СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока "Клавишные инструменты" для учащихся 4 класса ДМШ и ДШИ по ДПОП.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по теме "Клавишные инструменты" включает изучение истории и устройства таких клавишных инструментов как  - орган, клавесин и фортепиано. Также предлагаются приложения к уроку в виде тестов и творческих заданий для проверки изучения темы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Клавишные инструменты" для учащихся 4 класса ДМШ и ДШИ по ДПОП.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДМШ им. Глинки М.И.















«КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Методическая разработка урока

по музыкальной литературе

для учащихся 4 класса ДПОП

преп. теоретических дисциплин

Климовой Сюзанны Николаевны





















Калининград

2024 г.

ПЛАН УРОКА

1. История возникновения клавишных инструментов:

  • Орган

  • Клавесин

  • Фортепиано


2. Музыкальные иллюстрации:

  • Д Букстехуде, фуга. И.С.Бах, токката d moll (орган)

  • Ф.Куперен, «Жнецы» (клавесин).

  • Ф.Шопен, «Революционный этюд», Л.Бетховен «Лунная соната» (фортепиано).


3. Учебные пособия: иллюстрации музыкальных инструментов, портреты композиторов.






История, устройство, выразительные возможности инструментов. Разбор музыкальных произведений – образное содержание, средства музыкальной выразительности и приёмы развития.







Урок проводится в форме беседы:

Первая часть урока беседа воспроизводящая (при повторении пройденного материала),

вторая часть урока беседа поисковая (при работе с новым материалом),

третья часть закрепление пройденного материала в виде игры (вставить пропущенные слова).

I Организационный момент

II Повторение пройденного материала

Каждый музыкальный инструмент обладает совершенно особой окраской звука, давайте вспомним, как называется окраска звука? Это один из самых ярких элементов музыкального языка (тембр).

Музыкальных инструментов великое множество. Вспомните, на какие семейства они делятся?(струнно-смычковые, деревянно-духовые, ударные)

Давайте назовём эти инструменты по группам …

III Новый материал

ОРГАН

Есть муз. инструменты, которые как бы не укладываются в обычные рамки. Их нельзя отнести ни к одной из перечисленных групп. Сегодня мы остановимся на клавишных инструментах. Судя по названию семейства «клавишные» все инструменты имеют клавиши. А вы знаете, откуда появилось это слово? «Clavis» - по латински означает ключ. На клавишном инструменте музыка может зазвучать лишь в том случае, если мы найдём к ней ключ отыскивая при исполнении нужные клавиши.

А сейчас я прошу вас угадать какой это музыкальный инструмент?

Дитрих Букстехуде (1637-1707) - один из самых известных немецких композиторов XVII в. Среди сочинённых им множества прелюдий, токкат, фантазий, есть и самая сложная форма полифонии фуга (по латински fuga - бег, бегство, здесь голоса как бы перекликаются догоняя друг друга).

  • Слушаем Д.Букстехуде, фуга.

Орган по латински - “орудие, инструмент”. Это самый большой из всех существующих на земле музыкальных инструментов. Его называют королём всех музыкальных инструментов, потому как по звучанию он может заменить целый оркестр.

Устройство органа. В первую очередь орган состоит из труб – огромное количество труб. В некоторых современных органах количество труб достигает 30 тысяч. Но трубы, которые мы видим у органа это только внешняя сторона инструмента, его фасад. Главное это механизмы, которые спрятаны внутри органа, они наполняют трубы органа воздухом и тогда он начинает звучать. В старину это делали люди вручную, сейчас с помощью электричества. Места, где находится музыкант органист называется кафедра.

У органа бывает несколько клавиатур, которые называют мануалами. Их бывает у органа 5 и даже 7. Кроме, того у органа есть клавиатура для ног или ещё эти ножные клавиши называют педалями. Они гораздо больше ручных клавиш, для того, чтобы на них было удобно играть ногами, не задевая соседние. С помощью ножной клавиатуры органист может заставить звучать нижние регистры органа.

