СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по ОРКСЭ для 4 класса Модуль: Основы православной культуры Тема: "Милосердие и сострадание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по предмету ОРКСЭ для 4 класса.Модуль - ОПК. Тема урока "Милосердие и сострадание".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по ОРКСЭ для 4 класса Модуль: Основы православной культуры Тема: "Милосердие и сострадание"»

Перешивкина Оксана Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3



Методическая разработка по ОРКСЭ для 4 класса

Модуль: Основы православной культуры

Тема: Милосердие и сострадание

Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «сострадание», «ближний»

Задачи урока:

-обучающая: познакомить обучающихся со смыслом слова «милосердие», «сострадание»; научить понимать христианское значение слова «ближний;

-развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему;

-воспитывающая: воспитывать потребность делать добро, сострадать, проявлять милосердие

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; осознавать и объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра слайдов, обсуждения, наблюдения

Регулятивные УУД:

умение определять тему и цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, работать по плану, делать выводы

Познавательные УУД:

умение работать с информацией, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, применять их.

Коммуникативные

умение оформлять свои мысли устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, мудрец, ответственность.



Ход урока:

I.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дети. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть для себя новое.

II.Обсуждение результатов выполнения творческих работ по выбранным темам «Мой храм», «Доброта», «Милосердие».

Представление работ классу.


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Итак, живя с Богом в душе, живя по Его Заповедям, христианин обретает счастье. Я предлагаю вам прочитать притчу «Морская звезда»

1.Чтение притчи учащимися (раздаточный материал) (слайд 1)

2.Обсуждение.

Учитель. Какие чувства у вас вызвала у вас притча?

Дети. Грусть, желание помочь, сострадание

Учитель. А как вы оцениваете поступок мальчика, спасавшего морские звезды?

Дети. Проявил милосердие, совершил добрый поступок, исполнил заповедь Божию, поступил как настоящий христианин.

Учитель. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети. О милосердиидоброте, сострадании, помощи тем, кто от нас ее ждет

Учитель: Сегодня на уроке мы вновь с вами будем говорить и рассуждать о том, каким должен быть человек, о его отношении ко всему, что его окружает (слайд 2)

IV. Изучение новой темы.

1) Работа над понятиями «милосердие», «сострадание»

Учитель: Как вы понимаете значение слова «милосердие»?

Ответы детей. Милое сердце, хорошее, доброе

Найдите в словаре Ожегова значение этого слова:

-Милосердие-это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

В словаре Даля:

Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость , мягкосердость (Слайд 3)

Учитель: Как вы понимаете слово «сострадание»?

Ответ: переживать за другого, сострадать, сочувствовать

В словаре Ожегова :

Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сострадание – это способность переживать боль другого человека, как собственную (слайд 4)

Учитель: Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его. Однажды Иисуса Христа спросили: -Какая самая главная среди множества заповедей? Как вы думаете, что он ответил? Найдите в тексте учебника и зачитайте (Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя»)

И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?»

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Ответы детей.

Учитель. А вот Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине (Повторяем, что такое притча:. Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ (Ожегов)

3) Прослушивание притчи в аудиозаписи (прослушивание притчи) (слайды 5,6)

4) Беседа. Выборочное чтение текста

О чем притча?

-Кто такой самарянин? Как он поступил?

- Кого можно назвать ближним?

-Найдите в тексте учебника ответ на вопрос. (Работа с текстом)

-Если человек виноват перед тобой, нужно ли ему помогать в трудную минуту?

Ответы детей. Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи

-Зачитайте из текста, какого принципа нельзя придерживаться?

Как ты ко мне, так и я к тебе! Или «Так тебе и надо!)

-Зачитайте самый высокий призыв Иисуса Христа («А я говорю вам: любите врагов ваших»)

Учитель: Ребята, легко ли эту заповедь выполнить? («Нет»)

Учитель: Человек может научиться милосердию. Сначала он должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или не очень хочется, а затем милосердие станет привычным и естественным.

Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной книгой Станислава Брейера «Дыхания». Я купила ее в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. (Коллективное чтение книги со слайдов) (слайды 7-12)

Обсуждение содержания книги. Примерные вопросы: О чем эта книга? Главные герои? Какими качествами они обладают? Почему они решили спасти девочку? Страшно ли им было? Что делали родители Оленьки, пока ждали ее? Что же спасло девочку? Как Оленька отблагодарила своих спасателей? Всегда ли человек поступает так, как поступили лесные звери? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нужно проявлять сострадание и милосердие к ближним, не оставлять в беде, искренне молить о помощи Господу, исполнять Его заповедь « Возлюби ближнего твоего, как самого себя»)

V. Практические задание

1.Собери пословицу (работа в команде)

Милостивому человеку и Бог подает

Милость смиряет

На свете не без добрых людей

Добро творить — себя веселить

В день страшный вся милостыня, тобою сотворенная, соберется в чашу твою

Сострадание — начало человеколюбия

Проверим работу (слайд 13)

2.Цветик-семицветик (работа в парах)

Учитель: Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке «Цветик-семицветик», самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика .

- Выберите те качества, которыми должен обладать милосердный человек

(Дети работают в командах. На лепестках цветка записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту. Представители от команд выбирают лепестки с нужными качествами, прикрепляют на доску, создавая единый цветок.)

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»? (Ответы детей)

Если ближний замерз -согрей,
Если он не одет –одень,
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.

Учитель: Сегодня на уроке мы говорили о самых главных человеческих качествах- сострадании, доброте, милосердии. Я желаю вам, чтобы эти качества были в каждом из вас. И тогда жизнь наполнится любовью, радостью, а в душе будет благодать.

VI. Рефлексия урока (слайд 15)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Мне захотелось…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!