1.Предлагает прослушать информацию о малых фольклорных жанрах. - Что вы узнали об устном народном творчестве вчера на уроке? -Как вы понимаете слово «народная мудрость»? - Как же передавались эти произведения из поколения в поколение? - Кто является их автором? Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь. 2. Знакомит учащихся с образцами детского игрового фольклора, обеспечивает разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации: - Рассмотрите потешки, представленные на слайде. Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. А этому не дала: - Ты воды не носил. Дров не рубил. - Каши не варил – Тебе и нет ничего. - О ком говорится в тексте? Что сказано о сороке? Как описана сорока? Почему её называют сорока-белобока? - Какие картины вы представили, когда слушали потешку? Какие иллюстрации вы нарисовали бы к потешке? - Почему жанр назвали потешкой? Как вы думаете, что означает это слово? - Сравните слова: потеха и потешка. Вывод: Потешки – это небольшие стихотворения, обычно смешные и веселые по содержанию. Слово «потешать» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Потешками называют и песенки-приговорки, организующие забавы с детьми. - Давайте ещё раз произнесём потешку и изобразим её с помощью пальчиков. - У потешки о сороке несколько различных вариантов. Послушайте один из низ и подумайте, чем они похожи и чем отличаются? - Сорока,сорока Где была? - далеко: В лесу на опушке, На попрядушке, кашу варила, На порог становила, Деток кормила. Гостей собирала, всех угощала: Одному ложку, Другому ложечку, А третьему - … Целую поварёжечку! - О чем эта потешка? Что говорится о сороке? Чем похожи две потешки о сороке? А чем отличаются? Чему учит вторая потешка о сороке? (Щедрости изаботе о других) -Обратите внимание на слова и выражения в потешках. Какие слова используются? (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) - Что же мы узнали сегодня о потешках? 2. Знакомит с особенностями потешек: 1. Потешка призвана веселить. 2. Потешка учит, несет в себе наставление. 3. Под потешку можно осуществлять различные движения или играть. 3. Ознакомление с рифмой и ритмом потешек. Предлагает восстановить деформированные потешки и включает детей в игру «Собери потешку»: Кот на пошел печку, (Кот на печку пошел, Каши горшок нашел. Горшок каши нашёл) Печи калачи на (На печи калачи Горячи как огонь. Как огонь горячи) Пекутся пряники, (Пряники пекутся Коту не даются в лапки. Коту в лапки не даются) 4. Предлагает сочинить потешку по данным словам: - А теперь попробуем сами сочинить потешку про сову. На доске опорные слова: сова – голова, сидит – вертит, хлоп-хлоп – топ-топ 5. Включает учащихся в создание собственных потешек. - придумайте сами три потешки про щенка – задиристого.ю спящего и игривого. Воспользуйтесть словами из «рабочей тетради» 6.Знакомит учащихся с прибауткой – разновидностью фольклора. Прибаутка – это рифмованная поговорка, маленькая сказка в стихах. Пчёлы гудят – в поле летят. С поля идут – медок несут. В прибаутке есть действующие лица – домашние и дикие птицы, животные, насекомые. В прибаутке есть сюжет. В ней дается яркая картина какого-либо события со стремительным действием: Заяц Егорка Свалился в болото. Бегите под горку – Спасайте Егорку. - Прочитайте тексты на странице 20 - Поработайте в парах и обсудите, какой из этих текстов можно назвать потешкой, а какой прибауткой. - Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку? - Прочитайте песенки-прибаутки на с.21. - Разыграйте друг с другом прибаутки как в театре. Распределите роли. Обсудите характеры героев. Прочитайте, соблюдая интонацию. Стучит, бренчит на улице Фома едет на курице. Тимошка на кошке - Туда же по дорожке. - куда, Фома, едешь? - Сено косить! - На что тебе сено? - Коровок кормить? -На что тебе коровы? -Молоко доить. -На что тебе молоко? Деток поить! 7. Сообщает учащимся ещё об одном виде фольклора – небылицах-перевёртышах: - К прибауткам близки небылицы-перевёртыши. Предлагает учащимся послушать стихотворение и постараться представить его в картинках: Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Дубина выбегает С мальчиком в руках, А за ним тулупчик С бабой на плечах. Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны в бабах На пожар спешат. - Какие картины вы себе представили? Может ли быть на самом деле это? - Почему так назвали этот жанр? От какого слова произошло слово «небылица» и что оно означает? (Слово небылица образовано от слов НЕ и БЫЛЬ. Быль – это то, что было на самом деле. А небылица имеет противоположное значение. В небылице рассказывается о том, чего не было в жизни. Это вымышленный, выдуманный рассказ.) - Прочитайте небылицу на слайде: Огурцы играют в прятки. Малыши растут на грядке. Волки плавают в пруду. Щуки воют на луну. 8. Создание небылиц в творческих группах. - Многие авторы, создавая стихотворения, используют приём небылицы или перевертыша. Например, у К.Чуковского есть стихотворение «Путаница». Вы сегодня тоже можете себя попробовать в роли авторов. - Давайте заглянем в эту мастерскую. Как вы думаете, какую работу мы должны выполнить? (самостоятельно придумать небылицы и перевертыши) - Правильно, в этой мастерской каждый становится автором. Попробуем в творческих группах сочинить по выбору одно произведение: небылицу или перевертыш. На уроке труда мы изготовим книжку-малышку и подарим её первоклассникам. -Вначале попробуем все вместе сочинить небылицу. На доске написано слово «телёнок». Подберите к этому слову рифмующиеся слова.(Лисенок, тигренок, зайчонок и др.) - для нашей небылицы возьмем два опорных слова: теленок и лисенок. Прежде чем сочинить небылицу, расскажите об этих животных. Чем они отличаются? - Что мы можем сказать о теленке? (Теленок живет в хлеву, это домашнее животное) - Что можно сказать о лисенке? (Лисенок живет в лесу, крадет кур, он хитрый) - О ком будет наша небылица или перевёртыш? (О домашнем животном – теленке и о диком животном – лисёнке) - В небылице должна быть нелепица. Как мы можем сказать о теленке и лисенке, чтобы получилось веселое и смешное произведение? (Наоборот: теленок живет в лесу, ходит по двору и крадет кур. Лисенок живет в хлеву, гуляет во дворе, жует траву. Поросёнок снёс яичко. Овца кудахчет и т.д. ) -дальше будем работать по группам. Сочините небылицу -перевёртыш про теленка и лесёнка. |