СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка патриотического урока по природоведению - виртуальной экскурсии с использованием vr-очков для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен план-конспект урока по природоведению в 5 классе по теме «Нижний Новгород, Казань, Волгоград» авторов УМК Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной для обучающихся на индивидуальном обучении детей с ОВЗ, имеющих лёгкую степень умственной отсталости. Стоит отметить, что важную роль при проведении данного урока играют психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка патриотического урока по природоведению - виртуальной экскурсии с использованием vr-очков для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Тирская Едена Дмитриевна

учитель-дефектолог

МКОУ "Основная школа № 4 имени Ю.А.Гагарина"

городского округа город Фролово

г. Фролово, Волгоградская область

2023 г.



Методическая разработка патриотического урока по природоведению - виртуальной экскурсии с использованием vr-очков для обучающихся с интеллектуальными нарушениями


Аннотация: представлен план-конспект урока по природоведению в 5 классе по теме «Нижний Новгород, Казань, Волгоград» авторов УМК Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной для обучающихся на индивидуальном обучении детей с ОВЗ, имеющих лёгкую степень умственной отсталости. Стоит отметить, что важную роль при проведении данного урока играют психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.


Актуальность данной работы заключается в постоянном увеличении количества детей с ОВЗ и возникающей в связи с этим необходимостью разработки индивидуальной адаптированной программы занятий с использованием и применением новейших технологий виртуальной реальности для развития познавательных процессов. У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается снижение познавательной деятельности, вследствие чего возникают проблемы речевой коммуникации и концентрации внимания.

По мнению кандидата педагогических наук ВГСПУ, руководителя региональной инновационной площадки на базе нашей школы «Проектирование и реализация специальных условий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в условиях малого города» Е.А. Лапп в этой связи усиливается интерес к проблеме формирования речевых навыков учащихся как социализирующему фактору, а задача подготовки детей к общению выдвигается в разряд приоритетных [5, с. 1].

Л.С. Выготский – классик мировой психологической науки, один из самых знаменитых учёных XX века, отмечал, что слабоумный ребенок мыслит более конкретно и наглядно, чем нормальный [2, с. 244]. Профессор кафедры олигофренопедагогики МПГУ С.Д. Забрамная в своих трудах пишет, что умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире, их опыт крайне беден [3, с. 5].


Тема: «Нижний Новгород, Казань, Волгоград».

Тип урока: урок открытия нового знания ОНЗ, урок-рефлексия (комбинированный).

Цель: изучить города Поволжья: Нижний Новгород, Казань, Волгоград; провести виртуальную экскурсию по Мамаеву кургану города Волгограда с целью гражданско-патриотического воспитания ученика с ОВЗ.

Задачи:

Обучающие:

  • получить знания о городах России: Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде; показать их географическое расположение на карте России; рассмотреть картинки городов, нарисованные с использованием нейросетей;

  • изучить историю Сталинградской битвы, её значение в ходе Великой Отечественной войны; историю создания памятника-ансамбля «Героем Сталинградской битвы» на главной высоте 102 – Мамаевом кургане;

  • заложить основу для метапредметных связей у обучающегося;

  • развивать умение ориентироваться в пространстве и незнакомой местности.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • способствовать развитию высших психических процессов:

  1. познавательных (восприятия, представления, памяти (особенно зрительной и слуховой), воображения, мышления, речи, внимания), таких как умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, логично и доказательно рассуждать, испытывать эстетические чувства.

  2. эмоциональных (коммуникативная компетентность, формирование положительной «Я-концепции» и умения сопереживать другим, навыки ситуативного делового общения [1, с. 42].

  3. волевых, в том числе саморегуляции и самоконтроля (принимать необходимые решения и нести ответственность, управлять своим поведением, преодолевать трудности при обучении).

  • приобщить к использованию ИКТ, включить в педагогическую деятельность современные инновационные формы и методы обучения детей с ОВЗ для повышения качества усвоения материала, получить дополнительные возможности для организации индивидуальной образовательной траектории. 

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей с ОВЗ высокий уровень духовности и нравственности: причастность к историко-культурной общности, гражданско-патриотические ценности и идеалы, трепетное отношение к культурному наследию, уважение к государственным символам.

Речевой материал: Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

Оборудование: географическая карта России, картинки городов, нарисованные с использованием нейросетей, видеоролик «День Победы в Волгограде, Бессмертный полк, Мамаев курган, Родина мать, 9 мая 2017», vr-очки, мобильный телефон.



На базе образовательного учреждения МКОУ "Основная школа № 4 имени Ю.А.Гагарина" городского округа город Фролово был разработан и апробирован урок с использованием VR-очков  в целях гражданско-патриотического воспитания детей с ОВЗ. В данной методической разработке был использован собственный практический опыт педагогической деятельности.

