СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по комплекту контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины: ОУД.08 Естествознание (Химия, Биология)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по комплекту контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины: ОУД.08 Естествознание (Химия, Биология)»

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО» __________________________________________________________________________________________________











Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины


ОУД.08 Естествознание (Химия, Биология)

Программы подготовки специалистов среднего звена



Базовая подготовка











Белореченск, 2021

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальностей СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование базовой подготовки программы учебной дисциплины ОУД.08 Естествознание (Химия, Биология) в профессиональной деятельности.




Разработчик:

Цветкова В П . - преподаватель ЧУПОО техникум «Бизнес и Право»





ОДОБРЕНО


Цикловой комиссией общеобразовательных и гуманитарных дисциплин протокол № 1 от «26» августа 2021 г.


Председатель ЦК _________________________Н В Бакуменко



СОГЛАСОВАНО:


Заместитель директора по М Р________________Л П Дмитрюк

«26»августа 2021 г.













СОДЕРЖАНИЕ стр.


1. Паспорт комплекта оценочных средств 4

1.1 Область применения комплекта оценочных средств……………………4

1.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 4

2. Оценка освоения учебной дисциплины……………………………………...7

2.1 Формы и методы оценивания…………………………………………….7

3. Контрольно- оценочные материалы…………….……………………..……...9

3.1 Задания для проведения текущего контроля…………………………….9

3.2 Задания для проведения итоговой аттестации по дисциплине ……….22

3.3 Пакет экзаменатора………………………………………………………25



  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1.1Область применения комплекта оценочных средств

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД.08 Естествознание (Химия, Биология).

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференциального зачета.

Контрольно-оценочные средства разработаны в соответствии с:

  • ФГОС СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование базовой подготовки;

  • учебным планом и программой подготовки специалистов среднего звена специальностей СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование;

  • программой учебной дисциплины ОУД.08 Естествознание (Химия, Биология).

1.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:

Таблица 1

Результаты обучения: личностные, метапредметные, предметные

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

Личностные:



Л1. Устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки.

Демонстрация поиска и сравнения информации с помощью информационных ресурсов (Интернет).

Тестирование

Устный опрос


Л2. Готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук.

Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии.

Проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе, во время прохождения практики.

Письменный опрос

Тестирование


Л3. Объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности.

Демонстрация навыков применения различных источников информации при наблюдении за объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.

Письменный опрос

Тестирование



Л4. Умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека.

Демонстрация навыков умения составлять таблицы, диаграммы, картосхемы при описании комплексной характеристики окружающей среды.

Тестирование.

Устный опрос



Л5. Готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации.

Демонстрация систематического планирования собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом.

Структурирование объема работы и выделение приоритетов.

Устный опрос


Л6. Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

Демонстрация способности к организации и планированию самостоятельной работы при изучении профессионального модуля.

Поиск возможностей развития профессиональных навыков при освоении модуля.

Письменный опрос


Л7. Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания.

Демонстрация навыков взаимодействия с обучающимися, преподавателями, специалистами в ходе обучения

Демонстрация навыков эффективного общения.

Письменный опрос


Метапредметные:



М1. Овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира.

Формулирование основных задач, структуры естествознания.

Тестирование.

Устный опрос.

М2. Применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере.

Демонстрация знаний основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира.


Устный опрос.

М3. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике.

Демонстрация умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения.

Письменный опрос.

М4. Умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач.

Демонстрация умений использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач.


Устный опрос.

Предметные:



П1. Сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной.

Изложение знаний формулировать основные представления о целостной современной естественнонаучной картине мира.


Устный опрос.

П2. Владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий.

Демонстрация знаний о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий.


Устный опрос.

П3. Сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя.

Демонстрация умений применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования.

Тестирование.

Устный опрос.


П4. Сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов.

Демонстрация знаний о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов.


Устный опрос.


П5. Владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию.

Демонстрация владения понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию.

Тестирование.

Устный опрос.

П6. Сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

Демонстрация знаний о значимости естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

Тестирование.

Устный опрос.



  1. Оценка освоения учебной дисциплины

    1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине Естествознание, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.





Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам). Таблица 2


Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Результаты обучения

Форма контроля

Проверяемые У, З

ХИМИЯ



Раздел I. Общая химия.

Тестирование

Устный опрос

Самостоятельная работа (Рефераты)

Л1, Л2


Дифференцированный зачет

Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7


М1, М2, М3, М4


П1, П2, П3, П4, П5, П6


Раздел 2. Неорганическая химия.

Устный опрос

Самостоятельная работа (Рефераты)

Л1, Л3, Л7

М2

Раздел 3. Органическая химия.

Письменный опрос по вариантам

Устный опрос

Самостоятельная работа (задания)

Л1, Л2, Л3, Л5

М1, М2, М4

П3


БИОЛОГИЯ

Раздел I. Цитология.

Устный опрос

Практическая работа № 1

Самостоятельная работа (Рефераты)

Л1, Л2, Л4, Л6

М1, М4

П1, П2, П3, П5, П7


Раздел 2. Организменный уровень.

