СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по Учебной практике "Основы народной хореографии" для специальности: «Сольное и хоровое народное пение» углубленной подготовки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по Учебной практике "Основы народной хореографии" для специальности: «Сольное и хоровое народное пение» углубленной подготовки»

ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н. Плевицкой»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной практики УП.03 «Основы народной хореографии»

для специальности: 52.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»

углубленной подготовки


















г. Суджа 2023 г.















Составитель: С.В. Егорова - преподаватель ОБОУ СПО «Суджанский колледж искусств им. Н. Плевицкой».





Рецензент: В.С. Савенко - председатель предметной (цикловой) комиссии «Сольное и хоровое народное пение» ОБОУ СПО «Суджанский колледж искусств им. Н. Плевицкой».





Введение


Рабочая программа УП.03 «Основы народной хореографии», является частью федерального регионального компонента среднего общего образования по специальности углубленной подготовки 53.02.05 «Сольное хоровое и народное пение». Рабочая программа сформирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.05 «Сольное хоровое и народное пение», предназначенной для реализации в Суджанском колледже искусств им. Н. Плевицкой.

Результатом освоения курса является овладение общими компетенциями в объеме, необходимом для ведения выпускником самостоятельной творческой деятельности, педагогической деятельности в детских школах искусств, учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, в том числе овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретируемых решений.


Объем курса


Время изучения: 3 – 8 семестры.

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы курса:

максимальная учебная нагрузка обучающегося – 192 часов, включая:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 105 часа,

самостоятельная работа обучающегося –64 часа.


Цели и задачи курса


Цель курса:

  1. формирование представления о русском народном танце и его стилевых особенностях;

  1. раскрытие роли и значения народной хореографии в современной жизни;

  1. привитие обучающимся любви и уважения к подлинному национальному танцевальному искусству,


Задачи курса:

  1. освоение основных элементов русского народного танца;

  1. совершенствование техники исполнения, развитие пластичности и силы мышц, координации движений и импровизационных способностей;

  1. воспитание чувства характера и манеры, танцевальности и музыкальности исполнения отдельных движений и комбинаций;

  2. формирование навыков общения в танце;

  3. изучение стилистики и пластики танцевальных народных движений по регионам России, в том числе местных танцевальных традиций;

  1. воспитание музыкального вкуса обучающихся.


Требования к уровню освоения содержания курса


В результате освоения курса студент должен иметь практический опыт:

- освоение хореографических областных стилей;

- изучения примеров фольклорных танцев разных стилей;

- формирование навыков общения в танце.

- изучение исторических основ танца; элементы танца и система тренировочных упражнений для развития хореографических навыков и пластики танцевальных движений, необходимых для работы певца.

А также: выполнения хореографических упражнений у станка среднего уровня трудности; выполнения характерных плясовых и танцевальных движений определенного регионального стиля; ведение учебно-репетиционной работы; исполнения хороводных песен с движением; исполнения кадрилей; исполнения частушек с плясовыми элементами; имитации пляски в сольном исполнении песен определенных жанров; сценических выступлений с исполнением песен с элементами хореографических движений;

уметь: использовать технические навыки и приёмы хореографии в жанрах песен с движением; использовать выразительные свойства пластики жеста в исполнительской практике; профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с ансамблевыми программами; использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения; применять теоретические знания в исполнительской практике; распознавать региональные особенности хореографических форм; грамотно применять профессиональную и народную терминологию; применять практические навыки в работе с фольклорным ансамблем (детским, любительским или профессиональным);

знать: специфические особенности форм фольклора, связанных с хореографическим движением; основную литературу по данному вопросу.


Виды учебной работы и отчетности


а) методы организации и реализации образовательного

процесса, направленные на теоретическую подготовку:

лекция;

самостоятельная работа студентов;

консультация;

различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний;

б) методы организации и реализации образовательного

процесса, направленные на практическую подготовку:

просмотр видеозаписей;

работа у хореографического станка;

работа в центре зала.


Виды отчётности:

внутриурочные – устный или письменный опрос

внутрисеместровые – контрольный урок.

По окончанию каждого семестра преподаватель дисциплины оценивает студентов на основании текущего учета знаний. Оценка выставляется с учетом степени овладения профессиональными навыками, выразительности исполнения, степени преодоления технических трудностей, исполнительской и учебной дисциплины.

