Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» город Усолье-Сибирское
Методическая разработка по включению STREM технологии в образовательный процесс
Автор разработки: Кругликова Марина Николаевна,
учитель информатики и робототехники,
высшей квалификационной категории,
МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское
2021 год
Методическая разработка по включению STREM технологии в образовательный процесс
Образовательную технологию STEM (или STEAM) сегодня называют самым современным и перспективным трендом в образовании. В рамках данной технологии учащиеся обретают новые знания, действуют, как экспериментаторы и исследователи. Учащиеся приучаются сотрудничать при решении задач, не имеющих заранее известных ответов, и работе над дополнительными заданиями, а учитель, становится ведущим этого увлекательного практико-ориентированного процесса обучения.
Педагогические цели
- Образовательные: развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся
- Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное, способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач
- Воспитательные: формирование добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Задачи методической разработки:
Развивать навыки и умения работы с робототехническим набором, моделями, информационными системами
Прививать навыки конструкторской работы
Развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся.
Учить основам самообразования, работе с современными источниками информации (Интернет)
Целевая аудитория: обучающиеся 6-го класса, учителя разных предметов.
Запланированные результаты
Обучающиеся:
– получат общие представления о структуре мультипликатора и принципа работы механической передачи мультипликатор;
- научатся приводить в движение модель мультипликатора посредством повышающей передачи;
– приобретут навыки работы в группе, конструкторские умения, навыки работы в различных программах, выделения в них информационной составляющей;
- разовьют общепредметные навыки обработки информации;
– получат понимание значимости самоанализа на основе критерия успешности учебной деятельности
- научатся работать в команде, поддерживать и развивать интерес к предмету
Оборудование и инструментарий:
Информационные ресурсы-методическая литература:
Шатунова О. В. Новые подходы к технологическому образованию // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы международной научно-практической конференции. - Чебоксары: «Издательский дом «Среда». - 2018. - С. 157-158.
Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. -[Электронный ресурс]. - URL: https://минобрнауки.рф/документы/3409/
Форсайт образования 2035. [Электронный ресурс]. - URL: http://changelab.tilda.ws/ foresight2035
Технология. Робототехника. 6 класс: учебное пособие/Копосов Д.Г., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
Материально-технические ресурсы – компьютерный класс, мультимедийный проектор, персональные компьютеры, робототехнические наборы Lego Mindstorms EV3 (балки, зубчатые колёса, штифты, рукоятки), интерне-ресурсы (программы Plickers, CORE), бланки «QR – коды».
Суть и содержание разработки:
Методическая разработка по включению STREM технологии в образовательный процесс предполагает описание технологии, урок усвоения новых знаний для учащихся 6 класса «Механическая передача мультипликатор на базе Lego Mindstorms EV3», презентация учителя по данной технологии.
Чем STEM отличается?
Во-первых, меняется привычная для нас форма преподавания, когда урок построен вокруг учителя. По STEM - технологии в центре внимания находится практическое задание или проблема. Ученики учатся находить пути решения не в теории, а прямо сейчас путем проб и ошибок.
Кроме того, уже начиная с ранних этапов обучения, в классе используются специализированные инструменты, например, программы по компьютерной анимации и интерактивные сервисы в комплексе с интерактивной доской.
Аббревиатура STEM (science, technology, engineering, math) в переводе с английского означает синтез науки, технологии, инженерии и математики. В последнее время многие также добавляют в эту аббревиатуру букву A (arts), что означает разные виды искусств: гуманитарные науки, иностранные языки, новые медиа, живопись, танцы, театр, музыку и т.д.
STREAM: S – science, T – technology, Reading+WRiting Engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, чтение+письмо, инжиниринг, искусство, творчество, математика. В данном случае усиливается понятием Research (исследование)
STREM (добавили в комплекс «R» - robotics/ робототехника или )
Эта технология изначально подразумевает смешанную среду обучения и показывает ученикам, как научный подход может быть применен к повседневной жизни. Помимо связи предметов с реальной жизнью, этот подход открывает возможность для творчества ученика.
Прикрепленный к методической разработке урок направлен на усвоения новых знаний, при проведении такого урока основной акцент ставится на самостоятельное усвоение знаний учащимися под руководством учителя и применение знаний на практике.