Устный опрос

Практическая работа № 2 Самостоятельная работа (Рефераты)

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6

М1, М2, М4

П1, П2, П6, П7


Раздел 3. Эволюционная теория.

Устный опрос

Практическая работа № 3 Самостоятельная работа (Задания для самостоятельной работы)

Л1, Л2, Л3, Л5

М1, М3, М4

П3, П4


Раздел 4. Основы экологии.

Тестирование

Устный опрос

Самостоятельная работа (Рефераты)

Л1, Л2, Л3, Л5

М1, М2, М4

П3, П5, П6

  1. Контрольно-оценочные материалы


3.1 Задания для проведения текущего контроля

Текущий контроль освоения обучающимися дисциплины Естествознание осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, устного и письменного опроса различных форм, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и др. Задания для текущего контроля представлены в соответствии с логической последовательностью, выстроенной в рабочей программе дисциплины и календарно-тематическом плане.

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ: ТЕСТИРОВАНИЕ


Оцениваемые знания: остаточные знания по дисциплине.

Инструкция

Внимательно прочитайте задание. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов. Количество правильных ответов может быть 1.

Максимальное время выполнения задания – 45 мин.


Химия

Вариант 1.

01. Периодический закон:

1) открыт Д. И. Менделеевым;

2) опровергнут К. Марксом;

3) открыт Н. Бором;

4) еще не открыт.

02. К металлам не относится:

1) железо;

2) золото;

3) цинк;

4) сера.

03. Молекулы состоят из:

1) атомов;

2) веществ;

3) электронов;

4) воздуха и воды.

04. Озон - это:

1) азот, только наоборот;

2) простое вещество, молекула которого состоит из 3 атомов кислорода;

3) сложное вещество, в состав которого входят сера, бром, водород и кальций;

4) сильная кислота.

05. Валентность магния во всех его соединениях равна:

1) двум;

2) трем;

3) восьми;

4) сорока.Начало формы

06. В каком ряду расположены только сложные вещества?

1) S, AL, N2

2) CO2, Fe, H2O

3) HNO3, CaO, PH3

4) Si, P4, Fe2O3

07. Определите элемент, если в его атоме 40 электронов:

1) Алюминий

2) Цирконий

3) Германий

4) Галлий.

08. В каком соединении сера проявляет валентность, равную IV?

1) SO2

2) H2S

3) SO3

4) Na2S

09. Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций:

1) KCIO3→KCI+O2

2) Na+Cl2→NaCl

3) KNO3→KNО2+O2

4) H2O+SO3→H2SO4

5) Al+S→Al2S3

6) H2O2→H2O+O2

10. К реакциям замещения относится реакция:

1) Cu+4HNO3=Cu(NO3)2+2NO2+2H2O;

2) 2Al+3H2SO4=Al2(SO4)3+3H2;

3) Cu(OH)2+H2SO4=CuSO4+2H2O;

4) 2H2S+3O2=2SO2+2H2O.

11. Реакция N2+3H2→2NH3:

1) необратимая и присоединения;

2) обратимая и присоединения;

3) обратимая и обмена;

4) необратимая и замещения.

12. Оцените справедливость утверждений:

а. Гидроксиды металлов не могут проявлять свойств кислот.
б. Все оксиды неметаллов – кислотные.

1) верно только а;

2) верно только б;

3) верны оба утверждения;

4) оба утверждения неверны.

13. Какие из перечисленных веществ относятся к классу солей:

1) HCl;

2) CH4;

3) NaHCO3;

4) CH3COOH.

д) BaCl2

14. В каком ряду приведены только основные оксиды?

1) MgO, Al2O3,Na2O;

2) Li2O,CaO,Al2O3;

3) SO2,N2O3,NO;

4) MgO,CaO,Li2O.Начало формы

15. Ва­лент­ность каж­до­го из эле­мен­тов равна II в ве­ще­стве:

1) KCI

2) NaCl

3) MgS

4) H2O2

5) SO3

6) Al2S3



Вариант 2

01. К реакциям замещения относится реакция:

1) Cu+2AgNO3=Cu(NO3)2+2Ag;

2) 4NH3+3O2=2N2+6H2O;

3) H2S+4Cl2+4H2O=H2SO4+8HCl;

4) Ba(OH)2+H2SO4=BaSO4+2H2O.

02. В каком ряду расположены только кислотные оксиды:

1) SiO2, N2O;

2) CaO, Na2O;

3) Mn2O7, SO3;

4) NO, P2O5.

03. Вещества Ca3P2 и KNO3 называются:

1) фосфид кальция и нитрат калия;

2) фосфид калия и нитрат калия;

3) фосфат кальция и нитрит калия;

4) фосфат кальция и нитрат калия.

04. Реакция 2Al+3H2SO4→Al2(SO4)3+3H2:

1) замещения;

2) присоединения;

3) обмена;

4) двойного замещения.

05. Оцените справедливость утверждений:

а. Некоторые гидроксиды металлов могут проявлять свойства слабых кислот.
б. Все оксиды неметаллов – амфотерные.

