| Государственное автономное профессионалЬное образовательное учреждение московской области «профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия» Львовское обособленное структурное подразделение |
Методическая разработка правового кружка:
Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов СПО»
Составила: преподаватель специальных дисциплин
Демянив О. В.
2018
Программа правового кружка под названием:
«Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов СПО»
Пояснительная записка
Руководитель кружка: преподаватель специальных дисциплин Демянив О. В.
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве. Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке студентов к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Сегодня образовательная организация может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у подростков чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.
Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Данная программа рассчитана на студентов в возрасте от 16 до 18 лет. Реализуя данную программу, необходимо добиться организованного, систематического, целенаправленного воздействия на личность, формирования правосознания, правовой культуры, правовой компетентности, правовых установок, навыков и привычек правомерного активного поведения, а также умения применять правовые нормы в профессиональной деятельности.
Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют студентов напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении студентов.
Программа кружка направлена на:
воспитание социально активных и законопослушных граждан;
формирование уважительного отношения студентов к закону, чувства ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что углубленное изучение теоретического курса права, его расширенный практический курс по всем направлениям - исследовательскому, лекционному, консультативному способствует формированию знаний, умений и навыков, студентов СПО.
Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. Концепция модернизации российского образования, принятая Правительством РФ, показала, что общество и государство предъявляют новые социальные требования к системе российского образования. Правовое воспитание подростков способствует успешной социализации их в обществе и углублению знаний по праву в определенной профессиональной деятельности, развитие профессиональных качеств будущих специалистов.
Целью кружка является правовое просвещение студентов, формирование активной жизненной позиции у молодежи, профилактика преступности несовершеннолетних, обеспечение неформального общения и организация свободного обмена мнениями и информацией между членами кружка, а также с другими заинтересованными лицами по широкому кругу вопросов.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
способствовать овладению студентами теоретическими и практическими умениями в области права;
содействовать повышению правовой культуры студентов;
обеспечить условия для развития профессиональных качеств будущих специалистов;
воспитывать гражданственность и любовь к Родине, уважение к правам и свободам человека;
формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав человека.
Прогнозируемый результат и способы определения их результативности.
По окончании студент должен знать:
-содержание прав и свобод человека и гражданина,
-понятие и принципы правосудия,
-органы и способы правовой защиты прав человека.
Студент должен уметь:
характеризовать:
-организацию и деятельность органов государственной власти,
-порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно- правовых споров,
- порядок заключения и расторжения договоров, касающихся профессиональной деятельности студента,
- формы социальной зашиты и социального обеспечения.
Уметь:
- анализировать правовые документы;
- применять на практике правовые знания, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
- называть основные права граждан, объяснять их смысл и содержание;
- определять свой правовой статус, определяя права и ответственность;
- анализировать жизненные случаи с точки зрения правовых норм.
Использовать приобретенные знания и умения в профессиональной деятельности и повседневной жизни для:
-поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
-анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
-выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
-определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
-изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
-решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Методы реализации программы кружка – речевая деятельность; практические умения для правотворческой и профессиональной деятельности.
Приемы организации деятельности кружка:
Интерактивные-
-лекция;
-дискуссия.
Активные-
- семинар;
- практическая работа;
- ролевая игра;
- деловая игра;
- экскурсия;
- круглый стол.
Данный курс кружка дает студентам тот объем правовых знаний, который позволит ему в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства.