Итогом работы является открытый показ в концертной программе (отчетный концерт, концерты отделения, различные концертные площадки).

Для оценки знаний и результатов практических занятий студентов осуществляется следующие формы контроля:

3-8 семестры проводятся контрольные уроки, 6 семестр – зачет.

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Все формы и методы контроля и оценки направлены на подтверждение успешного и планомерного освоения дисциплины и формирования общих и профессиональных компетенций в процеccе работы.

Могут быть использованы следующие формы и методы текущего контроля:

внутриурочные – устный или письменный опрос

внутрисеместровые – контрольный урок, зачет

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название тем, разделов


количество часов

максим

обязат

самост

II курс 3 семестр

Повторение всех основных элементов русского народного танца.

1

1

1

Хороводы. Виды хороводов: круг, круг в круге, два круга рядом, корзиночка, восьмерка, улитка, змейка, колонна, улица, ворота, родничок.

4

3

1

Особенности исполнения хороводов Севера России (Архангельск, Вологда, часть Костромской области).

1

1

1

Особенности исполнения хороводов средней полосы (Московская, Владимирская, Рязанская, Тверская, Тульская, Ярославская, Ивановская, часть Орловской и Нижегородской областей)

3

2

1

Особенности исполнения хороводов Юга-Запада, и Запада России (Брянская, Калужская, Смоленская, обл.)

3

2

1

Особенности исполнения хороводов Юга России (Курская, Белгородская, Воронежская, часть Орловской и Липецкой обл.)

3

2

1

Хороводы в сценической обработке и сочиненные хореографами.

3

2

1

Контрольный урок

1

1

1

II курс 4 семестр

Повторение основных особенностей хореографии хороводов.

1

1

1

Пляска.

3

2

2

Одиночная.

3

2

2

Женская одиночная пляска.

3

2

2

Мужская одиночная пляска.

3

2

2

Парная пляска.

3

2

2

Контрольный урок

1

1

1

III курс 5 семестр

Повторение плясок.

3

2

1

Курский шаг.

6

4

2

«Тимоня» женские и мужские движения.

9

6

4

Курский танок с лентами.

9

6

1

Контрольный урок

1

1

1

III курс 6 семестр

Повторение курских движений.

1

1

1

Перепляс.

9

6

2

Массовый пляс.

9

6

2

Групповая традиционная пляска.

10

7

2

Фигуры групповых традиционных плясок (звездочка, карусель, большая звезда, челнок, волна, цепочка).

12

8

4

Контрольный урок

1

1

1

IV курс 7 семестр

Повторение хороводов и плясок.

1

1

1

Русская кадриль:

4

3

2

Квадратная (угловая) кадриль.

4

3

2

Линейная (двухрядная) кадриль.

3

2

2

Круговая кадриль.

3

2

2

Кадрили и лансье.

3

2

2

Зачет

1

1

1

IVкурс 8 семестр

Повторение кадрилей.

1

1

1

Казачьи движения мужские, женские и парные.

9

6

3

Казачий вальс

1

1

1

Казачья пляска.

9

6

3

Повторение курса.

3

2

1


Контрольный урок

1

1

1


Итого:

145

105

64


Содержание курса


Продолжительность курса - 6 семестров, по 1 часу в неделю.

Обучение имеет три этапа: подготовительный, базовый и продвинутый. Каждый из трех этапов обучения основывается на принципе «от простого к сложному». В зависимости от того, насколько усвоен материал, возможно его усложнение, поэтому нет смысла детально описывать все движения, проходимые в семестрах. Объем пройденного материала зависит от степени восприимчивости и подготовленности курса.

  1. В начале обучения проводится вводная беседа о значении движения как одного из главных средств сценической выразительности, о задачах и целях курса и о влиянии занятий танцами на физическую форму. Решаются организационные вопросы по поводу одежды, дисциплины, самостоятельной работы, рассказывается о зачетных и концертных требованиях.

  2. В первом семестре проводятся лекции по изучению исторических основ танца. Лекция сопровождается показом видеоматериалом и прослушиванием музыкального материала.

В лекциях рассказывается о художественных принципах различных видов народного, бытового и сценического танца.


  1. Проведение урока основа народной хореографии – основа всего курса. Материал урока делится на разделы, каждый из которых имеет свои функциональные задачи. Помимо обязательного разогрева во время урока можно прорабатывать не все части одновременно, а две или три. Длительность частей варьируется в соответствии с задачами урока.