1) верно только а;

2) верно только б;

3) верны оба утверждения;

4) оба утверждения неверны.

06. Ва­лент­ность каж­до­го эле­мен­та равна III в ве­ще­стве:

1) KCIO3

2) NaCl

3) NO2

4) SO3

5) AlP

6) H2O2

07. Периодический закон:

1) открыт Д. И. Менделеевым;

2) опровергнут К. Марксом;

3) открыт Н. Бором;

4) еще не открыт.

08. К металлам не относится:

1) железо;

2) золото;

3) цинк;

4) сера.

09. Молекулы состоят из:

1) атомов;

2) веществ;

3) электронов;

4) воздуха и воды.

10. Озон - это:

1) азот, только наоборот;

2) простое вещество, молекула которого состоит из 3 атомов кислорода;

3) сложное вещество, в состав которого входят сера, бром, водород и кальций;

4) сильная кислота.

11. Валентность магния во всех его соединениях равна:

1) двум;

2) трем;

3) восьми;

4) сорока.Начало формы

12. В каком ряду расположены только сложные вещества?

1) S, AL, N2

2) CO2, Fe, H2O

3) HNO3, CaO, PH3

4) Si, P4, Fe2O3

13. Определите элемент, если в его атоме 40 электронов:

1) Алюминий

2) Цирконий

3) Германий

4) Галлий.

14. В каком соединении сера проявляет валентность, равную IV?

1) SO2

2) H2S

3) SO3

4) Na2S

15. Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций:

1) KCIO3→KCI+O2

2) Na+Cl2→NaCl

3) KNO3→KNО2+O2

4) H2O+SO3→H2SO4

5) Rb2O+H2O→RbOH

6) Ba+O2→BaO



Пакет преподавателя

Показатели оценки результатов освоения программы учебной дисциплины:

Номер задания

Показатели оценки результата

(требования к выполнению задания)

Вариант 1

Вариант 2

1

1

2

2

4

3

3

1

2

4

2

3

5

1

2

6

3

4

7

2

1

8

1

1

9


1

10

1, 2

2

11

1

4

12

1

1

13

3, 4

4

14

2

2

15

3




Биология

Вариант 1.

(Правильные ответы выделены курсивом.)

1. В каждой живой клетке происходит обмен веществ, который представляет собой:

а) совокупность реакций образования органических веществ с использованием энергии;

б) совокупность реакций расщепления органических веществ с освобождением энергии;

в) совокупность процессов поступления веществ в клетку;

г) совокупность реакций синтеза органических веществ с использованием энергии и расщепления органических веществ с освобождением энергии.

2. Для каждого вида характерен определенный набор хромосом, который сохраняется постоянным благодаря процессам:

а) обмена веществ;

б) митоза, мейоза и оплодотворения;

в) биосинтеза белка;

г) фотосинтеза.

3. В процессе мейоза число хромосом в гаметах:

а) оказывается равным их числу в материнской клетке;

б) уменьшается вдвое по сравнению с материнской клеткой;

в) увеличивается вдвое по сравнению с материнской клеткой;

г) оказывается различным.

4. В растительной клетке из углеводов состоит:

а) плазматическая мембрана;

б) оболочка;

в) ядро;

г) цитоплазма.

5. В результате какого процесса все живое на Земле обеспечивается пищей и кислородом?

а) биосинтеза белка;

б) энергетического обмена;

в) фотосинтеза;

г) круговорота веществ.

6. О чем свидетельствует сходство клеток растений и животных?

а) об их родстве;

б) о происхождении растений от животных;

в) о происхождении животных от растений;

г) о сходстве их среды обитания.

7. Какова роль молекул АТФ в клетке?

а) обеспечивает транспорт веществ;

б) обеспечивает процессы жизнедеятельности энергией;

в) передает наследственную информацию;

г) ускоряет биохимические реакции в клетке.

8. В своей работе Г. Мендель применил метод скрещивания родительских форм, различающихся по определенным признакам, и наблюдал за появлением изучаемых признаков в ряде поколений. Как называется этот метод исследования?

а) гибридологический;

б) биохимический;

в) цитогенетический;

г) генеалогический.

9. Одно из направлений биотехнологии состоит в перестройке генотипа, что позволяет получать новые организмы с интересующими человека свойствами. Как называется это направление?

а) микробиологический синтез;

б) клеточная инженерия;

в) генетическая инженерия;

г) гибридизация соматических клеток.

10. Как называется метод окрашивания и рассматривания хромосом под микроскопом?

а) близнецовый;

б) генеалогический;

в) биохимический;

г) цитогенетический.

11. Какой из перечисленных методов используется только в селекции животных?

а) отдаленная гибридизация;

б) методы получения гетерозиса;

в) близкородственное скрещивание;

г) определение качества производителей по потомству.

12. Для изучения свойств клеток ученые помещают их на специальные питательные среды, где клетки начинают делиться и из них образуются ткани. Как называются эти методы?

