СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по методическим рекомендациям по организации и проведению практических занятий для обучающихся

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по методическим рекомендациям по организации и проведению практических занятий для обучающихся»





Частное учреждение профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ







ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.04 Экологические основы природопользования



Специальность 33.02.01 Фармация




г.Белореченск, 2019 г.






Составитель:

Цветкова В.П..– преподаватель цикла фармацевтических дисциплин




Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе в ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО» цикловой комиссией фармацевтических дисциплин.


Протокол № 1 от «29» августа 2019г.





Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно – тематическим планом дисциплины: ЕН.04 Экологические основы природопользования





СОДЕРЖАНИЕ


Разделы, темы практических работ.


стр.


2.1.

Практическая работа № 1. «Выполнение заданий по классификации природных ресурсов»

4

2.2.

Практическая работа № 2. «Основные направления рационального природопользования»

6

2.3.

Практическая работа № 3. «Основные направления природопользования, решение практических задач»

8

2.4.

Практическая работа № 4. «Мониторинг окружающей среды»

12

2.5

Приложение 1. Раздаточный материал заданий практических работ № 1-4.

13

2.6

Список литературы.

19






































п/р

Наименование практических работ

Формируемые умения

Количество часов

Форма контроля

№ 1.

Практическая работа № 1. «Выполнение заданий по классификации природных ресурсов»

У1-У5

2

Оценка

№ 2.

Практическая работа № 2. «Основные направления рационального природопользования»

У1-У5

2

Оценка

№ 3.

Практическая работа № 3. «Основные направления природопользования, решение практических задач»

У1-У5

2

Оценка

№ 4.

Практическая работа № 4. «Мониторинг окружающей среды»

У1-У5

2

Оценка



Всего:

8


















ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.


Тема: Выполнение заданий по классификации природных ресурсов


Формируемые умения: У1-У5

Оборудование: Карты, атласы природных ресурсов

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Методическая разработка практического занятия № 1.


Тема: «Выполнение заданий по классификации природных ресурсов»


Цель занятия:

- закрепить полученные теоретические знания по данной теме;

- дать представление об особенностях природных ресурсов в нашем регионе.

Задачи:

- научить владеть приемами в составлении схем, таблиц для систематизации

изученного материала;

- научить умению применять полученные знания в конкретных ситуациях.


Содержание:

1). Подготовить сообщения на темы и их обсуждение:

1. Состояние природных ресурсов Краснодарского края.

2. Состояние природных ресурсов мира, России, региона.

2). В рамках данного практического занятия проводится аудиторная самостоятельная работа по теоретическим вопросам по двум вариантам. Студенты отвечают на поставленные вопросы по имеющимся лекциям, с условием, что лекционные тетради собраны преподавателем.



Вариант 1.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы:

а). по какому признаку можно определить природные ресурсы (с примерами)?

б). по каким признакам классифицируют природные ресурсы (с примерами)?

Задание 2. Составьте схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости.

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятию «природные ресурсы».


Вариант 2.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы:

а). чем отличаются исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы (дайте определение и приведите примеры)?

б). что такое антропогенный фактор (приведите в подтверждение примеры)?

Задание 2. Составьте схему классификации природных ресурсов по видам хозяйственного использования.

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятию «экология».



Используемая литература:


1. Арустамов Э.А. и др., «Природопользование», учебник. М.: «Дашков и К», 2013г.

2. Новиков Ю.В., «Экология, окружающая среда и человек», учебное пособие. М.: «Гранд», 2012г.





Раздаточный материал.



Задания практического занятия № 1.

Тема: «Выполнение заданий по классификации природных ресурсов»


Вариант 1.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы :

а). по какому признаку можно определить природные ресурсы (с примерами)?

б). по каким признакам классифицируют природные ресурсы (с примерами)?

Задание 2. Составьте схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости.

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятию «природные ресурсы».

Задания практического занятия № 1.

Тема: «Выполнение заданий по классификации природных ресурсов»


Вариант 2.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы:

а). чем отличаются исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы (дайте определение и приведите примеры)?

б). что такое антропогенный фактор (приведите в подтверждение примеры)?

Задание 2. Составьте схему классификации природных ресурсов по видам хозяйственного использования.

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятию «экология».

















Методическая разработка практического занятия № 2.