Наличие ножной клавиатуры позволило музыкантам ввести новое средство музыкальной выразительности - органный пункт, на фоне выдержанного звука в басу, свободно движутся другие верхние голоса. Часто музыканты использовали органный пункт в момент наивысшего напряжения в музыки – в кульминациях. Позднее мы послушаем подобный пример в музыке.

История органа.

История органа началась очень давно ещё со времён Древнего Египта. Летопись донесла до нас имя знаменитого Александрийского мастера Ктезибия (III век до н. э.). Считается, что основой для органа в Др.Египте стала многократно увеличенная флейта Пана. Но играть на таких больших трубах было очень трудно, и тогда Ктезибий придумал устройство для нагнетания воздуха при помощи водяного насоса. Именно поэтому открытие александрийского механика и получило название «ГИДРАВЛОС», что означает водяная флейта.

У органа не сразу появилась клавиши, первые органы имели вместо клавиш рычаги, и чтобы заставить звучать инструмент, музыканты ударяли по рычагам кулаком или даже локтём. И только через 300 лет римский инженер Марк Витрувий изобрёл первые нажимные клавиши. А с IV века появился первый пневматический или воздушный орган, который зазвучал в театрах, цирках и дворцах.

Веками инструмент усовершенствовался. В городе Винчестере тысячу лет назад построили четырёхсот трубный орган. Воздух в него накачивали вручную 70 человек. Это были невидимые помощники органиста, и их публика не видела.

Постепенно торжественное и мощное звучание органа привлекло к себе внимание церкви. Органное звучание очень подходило к архитектуре соборов. С VII века в городах Зап. Европы орган введён в католические храмы и теперь без него не обходится ни одна церковная служба.

В России орган появился тоже очень давно. Впервые его привезла в Россию Великая княжна Ольга (приблизительно в X веке). В отличие от Зап.Европы орган в России стал светским музыкальным инструментом и звучал в театрах, дворцах и цирках.

Расцвет органного искусства приходится на эпоху Барокко и Возрождения (середина XVIXVIII в), который был связан с музыкой Дж.Фрескобальди в Италии, Ф.Куперена во Франции, Г.Пёрселла в Англии и Д.Букстехуде в Германии.

Но конечно самым знаменитым композитором и органистом был И.С.Бах (1685 – 1750). Он был лучшим органистом в Германии и в своей манере сочинять, он многое перенял от Дитриха Букстехуде. Однажды, И.С.Бах прошагал пешком 250 миль, что составляет 400 километров, только для того чтобы послушать игру знаменитого Букстехуде.

Мы послушаем с вами одно из самых знаменитых произведений И.С.Баха Токкату d moll. Он написал её в 1707 году, когда ему исполнилось всего 22 года. Токката по итальянски “прикосновение, удар” – это виртуозная пьеса для клавишных инструментов. В данном случае токката было вступлением к следующей после неё фуге. Сейчас мы послушаем с вами Токкату И.С.Баха, обратите внимание, сколько пафоса звучит в музыке композитора, здесь он выступает как настоящий оратор. Когда мы общаемся в повседневной жизни интонации голоса у нас совсем иные, нежели когда мы выступаем, где-либо официально, публично как ораторы. Наша речь тогда наполнена совсем другими убедительными интонациями. И ещё одно задание, слушая токкату, обратите внимание на органный пункт, совпадает ли он с кульминацией. Во время органного пункта попрошу вас поднять руку.

Слушаем И.С.Баха Токката d moll

Мы познакомились с вами с органом, но скажите, а есть ли в нашем городе орган? Сколько их и где они находятся?

1 концертный зал филармонии (36 регистров)

2 и3 в Кафедральном соборе на острове Канта (30 и 90 регистров).