а) методы гибридизации соматических клеток;

б) методы искусственного изменения генотипа;

в) методы выведения микроорганизмов, синтезирующих необходимые человеку вещества;

г) методы культивирования клеток и тканей.

13. В селекции для получения высокопродуктивных форм на клетки воздействуют рентгеновскими, ультрафиолетовыми лучами и химическими веществами. За счет этого повышается наследственная изменчивость организмов. Как называется данный метод селекции?

а) полиплоидия;

б) гетерозис;

в) экспериментальный мутагенез;

г) отдаленная гибридизация.

14. Определите среди названных эволюционных изменений идиоадаптизацию.

а) появление четырехкамерного сердца и теплокровности;

б) возникновение покровительственной окраски у кузнечика;

в) появление легочного дыхания;

г) появление многоклеточности.

15. Какой ароморфоз обусловил у млекопитающих появление:

а) легочного дыхания;

б) четырехкамерного сердца и теплокровности;

в) жаберного дыхания;

г) позвоночника.

16. Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку:

а) трудовая деятельность;

б) четырехкамерное сердце и два круга кровообращения;

в) забота о потомстве;

г) наличие четырех групп крови.

17. Прямохождение у предков человека привело к:

а) формированию общественного образа жизни;

б) появлению S-образного изгиба позвоночника;

в) развитию головного мозга;

г) появлению речи.

18. Многие представители негроидной рассы имеют курчавые волосы. Какое значение имело это приспособление на ранних этапах формирования человеческих рас:

а) защищало от переохлаждения;

б) защищало от ультрафиолетовых лучей;

в) способствовало сохранению тепла;

г) воздушная прослойка защищала от перегрева.

19. Определенный ареал, занимаемый видом в природе, называется:

а) географическим критерием;

б) морфологическим критерием;

в) генетическим критерием;

г) экологическим критерием.

20. Определите движущие силы эволюции:

а) приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов;

б) наследственная изменчивость, борьба за существование, искусственнный отбор;

в) усложнение организации живых существ в ходе эволюции;

г) наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.



Вариант 2

1. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют:

а) абиотическими факторами;

б) биотическими факторами;

в) движущими силами эволюции;

г) экологическими факторами.

2. Антропогенный фактор – это:

а) воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных;

б) воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;

в) изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием деятельности человека;

г) изменение среды обитания организмов в связи с изменением климатических условий.

3. Главным регулятором сезонных изменений в жизни растений и животных является изменение:

а) количества пищи;

б) длины дня;

в) влажности воздуха;

г) климата.

4. Каждый вид в природе существует в форме:

а) семейств;

б) популяций;

в) не связанных между собой особей;

г) разнородных группю.

5. Последовательное сокращение массы органического вещества от растений к каждому последующему звену пищевой цепи называется:

а) цепью питания;

б) правилом экологической пирамиды;

в) круговоротом веществ;

г) миграцией атомов.

6. Какие организмы относят к потребителям органического вещества:

а) бактерии;

б) водоросли;

в) мхи;

г) животные.

7. Главная роль растений в круговороте веществ состоит в:

а) расщеплении органических веществ;

б) использовании необходимой для круговорота солнечной энергии в процессе фотосинтеза;

в) поглощении воды из почвы;

г) выделении кислорода.

8. Ярусное расположение растений в биогеоцинозе служит приспособлением к:

а) использованию света;

б) сезонным изменениям;

в) антропогенному фактору;

г) биологическим ритмам.

9. Регулированию численности популяций способствует:

а) охрана и упорядочение промысла ряда животных;

б) наследственная изменчивость;

в) изменение продолжительности дня;

г) биологический регресс.

10. Назовите предмет изучения общей биологии:

а) строение и функции организма;

б) природные явления;

в) закономерности развития и функционирования живых систем;

г) строение и функции растений и животных.

11. Какое из утверждений правильное:

а) только живые системы построены из сложных молекул;

б) все живые системы обладают высокой степенью организации;

в) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов;

г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы.

12. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации:

а) на биосферном;

б) на молекулярном;

в) на организменном;

г) на клеточном.

13. Укажите высший уровень организации жизни:

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) популяционно-видовой;

г) организменный.

14. Какой из научных методов исследования был основным в ранний период развития биологии:

а) экспериментальный;

б) микроскопия;

в) сравнительный метод;

г) метод наблюдения и описания объектов.

15. Какое из утверждений правильное:

а) все живые организмы обладают одинаково сложным уровнем организации;

б) все живые организмы обладают высоким уровнем обмена веществ;

в) все живые организмы одинаково реагируют на окружающую среду;

г) все живые организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации.

16. Живые системы считаются открытыми потому, что они:

а) построены из тех же химических элементов, что и неживые системы;

б) они обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой;

в) обладают способностью к адаптациям;

г) способны размножаться.

17. Межвидовые отношения начинают проявляться:

а) на биогеоценотическом уровне;

б) на популяционно-видовом уровне;

в) на организменном уровне;

г) на биосферном уровне.

18. Что является общим для всех известных уровней организации жизни:

а) сложность строения системы;

б) действующие на каждом уровне закономерности;

в) элементы, составляющие систему;

г) качества, которыми обладает данная система.

