СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по истории в 9-11 классах "Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности через использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-познавательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное ииспользование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач, стоящих перед руководителем школьного музея.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по истории в 9-11 классах "Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности через использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея"»

Критерий 1. Методическая разработка по истории в 9-11 классах

«Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности через использование экспозиций и материалов

школьного краеведческого музея»

Автор: учитель истории и обществознания МОУ «Чернавская школа» Милославского района Рязанской области Клочкова Светлана Васильевна

  1. Пояснительная записка

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, приоритетным направлением современной образовательной системы (это отражено в Законе об образовании, Концепциях, Новых образовательных стандартах, Программе воспитания). Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Велика в этом процессе роль школьного краеведческого музея в МОУ «Чернавская школа».

Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач, стоящих перед руководителем школьного музея.

Кроме того, сегодня школьный музей становится средством адаптации ребенка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий и раритетов, музей становится более эффективной базой для общения, культурнообразовательной средой, местом повышения культурно образовательного статуса.

В школьном музее необходимо создавать для детей особое музейное пространство, которое было бы близко детскому восприятию. Невозможно пользоваться только «накатанными методами», необходимо постоянно совершенствоваться, искать новые формы работы. Считаю, что интерактивные формы в музейной деятельности обеспечивают высокий уровень мыслительной и эмоциональной активности и позволяют реализовывать главные цели воспитания - формирование устойчивого интереса к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитание желания и готовности к самостоятельному изучению истории родного края, формирование умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками.

В детской музейной зоне ребёнок должен иметь возможность действовать: наблюдать, проводить опыты, конструировать, при этом у него пробуждается любопытство, воображение. Не экспозиция, а среда обитания; не рассказ и показ, «погружение» в ситуацию; не экскурсия, а свободное пребывание, познание в наглядно-образной форме, переплетённое с игрой и игровым вживанием.

Так, например, эффективными формами работы с музейной аудиторией считаю разработанные интерактивные игры «Посылка на фронт», «Музей в чемодане», «Письма с фронта», «Бабушкин сундук» и др. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время, а осмысленный методический прием патриотического воспитания. Ребята с нетерпением ждут такие встречи, ведь в нашем музее можно не только посмотреть экспонаты, но и потрогать их, прикоснуться к истории. Здесь ребёнок имеет возможность, моделируя проживание в иной ситуации, осваивать конструктивные способы решения актуальных и сложных для него проблем, приближаться к индивидуальному пониманию мира, самораскрытию и самореализации.

Деятельность школьного краеведческого музея разнопланова: она реализует целый комплекс форм, методов и приемов работы, основанных на интерактивной технологии:

музейные уроки «Правнуки Победы», «Военные страницы в истории моей семьи», «Письма с фронта», «Непокоренный Ленинград», «Наследники Победы», «Сталинградская битва», «Герои Великой Отечественной войны – чернавцы» и др.

экскурсии «Бытовая культура наших предков», «Трудовые вехи села», «История школы», «Великая Отечественная война», «Времен связующая нить» и др.;

патриотические акции: «свеча Памяти», «Блокадный хлеб», «Георгиевская лента», «Армейский чемоданчик» и др.

проекты «Сквер героев», «Посылка на фронт», «Парта героя», «Братья Овинниковы» и др.

Важно, что подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность.

«Чернава – древнее самобытное село. У нее богатая история… Село располагается на юге Рязанской области, в древности здесь проживали вятичи. Земля славилась изобилием хлеба, дичи, мёда, яблок. По мнению нашего земляка, выдающегося учёного П.П. Семёнова Тян-Шанского, в 11-12-м веках после Рязани Чернава считалась одним из трёх крупнейших селений, отличное ярмарочное место. История села показывает, что жители всегда стремились сохранять свои старинные обычаи и традиции…» - так начинается экскурсия в школьном краеведческом музее Чернавской школы, которую проводят юные экскурсоводы музея, подготовка которых реализуется через внеурочную деятельность кружка «Юный этнограф».

В 1847 г. местный священник впервые открыл школу в селе Чернава. И с тех пор хранителем истории Малой родины стала школа.

