СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка плана - конспекта урока литературного чтения (УМК «Инновационная начальная школа», 1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Потешки, прибаутки и перевертыши – малые жанры устного народного творчества

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению потешек и прибауток – малых жанров устного народного творчества.

Предметные задачи: содействовать усвоению жанровых особенностей потешек, небылиц и перевертышей; развитию  умений воспринимать художественные тексты в жанре потешки, формированию умений сочинять потешки и небылицы с опорой на опыт создания народного творчества; развитию выразительности речи и чтения; воспитанию внимательного отношения к слову, творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка плана - конспекта урока литературного чтения (УМК «Инновационная начальная школа», 1 класс)»

Методическая разработка плана - конспекта урока литературного чтения

(УМК «Инновационная начальная школа», 1 класс)

Алейник Алевтина Ивановна, учитель МБОУ «Лицей №32» г.Белгорода

Тема урока: Потешки, прибаутки и перевертыши – малые жанры устного народного творчества

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению потешек и прибауток – малых жанров устного народного творчества.

Предметные задачи: содействовать усвоению жанровых особенностей потешек, небылиц и перевертышей; развитию умений воспринимать художественные тексты в жанре потешки, формированию умений сочинять потешки и небылицы с опорой на опыт создания народного творчества; развитию выразительности речи и чтения; воспитанию внимательного отношения к слову, творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД - интерес к учебному материалу; мотивацию к самовыражению в творческой деятельности.

Метапредметные задачи – способствовать формированию УУД:

Регулятивных – понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять самооценку своих действий с учетом учебной задачи;

Познавательных – различать малые фольклорные жанры: потешки, небылицы, пословицы, поговорки, скороговорки;

Коммуникативных - принимать участие в групповом обсуждении заданий; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; выражать свои мысли в устной речи.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, (Г.С. Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова ); презентация к уроку

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы деятельности

1.Организационный момент.

Речевая разминка

2 мин.

1.Эмоциональный настрой на урок:

Долгожданный дан звонок.

Начинаем наш урок.

Будем слушать и читать,

И друг другу помогать.

- Для того, чтобы на уроке мы хорошо читали, правильно произносили звуки, выразительно говорили, проведем речевую разминку.

2.Предлагает упражнения для речевой разминки:

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз,два,три,четыре,пять

Кузовок полный опять!

Повторите хором:

Чики-чики-чики-чок

Побыстрее язычок!

А теперь повторите, увеличивая темп

Чики-чики-чики-чок

Ещё быстрее язычок!

Сейчас повторите очень быстро, но чётко:

Чики-чики-чики-чок

Отдохни мой язычок!

Предлагает упражнения для развития интонационной выразительности речи. Работа над логическим ударением.

«Шапкой Саша шишки сшиб»

- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что Саша шишки сшиб именно шапкой.

- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что шапкой шишки сшиб именно Саша.

- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что именно шишки сшиб шапкой Саша.

- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что сделал Саша шапкой с шишками.

1.Слушают учителя, выполняют движения







2.Выполняют упражнения

хором повторяют:

Чики-чики-чики-чок

Побыстрее язычок!

повторяют, увеличивая темп:

Чики-чики-чики-чок

Ещё быстрее язычок!

повторяют очень быстро, но чётко:

Чики-чики-чики-чок

Отдохни мой язычок!



Произносят фразу согласно требованиям с выделением необходимого фрагмента.



Проверка готовности к уроку







Хоровая декламация


Работа над правилом: Говори на выдохе.











Отработка интонационной выразительности речи

2.Самоопределение к деятельности:

а) формулирование темы урока;

б) постановка цели и задач урока.



3 мин.

1.Предлагает определить тему урока.

Мы продолжаем изучать раздел «Устное народное творчество». А вот с какими малыми жанрами мы сегодня будем работ определите вы сами.

3 5 4 7 6 2 1 1 3 4 6 5 7 9 8 2 .

ТШЕКЕОП П И Б У А Т И К Р

3 2 1 4 6 5 8 7

БЕНЫИЛЫЦ

- Сформулируйте тему урока.

2.Найдите тему в учебнике, рассмотрите материал урока.

- Какова цель и учебные задачи урока? Используйте слова для постановки задач, представленные на слайде.

Закончите предложения:

Будем учиться…

Постараемся понять...

1.Работают над предложенным заданием, определяют малые фольклорные жанры, переставляя буквы в соответствии с порядком цифр, указанных сверху над буквами




Высказывают свое мнение.