19. Какой из уровней жизни считается первым над организменным:

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) популяционно-видовой;

г) клеточный.

20. Многие представители негроидной рассы имеют курчавые волосы. Какое значение имело это приспособление на ранних этапах формирования человеческих рас:

а) защищало от переохлаждения;

б) защищало от ультрафиолетовых лучей;

в) способствовало сохранению тепла;

г) воздушная прослойка защищала от перегрева.



Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно




ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА


Химия

Раздел 1. Общая химия

Оцениваемые знания: З1.


  1. Предмет химии.

  2. Вещество. Атом. Молекула.

  3. Химический элемент и формы его существования.

  4. Простые и сложные вещества.

  5. Основные законы химии.

  6. Типы химических реакций.

  7. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

  8. Химические связи.

Раздел 2. Неорганическая химия

Оцениваемые знания: З2.

  1. Классификация неорганических соединений.

  2. Оксиды, их свойства.

  3. Классификация и свойства кислот.

  4. Основания.

  5. Соли, многообразие солей и их роль в природе.

  6. Вода, её применение и роль в природе.

  7. Физические и химические свойства воды.

  8. Агрегатные состояния воды.

  9. Металлы, их основные свойства.

  10. Неметаллы, их основные свойства.

  11. Важнейшие металлы в природе и жизни человека.

  12. Важнейшие неметаллы в природе и жизни человека.


Раздел 3. Органическая химия

Оцениваемые знания: З3.


  1. Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.

  2. Предельные и непредельные углеводороды.

  3. Природные источники углеводородов.

  4. Кислородсодержащие органические вещества. Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры.

  5. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры.

  6. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

  7. Азотсодержащие органические соединения.

  8. Аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков.

  9. Нуклеиновые кислоты.

  10. Генетическая связь между классами органических соединений.



Биология

Раздел 1. Цитология

Оцениваемые знания: З4.


1. Уровни организации жизни.

2. Свойства живых систем.

3. Основные положения клеточной теории.

4. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты.

5. Неклеточная форма жизни – вирусы и бактериофаги. Особенности строения.

6. Вирусы – возбудители инфекционных заболеваний.

Раздел 2. Организменный уровень

Оцениваемые знания: З5.


1. Многообразие организмов.

2. Самовоспроизведение организмов. Половое и бесполое размножение.

3. Понятие об индивидуальном развитии.

4. Закономерности наследования.

5. Генетическая терми­нология и символика.


Раздел 3. Эволюционная теория

Оцениваемые знания: З6.


1. Эволюционная теория и ее роль в формировании современной картины мира.

2. Вид, его критерии.

3. Биологический прогресс и биоло­гический регресс.

4. Гипотезы происхождения жизни.

5. Антропогенез и его закономерности.

6. Происхождение человеческих рас.

Раздел 4. Основы экологии

Оцениваемые знания: З7.


1. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

2. Человек и окружающая среда.

3. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

4. Биологический круговорот.



Пакет преподавателя


Показатели оценки результатов освоения программы учебной дисциплины.

Шкала оценки образовательных достижений

Процент полноты, правильности ответа

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно


Тестирование по темам:


Химия

Классификация неорганических соединений и их свойства

Вариант 1

Часть А

А1. Вещество с химической формулой H3PO4 относится к классу

       1) оснований           2) кислот             3) оксидов             4) солей

А2. Укажите ряд, состоящий только из формул солей

      1) K2SO4, MgCl2, KNO3                          3) H2SiO3, H2SO4, HCl

      2) CaO, СаСО3, Na2S                               4) CO2, NO2, Fe2O3

А3. Вещество с химической формулой K2SO4 называется

      1) сульфид калия        2) гидроксид калия        3) сульфат калия       4) серная кислота

А4. Оксид кальция реагирует с

       1) оксидом бария        2) соляной кислотой        3) кислородом      4) нитратом натрия

А5. Оксид натрия взаимодействует с оксидом углерода(IV) с образованием

      1) натрия и оксида углерода(II)                      3) годроксида натрия и углерода

      2) карбоната натрия                                         4) натрия, углерода и кислорода

А6. Уравнение реакций нейтрализации

      1) BaO +2 HCl  = BaCl2 + H2O                    3) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

      2) NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3            4) 2NaOH + SO2 = Na2SO3 + H2O

А7. При обычной температуре водород образуется в результате взаимодействия

      1) Mg и HCl           2) Fe и H2O            3) Cu и H3PO4             4) Ag и HBr

А8. Сульфат меди(II) взаимодействует с

      1) кислородом    2) серной кислотой   3) оксидом углерода(IV)   4) гидроксидом натрия

Часть В

В1. Запишите название вещества (в именительном падеже), при термическом разложении которого образуются оксид алюминия и вода.

В2. Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических веществ.