В советскую эпоху в школе велся кружок «Краеведение», ученики школы изучали историю села, бытовую культуру своих предков, историю школы, но большое внимание всегда уделялось Великой Отечественной войне. Дети переписывались с Героем Советского Союза Фаткиным С.С., с близкими родственниками погибших героев братьев Овинниковых, устраивали встречи с ними, с Героями труда и просто с интересными земляками. Из стен Чернавской школы вышли будущие ученые, конструкторы, писатели, поэты, учителя, врачи, военные - все те, кто творил историю нашей страны:

Герои Советского Союза - Коршунов Константин Ионович, Овинников Сергей Михайлович, Шкурин Василий Митрофанович, Фаткин Сергей Степанович.

Герой России Акимова Александра Федоровна.

Герои Социалистического Труда: Бреев Иван Петрович, Гусев Анатолий Дмитриевич.

Кавалеры Ордена Ленина: учитель начальных классов Иванова Елена Ефимовна, председатель колхоза Бокарев Петр Егорович, доярка Семушкина Анна Михайловна, механизатор Гришаков Алексей Николаевич.

Официальный статус музею был присвоен в 2007 году.

Сегодня школьный краеведческий музей является одной из важнейших форм дополнительного образования в условиях образовательного пространства МОУ «Чернавская школа», развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Кроме того, уроки истории проводятся в музее. Поэтому каждый ребенок имеет уникальную возможность чувствовать себя сопричастным к истории малой родины.

Музей занимает одну комнату общей площадью 78 кв. метров, расположенный на первом этаже здания школы. Соблюдается световой и температурный режим, влажность. Экспонаты размещены на стендах, витринах, стеллажах. Имеются соответствующие документы, связанные с развитием музея.

Ежегодно пишется история малой Родины – села Чернава. Работа ведется по многим направлениям.

  Основная функция музея – поисковая работа. Собранные материалы постоянно пополняются. Сбор материалов для школьного музея подчиняются учебно-воспитательным задачам, стоящим перед школой, помогают учащимся легче осмысливать историю села, края.

 Основная задача – учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая отработка.

На сегодняшний день в музее насчитывается 241 музейных экспонатов, из них количество экспонатов основного фонда – 157. Материалы для музея представляют: фотоматериалы, документальные и письменные источники, предметы старинного быта (одежда, домашняя утварь, мебель, украшения, игрушки), орудия труда, нумизматические материалы (монеты, ордена, медали, значки), книги личного архива, газеты, рукописи, письма. В экспонатах вспомогательного фонда имеются: альбомы, папки, ксерокопии документов, ксерокопии фотографий, модели, таблицы, тематические рисунки, изготовленные учащимися в процессе проектной и исследовательской деятельности. Имеющиеся собранные материалы соответствуют профилю музея.

Фондовая работа в школе включает две непрерывно связанные между собой цели: сохранение и пополнение музейного фонда, и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности.

Музей имеет ряд уникальных возможностей. Во-первых, он находится непосредственно в стенах школы. В него можно попасть, не выходя из нее. Во-вторых, его ресурсы можно использовать на уроках. В-третьих, его экспонаты пополняются самими посетителями, то есть учениками, учителями, родителями. Иными словами, школьный музей – это живой, постоянно развивающийся организм, являющийся частью учебно-воспитательного процесса.

Музей посещают учащиеся, учителя, жители села, гости. Имеется книга для гостей.

Ещё на уровне дошкольного образования начинается вовлечение детей старшей группы детского сада в школьный краеведческий музей. Посещение музея накануне 9 мая стало уже традицией. Экскурсию для них проводят экскурсоводы-старшеклассники в течение 10 минут, а затем детям предлагается нарисовать праздничную открытку. В конце встречи всем прикалываются георгиевские ленточки.

Далее воспитание нравственности, патриотизма, любви к Родине, семье, уважение к окружающим продолжается в начальной школе. В течение всего учебного года ученики начальной школы посещают музей по определенной тематике, активом музея разработаны интерактивные игры, в которых они с удовольствием принимают участие.

Работа в музее воспитывает ученика, учит видеть и ценить детали, делать выводы, помогает стать более собранным, ответственным, активным. Музей помогает определить собственную позицию, выработать нравственные принципы.



















