СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по биохимии для студентов медицинского факультета

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка практического занятия

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по биохимии для студентов медицинского факультета»

занятие №7 Тема:  Обмен кетоновых тел. Биосинтез холестерина. Регуляция и нарушение липидного обмена. Методы диагностики. Количество часов-3

занятие №7

Тема:

Обмен кетоновых тел. Биосинтез холестерина. Регуляция и нарушение липидного обмена. Методы диагностики.

Количество часов-3

 Цель занятия:  Разъяснить современные представления о метаболизме кетоновых тел и биосинтезе холестерина; усвоить механизм регуляции и нарушений липидного обмена и методы диагностики.

Цель занятия:

Разъяснить современные представления о метаболизме кетоновых тел и биосинтезе холестерина; усвоить механизм регуляции и нарушений липидного обмена и методы диагностики.

Ожидаемые результаты: Способен разбираться в вопросах биологической роли и метаболизма кетоновых тел и холестерина в организме; владеет навыком работы определения содержания кетоновых тел и холестерина в биологических жидкостях организма; готов использовать результаты исследований в механизме патологии, связанный с нарушением обмена липидов.  

Ожидаемые результаты:

Способен разбираться в вопросах биологической роли и метаболизма кетоновых тел и холестерина в организме; владеет навыком работы определения содержания кетоновых тел и холестерина в биологических жидкостях организма; готов использовать результаты исследований в механизме патологии, связанный с нарушением обмена липидов.

 

Студент должен знать:    Механизм синтеза и окисления кетоновых тел и роли этих процессов в организме. Механизм синтеза холестерина и роли этих процессов в организме. Механизм регуляции липидного обмена в организме. Основные виды нарушений липидного обмена и методы диагностики.

Студент должен знать:

  • Механизм синтеза и окисления кетоновых тел и роли этих процессов в организме.
  • Механизм синтеза холестерина и роли этих процессов в организме.
  • Механизм регуляции липидного обмена в организме.
  • Основные виды нарушений липидного обмена и методы диагностики.
Студент должен уметь и владеть:  Методикой вычисления количества образующейся энергии в результате окисления кетоновых тел в клетках; Методикой определения кетоновых тел, холестерина и бета-липопротеидов в биологических жидкостях организма для диагностики нарушений, связанный с обменом липидов.

Студент должен уметь и владеть:

  • Методикой вычисления количества образующейся энергии в результате окисления кетоновых тел в клетках;
  • Методикой определения кетоновых тел, холестерина и бета-липопротеидов в биологических жидкостях организма для диагностики нарушений, связанный с обменом липидов.
Основные вопросы темы: 1. Обмен кетоновых тел, биологическая роль. 2. Механизм биосинтеза холестерина, биологическая роль. 3. Липопротеиды плазмы крови, классификация и биологическая роль. 4. Регуляция и нарушение липидного обмена.  5. Методы диагностики нарушений липидного обмена.  

Основные вопросы темы:

1. Обмен кетоновых тел, биологическая роль.

2. Механизм биосинтеза холестерина, биологическая роль.

3. Липопротеиды плазмы крови, классификация и биологическая роль.

4. Регуляция и нарушение липидного обмена.

5. Методы диагностики нарушений липидного обмена.

 

Глоссарий: Кетоновые тела, ацетон, ацетоуксусная кислота, бета- гидроксибутират, липопротеиды, гиперхолестеринемия, гиперлипопротеинемия, кетонемия, кетонурия, атеросклероз.

Глоссарий:

  • Кетоновые тела, ацетон, ацетоуксусная кислота, бета- гидроксибутират, липопротеиды, гиперхолестеринемия, гиперлипопротеинемия, кетонемия, кетонурия, атеросклероз.
Этапы занятий и рекомендуемая их продолжительность № Этапы занятия 1. 2. Вводная часть: Учет посещаемости студентов. Время Объявление темы занятия, методические и организационные указания преподавателя по проведению занятия. Разбор основных вопросов для изучения. Устный опрос и обсуждение новой темы. 5 мин 3 4 30 мин Формирование знаний и практических навыков. Выполнение лабораторной работы. Обсуждение результатов. Перерыв. Работа в малых группах. Раскройте иллюстративной форме: 1. «Биохимическая роль холестерина и кетоновых тел в организме». 2. «Регуляция и нарушение липидного обмена» 5 25мин 15 мин  Подведение итогов занятия 1. Закрепление темы. Фронтальный опрос по контрольным вопросам. 5 мин   2. Выставление оценок. 10 мин 3. Домашнее задание    

Этапы занятий и рекомендуемая их продолжительность

Этапы занятия

1.