В нашем городе даже проводятся с 2000 года международные конкурсы органной музыки по инициативе Гарри Гродберга – солиста московской государственной филармонии, и первого концертирующего в России органиста.

А теперь, давайте вместе с вами сделаем вывод, к какому семейству музыкальных инструментов мы можем отнести орган?

1. Поскольку инструмент звучит при помощи воздуха, который вдувается в трубы это духовой инструмент.

2. Имеет клавиши – клавишный инструмент.

Вывод: орган одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент.

КЛАВЕСИН

Давайте назовем самый распространённый в наше время клавишный инструмент? Это фортепиано, клавишно-струнный молоточковый инструмент. Этот инструмент в отличие от своих предшественников мог изменять силу звука, или как говорят музыканты динамику, за это ему и подарили подобное название, что по итальянски так и звучит: громко – тихо, фортепиано.

А знаете ли вы, какие у фортепиано были предшественники?

Орган самый старый клавишный инструмент, но у него не было струн, как у фортепиано, а были трубы. Сейчас мы остановимся на предшественниках фортепиано у которых были струны. Первый подобный инструмент назывался КЛАВИКОРДОМ. Когда он появился, никто не знает, хотя предполагают, что в средние века. Клавикорд имел устройство, похожее на фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём играли перед большим количеством людей.

Клавикорд был достаточно популярным инструментом в своё время и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер (лушитель, войлочная подушечка) позволял струне вибрировать.

Сейчас эти музыкальные инструменты можно увидеть в музеях и на концертах старинной музыки.

Другой клавишный инструмент КЛАВЕСИН, или по итальянски ЧЕМБАЛО, скорее всего был изобретён в Италии в XV веке. Этот предшественник фортепиано был струнно-щипковым муз. инструментом, с одной или двумя клавиатурами. При нажатии клавиш струны посредством передаточного механизма защипывались перьями. Звук клавесина отрывистый, суховатый. Сыграть на нём певучую протяжную мелодию практически невозможно. Поэтому композиторы вынуждены были использовать множество украшений «мелизмов». Сила удара по клавишам никак не влияла на качество звука.

Клавесин был очень популярен с XV по XVIII век в Англии, Франции и Италии.

А знаете ли вы, что у клавесина клавиши были окрашены в противоположные цвета, совсем не так как сейчас? Те клавиши, которые мы привыкли видеть белыми, были наоборот чёрными, их изготавливали из ценных пород чёрного дерева. И наоборот, клавиши, которые мы привыкли видеть чёрными, были белыми, их украшали пластинками из слоновой кости.

В домашнем музицировании очень популярны были разновидности клавесина. ВЕРДЖИНЕЛ и СПИНЕТ.

СПИНЕТ, в отличие от клавесина никогда не имел больше одной клавиатуры. Название этого инструмента произошло от латинского слова spina, что означает шип, игла. Звук спинета мягкий и нежный. Они были чаще всего треугольной или пятиугольной формы, а подчас им придавали форму бытовых предметов: стола или бюро.

ВЕРДЖИНЕЛ представлял собой что-то вроде прямоугольного спинета. У него была одна клавиатура, а струны в нём располагались под прямым углом к клавишам. Особенно распространён был инструмент в Нидерландах, где на нём чаще всего играли девушки, отсюда и название инструмента от латинского слова virginis – девушка, женщина.

К XVI веку клавесин постепенно превратился в великолепный инструмент, его украшали росписью, инкрустацией драгоценных пород дерева. Это был очень популярный инструмент, его включали в различные ансамбли, в оркестре он исполнял партию сопровождения. Дирижёр в оркестре долгое время сидел за клавесином. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.

Клавесин широко использовался и как сольный инструмент. XVII-XVIII век «галантное время», когда носили напудренные парики, пышные платья с оборками и кринолинами.

Для клавесина писали многие композиторы, наиболее известны французские клавесинисты Куперен, Дакен, Рамо.