Тема: «Основные направления рационального природопользования»



Цель занятия:

- закрепить полученные теоретические знания по данной теме;

- дать представление об особенностях природопользования в нашем регионе.

Задачи:

- научить владеть приемами в составлении схем, таблиц для систематизации

изученного материала;

- научить умению применять полученные знания в конкретных ситуациях.


Содержание:

1). Подготовить сообщения на темы и обсудить их в группе:

1. Природопользование в Краснодарском крае.

2. Состояние природопользования в мире и России.

2). В рамках данного практического занятия проводится аудиторная самостоятельная работа по теоретическим вопросам по двум вариантам. Студенты отвечают на поставленные вопросы по имеющимся лекциям, с условием, что лекционные тетради собраны преподавателем.


Вариант 1.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы:

а). что означает понятие «вторичное использование природных ресурсов» (приведите примеры)?

б). какими особенностями отличается рациональное природопользование (приведите примеры)?

Задание 2. Составьте схему классификации форм природопользования (приведите примеры).

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение понятию «природопользование» (приведите примеры).


Вариант 2.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы:

а). какие вы знаете виды природопользования, чем они отличаются (объясните на примерах)?

б). что такое «особо охраняемые территории» (приведите в подтверждение примеры)?

Задание 2. Составьте схему комплексного использования природных ресурсов (приведите примеры).

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение понятию «природные ресурсы» (приведите примеры).


Используемая литература:


1. Арустамов Э.А. и др., «Природопользование», учебник. М.: «Дашков и К», 2013г.

2. Новиков Ю.В., «Экология, окружающая среда и человек», учебное пособие. М.: «Гранд», 2012г.







Раздаточный материал.


Задания практического занятия № 2

Тема: «Основные направления рационального природопользования»


Вариант 1.


Задание 1. Ответьте на контрольные вопросы:

а). что означает понятие «вторичное использование природных ресурсов» (приведите пример)?

б). какими особенностями отличается рациональное природопользование (приведите примеры)?

Задание 2. Составьте схему классификации форм природопользования (приведите примеры).

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение понятию «природопользование» (приведите примеры).

Задания практического занятия № 2

Тема: «Основные направления рационального природопользования»


Вариант 2.


Задание 1. Ответьте на контрольные вопросы:

а). какие вы знаете виды природопользования, чем они отличаются (объясните на примерах)?

б). что такое «особо охраняемые территории» (приведите в подтверждение примеры)?

Задание 2. Составьте схему комплексного использования природных ресурсов (приведите примеры).

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение понятию «природные ресурсы» (приведите примеры).




















Методическая разработка практического занятия № 3.


Тема: «Основные направления природопользования, решение практических задач»


Цель занятия:

- закрепить полученные теоретические знания по данной теме;

- дать представление об особенностях природопользования в нашем регионе.

Задачи:

- научить владеть приемами в составлении схем, таблиц для систематизации

изученного материала;

- научить умению применять полученные знания в конкретных ситуациях.


Содержание:

Первый вариант работы.


Выполните следующие задания.

1. Представьте проблемы рационального использования природных ресурсов и природоохранных мероприятий в виде схемы.


2. Запишите в виде диаграммы масштабы отсталости развивающихся стран на конец 90-х гг. XX в. по следующим экологическим данным:

Население, млн. человек

Виды отсталости

1200

Живущие в условиях крайнего обнищания

более 500

Голодающие

800

Не получающие достаточного питания

1300

Лишенные медицинского обслуживания

более 870

Неграмотные среди взрослого населения

более 200

Дети, не имеющие возможности посещать школу

1200

Не имеющие надежных источников водоснабжения

1500

Использующие для отопления дрова

Сделайте выводы: 1). Перечислите в порядке убывания 4 самых больших по масштабу видов отсталости развивающихся стран;

2). Какой вид отсталости самый страшный для народов развивающихся стран?


3. . Запишите в виде диаграммы долю в % регионов в населении мира и потреблении продовольствия в начале XXI в. по следующим экологическим данным:

Регион

Население

Потребление продовольствия и калорийность питания на душу населения в день

1. Зарубежная Европа

12 %

43 %; более 3200 ккал.

2. Англия и Северная Америка

5 %

30 %; более 3200 ккал.

3. Латинская Америка

9 %

8 %; 2000 - 2800 ккал.

