Применение компьютерных технологий
в преподавании предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
К выбору данной темы профессионального развития меня направили жизненные обстоятельства, связанные с последними изменениями в сфере образования, а именно профилизацией и компьютеризацией.
Первое изменение привело к резкому, в два раза, сокращению количества часов, отводимых в школьных планах на изучение курса основ безопасности жизнедеятельности, при остающихся прежних требованиях к знаниям, умениям и навыкам выпускников.
Второе изменение создало предпосылки для повышения эффективности процесса обучения, и на этой основе дало возможность разрешить противоречия между содержанием курса и отводимым на него временем обучения.
Основными проблемами, которые я решал, были такие:
переработка учебного курса для его компьютеризации;
построение учебного процесса с применением компьютера;
определение доли учебного материала, вида представления и его реализации с использованием компьютера;
способы и средства осуществления контроля знаний, оценки уровня закрепления навыков и умений;
подбор и апробация информационных технологий, применяемых для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.
Поскольку я не ставил цель перевода всего курса ОБЖ на информационно компьютерную технологию обучения, а только хотел использовать элементы этой технологии в процессе своей преподавательской деятельности, то оказалось достаточным переработать лишь часть специально избранных, тяжёлых для обучения тем.
Цели, которые я ставил перед собой, были следующие:
формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования, подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе;
повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости в 10-11 классах.
Решаемые задачи:
развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;
организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.
Необходимыми условиями для реализации целей и задач являются:
наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;
владение учителем ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;
развитая информационная среда образовательного учреждения;
смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;
владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.
Содержание учебного процесса Использование ИКТ предлагает большое разнообразие содержания учебного процесса:
видео -, и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet;
материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);
комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;
включение в ход урока исторического и справочного материала;
наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.
Творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями и их рецензирование, оформление буклетов с ситуационными рекомендациями. Работа над ними позволяет ребятам не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользоваться встроенными в компьютер программами.
В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожу системообразующую роль, что связано с его возможностями:
мультимедийного представления учебного материала;
моделирования изучаемых явлений в реальном времени;
разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;
интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;
наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером, и учителем;
обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).
Использование мультимедийного проектора дает возможность проецировать изображение на большой экран не только с компьютера, но и видеомагнитофона, видеокамеры.
Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса. При этом я последовательно стараюсь решить следующие задачи:
определяю необходимость применения компьютера;
определяю степень компьютеризации учебного процесса;
определяю перечень функций, возлагаемых на компьютер;
определяю использование готового программного обеспечения или разработка компьютерного пособия, с учётом информационно-методических рекомендаций ведущих преподавателей ОБЖ района и методистов.
Определяя необходимость применения компьютера на уроке ОБЖ, я считаю оправданным использование ИКТ, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.
Для удобства, пользуюсь следующей таблицей:
ТАБЛИЦА № 1
Применение компьютера на уроке
Где | Для чего | Что | Как |
На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления | Для демонстрации при объяснении нового материала, для повторения и закрепления старого материала | Обучающие программы, мультимедийные средства | один компьютер и мультимедийный проектор |
На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения | Для демонстрации при объяснении нового материала, подведения к обобщению | Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций | Один компьютер и мультимедийный проектор |
На уроке контроля знаний, повторения и закрепления. На этапе первоначального контроля | Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных | Контролирующие и тестирующие программы | Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение |
При подготовке к урокам намечаю примерную структуру вариантов урока с использованием информационно – компьютерных технологий:
Урок изучения нового материала.
Актуализация знаний;
Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере
(используется один компьютер и компакт-диск);
Первоначальное закрепление знаний;
Подведение итогов;
Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Урок повторения пройденного материала.
Актуализация знаний;
Творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс);
Рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере;
Подведение итогов;
Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Урок контроля и проверки знаний
Творческая работа (индивидуально или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 15 мин;
Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 10 мин;
Подведение итогов;
Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Чаще всего, я использую комбинированный урок, созданный на базе первого и третьего вариантов.
Проверка выполнения домашнего задания, групповая мягкая рейтинговая оценка;
Закрепление материала прошлого урока и выравнивание знаний – 5 минут;
Актуализация знаний – 3 минуты;
Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере – 10 – 15 минут;
Первоначальное закрепление знаний – 5 минут;
Компьютерное тестирование – 5 мин;
Подведение итогов;
Задание на дом и инструкции по его выполнению.
За время использования компьютера в преподавании ОБЖ мне доводилось работать с ПО различного типа. Отбирая самое лучшее, я сформулировал для себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:
Программа должна быть понятна с первого знакомства, как мне – преподавателю, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
Как преподаватель, я должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео и аудио фрагменты и т.д.)
В итоге, оказалось, что этим требованиям отвечает программа Power Point из пакета Microsoft Office. Она легка в освоении и позволяет любому учителю, владеющему навыками работы с ПК, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета.
В случае необходимости, можно легко заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности Power Point’а позволяют максимально настроить любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Презентация даёт возможность творческой работы. Учитель сочетает наглядность и рассказ, имеет возможность задавать закрепляющие вопросы и рассчитывать время урока. Презентация позволяет учителю на более высоком уровне владеть вниманием класса, то есть с появлением нового слайда возникает рост интереса. Этот вариант, на мой взгляд, наиболее преемленный, но в то же время, более недоступен, так как требует много времени для подготовки.
Как показывает опыт общения с коллегами из других городов, компьютерные технологии обучения, при правильном их использовании, обеспечивают целый ряд преимуществ (по сравнению с обычным вариантом обучения), из которых, пожалуй, наиболее важными являются следующие:
реальная индивидуализация учебного процесса по содержанию материала, объемам и темпам его усвоения;
активизация учащихся при усвоении учебной информации за счет индивидуальной работы с ними в интерактивном режиме;
повышение эффективности использования учебного времени (в плане скорости формирования умений и навыков и их устойчивости);
положительная мотивация обучения за счет комфортных психологических условий работы учащегося, регулярности и массовости контроля знаний, объективности оценки;
гуманизация учебного процесса (в плане большего соответствия различных его сторон психофизиологическим особенностям человека);
изменение характера труда преподавателя, в частности, сокращение рутинной и усиление творческой составляющей его деятельности;
адекватность воспитательных действий за счет использования и сопоставления различных данных о личности учащегося.
Вывод Применение элементов компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в средней школе адаптивного типа, позволило видоизменить весь процесс обучения.
Современные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства связи, необходимое программное и методическое обеспечение) предоставили мне возможность интенсифицировать занятия разных форм обучения, но лучшие результаты показали при организации самообучения обучающихся в роли методического и организационного обеспечения самостоятельной работы. Компьютер позволил строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуальное общение с обучаемым, опирающееся на его модель и базовые знания.
В качестве средства моей деятельности, компьютер используется как консультант педагога, при принятии мной решений, относящихся к диагностике учащегося, оценке учебного материала, выбору метода обучения и технологии, а это существенно усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
Компьютер облегчает мою деятельность, как преподавателя – организатора курса ОБЖ в школе, храня массу данных и программ, необходимых мне в работе, помогая быстро подготовить планы, отчёты, донесения и проекты приказов, по сути своей –это целый рабочий комплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление в удобном для пользователя виде.
Применение мною ИКТ в обучении способствовало раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Главным итогом применения ИКТ в учебном процессе считаю:
Возросший уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ;
Обозначившаяся объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;
Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Поэтому, на вопрос «Нужен ли компьютер на уроке ОБЖ?», я с полной ответственностью заявляю: «Он необходим!»