занятие №7
Тема:
Обмен кетоновых тел. Биосинтез холестерина. Регуляция и нарушение липидного обмена. Методы диагностики.
Количество часов-3
Цель занятия:
Разъяснить современные представления о метаболизме кетоновых тел и биосинтезе холестерина; усвоить механизм регуляции и нарушений липидного обмена и методы диагностики.
Ожидаемые результаты:
Способен разбираться в вопросах биологической роли и метаболизма кетоновых тел и холестерина в организме; владеет навыком работы определения содержания кетоновых тел и холестерина в биологических жидкостях организма; готов использовать результаты исследований в механизме патологии, связанный с нарушением обмена липидов.
Студент должен знать:
- Механизм синтеза и окисления кетоновых тел и роли этих процессов в организме.
- Механизм синтеза холестерина и роли этих процессов в организме.
- Механизм регуляции липидного обмена в организме.
- Основные виды нарушений липидного обмена и методы диагностики.
Студент должен уметь и владеть:
- Методикой вычисления количества образующейся энергии в результате окисления кетоновых тел в клетках;
- Методикой определения кетоновых тел, холестерина и бета-липопротеидов в биологических жидкостях организма для диагностики нарушений, связанный с обменом липидов.
Основные вопросы темы:
1. Обмен кетоновых тел, биологическая роль.
2. Механизм биосинтеза холестерина, биологическая роль.
3. Липопротеиды плазмы крови, классификация и биологическая роль.
4. Регуляция и нарушение липидного обмена.
5. Методы диагностики нарушений липидного обмена.
Глоссарий:
- Кетоновые тела, ацетон, ацетоуксусная кислота, бета- гидроксибутират, липопротеиды, гиперхолестеринемия, гиперлипопротеинемия, кетонемия, кетонурия, атеросклероз.
Этапы занятий и рекомендуемая их продолжительность
№
Этапы занятия
1.
2.
Вводная часть: Учет посещаемости студентов.
Время
Объявление темы занятия, методические и организационные указания преподавателя по проведению занятия.
Разбор основных вопросов для изучения. Устный опрос и обсуждение новой темы.
5 мин
3
4
30 мин
Формирование знаний и практических навыков. Выполнение лабораторной работы. Обсуждение результатов.
Перерыв.
Работа в малых группах. Раскройте иллюстративной форме: 1. «Биохимическая роль холестерина и кетоновых тел в организме». 2. «Регуляция и нарушение липидного обмена»
5
25мин
15 мин
Подведение итогов занятия
1. Закрепление темы. Фронтальный опрос по контрольным вопросам.
5 мин
2. Выставление оценок.
10 мин
3. Домашнее задание
Лабораторная работа
- Место проведения: Кабинет лаборатории №204 А .
- Название работы: Определение общего холестерина в крови
- Исследуемый материал: Сыворотка крови.
Ход работы: Отбирать реактивы в пробирки, как указано в таблице
Исследуемые реагенты
Сыворотка, мл
Опытная проба
Реактив холестерина, мл
0,1
Контрольная проба
2,1
-
Дистиллированная вода, мл
-
-
2,1
Все пробирки, пипетки, кюветы должны быть сухими. Работать с реактивом холестерина надо осторожно, пипеткой не набирать и не проливать, так как он представляет собой смесь концентрированных кислот (уксусной и серной).
Ход работы:
Быстро перемешивают, встряхивают 10 раз содержимое пробирки и помещают в термостат при 37 0 С на 20 мин (или оставлять при комнатной температуре на 20 мин). При этом развивается зеленое окрашивание. Затем определяют оптическую плотность Д на ФЭКе в кювете на 5мм против воды при красном светофильтре (630-690нм). Для определения содержания холестерина по найденной оптической плотности пользуются готовым калибровочным графиком.
Нормальное содержание общего холестерина в сыворотке крови 2,97-6,2 ммоль/л.
Калибровочный график холестерина
Д
40
30
20
10
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С (ммоль/л)
Пример: Д=24 С (холестерина) = 5ммоль/л
Клинико-диагностическое значение
При нарушении жирового обмена холестерин может повышаться в крови до 10 ммоль/л и накапливаться в крови (гиперхолестеринемия) наблюдается при атеросклерозе, сахарном диабете, механической желтухе, нефрите, нефрозе (особенно при липоидных нефрозах), гипотиреозе.
Понижение холестерина в крови (гипохолестеринемия) наблюдается при анемиях, голодании, туберкулезе, гипертиреозе, паренхиматозной желтухе, поражении центральной нервной системы, лихорадочных состояниях, при введении инсулина.
Основные вопросы самостоятельной работы
1. Анализируйте схематически этапы биосинтеза и биохимическую роль холестерина в клетках организма.
2. Раскройте в иллюстративной форме:
- Регуляцию обмена липидов.
- Нарушение обмена липидов на уровне ЖКТ.
- Нарушение обмена кетоновых тел в организме.
- Нарушение обмена холестерина (атеросклероз) в организме, диагностические методы.
Контрольные вопросы: (для проверки усвоения теоретического материала)
- В какой части клетки протекает реакции биосинтеза холестерина в клетке организма.
- Какова биологическая роль холестерина в организме.
- Перечислите факторы, регулирующие обмена липидов.
- Перечислите причины кетоацидоза?
- К чему приводит кетоацидоз в организме?
- Что такое гиперхолестеринемия?
- Что такое атеросклероз?
Основная литература:
- Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия М.: «Медицина», 1990г. с. 276-292; 1998г. с. 366-390
- Кушманова О.Д. Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии М.: Медицина, 1983. С. 154-155. Работа №58
Дополнительная литература:
- Строев Е. А. Биохимия. М.: ВШ, 1986г. с. 258-273
- Вавилова Т.П., Медведев А.Е. Биологическая химия. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2014г. с. 279-324
- Северин С.Е. Биохимия. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2013г.с. 326-396.
- Ткачук В.А. Клиническая биохимия. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004г.
- Цыганенко А.Я. Клиническая биохимия. М.: ТРИАДА-Х, 2002г. с. 287-337, 368-390.
Спасибо за внимание! Следующее занятие №8. Модуль 1.