4. Прочие (Африка, Азия и др)

74 %

19 %; менее 2000 ккал.

Сделайте вывод: 1). Какие страны – развитые ли развивающиеся больше потребляют продовольствия?

2). Выявите регионы, в которых калорийность питания населения значительно превышает медицинскую норму, если норма – 2800 ккал/день, недоедание – 1800/день, голод – 1000 ккал/день.


4. Запишите в виде графика динамику роста численности населения мира и ежегодного прироста в 1950–2001 гг. по следующим экологическим данным:

Год

Всего в мире

(млн. человек)

Ежегодный прирост

(млн. человек)

1950

2527

37

1960

3060

41

1970

3724

78

1980

4457

76

1990

5295

88

2000

6091

71

Сделайте вывод: 1). Увеличивается ли население нашей планеты, в каком году был самый большой показатель увеличения?

2). Как изменяется ежегодный прирост населения нашей планеты (увеличивается или уменьшается), влияет ли это на экологическую безопасность нашей планеты?



Второй вариант работы.


1. Подготовить сообщения на темы и обсудить их в группе:

А). Особенности водопользования, виды водоемов, реки и моря в Краснодарском крае.

Б). Состояние водных ресурсов в мире и России, нехватка пресной воды в отдельных регионах мира.

2. В рамках данного практического занятия проводится аудиторная самостоятельная работа по теоретическим вопросам и решению задач по двум вариантам. Студенты отвечают на поставленные вопросы по имеющимся лекциям, с условием, что лекционные тетради собраны преподавателем.


Вариант 1.


Задание 1. Начертите и заполните таблицу.


«Рациональное использование водных ресурсов»

Примеры

Методы

очистки

Вторичное использование

Природоохранные мероприятия

1. Сточные воды предприятия по мойке машин содержат моющие средства и нефтепродукты.


2. Сточные воды пищевого комбината содержат жирные соединения.





Задание 2. Решите задачу. В марте 1973 года при аварии супертанкера «Амоко-Калиф» у берегов Франции было выброшено в море 230 тыс. т. нефти (Мнефти). Рассчитайте объем воды, в котором погибла рыба, если гибель рыбы происходит при концентрации нефти 15 мг/л (Сконцентрация нефти).

Задание 3. Составьте схему «Основные направления рационального использования водных ресурсов» (приведите примеры).



Вариант 2.


Задание 1. Начертите и заполните таблицу.



«Рациональное использование водных ресурсов»

Примеры

Методы

очистки

Вторичное использование

Природоохранные мероприятия

1. Сточные воды химзавода содержат соединения азота и фосфора.


2. Сточные воды комбината легкой промышленности содержат ацетон.





Задание 2. Решите задачу. В 1976 г. в результате взрыва танкера «Уирколо» у берегов Испании было выброшено в море 100 тыс. т. нефти. Какова площадь воды (S) была при этом покрыта нефтяной пленкой, если толщина пленки (L) примерно 3 мм, а плотность нефти (p) 800 кг/м3

Задание 3. Составьте схему «Примеры рационального и нерационального водопользования».



Используемая литература:

1. Арустамов Э.А. и др., «Природопользование», учебник. М.: «Дашков и К», 2013г.

2. Новиков Ю.В., «Экология, окружающая среда и человек», учебное пособие. М.: «Гранд», 2012г.



Раздаточный материал.


Задания практического занятия № 3. Тема: «Выполнение заданий по основным направлениям природопользования, решение практических задач»


Вариант 1.


Задание 1. Начертите и заполните таблицу.

«Рационального использования водных ресурсов»

Примеры

Методы

очистки

Вторичное использование

Природоохранные мероприятия

1. Сточные воды предприятия по мойке машин содержат моющие средства и нефтепродукты.

2. Сточные воды пищевого комбината содержат жирные соединения.





Задание 2. Решите задачу. В марте 1973 года при аварии супертанкера «Амоко-Калиф» у берегов Франции было выброшено в море 230 тыс. т. нефти (Мнефти). Рассчитайте объем воды, в котором погибла рыба, если гибель рыбы происходит при концентрации нефти 15 мг/л (Сконцентрация нефти).

Задание 3. Составьте схему «Основные направления рационального использования водных ресурсов» (приведите примеры).



Задания практического занятия № 3 Тема: «Выполнение заданий по основным направлениям природопользования, решение практических задач»


Вариант 2.