        Формула вещества                     Класс неорганических веществ

     1) Na3PO4                                            А) основные оксиды

     2) Н3РО4                                              Б) кислоты

     3) NaOH                                               В) соли

     4) Na2O                                                 Г) щелочи

В3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакций

       Исходные вещества                             Продукты реакции

       1) H2SO4 и Ba(OH)2                               А) BaSO4 и H2O

       2) SO2 и Ba(OH)2                                   Б) BaSO3 и H2O

       3) H2SO4 и BaO

       4) SO3 и Ba(OH)2

Часть С

С1. Запишите уравнения реакций согласно цепочке превращений

      Mg → MgO → MgCl2 → Mg(OH)2



Вариант 2

Часть А

А1.  Вещество с химической формулой K2SO4 относится к классу

      1) кислот            2) оснований           3) солей             4) оксидов

А2. Укажите ряд, состоящий только из формул оснований

      1) NaOH, CaO, NaNO3                            3) K2O, CuO, Al2O3

      2) Cu(OH)2, Ca(OH)2, KOH                     4) K2CO3, CuSO4, СаCl2

А3. Вещество с химической формулой K2SO3 называется

      1) гидроксид калия      2) карбонат калия     3) сульфит калия    4) угольная кислота

А4. Оксид серы(IV) реагирует с

      1) оксидом кальция     2) серной кислотой   3) нитратом серебра   4) хлоридом кальция

А5. Гидроксид калия взаимодействует с оксидом фосфора(V) с образованием

      1) фосфата калия и водорода                    3) фосфата калия и воды

      2) оксида калия и фосфорной кислоты    4) оксида калия, фосфора и воды

А6. Уравнение реакции нейтрализации

      1) Na2O + CO2 = Na2CO3                                        3) BaO + 2HCl = BaCl2 + H2O

      2) 2NaOH + Mg(NO3)2 = Mg(OH)2 + 2NaNO3      4) 2LiOH + H2SO4 = Li2SO4 + 2H2O

А7. При обычных условиях вытеснит водород из раствора серной кислоты

      1) С                 2) Pt                  3) Zn                      4) Ag

А8. Сульфат железа(III) взаимодействует с

      1) оксидом меди                               3) нитратом натрия

      2) серной кислотой                          4) гидроксидом калия


Часть В

В1. Запишите название вещества (в именительном падеже), при термическом разложении которого образуются оксид магния и вода.

В2. Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических веществ

          Формула вещества                      Класс неорганических веществ

      1) Na2SO4                                             А) нерастворимые основания

      2) Cu(OH)2                                           Б) кислоты

      3) N2O5                                                 В) соли

      4) HNO3                                                Г) кислотные оксиды

В3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакций

         Исходные вещества                               Продукты реакции

      1) H2SO4 и NaOH                                         А) Na2SO4 и H2O

      2) SO2 и NaOH                                             Б) Na2SO3 и H2O

      3) H2SO4 и Na2O

      4) SO3 и NaOH

Часть С

С1. Запишите уравнения реакций согласно цепочке превращений

      P → P2O5 → Na3PO4 → Ca3(PO4)2



Биология

История изучения клетки. Строение клетки

Вариант 1

А1. Р. Гук впервые увидел под микроскопом и описал клетки:

1) простейших

2) пробки

3) клубня картофеля

4) кожи угря

А2. Основная функция лизосомы в клетке – это:

1) внутриклеточное пищеварение

2) синтез белка

3) образование молекул АТФ

4)репликация ДНК

А3. Синтез белка в прокариотической клетке происходит:

1) на рибосомах в ядре

2)на рибосомах в цитоплазме

3) в клеточной стенке

4) на внешней поверхности цитоплазматической мембраны.

А4. Грибы относятся к эукариотам, так как:

1) в них клетка имеется ядро, окруженное двойной мембраной

2) они не имеют тканей

3) размножаются спорами

4) их клетки не имеют пластид

А5. Синтез белка происходит в:

1) гранулярном эндоплазматическом ретикулуме

2) гладком эндоплазматическом ретикулуме

3) ядре

4) лизосомах

А6. Клетки растений в отличие от клеток животных не способны:

1) осуществлять дыхание

2)к фагоцитозу

3) осуществлять фотосинтез

4) к синтезу белка

А7. Клетка имеет жгутик у:

1) амебы

2) инфузории-туфельки

3) трипаносомы

4) радиолярии

А8. В аппарате Гольджи образуются:

1) лизосомы

2) рибосомы

3) хлоропласты

4)митохондрии

А9. Митохондрии отсутствуют в клетках

1) бактерий

2) животных

3)грибов

4)растений

А10. К неклеточным формам жизни относится:

1) бактерии

2)вирусы

3) простейшие

4) грибы

А11. Способностью к фотосинтезу обладают:

1) простейшие

2) вирусы

3) растения

4) грибы

А12. Клетки растений, также как и клетки животных:

1) имеют ядро

2) имеют целлюлозную клеточную стенку

3) способы к фагоцитозу

4) содержат хлоропласты

А13. Растительная клетка в отличие от клетки гриба:

1) содержит рибосомы

2)имеет плазматическую мембрану

3) содержит пластиды

4) содержит вакуоли.