Сейчас мы послушаем с вами музыку Франсуа Куперена (1668 – 1733). Это был известный французский клавесинист, который написал для клавесина более 250 пьес. Большинство из них имели программные названия: «Кумушка», «Бабочки», «Сборщицы винограда», «Тростник», «Пчёлы». Современники называли Франсуа Куперена великим.

Слушаем: Ф.Куперен «Жнецы» (клавесин).

Генри Пёрселл - известный английский композитор (родился в 1659г. умер в 1695), был человеком с необычайным дарованием.

Задание: Определить к какой группе относится эта пьеса по типу:

    1. портреты людей,

    2. сцены сельского быта,

    3. картинки природы

Слушаем: Г.Пёрселл Канарейка (клавесин).

Задание:

В нашем городе, выставлен старинный клавишный муз. инструмент в музее Кафедрального собора на острове Канта ХАМЕРКЛАВИР. Этот инструмент был широко распространён в Австрии и Германии во времёна Гофмана и Канта, на хамерклавире играл Моцарт. Если у вас будет желание, вы можете сходить в выходной день в этот музей и полюбоваться на этот инструмент.


ФОРТЕПИАНО

Все эти инструменты были очень популярны на протяжении трёх столетий. Но им суждено было сойти со сцены в конце XVIII века. В XVIII веке, примерно в 1709-1711 годах флорентийским мастером Бартоломео Кристофори было изобретено фортепиано. Кристофори работал хранителем музея и реставратором муз.инструментов во дворце богатейшего итальянского семейства герцогов Медичей. Однажды, гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Но ожидаемой радости не получилось. Фортепиано, которое впервые было продемонстрировано перед публикой, визитёрам герцога не понравилось. Его звучание показалось после привычного звука клавесина через-чур грубым. Вряд-ли кто-либо из гостей мог предположить, что присутствует при рождении инструмента, которому уготовано столь блестящее будущее. Одна из газет подробно рассказала об эксперименте итальянца Бартоломео Кристофори и его изобретении. Но тут разразился скандал, оказалось, что подобный инструмент был одновременно изобретён так же Ж Мариусом во Франции и К.Г.Шретером в Германии. Конечно, этот инструмент был ещё очень не совершенен. Звучание его было грубым, и даже то, что он был способен издавать громкие и тихие звуки, не спасало дела: сами звуки были маловыразительны и плохо складывались в музыку. Подобный инструмент был показан и И.С.Баху, в Дрездене мастером Готфридом Зильберманом, державшем целую клавесинную фабрику, усовершенствованную под выпуск новых инструментов фортепиано. Но Баху инструмент тоже не понравился. Он откровенно сказал, что тот звучит: «грубо и примитивно». Тем не менее, фортепиано мало-помалу прокладывало себе дорогу к признанию. Долгой была дорога, почти сто лет фортепиано не могло конкурировать ни с клавесином, ни с клавикордом. И только в 1825 г. приблизительно в середине его истории, когда у фортепиано появилась чугунная рама, звук сразу преобразился. Это очень улучшило устройство инструмента, потому как можно было сильно натягивать струны, не так как раньше когда раму изготавливали из дерева. Деревянные молоточки поначалу обтягивали лосиной кожей, а теперь его обтянули фильцем – высококачественным войлоком. При нажатии клавиши на клавиатуре инструмента молоточек ударяет по струнам. Таким образом, появляется звук. Передача энергии пальца молоточку осуществляется посредством специальной фортепианной механики. Все струны изготовлены из стали, а басовые к тому же обвиты медной проволокой. Тембр инструмента стал значительно мягче.

В отличие от клавесина и клавикорда на фортепиано уже был возможен постепенный переход от пиано к форте, и от форте к пиано (отсюда и происхождение названия инструмента).