Задание 1. Начертите и заполните таблицу.

«Рациональное использование водных ресурсов»

Примеры

Методы

очистки

Вторичное использование

Природоохранные мероприятия

1. Сточные воды химзавода содержат соединения азота и фосфора.

2. Сточные воды комбината легкой промышленности содержат ацетон.





Задание 2. Решите задачу. В 1976 г. в результате взрыва танкера «Уирколо» у берегов Испании было выброшено в море 100 тыс. т. нефти. Какова площадь воды (S) была при этом покрыта нефтяной пленкой, если толщина пленки (L) примерно 3 мм, а плотность нефти (p) 800 кг/м3 .

Задание 3. Составьте схему «Примеры рационального и нерационального водопользования».
























Методическая разработка практического занятия № 4.


Тема: «Мониторинг окружающей среды»


Цель занятия:

- закрепить полученные теоретические знания по данной теме;

- дать представление об особенностях мониторинга окружающей среды, его видах.

Задачи:

- научить владеть приемами в составлении схем, таблиц для систематизации

изученного материала;

- научить умению применять полученные знания в конкретных ситуациях.


Содержание:

1). Подготовить сообщения на темы и обсудить их в группе:

А). Мониторинг окружающей среды и основные загрязнители в Краснодарском крае.

Б). Состояние мониторинга окружающей среды и загрязнение биосферы в России и в мире.

2). В рамках данного практического занятия проводится аудиторная самостоятельная работа по теоретическим вопросам и решению задач по двум вариантам. Студенты отвечают на поставленные вопросы по имеющимся лекциям, с условием, что лекционные тетради собраны преподавателем.


Вариант 1.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы:

а). какие вы знаете источники загрязнения биосферы, их действие (с примерами)?

б). какие вы знаете загрязнители почвы (с примерами)?

Задание 2. Составьте схему «Основные загрязнители атмосферы».

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятиям «загрязнитель и мониторинг».

Задача. Будет ли повышен уровень ПДК (C) ртути в комнате, если в ней разбит термометр? Площадь комнаты 17 м2 (S), высота потолков 3,2 м. (h), масса ртути 1 грамм (m). ПДК ртути = 0,0003 мг/м3.





Вариант 2.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы:

а). какое действие оказывают растения на различные виды загрязнений (приведите примеры)?

б). что вызывает экологическую опасность в крупных городах России (приведите в подтверждение примеры)?

Задание 2. Составьте схему «Основные загрязнители воды».

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятиям «пестициды и экомониторинг».

Задача. При санобработке кухни площадью 10 м2 (S) с высотой потолков 3,2 м. (h), использовали один аэрозольный баллончик хлорофоса массой 200 грамм (m). Можно ли находиться в этом помещении без вреда для здоровья, если ПДК хлорофоса 0,04 мг/м3?



Используемая литература:

1. Арустамов Э.А. и др., «Природопользование», учебник. М.: «Дашков и К», 2013 г.

2. Новиков Ю.В., «Экология, окружающая среда и человек», учебное пособие.

М.: «Гранд», 2012 г.



Раздаточный материал.


Практическое занятие № 4. Тема: «Мониторинг окружающей среды»


Вариант 1.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы: а). какие вы знаете источники загрязнения биосферы, их действие (с примерами)?

б). какие вы знаете загрязнители почвы (с примерами)?

Задание 2. Составьте схему «Основные загрязнители атмосферы» (с примерами).

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятию «загрязнитель и мониторинг».

Задача. Будет ли повышен уровень ПДК (C) ртути в комнате, если в ней разбит термометр? Площадь комнаты 17 м2 (S), высота потолков 3,2 м. (h), масса ртути 1 грамм (m). ПДК ртути = 0,0003 мг/м3.




Практическое занятие № 4. Тема: «Мониторинг окружающей среды»


Вариант 2.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы: а). какое действие оказывают растения на различные виды загрязнений (приведите примеры)?

б). что вызывает экологическую опасность в крупных городах России (приведите в подтверждение примеры)?

Задание 2. Составьте схему «Основные загрязнители воды».

Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятию «пестициды и экомониторинг».

Задача. При санобработке кухни площадью 10 м2 (S) с высотой потолков 3,2 м. (h), использовали один аэрозольный баллончик хлорофоса массой 200 грамм (m). Можно ли находиться в этом помещении без вреда для здоровья, если ПДК хлорофоса 0,04 мг/м3?