А14. Клетка бактерий в отличие от клетки животных:

1) не содержит рибосом

2) не имеет внешней мембраны

3) имеет внешнюю мембрану

4) имеет клеточную стенку

А15. Двумембранными органоидами являются:

1) рибосомы

2)эндоплазматическая сеть

3) лизосомы

4) митохондрии

А16. Процесс синтеза белка осуществляют клеточные органоиды, которые называются:

1) лизосомы

2) хромосомы

3)хлоропласты

4) рибосомы

А17. Животные клетки в отличие от растительных способны к:

1) синтезу белка

2)фагоцитозу

3) обмену веществ

4) делению

А18. В клетках бактерий отсутствуют:

1) цитоплазма и внешняя мембрана

2)ДНК и РНК

3) митохондрии

4) рибосомы

А19. Для клеток всех живых организмов характерно наличие:

1) рибосом

2) митохондрий

3) плазматической мембраны

4) клеточной стенки

А20. Каналы эндоплазматической сети ограничены:

1) одной мембраной

2) полисахаридами

3) двумя мембранами

4) слоем белка

А21. Бактерии в отличие от животных клеток имеют:

1) клеточную стенку

2)ядро

3) специализированный органы размножения

4) цитоплазму

А22. Основные постулаты «клеточной теории» сформулировали:

1) Броун, Крик

2) Гук, Левенгук

3)Шванн, Шлейден

4) Дарвин, Вавилов

А23. Двухмембранные органоиды клетки, имеющие складки внутренней мембраны – кристы, называются:

1)пластиды

2) аппарат Гольджи

3) эндоплазматическая сеть

4)митохондрии

А24. Неклеточной формой жизни является:

1) бактерия

2) циста амебы

3) сине-зеленая водоросль

4) вирус

А25. Органоиды, в которых осуществляется фотосинтез, называются:

1) митохондрии

2) рибосомы

3) вакуоли

4) пластиды



Вариант 2

А1. К эукариотам не относится:

1) инфузория туфелька

2) палочка Коха

3)эвглена зеленая

4) человек

А2. Двухмембранный органоид, встречающийся только в растительных клетках, называется:

1) митохондрии

2) пластиды

3) эндоплазматическая сеть

4) рибосомы

А3. Клеточный центр обнаружен в клетках

1) только растений

2) только животных

3) всех животных и низших растений

4) всех организмов

А4. Бактерии как и растения имеют:

1) митохондрии

2) хлоропласты

3) ядро

4) клеточную стенку

А5. Клетки грибов в отличие от клеток животных имеют:

1) обособленное ядро

2) способность к фотосинтезу

3)Хитиновую клеточную стенку

4) способность к синтезу белка

А6. Систему одномембранных цистерн и отшнуровывающихся от них пузырьков называют:

1) аппарат Гольджи

2) эндоплазматическая сеть

3)лизосома

4) центриоль

А7. Функцией ядра является:

1) образование лизосом и митохондрий

2)защита клетки от вредных веществ

3)синтез и транспорт белков, жиров и углеводов

4) хранение генетической информации

А8. Термин клетка в науку ввел

1) Шванн

2) Шлейден

3)Гук

4) Левенгук

А9. Синтез белка в клетке осуществляют

1) митохондрии

2) пластиды

3) рибосомы

4) лизосомы

А10. Рибосомы в клетках эукариот расположены

1) в цитоплазме

2) в цитоплазме на мембранах гранулярной ЭПС

3) в цитоплазме, на мембранах гранулярной ЭПС, в митохондриях и хлоропластах

4)на мембранах гранулярной ЭПС

А11. Клетки растений в отличие от грибов имеют:

1) хитиновую клеточную стенку

2) обособленное ядро

3)пластиды

4) способность к размножению

А12. Содержимое клеточного ядра называется:

1) кариоплазма

2) цитоплазма

3) клеточный сок

4)гиалоплазма

А13.Новые митохондрии образуются в клетке в результате

1) деления и роста других митохондрий

2) деления и роста лизосом

3) синтеза, протекающего в ядрышке

4) выпячивания мембран аппарата Гольджи

А14. Клетки животных в отличие от клеток растений имеют способность к

1)синтезу белка

2) фотосинтезу

3)фагоцитозу

4) дыханию

А15. Лизосомы образуются

1) путем самостоятельного деления

2) на каналах ЭПС

3) на ядерной мембране

4)на аппарате Гольджи

А16. Какой органоид связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в синтезе белков, жиров, сложных углеводов?

1) эндоплазматическая сеть

2) наружная клеточная мембрана

3) комплекс Гольджи

4) цитоплазма

А17. Каждая клетка появляется

1) из бесструктурного межклеточного вещества

2) путем деления материнской клетки

3) путем самозарождения из органических веществ

4) за счет клеточных стенок соседних клеток

А18. В состав рибосомы входит

1) участок ДНК и белки

2)т-РНК и участок ДНК

3)р-РНК и белки

4) и – РНК, р-РНК и ДНК

А19. Все живые организмы объединяет:

1) клеточное строение

2) способность к фотосинтезу

3) наличие ядра в клетке

4) способность к движению

А20. Цитоплазма бактерий не содержит

1)митохондрий

2) фотосинтетических мембран

3) рибосом

4) микротрубочек

А 21. Сходство между животными и грибами состоит в способности

1)образовывать микоризу

2) использовать для питания готовые органические вещества

3)синтезировать клеточную стенку из хитина

4) накапливать запасной углевод-крахмал.