В XIX веке фортепиано развивалось очень интенсивно. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный – РОЯЛЬ (по французски – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино (по-итальянски –pianino - маленькое пиано). Рояль это концертный инструмент, инструмент - оркестр, король всех инструментов. Пианино комнатный, домашний.

У фортепиано огромные, поистине безграничные возможности. Оно охватывает диапазоны всех муз.инструментов. У него огромный размах силы звука? От нежнейшего пианиссимо до мощного фортиссимо. Оно может звучать как флейта и как целый оркестр.

Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты Достаточно назвать Бетховена, Листа, Шопена, Рахманинова, Скрябина.

А теперь послушаем музыку великого польского композитора, которого часто так и называли «поэт фортепиано». Почти все свои произведения Шопен написал именно для фортепиано.

Слушаем: Фредерик Шопен «Революционный этюд» (фортепиано).

Задание:



Домашнее задание: подготовить самостоятельно небольшой рассказ об известном исполнителе-виртуозе и рассказать о нём в классе:

  • органист Гарри Гродберг и его международные конкурсы органистов в Калининграде;

  • пианисты: Ференц Лист, Фредерик Шопен, Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер, Ван Клиберн, Эмиль Гилельс…

  • международные конкурсы (например им. П.И.Чайковского в Москве).

Задание: дополнить рассказ пропущенными словами.

Из моря вытащили бутылку с вложенной бумагой, на которой было написано что-то об истории клавишных инструментов. К сожалению прочесть текст оказалось не так-то легко? Некоторые, самые важные слова были размыты водой. Без опытного специалиста здесь не обойтись. Давайте попробуем вставить пропущенное.

Принято считать самым большим музыкальным инструментом на земле _________, по латински это _________________________. Первый ОРГАН появился ещё в Древнем Е_____________. Одним из предков органа был ГИДРАВЛОС, что означает ________ ___________. Этот инструмент изобрёл механик из города ___________________, его звали ________________ (это был III век до н. э .).

Клавиатура органа называется _______________, место где находится органист _________________. В средние века Западной Европе орган чаще всего звучал в _______________, В России орган был светским инструментом и поэтому органная музыка звучала во _____________и_________________.

В настоящее время самый распространённый клавишно – ударный инструмент: ________________ что в переводе с итальянского языка означает громко – тихо. Среди его предков были_______________и________________.

Фортепиано был изобретён в начале ___________ века флорентийским мастером Бартоломео ________________, В отличие от клавесина, на фортепиано можно было менять динамику звука. Фортепиано имеет две разновидности: 1._____________, что по итальянски означает маленькое пиано, комнатный, домашний инструмент со струнами расположенными вертикально, и 2._____________, что про французски означает «королевский», концертный инструмент с горизонтально расположенными струнами.

Знаменитыми композиторами и пианистами были ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Органный зал Областной филармонии был открыта в 1980 году в неоготической церкви Кёнигсберга построенной в 1904-1907 году по проекту известного зодчего Фридриха Хайтмана. Кирху в Кёнигсберге называли дом Марии, Иосифа и сына или дом Святого семейства.

После реставрации, через три года после открытия концертного зала в нём установили орган знаменитой во всей Европе чешской фирмы «Регент Клосс». А ещё через десять лет в 2000 году здесь состоялся первый в регионе Международный фестиваль органной музыки. Теперь это традиция, которой гордится наш город.

Гарри Гродберг, солист московской филармонии, победитель многих международных конкурсов органной музыки - частый гость органного зала.

Родился в городе Клайпеде. Окончил Московскую консерваторию. Учился у прославленных педагогов Гольденвейзера (фортепиано), А.Ф.Гедике (орган). Первый в России концертный солист-органист, крупнейший интерпретатор творчества Баха, почётный член Баховского и Генделевского обществ в Германии, член жюри Международного Баховского конкурса в Лейпциге.

Вера Таривердиева, жена известного российского композитора, инициатор органного конкурса имени Микаэла Таривердиева.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!