ПРИЛОЖЕНИЕ.



Раздаточный материал.



Задания практического занятия № 1.

Тема: «Выполнение заданий по классификации природных ресурсов»


Вариант 1.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы :

а). по какому признаку можно определить природные ресурсы (с примерами)?

б). по каким признакам классифицируют природные ресурсы (с примерами)?


Задание 2. Составьте схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости.


Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятию «природные ресурсы».




Задания практического занятия № 1.

Тема: «Выполнение заданий по классификации природных ресурсов»


Вариант 2.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы:

а). чем отличаются исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы (дайте определение и приведите примеры)?

б). что такое антропогенный фактор (приведите в подтверждение примеры)?


Задание 2. Составьте схему классификации природных ресурсов по видам хозяйственного использования.


Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятию «экология».





Раздаточный материал.




Задания практического занятия № 2

Тема: «Основные направления рационального природопользования»


Вариант 1.


Задание 1. Ответьте на контрольные вопросы:

а). что означает понятие «вторичное использование природных ресурсов» (приведите пример)?

б). какими особенностями отличается рациональное природопользование (приведите примеры)?


Задание 2. Составьте схему классификации форм природопользования (приведите примеры).


Задание 3. Словарная работа. Дайте определение понятию «природопользование» (приведите примеры).





Задания практического занятия № 2

Тема: «Основные направления рационального природопользования»


Вариант 2.


Задание 1. Ответьте на контрольные вопросы:

а). какие вы знаете виды природопользования, чем они отличаются (объясните на примерах)?

б). что такое «особо охраняемые территории» (приведите в подтверждение примеры)?


Задание 2. Составьте схему комплексного использования природных ресурсов (приведите примеры).


Задание 3. Словарная работа. Дайте определение понятию «природные ресурсы» (приведите примеры).





Раздаточный материал.



Задания практического занятия № 3. Тема: «Выполнение заданий по основным направлениям природопользования, решение практических задач»


Вариант 1.


Задание 1. Начертите и заполните таблицу.

«Рационального использования водных ресурсов»

Примеры

Методы

очистки

Вторичное использование

Природоохранные мероприятия

1. Сточные воды предприятия по мойке машин содержат моющие средства и нефтепродукты.

2. Сточные воды пищевого комбината содержат жирные соединения.





Задание 2. Решите задачу. В марте 1973 года при аварии супертанкера «Амоко-Калиф» у берегов Франции было выброшено в море 230 тыс. т. нефти (Мнефти). Рассчитайте объем воды, в котором погибла рыба, если гибель рыбы происходит при концентрации нефти 15 мг/л (Сконцентрация нефти).


Задание 3. Составьте схему «Основные направления рационального использования водных ресурсов» (приведите примеры).



Задания практического занятия № 3 Тема: «Выполнение заданий по основным направлениям природопользования, решение практических задач»


Вариант 2.


Задание 1. Начертите и заполните таблицу.

«Рациональное использование водных ресурсов»

Примеры

Методы

очистки

Вторичное использование

Природоохранные мероприятия

1. Сточные воды химзавода содержат соединения азота и фосфора.

2. Сточные воды комбината легкой промышленности содержат ацетон.





Задание 2. Решите задачу. В 1976 г. в результате взрыва танкера «Уирколо» у берегов Испании было выброшено в море 100 тыс. т. нефти. Какова площадь воды (S) была при этом покрыта нефтяной пленкой, если толщина пленки (L) примерно 3 мм, а плотность нефти (p) 800 кг/м3 .


Задание 3. Составьте схему «Примеры рационального и нерационального водопользования».



Другой вариант работы.


Выполните следующие задания.

1. Представьте проблемы рационального использования природных ресурсов и природоохранных мероприятий в виде схемы.


2. Запишите в виде диаграммы масштабы отсталости развивающихся стран на конец 90-х гг. XX в. по следующим экологическим данным:

Население, млн. человек

Виды отсталости

1200

Живущие в условиях крайнего обнищания

более 500

Голодающие

800

Не получающие достаточного питания

1300

Лишенные медицинского обслуживания

более 870

Неграмотные среди взрослого населения

более 200

Дети, не имеющие возможности посещать школу

1200

Не имеющие надежных источников водоснабжения

1500

Использующие для отопления дрова

Сделайте выводы: 1). Перечислите в порядке убывания 4 самых больших по масштабу видов отсталости развивающихся стран;

2). Какой вид отсталости самый страшный для народов развивающихся стран?