2.Опираясь на тему, формулируют цель урока и задачи

Работа с ребусами





Работа по учебнику





Слова для постановки задач на слайде (№1)

3. Наблюдение над произведениями устного народного творчества.


15-20 мин.


























.








1.Предлагает прослушать информацию о малых фольклорных жанрах.

- Что вы узнали об устном народном творчестве вчера на уроке?

-Как вы понимаете слово «народная мудрость»?

- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?

- Кто является их автором?

Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

2. Знакомит учащихся с образцами детского игрового фольклора, обеспечивает разучивание и воспроизведение их в игровой ситуации:

- Рассмотрите потешки, представленные на слайде.

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, Этому дала, Этому дала,

Этому дала. А этому не дала:

- Ты воды не носил.

Дров не рубил.

- Каши не варил – Тебе и нет ничего.

- О ком говорится в тексте? Что сказано о сороке? Как описана сорока? Почему её называют сорока-белобока?

- Какие картины вы представили, когда слушали потешку? Какие иллюстрации вы нарисовали бы к потешке?

- Почему жанр назвали потешкой? Как вы думаете, что означает это слово?

- Сравните слова: потеха и потешка.

Вывод:

Потешки – это небольшие стихотворения, обычно смешные и веселые по содержанию. Слово «потешать» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Потешками называют и песенки-приговорки, организующие забавы с детьми.

- Давайте ещё раз произнесём потешку и изобразим её с помощью пальчиков.

- У потешки о сороке несколько различных вариантов. Послушайте один из низ и подумайте, чем они похожи и чем отличаются?

- Сорока,сорока

Где была?

- далеко:

В лесу на опушке,

На попрядушке, кашу варила,

На порог становила,

Деток кормила.

Гостей собирала, всех угощала:

Одному ложку,

Другому ложечку,

А третьему - …

Целую поварёжечку!


- О чем эта потешка? Что говорится о сороке? Чем похожи две потешки о сороке? А чем отличаются? Чему учит вторая потешка о сороке? (Щедрости изаботе о других)

-Обратите внимание на слова и выражения в потешках. Какие слова используются? (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

- Что же мы узнали сегодня о потешках?

2. Знакомит с особенностями потешек:

1. Потешка призвана веселить.

2. Потешка учит, несет в себе наставление.

3. Под потешку можно осуществлять различные движения или играть.

3. Ознакомление с рифмой и ритмом потешек.

Предлагает восстановить деформированные потешки и включает детей в игру «Собери потешку»:

Кот на пошел печку, (Кот на печку пошел,

Каши горшок нашел. Горшок каши нашёл)

Печи калачи на (На печи калачи

Горячи как огонь. Как огонь горячи)

Пекутся пряники, (Пряники пекутся

Коту не даются в лапки. Коту в лапки не даются)


4. Предлагает сочинить потешку по данным словам:

- А теперь попробуем сами сочинить потешку про сову.

На доске опорные слова: сова – голова, сидит – вертит, хлоп-хлоп – топ-топ

5. Включает учащихся в создание собственных потешек.

- придумайте сами три потешки про щенка – задиристого.ю спящего и игривого. Воспользуйтесть словами из «рабочей тетради»

6.Знакомит учащихся с прибауткой – разновидностью фольклора.

Прибаутка – это рифмованная поговорка, маленькая сказка в стихах.

Пчёлы гудят – в поле летят.

С поля идут – медок несут.

В прибаутке есть действующие лица – домашние и дикие птицы, животные, насекомые.

В прибаутке есть сюжет. В ней дается яркая картина какого-либо события со стремительным действием:

Заяц Егорка

Свалился в болото.

Бегите под горку –

Спасайте Егорку.

- Прочитайте тексты на странице 20

- Поработайте в парах и обсудите, какой из этих текстов можно назвать потешкой, а какой прибауткой.

- Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?

- Прочитайте песенки-прибаутки на с.21.

- Разыграйте друг с другом прибаутки как в театре. Распределите роли. Обсудите характеры героев. Прочитайте, соблюдая интонацию.

Стучит, бренчит на улице

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке -

Туда же по дорожке.

- куда, Фома, едешь?

- Сено косить!

- На что тебе сено?

- Коровок кормить?

-На что тебе коровы?

-Молоко доить.

-На что тебе молоко?

Деток поить!

7. Сообщает учащимся ещё об одном виде фольклора – небылицах-перевёртышах:

- К прибауткам близки небылицы-перевёртыши.

Предлагает учащимся послушать стихотворение и постараться представить его в картинках:

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.