Создание проекта - основное. Каждое задание подразумевает сборку определённой модели, которая призвана вызвать желание экспериментировать, сотрудничать и задавать дополнительные вопросы об изучаемом материале. Это могут быть как модели, собираемые по инструкции, так и модели, полностью созданные учениками. Давая ученикам собирать ЛЕГО, мы мотивируем их естественную любознательность и желание творить.
Этапы урока усвоения новых знаний для 6 класса
Структура урока усвоения новых знаний |
Этапы | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап | Организация положительного эмоционального настроя. Обучающиеся делятся на группы. |
2. Актуализация знаний | Повторение пройденного материала. Обучающиеся выполняют индивидуальное тестирование с помощью программы Plickers, через считывания QR-кода (https://www.plickers.com/classes/60505d4bf2f17a0012a0d58e#now-playing) |
3. Постановка проблемы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Формулирование проблемного вопроса: «Ребята, что за конструкция у меня в руках?» Формулирование темы занятия и его цели «Механическая передача мультипликатор на базе Lego Mindstorms EV3», «Создать скоростной мультипликатор» |
4. Первичное усвоение новых знаний | Открытие субъективно нового знания, путем работы с электронным приложением CORE(https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6052b1a099890e69ed3650d8), анализа информационного материала и нахождение путей решения проблемы. Поэтапное прохождение 2-х образовательных модулей. |
5. Первичная проверка понимания | Решение 3 образовательного модуля. Работа в команде «Создание мультипликатора». |
6. Первичное закрепление | Представление и защита проекта, ответы на вопросы (по изученной теме). Постановка новой задачи, на усложнение проекта «Создание скоростного мультипликатора» |
7. Выводы, оценивание и рефлексия | Итог занятия, подведение результатов оценивания обучающихся по реализации выполненного проекта. Ответы на вопросы достигнута ли цель занятия. Показывают своё настроение через смайлик (Три лица). |
8. Домашнее задание | Подготовить сообщение на тему «Issus coleopratus» |
Подготовка |
1.Класс делится заранее на 3 группы, обучающийся самостоятельно выбирает цветную карточку (команды: красные, синие, зелёные, 2-3 человека) 2. Дидактический материал – это заранее подготовленное электронное приложение из 3х образовательных модулей а программе CORE (данные модули можно трансформировать и создавать для любого урока, предмета). 3. Презентация учителя. 4. Разработанный Кругликовой М.Н. тест к уроку (инструкция: готовый тест можно трансформировать под любой урок: заменять вопросы и предложенные варианты ответов в программе Plickers). Также распечатаны QR – коды, для каждого обучающегося. |
Рефлексия работы |
Рефлексия. Можно воспользоваться различными методиками, например, «Все в твоих руках», «Цветные карточки», «Плюс, минус, интересно» Приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности, познание и самопознание, ключевых концепций, направленных как на решение конкретных задач, так и на поиск, анализ и обработку информации, приобретение навыков работы в коллективе, осуществление осознанного выбора будущей профессии. |
Рефлексия действий участников |
Оценка оформления и выполнения проекта: актуальность рассматриваемой проблемы; объем и полнота освещения решаемой задачи; степень самостоятельности при выполнения проекта, выводов и представление. Оценка представления (защиты): качество публичного выступления, культура речи, манера поведения, качество выполнения проекта, ответы на вопросы, эрудиция. |
Список литературы
Арбузов С. С. Использование стрим-технологий при дистанционном обучении IT-дисциплинам // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 6. — С. 6—12.
Ишемгулов М. Н. Правовой аспект в использовании «стрим-технологий» для документирования информации // Молодой ученый. — 2016. — № 17. — С. 195—198.
Клюенков В. Технологии в образовании: что будет обучать наших детей? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehnologii/342911-tehnologii-v-obrazovanii-chto-budet-obuchat-nashihdetey
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/проекты/современная-цифроваяобразовательная-среда
Редников Д. В., Казыханов А. А., Хлестова Д. Р. Использование современных технологий для повышения качества образования // Междунар. науч.-исследов. журн. — 2018. — № 1 (67). Ч. 4. — С. 66—70.
Тележинская Е.Л. Отражение элементов лего-педагогики в содержании курсов повышения квалификации / Е.Л.Тележинская // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2015. – № 3(24) – С. 77
Фролов А.В. Роль STEM-образования в «новой» экономике США // Вопросы новой экономики. - 2010. - № 4. - С. 80-91.