 6 : 2 = 3 см и 8 : 2 = 4 см и по теореме Пифагора вычислим:

Теперь найдём площадь поверхности призмы. Площади 4-х боковых граней будут равны

а площади нижней и верхней граней

Таким образом, площадь поверхности призмы равна

.

Ответ: 248 .

Задача 5. Найдите расстояние между вершинами А и D1 прямоугольного параллелепипеда, для которого AB = 5 см, AD = 4 см, AA1 = 3 см.

Р ешение. Так как параллелепипед прямоугольный, то треугольник ADD1 – прямоугольный с катетами AD = 4 см и DD1=AA1=3 см. По теореме Пифагора найдём гипотенузу AD1:

Ответ: 5 см.

З адача 6. Найдите квадрат расстояния между вершинами C и A1 прямоугольного параллелепипеда, для которого AB = 5 см, AD = 4 см, AA1=3 см.

Решение. В задаче даны все три стороны прямоугольного параллелепипеда, тогда квадрат расстояния между точками A1 и C (диагональ параллелепипеда) можно найти по формуле

Ответ: 50 .



II. Основной этап.

1. Игра «да» - «нет».

1. Пирамида – многогранник, основание которого – многоугольник, а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину? (да)

2. Основание – многоугольник, которому принадлежит вершина
пирамиды? (нет)

3. Боковые грани пирамиды – это четырёхугольники? (нет)

4. Вершина пирамиды – точка, соединяющая боковые рёбра, и не лежащая в плоскости основания? (да)

5. Боковые ребра пирамиды – отрезки, соединяющие вершину пирамиды с вершинами основания? (да)

6. Если в основании пирамиды лежит четырёхугольник, то она называется тетраэдром? (нет)

7. Высотой пирамиды называется перпендикуляр, проведённый из вершины пирамиды к плоскости основания? (да)

8. Площадью боковой поверхности пирамиды называется сумма площадей всех её граней? (нет)

9. Площадью полной поверхности пирамиды называется сумма площадей всех боковых граней и основания?(да).

2. В чём сходство и отличие между правильной (рис.A) и прямоугольной (рис.B) четырёхугольными пирамидами?

Рис. A Рис. B

Сходства. Вершина - точка, соединяющей боковые рёбра и не лежащая в плоскости основания.

Отличия.


Правильная

четырёхугольная пирамида

Прямоугольная четырёхугольная пирамида

Основание

Правильный четырёхугольник

Четырёхугольник

Высота

Отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания

Боковое ребро, перпендикулярное основанию

Боковые грани

Равные равнобедренные треугольники

Треугольники

Боковые рёбра

Равные отрезки, соединяющие вершину пирамиды с вершинами основания

Отрезки, соединяющие вершину пирамиды с вершинами основания

3. Используя фигуру правильной пирамиды,  сделать соответствующие измерения и вычисления.

Сторона основания

Площадь основания

Боковые рёбра

Площадь боковой грани

Площадь боковой поверхности

Площадь полной поверхности

6 см

36 см2

7 см

18,97 см2

75,88 см2

111,88 см2



4. Чему равна площадь поверхности правильного тетраэдра с ребром 1 м?

Р ешение.

Ответ:


5. В основании правильной египетской пирамиды - квадрат со стороной 230 м, высота пирамиды 138 м. Найдите боковое ребро пирамиды.

Решение.

1 . АС BD = O.

2. ΔAOD – прямоугольный.

По теореме Пифагора AD2 = OD2 +OA2;

2302 = 2OD2; 52900=2OD2; OD2 =26450.

3. Пирамида правильная = SO ⊥ (ABC)

4. Δ SOD – прямоугольный, по теореме Пифагора DS2 = DO2 +OS2 = 26450 + 1382 =
=26450+19044 = 45494;

DS ≈ 213 (м).

Ответ: 213 метров

6 . «Логические пары».

1. А1В1С1

a. высота

2. АВС

b. боковое ребро

3. Н1Н

c. верхнее основание

4. М1М

d. нижнее основание

5. АА1С1С

e. апофема

6. АА1

f. боковая грань

О твет: 1-с; 2-d; 3-a; 4-e; 5-f; 6-b.

7. АВСDA1B1C1D1 – правильная усечённая пирамида. К1К – апофема. Найдите площадь полной поверхности усечённой пирамиды.

Решение.

О твет: 114 см2.

8. АВСА1В1С1 – правильная усечённая пирамида. М1М – апофема. Найдите площадь боковой поверхности усечённой пирамиды.

Решение.

Ответ: 216 см2.


























9. Содержание лекционного материала.

План:

1. Понятие, основные элементы пирамиды.

2. Виды пирамид:

2.1 Прямоугольная и правильная пирамиды.

2.2 Усечённая пирамида.

1. Понятие, основные элементы пирамиды.

Рассмотрим многоугольник A1A2…An и точку P, не лежащую в плоскости этого многоугольника. Соединив точку P отрезками с вершинами многоугольника, получим n треугольников (рис. 1): PA1A2, PA2A3,…, PAnA1.

Рис. 1

Многогранник составленный из n-угольника A1A2…An и n треугольников PA1A2, PA2A3,…, PAnA1, называется пирамидой.

Многоугольник A1A2…An называется основанием, а треугольники PA1A2, PA2A3,…, PAnA1боковыми гранями пирамиды. Точка P называется вершиной пирамиды, а отрезки PA1, PA2,…, PAn – её боковыми рёбрами. Пирамиду с основанием A1A2…An и вершиной P обозначают так: PA1A2…An – и называют n-угольной пирамидой.

Перпендикуляр, проведённый из вершины пирамиды к плоскости основания, называется высотой пирамиды. На рисунке 1 отрезок PH является высотой пирамиды.