В конце занятий дается несколько минут на восстановление дыхания и расслабление.

Разбор функциональных задач и содержание каждой из частей

Разогрев.

Задача: привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. Движения разогрева делятся на четыре группы:

- наклоны и повороты торса, т. к. на позвоночник падает основная нагрузка;

- разогрев ног на основе традиционного классического экзерсиса. В этой части изучается позиция ног и рук;

- расслабления позвоночника.

Изоляция.

Задача: научиться изолировать и координировать работу всех частей тела. Координация изолированных «центров» наиболее удачно развивается в такой схематической последовательности:

- координация рук с бедрами;

- сочетание шагов с координированным движением одного «центра», начиная с рук;

- разнонаправленные движения двух «центров»

- разноритмическая координация двух «центров».

Упражнения для позвоночника.

Задача: развитие подвижности позвоночника во всех отделах.

- наклоны торса;

- изгибы;

- волны.

Уровни.

Задача: развить координацию при переходе из одного уровня в другой, научиться танцевать в различных положениях: стоя, сидя, лежа.

Комбинация и импровизация.

Задача: воплотить все раннее изученные принципы в движения, логически соединенные между собой.

При построении комбинаций учитывается следующие факторы и закономерности:

- физические возможности студентов;

- логическая связь движений, когда все компоненты имеют функцию связи;

- элемент новизны и разнообразия;

- использование всех средств танцевальной выразительности.

Постановка танцевальных композиций в разных стилевых особенностях.

Эта часть урока посвящена разучиванию танцевальных композиций, отдельно взятых элементов народной стилистики. Участвующие в композициях студенты учатся не только исполнять технические задания, но и проявлять индивидуальность в исполнении танца.

Дисциплина введена в специальность, для:

1. Изучение исторических основ танца с целью:

- познакомить студентов с лучшими образцами народной хореографии, их происхождением, областными стилистическими особенностями, а также принципами интерпретации, обусловленными характером первоисточника;

- научить студентов основным элементам русского народного танца и привить навыки их исполнения;

- расширить творческий кругозор студентов (история танца, костюм, обычаи и т. Д);

- дать ключ к пониманию танца не как набор механических движений, а как искусства, отражающего внутренний мир людей определенной среды и эпохи;

- постановка песенно-танцевальных сцен в русском народном хоре.

2. Освоение основных принципов народного танца с целью развития таких качеств как:

- гибкость крупных и мелких суставов, эластичность мышц и связок (цель: увеличение амплитудности движений и предупреждение профессиональных травм);

- правильно сформированный мышечный корсет и хорошо развитый опорно-двигательный аппарат ( цель: легкость в исполнении движений и сила подачи импульса движения, способность держать равновесие);

- координация движений (цель: освоение танцевальной техники, быстрота воспроизведеия нового материала);

- умение синхронизировать движение с музыкой (цель: умение четко и музыкально исполнять хореографический материал, умение синхронизировать движения с коллективом);

- умение чувствовать пространственные перемещения по сценической площадке, ракурсы (цель: соблюдение рисунка композиции, дистанции и четких построений при работе с коллективом и сольно);

-зрительная и мышечная память (цель: легкое и быстрое усвоение материала, а также закрепление пройденного);

- умение правильно и ровно дышать (цель: развитие выносливости и легкости исполнения при сложных физических нагрузках);

- апломб (цель: умение наиболее выгодно себя подать, красиво двигаться в условиях сценического пространства).

3. Изучение танцевальных композиций с характерными особенностями хореографического искусства различных областей России;

- расширить лексический и стилистический багаж;

- выработать правильную технику исполнения движений;

- познакомить студентов с существующей методикой записи народного танца;

- развить танцевальность, координированность и умение придать движениям выразительность;

- выработать умение чувствовать рисунок танцевальной композиции;

- научить синхронизировать свои движения с коллективом и партнером, подчиняясь единому ритму музыки;

- научить импровизировать на основе изученного материала и воплощать в индивидуальной манере наиболее полно свои музыкальные ощущения.


Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации


По окончанию каждого семестра преподаватель дисциплины оценивает студентов на основании текущего учета знаний. Оценка выставляется с учетом степени овладения профессиональными навыками, выразительности исполнения, степени преодоления технических трудностей, исполнительской и учебной дисциплины.