2.Использование экспозиций школьного краеведческого музея

на уроках истории.

Ведение учебного предмета «История» в старших класса (9-11 классы) позволяют мне широко использовать экспозиции школьного краеведческого музея как при проведении уроков, так и при организации внеурочной деятельности с обучающимися, поскольку музейные экспонаты отражают историю села изучаемого периода, второй половины XIX - XX веков.

Современные экспозиции музея:

Экспозиция «Прошлое нашего села»



Общий вид экспозиции

Экспозиция представлена тематическими стендами и витринами:

Стенд с фотографиями «Прошлое нашего села» отражает реальную картину жизни села Чернава в конце 19-начале 20-го века.

Стенд «Чернава прежняя и настоящая» знакомит с жизнью односельчан второй половины 20-го века.

Эти экспозиционные стенды используются при изучении темы «Экономическое развитие: город и деревня» в 9 классе, «Россия и мир накануне Первой мировой войны» в 10 классе.

На стенде «Трудовые вехи села» представлены фотографии людей, прославивших родной колхоз в послевоенные годы. Экспозиция используется при изучении тем по истории в 11 классе: «Экономическое и социальное развитие в 1953-1964 гг.»

Стенд «Поэты и писатели родного края» знакомят посетителей с поэтами, чьи имена крепко связаны с селом Чернава. Дополняет экспозицию серия рукописных книг «Поэзия родного края», созданная учащимися школы в 1999 году. Эту экспозицию с интересом рассматривают старшеклассники при изучении темы «Идеология и культура в годы Гражданской войны», поскольку в ней представлено творчество поэтов-земляков: революционного поэта Макса Смирнова и Ивана Ерошина.

Вспомогательные фонды экспозиции располагают материалом об истории возникновения села, истории школы, колхоза «Путь к коммунизму».

Имеются подлинные фотографии села первой половины 20 века, вырезки из газет 60-70 годов 20 века, фотографии передовиков производства, героев Социалистического Труда, материалы о чернавцах – строителях БАМа, об участниках международного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 года, фотоматериалы, отражающие культурную жизнь села прошлого века,

Все эти материалы широко используются на уроках истории в 10 – 11 классах при изучении конкретных тем периодизации истории России 20 века.





Экспозиция «Великая Отечественная война»


Важное место в экспозиции нашего музея отведено теме Великая Отечественная война. Более 2-х тысяч чернавцев ушло на фронт, около тысячи не вернулось. Милославская земля дала 10 Героев Советского Союза, четверо из них – чернавцы.

Витрина «Герои Советского Союза – милославцы» знакомит с именными фотографиями героев-земляков.

Бессмертен подвиг братьев Овинниковых, Сергея и Николая. Их именем названа одна из улиц села. В центре села на постаменте стоит 76-миллиметровое орудие времен Великой Отечественной войны, образец того, на котором воевали братья Овинниковы, как символ Памяти и Славы героев. В музее хранятся подлинные письма Сергея Овинникова матери, наградной лист. На стенде представлены копии документов, фотографии, копии страниц школьного дневника.

Отдельный стенд посвящен Герою Советского Союза Шкурину Василию Митрофановичу. На стенде представлены подлинные фотографии и ксерокопии документов и писем с фронта. За взятие села Ротичи Киевской области Василий Митрофанович Шкурин был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

На стенде «Участники Великой Отечественной войны» среди фотографий военных лет фронтовиков-чернавцев представлены фотографии летчиков, Героев Советского Союза – Фаткина Сергея Степановича и Коршунова Константина Ионовича.

В витринах экспозиции представлены письма с фронта чернавцев, документы о присвоении воинских званий, ксерокопии наград и удостоверений, письма Героя Советскою Союза Фаткина С.С. чернавским школьникам, а также газета «Правда», датированная 10 мая 1945 года, вырезки из газет военного времени, фотографии.