А22. Бактериальная клетка не имеет

1) рибосом

2) плазматической мембраны

3) обособленного ядра

4) цитоплазмы

А23. К эукариотам относится

1) вирус СПИДа

2) кишечная палочка

3) дизентерийная амеба

4) холерный вибрион

А 24. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о

1) способности к неограниченному росту

2) наличии хлоропластов

3) единстве происхождения

4) одинаковом наборе органоидов в клетке.

А25. Бактерии в отличие от животных клеток имеют:

1) клеточную стенку

2)ядро

3) специализированный органы размножения

4) цитоплазму










Пакет преподавателя

Показатели оценки результатов освоения программы учебной дисциплины:

Номер задания

Показатели оценки результата

(требования к выполнению задания)

Вариант 1

Вариант 2

1

2

1

2

2

2

3

1

3

4

3

3

5

4

2

6

1

2

7

2

3

8

2

2

9

3

4

10

4

4

11

4

1

12

1

2

13

2

3

14

2

3

15

3

4

16

4

2

17

1

2

18

2

3

19

2

2

20

3

4

21

4

4

22

4

1

23

1

2

24

2

3

25

2

3



Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно








КОМПЛЕКТ ВАРИАНТОВ ПИСЬМЕННОГО ОПРОСА количество вариантов 3


Тема: Организм — единое целое. Многообразие организмов

Оцениваемые знания: З3.

Инструкция

1. Внимательно прочитайте задания и дайте письменные ответы на вопросы варианта.

2. Максимальное время выполнения задания – 30 мин.

Вариант 1

1. Что такое организм?

2. Что такое одноклеточный организм? Приведите примеры.

Вариант 2

1. Какие особенности строения клетки могут обеспечить выполнение функций, свойственных целостному организму?

2. Какое значение для эволюции жизни на Земле имело появление многоклеточности&

Вариант 3

1. Какие организмы называют колониальными?

2. Объясните, почему появление многоклеточности привело в дальнейшем к образованию тканей и органов?


3.2 Задания для проведения итоговой аттестации по дисциплине


Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение дифференцированного зачета.


УСЛОВИЯ

Зачет проводится одновременно для всей учебной группы путем выполнения письменных заданий по вопросам курса.

Задания направлены на проверку теоретических знаний по различным темам курса.

Инструкция для обучающихся

Внимательно прочитайте задание.

Время выполнения задания – 30 минут


I. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ. Варианты № 1- 29.

  1. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория.

  2. Единство законов природы и состава веществ во Вселенной. Системный подход в естествознании.

  3. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Связь между структурой молекул и и свойствами веществ.

  4. Неорганические и органические вещества.

  5. Природа химической связей и механизм химической реакции( скорость реакции, катализ, химическое равновесие.

  6. Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире.

  7. Основные принципы классической механики Ньютона.

  8. Особенности электромагнитного поля.

  9. Принцип относительности классической механики.

  10. Основные понятия и принципы классической термодинамики.

  11. Дискретность физических величин и открытие кванта энергии.

  12. Корпускулярно-волновая теория микрообъектов.

  13. Общие свойства элементарных частиц.

  14. Строение атомного ядра и ядерные процессы.

  15. Космические модели Вселенной.

  16. Взаимодействие микро- и макро- процессов в ходе эволюции Вселенной.

  17. Клеточное строение живых организмов ( дифференциация клеток в организме, обмен веществ и превращение энергии в клетке.

  18. Деления клеток: митоз и мейоз, их сравнительная характеристика.

  19. ДНК- носитель наследственной информации ( структура молекулы ДНК, ген, генетический код, мутация, матричное воспроизводство белка).

  20. Биологическая эволюция ( наследственность и изменчивость организмов, естественный Гипотезы происхождения жизни, происхождение человека.

  21. Биоразнообразие, биосистемная организация жизни (клетка, организм, популяция экосистема).

  22. Эволюция: физический, химический и биологический уровни.

  23. Биосфера, роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и концепция устойчивого развития.

  24. Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи.

  25. Биотехнологии ( микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). Клонирование.

  26. Основные свойства живых систем, их краткая характеристика.

  27. Общность информационных процессов в биологических технических и социальных системах.

  28. Наследственные закономерности. Геном человека. Генетически обусловленные и возможность их лечения.

  29. Профилактика и лечение инфекционных заболеваний, защиты от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений.


3.3 Пакет экзаменатора

III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

III а. УСЛОВИЯ

Зачет проводится одновременно для всей учебной группы путем выполнения письменных заданий по вопросам курса.

Задания направлены на проверку теоретических знаний по различным темам курса.

Количество вариантов задания для экзаменующихся – 29

Время выполнения задания – 30 мин.

Оборудование: схемы, таблицы.

IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Выполнение задания:

  • Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!