2.

Вводная часть: Учет посещаемости студентов.

Время

Объявление темы занятия, методические и организационные указания преподавателя по проведению занятия.

Разбор основных вопросов для изучения. Устный опрос и обсуждение новой темы.

5 мин

3

4

30 мин

Формирование знаний и практических навыков. Выполнение лабораторной работы. Обсуждение результатов.

Перерыв.

Работа в малых группах. Раскройте иллюстративной форме: 1. «Биохимическая роль холестерина и кетоновых тел в организме». 2. «Регуляция и нарушение липидного обмена»

5

25мин

15 мин

Подведение итогов занятия

1. Закрепление темы. Фронтальный опрос по контрольным вопросам.

5 мин

 

2. Выставление оценок.

10 мин

3. Домашнее задание

 

 

 Лабораторная работа   Место проведения: Кабинет лаборатории №204 А . Название работы: Определение общего холестерина в крови Исследуемый материал: Сыворотка крови.

Лабораторная работа

  • Место проведения: Кабинет лаборатории №204 А .
  • Название работы: Определение общего холестерина в крови
  • Исследуемый материал: Сыворотка крови.
Ход работы:  Отбирать реактивы в пробирки, как указано в таблице  Исследуемые реагенты  Сыворотка, мл Опытная проба Реактив холестерина, мл 0,1  Контрольная проба 2,1 - Дистиллированная вода, мл - - 2,1 Все пробирки, пипетки, кюветы должны быть сухими. Работать с реактивом холестерина надо осторожно, пипеткой не набирать и не проливать, так как он представляет собой смесь концентрированных кислот (уксусной и серной).

Ход работы: Отбирать реактивы в пробирки, как указано в таблице

Исследуемые реагенты

Сыворотка, мл

Опытная проба

Реактив холестерина, мл

0,1

Контрольная проба

2,1

-

Дистиллированная вода, мл

-

-

2,1

Все пробирки, пипетки, кюветы должны быть сухими. Работать с реактивом холестерина надо осторожно, пипеткой не набирать и не проливать, так как он представляет собой смесь концентрированных кислот (уксусной и серной).

Ход работы: Быстро перемешивают, встряхивают 10 раз содержимое пробирки и помещают в термостат при 37 0 С на 20 мин (или оставлять при комнатной температуре на 20 мин). При этом развивается зеленое окрашивание. Затем определяют оптическую плотность Д на ФЭКе в кювете на 5мм против воды при красном светофильтре (630-690нм). Для определения содержания холестерина по найденной оптической плотности пользуются готовым калибровочным графиком. Нормальное содержание общего холестерина в сыворотке крови 2,97-6,2 ммоль/л.

Ход работы:

Быстро перемешивают, встряхивают 10 раз содержимое пробирки и помещают в термостат при 37 0 С на 20 мин (или оставлять при комнатной температуре на 20 мин). При этом развивается зеленое окрашивание. Затем определяют оптическую плотность Д на ФЭКе в кювете на 5мм против воды при красном светофильтре (630-690нм). Для определения содержания холестерина по найденной оптической плотности пользуются готовым калибровочным графиком.

Нормальное содержание общего холестерина в сыворотке крови 2,97-6,2 ммоль/л.

Калибровочный график холестерина Д 40 30 20 10         0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С (ммоль/л)  Пример: Д=24 С (холестерина) = 5ммоль/л

Калибровочный график холестерина

Д

40

30

20

10

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С (ммоль/л)

Пример: Д=24 С (холестерина) = 5ммоль/л

Клинико-диагностическое значение При нарушении жирового обмена холестерин может повышаться в крови до 10 ммоль/л и накапливаться в крови (гиперхолестеринемия) наблюдается при атеросклерозе, сахарном диабете, механической желтухе, нефрите, нефрозе (особенно при липоидных нефрозах), гипотиреозе. Понижение холестерина в крови (гипохолестеринемия) наблюдается при анемиях, голодании, туберкулезе, гипертиреозе, паренхиматозной желтухе, поражении центральной нервной системы, лихорадочных состояниях, при введении инсулина.