Во вспомогательных фондах содержатся поименные списки участников Великой Отечественной войны, хранятся ордена и медали, переданные родственниками ушедших из жизни ветеранов войны, документы к ним, письма Героев Советского Союза Овинникова С.М., Шкурина В.М., переписка с Героем Советского Союза Фаткиным С.С., переписка с родственниками братьев Овинниковых. Каждому Герою Советского Союза посвящена отдельная папка для сбора информации, также имеется папка «Чернава в годы Великой Отечественной войны», собраны и оформлены в папках материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, материалы о тружениках тыла, солдатских вдовах, воинах – афганцах, фотографии и отзывы о службе выпускников школы за время существования школы.

Эта центральная экспозиция широко используется при изучении Главы 3 истории в 10 классе «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.» При изучении ключевых битв истории Великой Отечественной войны ребята готовят сообщения об участниках и героях этих битв.


 Экспозиция «Под звуки вальса плавные мы вспомним годы славные…»

Стенд «История нашей школы» является началом новой экспозиции, которая плавно переходит в следующее помещение.

Экспозиция представлена рядом стендов, на которых расположены фотографии выпускников разных лет. Самая старая фотография – выпуск первой семилетки 1933 год. Фотографии первых учителей, в том числе Ивановой Е.Е., награжденной Орденом Ленина.

Витрины экспозиции посвящены советской пионерской и комсомольской атрибутике, школьным принадлежностям прошлых лет. Также в отдельной витрине представлены классные журналы, похвальные листы и формы аттестатов середины прошлого века.

Отдельная витрина посвящена ветеранам педагогического труда. Она представляет собой серию рукописных книг «Сердца, отданные детям». Этот проект был начат в 1999 году, на сегодняшний день он имеет продолжение.

Вспомогательный фонд представляет собой систематизированный материал, отражающий важнейшие факты из истории школы, начиная с 30 –х годов 20 века и по настоящее время. Материалы рассказывают об истории школы, учителях, знаменитых выпускниках нашей школы, о школьные буднях, директорах нашей школы, ветеранах педагогического труда, о пионерской и комсомольской организациях школы. Фотографии выпускников средней школы оформлены в фотоальбомы.

Эти экспозиции используются при изучении тем «Образование, наука и культура» в разные периоды в 9-11 классах, а также при изучении тем в 10 классе: «Образование в СССР. Национальная политика в 1920-е гг.», «Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.: создание «нового человека». Развитие науки, образования, здравоохранения».

Экспозиция «Бытовая культура наших предков»

Экспонатами экспозиции являются подлинные предметы крестьянского быта конца 19-го – начала 20-го века, расположенные в витринах музея: утюги, изделия из древесины, бересты, глины, а также ткацкий стан, пряха, прялка, детская люлька, женский костюм чернавской крестьянки. Всё это любопытные памятники старины. Каждый из вещей – это часть нашей истории.

Все экспозиции размещены в витринах, находящихся в хорошем состоянии. Витрины застеклены, каждый экспонат имеет свое место в соответствии с тематикой – экспозиционным планом.

Предметы женского костюма хранятся в запасниках музея (полки в шкафах).

Экспозиция используется на уроках при изучении тем главы 3 «Социально-экономическое развитие и духовная жизнь первой половины IX века» по истории в 9 классе.









3.Использование экспозиций школьного краеведческого музея во внеурочной деятельности

В рамках внеурочной деятельности экспозиции и архивные документы школьного краеведческого музея используются в процессе реализации рабочей программы кружка «Юный этнограф» и при организации музейных мероприятий активистов музея: музейных уроков, экскурсий, мастер-классов.

Экскурсии для учащихся школы и старшей группы детского сада проводят активисты школьного краеведческого музея, экскурсоводы.

Экскурсия для гостей Экскурсия для учащихся 5-го класса

Музейные уроки

Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.



Музейный урок «Битва за Москву»

Музейный урок «Блокадный хлеб»



Музейный урок «Сталинградская битва» (традиционный)

Музейный урок «Наследники Победы» (традиционный)



Музейный урок «Письма с фронта»

Музейный урок «Правнуки Победы»

Музейный урок «Бытовая культура наших предков»

Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Музейный урок меняет привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным. На музейных уроках используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация, самостоятельная познавательная деятельность.