Планируемые результаты: уметь различать и показывать на карте крупнейшие промышленные города Поволжья в Европейской части России, запомнить историческое значение Сталинградской битвы, осуществить виртуальную экскурсию по Мамаеву кургану, провести аналогию между городами и рисунками, созданными с использованием нейросетей.

Методы: словесный (рассказ, описание, беседа), наглядный (демонстрация географической карты, картинок и видеоролика в vr-очках), практический (работа под руководством педагога, самостоятельная работа, выполнение заданий), игровой (собрать флаг).


Технологическая карта урока



Этапы урока

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат/УДД

Организационный момент

обратить внимание ученика

приветствие ученика, проверка готовности к занятию, настрой на продуктивную работу


«Сегодня

нам необходимо изучить крупнейшие промышленные города такого региона как Поволжье: Нижний Новгород, Казань, Волгоград».

приветствие учителя



индивидуальная

волевая саморегуляция, коммуникация и развитие речевого аппарата, эмоциональное взаимодействие

Подготовка к основному этапу

актуализация знаний

«Какие крупные города, расположенные по реке Волге ты знаешь?»


«Давай посмотрим на географическую карту России и найдём их».(приложение №1)


(приложение №1)

Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Волгоград, Тольятти, Ульяновск, Астрахань.


(ответы на вопросы)



словесная

наглядная

умение точно выражать свои мысли и отвечать на заданные вопросы, умение работать с географической картой

Изучение новых знаний

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации

«Россия – страна с множеством удивительных городов, которые имеет свою историю, своё лицо. Город может быть старым или юным».


Изучение по учебнику старинного русского города - Нижнего Новгорода и столицы республики Татарстан – Казани.


«Все города как настоящие люди и имеют свою «профессию».

Давай вспомним, чем люди занимаются в городах?»


«На нашей обширной территории есть города-руководители – Москва, города –учёные,

города воины, города-умельцы, города –купцы. Образы городов разнообразны как сама жизнь» (демонстрация картинок)

(приложение №2,3,4)


(приложение №2)


(приложение №3)


(приложение №4)


«Волгоград – город ветеран, покрытый шрамами многих битв».



(приложение №5,6,7,8,9)

«В Волгограде есть музей-панорама «Сталинградская битва», который похож на широкую круглую башню с огромной картиной внутри, (приложение №5,6)


(приложение №5)


(приложение №6)


«Дом Павлова» – символ противостояния города, (приложение №5)


ЦУМ - место заключения немецкого военачальника Ф. Паулюса. (приложение №7)


(приложение №7)


Стоит отметить как тяжело проходила оборона завода «Баррикады». (приложение №8)


(приложение №8)


На центральной набережной находится памятник-музей БК-13, именуемый бронекатер БК-31.

(приложение №9)


(приложение №9)

лекция, работа с учебником, демонстрация картинок, нарисованных нейросетью



























(торгуют, лечат, учат, водят общественный транспорт и тд.)












словесная

наглядная

дидактическая

развитие ассоциативного мышления, концентрация внимания,

умение структурировать изученный материал, логично и доказательно рассуждать, испытывать эстетические чувства



«Сейчас мы проведём виртуальную экскурсию «Сиянием славы велик и памятен Сталинград». (приложение №10 видеоролики)



С 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года проходили боевые действия советских войск по обороне Сталинграда и разгрому гитлеровцев в междуречье Дона и Волги. Значимость Сталинградской битвы состоит в том, что она стала одной из крупнейших сухопутных битв в ходе Великой Отечественной войны, а также переломным моментом, после которого войска захватчиков окончательно потеряли стратегическую инициативу.


В создании памятника-ансамбля «Героем Сталинградской битвы» принимали участие выдающиеся скульпторы и архитекторы такие, как: Е.В. Вучетич, Л.Н. Головницкий, Я. Б. Белопольский


Ансамбль включает в себя композицию «Стоять насмерть», Стены-руины, Площадь героев, Зал воинской славы, Площадь скорби, скульптуру «Родина-Мать зовёт» Е. Вучетича – основу комплекса.


Мамаев Курган, названный высотой 102, стал точкой контроля всего города и местом огромных людских потерь, неизмеримого горя.


виртуальная экскурсия

наглядная

виртуальная экскурсия с использованием использования VR-очков

виртуальная экскурсия по Мамаеву Кургану позволила обучающемуся прикоснуться к грандиозным творениям отечественных скульпторов, ощутить энергетику монумента «Родина мать зовёт», понять значимость Сталинградской битвы, восхититься сложностью композиции и протяжённостью мемориального комплекса

Упражнения для глаз

физическая и эмоциональная разгрузка

А, теперь, после экскурсии, давай сделаем разминку для глаз.

«Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка — глубоко,

Вверху птички — высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились».

выполняет упражнения для сохранения зрения

игровая

отдых для глаз после использования vr-очков, смена видов деятельности

Первичная проверка понимания изученного

установление уровня усвоения полученного на уроке материала, выявление пробелов, их корректировка

проверка понимания содержания с помощью вопросов, повтор основных понятий


Что держит в руке Родина-мать?