Клинико-диагностическое значение

При нарушении жирового обмена холестерин может повышаться в крови до 10 ммоль/л и накапливаться в крови (гиперхолестеринемия) наблюдается при атеросклерозе, сахарном диабете, механической желтухе, нефрите, нефрозе (особенно при липоидных нефрозах), гипотиреозе.

Понижение холестерина в крови (гипохолестеринемия) наблюдается при анемиях, голодании, туберкулезе, гипертиреозе, паренхиматозной желтухе, поражении центральной нервной системы, лихорадочных состояниях, при введении инсулина.

Основные вопросы самостоятельной работы 1. Анализируйте схематически этапы биосинтеза и биохимическую роль холестерина в клетках организма. 2. Раскройте в иллюстративной форме: Регуляцию обмена липидов. Нарушение обмена липидов на уровне ЖКТ. Нарушение обмена кетоновых тел в организме. Нарушение обмена холестерина (атеросклероз) в организме, диагностические методы.

Основные вопросы самостоятельной работы

1. Анализируйте схематически этапы биосинтеза и биохимическую роль холестерина в клетках организма.

2. Раскройте в иллюстративной форме:

  • Регуляцию обмена липидов.
  • Нарушение обмена липидов на уровне ЖКТ.
  • Нарушение обмена кетоновых тел в организме.
  • Нарушение обмена холестерина (атеросклероз) в организме, диагностические методы.
Контрольные вопросы:  (для проверки усвоения теоретического материала) В какой части клетки протекает реакции биосинтеза холестерина в клетке организма. Какова биологическая роль холестерина в организме. Перечислите факторы, регулирующие обмена липидов. Перечислите причины кетоацидоза? К чему приводит кетоацидоз в организме? Что такое гиперхолестеринемия? Что такое атеросклероз?

Контрольные вопросы: (для проверки усвоения теоретического материала)

  • В какой части клетки протекает реакции биосинтеза холестерина в клетке организма.
  • Какова биологическая роль холестерина в организме.
  • Перечислите факторы, регулирующие обмена липидов.
  • Перечислите причины кетоацидоза?
  • К чему приводит кетоацидоз в организме?
  • Что такое гиперхолестеринемия?
  • Что такое атеросклероз?
Основная литература:   Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия М.: «Медицина», 1990г. с. 276-292; 1998г. с. 366-390 Кушманова О.Д. Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии М.: Медицина, 1983. С. 154-155. Работа №58 Дополнительная литература: Строев Е. А. Биохимия. М.: ВШ, 1986г. с. 258-273 Вавилова Т.П., Медведев А.Е. Биологическая химия. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2014г. с. 279-324 Северин С.Е. Биохимия. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2013г.с. 326-396. Ткачук В.А. Клиническая биохимия. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004г. Цыганенко А.Я. Клиническая биохимия. М.: ТРИАДА-Х, 2002г. с. 287-337, 368-390.

Основная литература:

  • Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия М.: «Медицина», 1990г. с. 276-292; 1998г. с. 366-390
  • Кушманова О.Д. Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии М.: Медицина, 1983. С. 154-155. Работа №58

Дополнительная литература:

  • Строев Е. А. Биохимия. М.: ВШ, 1986г. с. 258-273
  • Вавилова Т.П., Медведев А.Е. Биологическая химия. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2014г. с. 279-324
  • Северин С.Е. Биохимия. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2013г.с. 326-396.
  • Ткачук В.А. Клиническая биохимия. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004г.
  • Цыганенко А.Я. Клиническая биохимия. М.: ТРИАДА-Х, 2002г. с. 287-337, 368-390.
Спасибо за внимание!  Следующее занятие №8. Модуль 1.

Спасибо за внимание! Следующее занятие №8. Модуль 1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!