Мастер-классы

Современные дети легко воспринимают все новое. Технология «мастер-класс», применяемая в музее, обладает средствами, активизирующими деятельность ребят, дает возможность почувствовать себя значимым , попасть внутрь исторического события.

Победитель номинации «Бенефис музейного экспоната» областного конкурса активистов школьных музеев «Музей и дети – 2014» Гришакова Мария

Призеры областного конкурса активистов школьных музеев «Музей и дети – 2017» (3-е место) Бусарова Анастасия и Пономарева Софья

Лауреат областной краеведческой конференци и «Рязанская земля. История. Памятники. Люди.» Секция «Этнография» Ершова Валентина 2019 г.





Интерактивные игры для младших школьников

Интерактивные музейные мероприятия развивают логику, коммуникативные навыки, умение работать с разными типами информации, дают возможность искать новые ощущения и узнавать новые факты.

«Посылка на фронт» «Учимся создавать экспозиции»

«Изучаем чернавский женский костюм»

Музейные проекты

Настоящими экспонатами музея являются продукты музейных проектов, выполненные членами музейного кружка «Юный этнограф» и активистами школьного краеведческого музея в процессе поисковой и исследовательской деятельности. Краеведческие исследовательские проекты призваны соединить искусственно разорванную связь времен, являются действенным средством оздоровления социальной памяти, изучения культурного наследия. Происходит не только глубокое познание нравственных ценностей собственной культуры, но и осознание ее как части культуры мировой. Следовательно, школьное краеведение выступает как один из факторов культурной идентификации личности.

Проект «Песни родного края»

Автор сборника: ученик 6-го класса Левшин Владимир



Проект «Сердца, отданные детям». Серия рукописных книг, посвященных ветеранам педагогического труда. Автор рукописной книги: Казаринов Данила, 8 кл.

Проект «История пионерской организации Чернавской школы»

Продукт проекта – Витрина «Печатные издания пионерской организации» Автор проекта: Левин Иван, ученик 7-го класса

Чернавский частушечник

Музейный проект «Чернавская частушка»

Продукт проекта – Сборник «Частушки. Чернавский частушечник»

Автор: Попова Диана, 6 кл.2018 г.

Музейный проект «Игрушки чернавских детей 40-50-х гг. 20-го века»

Продукт проекта – самодельные игрушки, изготовленные по технологии прабабушек. Автор проекта: Ершова Елена, 6 кл., 2018 г.


Традиции музея. Встречи с интересными людьми



Встречи с интересными людьми дают возможность общения, личной встречи с замечательной, незаурядной личностью - участником события, знатоком темы, коллекционером и т.д., помогают музею в комплектовании музейных предметов.

Встреча с ветераном Овинниковым И.М.

Сотрудничество с местными жителями с.Чернава

Акция «Свеча Памяти»

Организаторы – активисты музея


Актив музея разработал план-маршрут по облагораживанию территорий памятников близлежащих населенных пунктов. Всего – 5 сёл. Акция проводится каждый год 21-го июня.











4. Заключение

Материалы музея используются на уроках географии, истории, литературы, английского языка, ОДНКНР, ОПК, окружающего мира, при проведении внеклассных мероприятий.

Изучение самобытной богатейшей культуры родного края даёт возможность активистам музея, учащимся 6-11 классов, принимать участие в областной краеведческой конференции «Рязанская земля. История. Памятники. Люди», областных конкурсах «Музей и дети» и «Времен связующая нить», региональном Слете православной молодёжи, где ребята достойно выступают, неоднократно становясь победителями и лауреатами конкурсов.

Краеведческая работа укрепляет и развивает уважение к книге, показывает историко – культурную ценность простейших вещей, документов, вырабатывает у учеников навыки самостоятельной поисковой работы. Через музейную работу учащимся прививается любовь к педагогическому труду, профессиям сельской местности. У учащихся развивается бережное отношение к музейным предметам, памятным местам в селе, памятным местам в школе.

Необходимо особо подчеркнуть социальную роль музея. Музей не только аккумулирует исторический, эстетический, технический опыт, но и является проводником социальных норм и культурных ценностей, лучших черт россиянина: патриотизма, совестливости, трудолюбия, порядочности, отзывчивости.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!