- Какие картины вы себе представили? Может ли быть на самом деле это?

- Почему так назвали этот жанр? От какого слова произошло слово «небылица» и что оно означает?

(Слово небылица образовано от слов НЕ и БЫЛЬ. Быль – это то, что было на самом деле. А небылица имеет противоположное значение. В небылице рассказывается о том, чего не было в жизни. Это вымышленный, выдуманный рассказ.)

- Прочитайте небылицу на слайде:

Огурцы играют в прятки.

Малыши растут на грядке.

Волки плавают в пруду.

Щуки воют на луну.

8. Создание небылиц в творческих группах.

- Многие авторы, создавая стихотворения, используют приём небылицы или перевертыша. Например, у К.Чуковского есть стихотворение «Путаница». Вы сегодня тоже можете себя попробовать в роли авторов.

- Давайте заглянем в эту мастерскую. Как вы думаете, какую работу мы должны выполнить? (самостоятельно придумать небылицы и перевертыши)

- Правильно, в этой мастерской каждый становится автором. Попробуем в творческих группах сочинить по выбору одно произведение: небылицу или перевертыш. На уроке труда мы изготовим книжку-малышку и подарим её первоклассникам.

-Вначале попробуем все вместе сочинить небылицу. На доске написано слово «телёнок». Подберите к этому слову рифмующиеся слова.(Лисенок, тигренок, зайчонок и др.)

- для нашей небылицы возьмем два опорных слова: теленок и лисенок. Прежде чем сочинить небылицу, расскажите об этих животных. Чем они отличаются?

- Что мы можем сказать о теленке? (Теленок живет в хлеву, это домашнее животное)

- Что можно сказать о лисенке? (Лисенок живет в лесу, крадет кур, он хитрый)

- О ком будет наша небылица или перевёртыш? (О домашнем животном – теленке и о диком животном – лисёнке)

- В небылице должна быть нелепица. Как мы можем сказать о теленке и лисенке, чтобы получилось веселое и смешное произведение? (Наоборот: теленок живет в лесу, ходит по двору и крадет кур. Лисенок живет в хлеву, гуляет во дворе, жует траву. Поросёнок снёс яичко. Овца кудахчет и т.д. )

-дальше будем работать по группам. Сочините небылицу -перевёртыш про теленка и лесёнка.






Отвечают на вопросы учителя

Слушают информацию учителя


















2.Читают потешки на слайде и отвечают на вопросы учителя













3.Учащиеся высказывают свои мнения, рисуют словесные картинки


















Слушают потешку и отвечают на вопросы учителя




















Знакомятся с особенностями потешек.



Включаются в игру и собирают потешки









Сочиняют потешку по опорным словам:

Совушка-сова,

Большая голова,

На пеньке сидит.

Головой вертит.

Глазками хлоп-хлоп,

Ножками тип-топ!







Читают тексты на с.20 в учебнике и определяют какой из них потешка, а какой прибаутка.








Разыгрывают в парах прибаутки, соблюдая необходимую интонацию.














Читают небылицы на слайде.






Ученики читают вывеску, представленную на слайде

Высказывают своё мнение












Распределяются по группам

Словесный рассказ учителя























Слайд №2 с потешками:








Творческое задание – словесное рисование

















































Творческое задание – сочинение потешки по материалам «Рабочей тетради»


















Работа по учебнику


Работа в парах





Работа по учебнику









Творческое задание – приём театрализации





















Творческое задание – словесное рисование














Слайд №4 с вывеской «Творческая мастерская»




Работа в группах

4.Обобщение. Подведение итогов

5 мин.

1.Предлагает обобщающие вопросы по теме урока:

- Расскажите, с какими малыми жанрами фольклора мы сегодня познакомились?

3. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:

- Вы сегодня побывали в стране Небывалии и сами сочиняли потешки и небылицы.

- Расскажите, что вам больше запомнилось и понравилось.

Отвечают на вопросы учителя


Вспоминают информацию урока.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


1.Беседа

2.Приём обобщения



5.Информация о домашнем задании

1 мин.

Предлагает домашнее задание:

- Если вам понравилась работа, сочините свою небылицу по самостоятельно выбранной теме. Где могут происходить события? Определите главного героя.

Обсуждают с учителем тематику

Беседа

6.Рефлексия

1 мин.

Организует рефлексию:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…


Отвечают на вопросы учителя и называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Оценивают свою деятельность на уроке

Беседа

Включение в оценочную деятельность

Приём «Незаконченные предложения»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!