3. . Запишите в виде диаграммы долю в % регионов в населении мира и потреблении продовольствия в начале XXI в. по следующим экологическим данным:

Регион

Население

Потребление продовольствия и калорийность питания на душу населения в день

1. Зарубежная Европа

12 %

43 %; более 3200 ккал.

2. Англия и Северная Америка

5 %

30 %; более 3200 ккал.

3. Латинская Америка

9 %

8 %; 2000 - 2800 ккал.

4. Прочие (Африка, Азия и др)

74 %

19 %; менее 2000 ккал.

Сделайте вывод: 1). Какие страны – развитые ли развивающиеся больше потребляют продовольствия?

2). Выявите регионы, в которых калорийность питания населения значительно превышает медицинскую норму, если норма – 2800 ккал/день, недоедание – 1800/день, голод – 1000 ккал/день.


4. Запишите в виде графика динамику роста численности населения мира и ежегодного прироста в 1950–2001 гг. по следующим экологическим данным:

Год

Всего в мире

(млн. человек)

Ежегодный прирост

(млн. человек)

1950

2527

37

1960

3060

41

1970

3724

78

1980

4457

76

1990

5295

88

2000

6091

71

Сделайте вывод: 1). Увеличивается ли население нашей планеты, в каком году был самый большой показатель увеличения?

2). Как изменяется ежегодный прирост населения нашей планеты (увеличивается или уменьшается), влияет ли это на экологическую безопасность нашей планеты?





Раздаточный материал.



Практическое занятие № 4. Тема: «Мониторинг окружающей среды»


Вариант 1.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы: а). какие вы знаете источники загрязнения биосферы, их действие (с примерами)?

б). какие вы знаете загрязнители почвы (с примерами)?


Задание 2. Составьте схему «Основные загрязнители атмосферы» (с примерами).


Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятию «загрязнитель и мониторинг».

Задача. Будет ли повышен уровень ПДК (C) ртути в комнате, если в ней разбит термометр? Площадь комнаты 17 м2 (S), высота потолков 3,2 м. (h), масса ртути 1 грамм (m). ПДК ртути = 0,0003 мг.






Практическое занятие № 4. Тема: «Мониторинг окружающей среды»


Вариант 2.


Задание 1. Дайте ответы на контрольные вопросы: а). какое действие оказывают растения на различные виды загрязнений (приведите примеры)?

б). что вызывает экологическую опасность в крупных городах России (приведите в подтверждение примеры)?


Задание 2. Составьте схему «Основные загрязнители воды».


Задание 3. Словарная работа. Дайте определение (с пояснением) понятию «пестициды и экомониторинг».


Задача. При санобработке кухни площадью 10 м2 (S) с высотой потолков 3,2 м. (h), использовали один аэрозольный баллончик хлорофоса массой 200 грамм (m). Можно ли находиться в этом помещении без вреда для здоровья, если ПДК хлорофоса 0,04 мг/м3?

























Список литературы

Основные источники:

1. Арустамов Э.А. Природопользование, Учебник – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2013.

2. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебник – М.: Агентство «ФАИР», 2012.


Дополнительные источники:

1. Коробкин В.И., Передельский А.В. Экология. Учебное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс, 2014.

2. Арустамов Э.А., Левакова И.В. Экологические основы природопользования, Учебник – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2013.

3. Винокурова Н.Ф. Природопользование, Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

4. Константинов В.М. Охрана природы, Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

5. Коробкин В.И., Передельский А.В. Экология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс, 2009.


Интернет-ресурсы:

www agtu ekologitcheskie osnovy

www stavsu.ru conten/deptes

www window.edu.ru

www Sparta.edusite.ru

www хepcoh.info referats/view

http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование

edu - "Российское образование" Федеральный портал

edu.ru - ресурсы портала для общего образования

school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"

fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"

allbest -   "Союз образовательных сайтов" 

fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений

ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".

obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"

mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". 

edunews - "Все для поступающих"

window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Портал "ВСЕОБУЧ"

newseducation.ru - "Большая перемена"  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!