Высокая она или низкая?


Какие ощущения у тебя возникают после увиденного и услышанного?


Где ты видел изображение Родины-матери?


Где можно увидеть флаг Волгоградской области?


Какие цвета присутствуют на флаге нашей области?



Дидактическая игра «Собери флаг Волгоградской области» (приложение №11)


(приложение №11)

ответы на вопросы, работа с картой и дидактическим материалом






Меч.




Высокая




Гордость за свою Родину








В телевизоре, на магнитиках, на флаге




На здании администрации города Фролово




Красный основной, синие полосы и белым цветом изображается Родина-мать



Собирает из вырезанных частей флаг и приклеивает

фронтальная

дидактическая, игровая

устойчивое представление об объекте изучения, обогащение «интеллектуальной копилки», расширение кругозора;


развитие речевого общения, включающее в себя обогащение словаря, совершенствование грамматической правильности, формирование диалогической и связной речи (слово выступает как орудие абстракции и психологическая единица);


развитие мелкой моторики

Закрепление (применение) новых знаний, обобщение и систематизация

обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий

проводит контроль


Назови изученные города и покажи их на картинках


выполняет задание


называет города и показывает на картинки, нарисованные нейросетью

словесная,

наглядная


тренировка памяти, внимания, мышления;

развитие умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

Контроль и самоконтроль, коррекция

анализ и оценка успешности достижения цели

задаёт вопросы с точки зрения эмоционального отношения к увиденному


«Такое чувство сопричастности судьбе страны служит надёжной опорой в жизни.», - В. В. Путин.




обучающийся высказывает свои впечатления







итоговая беседа

Таким образом, через получение ярких впечатлений от виртуальной экскурсии нам удалось повысить качество полученных знаний и интерес к изучаемому предмету, сохранить память о прошлом, ощутить национальную гордость через демонстрацию примеров служения Отечеству, сформировать чувство ответственности перед Родиной и стремление стать её достойным гражданином, развивающейся личностью, что так остро необходимо детям с ОВЗ.


Подведение итогов урока, рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели

ставит оценку, озвучивает домашнее задание

записывает домашнее задание: найти достопримечательности других указанных городов и далее в соответствии с учебным планом

рефлексия

Проанализированные характеристики современных очков виртуальной реальности показывают, что их использование в процессе обучения даёт такие преимущества как наглядность (мотивация и лучшее усвоение информации на уроках), максимальное погружение (большие возможности для практического обучения); безопасность (полное погружение в учебный процесс без угрозы здоровья и жизни); фокусировка (преимущество для изучения различных явлений и т.д.) [6, с. 168].





Преимуществом является то, что на уроке осуществлялся личностно-ориентированный подход. При организации данного урока активизировалась зрительная и слуховая память. Оборудование, оснащение, эстетическое оформление, атмосфера путешествия на уроке способствовала гражданско-патриотическому воспитанию ученика.

Данный урок-экскурсия имеет некоторые ограничения: малоизученность использования VR-очков, трудности адаптации к виртуальной реальности. С целью профилактики нарушения зрения у школьника после использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз. VR-очки следует использовать осторожно: учитывать конкретное заболевание и возможные реакции, ограничивать время нахождения, так как у некоторых пользователей возникает головокружение, тошнота, дезориентация.

Модернизация образовательной сферы требует не только финансовых вложений в техническое оборудование и создания соответствующих нормативно - правовых актов для внедрения в деятельность, но и готовности педагога принять инновации для профессионального самосовершенствования.

Таким образом, проведение урока – виртуальной экскурсии позволило изучить города Поволжья, повысить качество полученных знаний, воспитанность положительные качества личности, овладеть практическими умениями, развить интерес к предмету. Отдельно стоит выделить проблему победы добра над злом, что является серьёзным основанием борьбы с недугом в контексте позитивного отношения к себе и своему «Я» у детей с ОВЗ [4, с. 6]. Данный опыт может быть использован в практической работе участниками образовательной деятельности.



Список литературы:


1.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития // учебно-методическое пособие. – Москва.: «Гном-Пресс», 2000. – С. 133.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии // учебник для вузов. – СПб.: «Лань», 2003. – С. 244.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995.— 5 с.

4. Шакарбиева С.В. Сказкотерапия для школьников. Практические задания и упражнения для работы с детьми с ОВЗ// методическое пособие. – Москва.: «Планета», 2019. – С. 6.

5. Лапп Е.А. Формирование связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития средствами графического моделирования // автореферат и диссертация по педагогике на соискание ученой степени кандидата педагогических нау. – Москва, 2006. – С. 1.

6. Шевченко Г.И., Кочкин Д.А. Основные характеристики очков виртуальной реаль-ности и перспективы их использования в учебном процессе // Преподаватель ХХI века. – 2018. - № 4. - С. 168.









































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!