В зависимости от количества сторон основания различают треугольные, четырёхугольные, …, n-угольные пирамиды (рис. 2). Треугольную пирамиду называют также тетраэдром.

Рис. 2

Площадью боковой поверхности пирамиды называется сумма площадей её боковых граней, а площадью полной поверхности пирамиды называется сумма площадей всех её граней (т.е. основания и боковых граней).

2. Виды пирамид:

2.1 Прямоугольная и правильная пирамиды.

Пирамида называется прямоугольной, если одно из боковых рёбер пирамиды перпендикулярно основанию (рис. 3). Тогда это ребро и есть высота пирамиды.

Рис. 3

Пирамида называется правильной, если её основание – правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является её высотой (рис.4).

Рис. 4

Докажем, что все боковые рёбра правильной пирамиды равны, а боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками.

Рассмотрим правильную пирамиду PA1A2…An (см. рис. 5).

Рис. 5

Сначала докажем, что все боковые рёбра этой пирамиды равны. Любое боковое ребро представляет собой гипотенузу прямоугольного треугольника, одним катетом которого служит высота PO пирамиды, а другим – радиус описанной около основания окружности (например, боковое ребро PA1 – гипотенуза треугольника ОPA1, в котором OP=h, OA1=R). По теореме Пифагора любое боковое ребро равно , поэтому PA1=PA2 =… = PAn.

Мы доказали, что боковые рёбра правильной пирамиды PA1A2…An равны друг другу, поэтому боковые грани – равнобедренные треугольники. Основания этих треугольников также равны друг другу, так как A1A2…An – правильный многоугольник. Следовательно, боковые грани равны по третьему признаку равенства треугольников, что и требовалось доказать.

Высота боковой грани правильной пирамиды, проведённая из её вершины, называется апофемой. На рисунке 5 отрезок РЕ – одна из апофем. Все апофемы правильной пирамиды равны друг другу.

Докажем теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды.

Теорема

Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему.

Доказательство

Боковые грани правильной пирамиды – равные равнобедренные треугольники, основания которых – стороны основания пирамиды (а), а высоты равны апофеме (h). Тогда площадь одной боковой грани равна . Боковая поверхность пирамиды состоит из n таких граней. Поэтому если периметр основания пирамиды равен P, то площадь её боковой поверхности

Теорема доказана.

Тетраэдр называется правильным, если все его грани – равносторонние треугольники (см. рис. 6).

Рис. 6

Формулы для правильных пирамид


Правильная

треугольная пирамида

Правильная

четырёхугольная пирамида

Площадь

основания

Площадь

боковой грани

.

Площадь

боковой поверхности

Площадь полной поверхности

2 .2 Усечённая пирамида.

Возьмём произвольную пирамиду PA1A2…An и проведём секущую плоскость β, параллельную плоскости α основания пирамиды и пересекающую боковые рёбра в точках В1, В2,… Вn (рис.7). Плоскость β разбивает пирамиду на два многогранника.

Многогранник, гранями которого являются n – угольники A1A2…An и В1В2,… Вn, расположенные в параллельных плоскостях, и n четырёхугольники A1A2В2В1, A2A3В3В2,…АnA1B1Bn, называется усечённой пирамидой.
Рис.7

Многоугольник A1A2…An называется нижним основанием, а многоугольник В1В2,… Вn - верхним основанием усечённой пирамиды.

Четырёхугольники A1A2В2В1, A2A3В3В2,…АnA1B1Bn называются боковыми гранями усечённой пирамиды, а отрезки A1B1, A2B2, …, AnBn её боковыми рёбрами.

Усечённую пирамиду с основаниями A1A2…An и В1В2,… Вn обозначают так: A1A2…AnВ1В2,… Вn.

Перпендикуляр, проведённый из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания, называется высотой усечённой пирамиды. На рисунке 7 отрезок СН является высотой усечённой пирамиды.

Докажем, что боковые грани усечённой пирамиды – трапеции.

Рассмотрим, например, боковую грань A1A2В2В1(см. рис. 7). Стороны A1A2 и В1В2 параллельны, поскольку принадлежат прямым, по которым плоскость PA1A2 пересекается с параллельными плоскостями α и β. Две другие стороны А1В1 и А2В2 этой грани не параллельны – их продолжения пересекаются в точке P. Поэтому данная грань – трапеция. Аналогично можно доказать, что и остальные боковые грани – трапеции.

Усечённая пирамида называется правильной, если она получена сечением правильной пирамиды плоскостью, параллельной основанию. Основания правильной усечённой пирамиды – правильные многоугольники, а боковые грани – равные равнобедренные трапеции. Высоты этих трапеций называются апофемами.

Площадью боковой поверхности усечённой пирамиды называется сумма площадей её боковых граней, а площадью полной поверхности усечённой пирамиды называется сумма площадей всех её граней (т.е. оснований и боковых граней).

Докажем теорему о площади боковой поверхности правильной усечённой пирамиды.

Теорема

Площадь боковой поверхности правильной усечённой пирамиды равна произведению полусуммы периметров оснований на апофему.

Д оказательство

Боковые грани правильной усечённой пирамиды – равные равнобедренные трапеции, основания которых – стороны нижнего и верхнего оснований пирамиды (а и b), а высоты равны апофеме (h).

Найдём площадь одной из граней правильной
n-угольной усечённой пирамиды (рис.8). Рис. 8



Боковая поверхность пирамиды состоит из n таких граней.

Теорема доказана.


Формулы для правильных усечённых пирамид


Правильная

треугольная усечённая пирамида

Правильная

ч етырёхугольная усечённая пирамида

Площадь

нижнего

основания

Площадь верхнего основания

Площадь

боковой грани


Площадь

боковой поверхности

2)

2)

Площадь полной поверхности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!