Итогом работы является контрольный урок в концертной программе (отчетный концерт, концерты отделения, различные концертные площадки).

Для оценки знаний и результатов практических занятий студентов осуществляется следующие формы контроля:

3-8 семестры проводятся контрольные уроки, 8 семестр – зачет.(в таблице в 7 семестре стоит)

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Все формы и методы контроля и оценки направлены на подтверждение успешного и планомерного освоения дисциплины и формирования общих и профессиональных компетенций в процеccе работы.

Могут быть использованы следующие формы и методы текущего контроля:

внутриурочные – устный или письменный опрос

внутрисеместровые – контрольный урок, зачет

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.


Методические рекомендации преподавателям


Основу данного курса составляют практические занятия. Большинство движений народных танцев разучивается сразу на середине зала, сначала в отдельных элементах, затем соединяются в небольшие комбинации и танцевальные этюды. Однако, некоторые движения следует отработать сначала у станка.

Прохождение курса предполагает просмотр концертных программ ведущих танцевальных коллективов с последующим разбором наиболее ярких балетмейстеров.

При изучении основных законов драматургии и их применение в вокально–хореографической композиции целесообразно дать студентам письменное задание разобрать одну из знакомых песенно–танцевальных композиций.

При построении учебных комбинаций учитываются закономерности: физические возможности группы, оптимальная сложность композиции, не отвлекающая от четкости исполнения, присутствие новизны и разнообразия.

Для самоконтроля над движениями занятия проводятся перед зеркалом.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов


  1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

  2. Периодичность занятий – еженедельно.

  3. Самостоятельное занятие включает в себя следующие формы работы:

- отработка и закрепление пройденного материала:

- работу с конспектами;

- чтение соответствующих глав учебных пособий;

- ознакомление с дополнительной литературой по пройденной теме;


Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки


Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую студента к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную.

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствовать выбранным преподавателем методам контроля.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:

Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.

В течении всего курса студенты должны получать задания для самостоятельной домашней работы. Задание необходимо четко формулировать, определяя их содержание и количество.


Материально-техническое обеспечение дисциплины


Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине, а также специальными хрестоматийными изданиями, объеме, соответствующем требованиям программы. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по дисциплине. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к электронному ресурсу. Учебный процесс должен быть обеспечен возможностью прослушивания и просматривания на аудиоаппаратуре современной дискографии и исторических записей.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети интернет. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

— специализированный зал;

— письменный стол, стулья;

— баян;

— метроном;

— магнитофон или ноутбук с колонками.


Учебно-методическое и информационное обеспечение курса


В перечень учебно-методических документов обеспечивающих освоение курса входит:

Примерная программа по дисциплине «Основы народной хореографии»

Информационное обеспечение – это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.

Рекомендуемые интернет-ресурсы:

  • http://www.mosconsv.ru/

  • http://www.rsl.ru/

  • http://www.domgogolya.ru/

  • http://www.amkmgk.ru/

  • http://www.libfl.ru/

  • http://mkrf.ru/


Перечень основной методической литературы


  1. Ваганова А. Я. Основы танца. – СПБ.,2000.

  2. Васильева В. Танец. – М.,1968.

  3. Васильева – Рождественская М. Историко – бытовой танец. –М.,1963.

  4. Заикин Н. И. Областные особенности русского народного танца. Орел -2004.

  5. Климов А. Основы русского народного танца. М.,1994.

  6. Нестеров В. К. Русский народный танец. М., 2010.


Перечень дополнительной литературы


  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.,1999.

  2. Богомолова Л. В. Основы танцевальной культуры. М.,1993.

  3. Боттомер П. Урок танца. – М.,2003.

  4. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. 4-е издание. –М.,1974.

  5. Белкин А. Русские скоморохи.- М.,1975.

  6. Бюхер К. Работа и ритм. – М.,1923.

  7. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству для школ 1,2 ч. –М.,1996-1999.

  8. Идом Х., Кэтрэк Н. Хочу танцевать. –М., 1998.

  9. Кудрявцева В. Приглашаем танцевать. М., 1989.

  10. Литовченко А. М. Танцевальный фольклор Кубани. – Краснодар. -1986.

  11. Руднева А. В. Курские танки и карагоды.-М., 1975.

  12. Ткаченко Т.Т. Народный танец. –М.,2002.

  13. Щуров В. Стилевые основы русской народнойф музыки. –М.,1998.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!