Объем часов: 78
Содержание календарно-тематического плана кружка «Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов СПО»
№ урока | Наименование темы учебного занятия | Всего часов | Материально-техническое обеспечение занятия |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Вводное занятие. Инструктаж. Знакомство с программой и деятельностью кружка. | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Теория государства | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Круглый стол «Я - гражданин России». | 2 | |
2 | Право. Норма права. Источники права. | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
6 | Правоотношения и их субъекты. Структура правоотношения. Правоспособность. Дееспособность. Диликтоспособность. Юридическая ответственность | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Конституция – основной закон государства. | 2 | Компьютер, проектор, учебник, Конституция РФ. |
-
| Классификация прав и свобод человека и гражданина | 2 | Компьютер, проектор, гл. 2 Конституции РФ. |
-
| Всеобщая декларация прав человека 1948г. | 2 | Компьютер, проектор |
К | Конвенция о правах ребенка 1989г. | 2 | Компьютер, проектор |
-
| Интеллектуально-деловая игра «Я и мои права» | 2 | |
-
| Правосознание и правовая культура как средство обеспечения правового воздействия. | 2 | Компьютер, проектор |
-
| Правонарушения. Виды правонарушений. | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Понятие вины и ее формы. | 2 | Компьютер, проектор, учебник. |
-
| Решение правовых задач | 2 | |
-
| Причины совершения преступлений. Лица, подлежащие уголовной ответственности. | 2 | Компьютер, проектор, УК РФ. |
-
| Встреча со следователем ГУМВД г. Подольска, Лаптевым И. М., вопрос - ответ | 2 | |
-
| Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 2 | Компьютер, проектор, УК РФ. |
-
| Классификация преступлений. Виды наказаний. | 2 | Компьютер, проектор, УК РФ. |
-
| Дискуссия на тему: «Как не быть жертвой преступления». | | |
-
| Глава 27 УК РФ Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта | 2 | Компьютер, проектор, УК РФ. |
-
| Административная ответственность и административные наказания | 2 | Компьютер, проектор, учебник, КоАП РФ. |
-
| Понятие и признаки административного правонарушения | 2 | Компьютер, проектор, учебник, КоАП РФ. |
-
| Глава 11. КоАП РФ Административные правонарушения на транспорте | 2 | Компьютер, проектор, учебник, КоАП РФ. |
-
| Просмотр видеофильма | | Компьютер, проектор. |
-
| Правоохранительные органы | 2 | Компьютер, проектор, учебник, Конституция РФ. |
-
| Судебная власть и судебная система РФ. | 2 | Компьютер, проектор, учебник, Конституция РФ. |
-
| Ролевая игра «Встать! Суд идет» | 2 | |
-
| Нарушение прав потребителя | 2 | Закон «О защите прав потребителя» |
-
| Гражданско-правовой договор: понятие, содержание, формы и виды. | 2 | Компьютер, проектор, учебник, ГК РФ. |
-
| Глава 40 ГК РФ Перевозка | 2 | Компьютер, проектор, учебник, ГК РФ. |
-
| Практическое занятие: «Составление договора перевозки груза и пассажиров на воздушном транспорте» | 2 | Компьютер, проектор, учебник, ГК РФ. |
-
| Какие правоотношения называют трудовыми. Трудовой договор. Как устраиваются на работу. | 2 | Компьютер, проектор, учебник, Трудовой кодекс РФ. |
10 | Экскурсия в ГУМВД г. Подольска: "Работа правоохранительных органов в механизме правового воздействия" | 2 | |
-
| Основы российского законодательства в сфере транспорта | 2 | Компьютер, проектор. |
-
| Правовые аспекты обслуживания пассажиров на воздушном транспорте | 2 | Компьютер, проектор. |
П | Правовое разрешение конфликтов на транспорте | 2 | Компьютер, проектор. |
-
| Практическая работа: «Составление претензии в авиакомпанию за задержку вылета рейса» | 2 | Компьютер, проектор. |
-
| Практическая работа: «Составление искового заявления о возмещении убытков из-за утраты багажа» | 2 | Компьютер, проектор. |
-
| Квест Игра «Подросток и закон» | 2 | Компьютер, проектор. |
Рекомендуемая литература
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
Основная |
1 | Правовое обеспечение профессиональной деятельности | В.В.Румынина. | М.: Издательский центр «Академия», 2014 |
2 | Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля | Певцова Е.А | М.: Издательский центр «Академия», 2014 |
Интернет-ресурсы |
5 | www.consultant.ru (Правовая система Консультант Плюс) | | |
6 | www. book. ru (Электронная образовательная библиотека) | | |
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. //СЗ РФ, 1993, № 33.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)//СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)//СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001)//СЗ РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ// СЗ РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11 2002 г. №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)//СЗ РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
7.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ //СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ// СЗ РФ от 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
9.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ //РГ N 256, 31.12.2001.
10.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ// РГ, N 256, 31.12.2001,
11. Закон «О защите прав потребителя» 1992г.
12. Всеобщая декларация прав человека 1948г.
13. Конвенция о правах ребенка 1989г.