СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Применение компьютерных технологий в преподавании предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка на тему "Применение компьютерных технологий в преподавании предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Применение компьютерных технологий в преподавании предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"»

Применение компьютерных технологий

в преподавании предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»


К выбору данной темы профессионального развития меня направили жизненные обстоятельства, связанные с последними изменениями в сфере образования, а именно профилизацией и компьютеризацией.

Первое изменение привело к резкому, в два раза, сокращению количества часов, отводимых в школьных планах на изучение курса основ безопасности жизнедеятельности, при остающихся прежних требованиях к знаниям, умениям и навыкам выпускников.

Второе изменение создало предпосылки для повышения эффективности процесса обучения, и на этой основе дало возможность разрешить противоречия между содержанием курса и отводимым на него временем обучения.

Основными проблемами, которые я решал, были такие:

  • переработка учебного курса для его компьютеризации;

  • построение учебного процесса с применением компьютера;

  • определение доли учебного материала, вида представления и его реализации с использованием компьютера;

  • способы и средства осуществления контроля знаний, оценки уровня закрепления навыков и умений;

  • подбор и апробация информационных технологий, применяемых для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.

Поскольку я не ставил цель перевода всего курса ОБЖ на информационно компьютерную технологию обучения, а только хотел использовать элементы этой технологии в процессе своей преподавательской деятельности, то оказалось достаточным переработать лишь часть специально избранных, тяжёлых для обучения тем.

Цели, которые я ставил перед собой, были следующие:

  • формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования, подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе;

  • повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости в 10-11 классах.

Решаемые задачи:
  • развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;

  • организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;

  • увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;

  • облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.

Необходимыми условиями для реализации целей и задач являются:

  • наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;

  • владение учителем ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;

  • развитая информационная среда образовательного учреждения;

  • смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;

  • владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.



Содержание учебного процесса

Использование ИКТ предлагает большое разнообразие содержания учебного процесса:

  • видео -, и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet;

  • материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);

  • комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

  • включение в ход урока исторического и справочного материала;

  • наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

  • анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.

Творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями и их рецензирование, оформление буклетов с ситуационными рекомендациями. Работа над ними позволяет ребятам не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользоваться встроенными в компьютер программами.

В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожу системообразующую роль, что связано с его возможностями:

  • мультимедийного представления учебного материала;

  • моделирования изучаемых явлений в реальном времени;

  • разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;

  • интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;

  • наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером, и учителем;

  • обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).

Использование мультимедийного проектора дает возможность проецировать изображение на большой экран не только с компьютера, но и видеомагнитофона, видеокамеры.

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса. При этом я последовательно стараюсь решить следующие задачи:

  • определяю необходимость применения компьютера;

  • определяю степень компьютеризации учебного процесса;

  • определяю перечень функций, возлагаемых на компьютер;

  • определяю использование готового программного обеспечения или разработка компьютерного пособия, с учётом информационно-методических рекомендаций ведущих преподавателей ОБЖ района и методистов.

Определяя необходимость применения компьютера на уроке ОБЖ, я считаю оправданным использование ИКТ, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.

Для удобства, пользуюсь следующей таблицей:





ТАБЛИЦА № 1

Применение компьютера на уроке


Где

Для чего

Что

Как

На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления

Для демонстрации при объяснении нового материала, для повторения и закрепления старого материала

Обучающие программы, мультимедийные средства

один компьютер и мультимедийный проектор

На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения

Для демонстрации при объяснении нового материала, подведения
к обобщению

Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций

Один компьютер
и мультимедийный проектор

На уроке контроля знаний, повторения и закрепления.
На этапе первоначального контроля

Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных

Контролирующие и тестирующие программы

Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение


При подготовке к урокам намечаю примерную структуру вариантов урока с использованием информационно – компьютерных технологий:

Урок изучения нового материала.

  • Актуализация знаний;

  • Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере
    (используется один компьютер и компакт-диск);

  • Первоначальное закрепление знаний;

  • Подведение итогов;

  • Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Урок повторения пройденного материала.

  • Актуализация знаний;

  • Творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс);

  • Рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере;

  • Подведение итогов;

  • Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Урок контроля и проверки знаний

  • Творческая работа (индивидуально или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 15 мин;

  • Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 10 мин;

  • Подведение итогов;

  • Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Чаще всего, я использую комбинированный урок, созданный на базе первого и третьего вариантов.

  1. Проверка выполнения домашнего задания, групповая мягкая рейтинговая оценка;

  2. Закрепление материала прошлого урока и выравнивание знаний – 5 минут;

  3. Актуализация знаний – 3 минуты;

  4. Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере – 10 – 15 минут;

  5. Первоначальное закрепление знаний – 5 минут;

  6. Компьютерное тестирование – 5 мин;

  7. Подведение итогов;

  8. Задание на дом и инструкции по его выполнению.

За время использования компьютера в преподавании ОБЖ мне доводилось работать с ПО различного типа. Отбирая самое лучшее, я сформулировал для себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

  • Программа должна быть понятна с первого знакомства, как мне – преподавателю, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

  • Как преподаватель, я должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

  • Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео и аудио фрагменты и т.д.) 

В итоге, оказалось, что этим требованиям отвечает программа Power Point из пакета Microsoft Office. Она легка в освоении и позволяет любому учителю, владеющему навыками работы с ПК, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета.

В случае необходимости, можно легко заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности Power Point’а позволяют максимально настроить любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Презентация даёт возможность творческой работы. Учитель сочетает наглядность и рассказ, имеет возможность задавать закрепляющие вопросы и рассчитывать время урока. Презентация позволяет учителю на более высоком уровне владеть вниманием класса, то есть с появлением нового слайда возникает рост интереса. Этот вариант, на мой взгляд, наиболее преемленный, но в то же время, более недоступен, так как требует много времени для подготовки.

Как показывает опыт общения с коллегами из других городов, компьютерные технологии обучения, при правильном их использовании, обеспечивают целый ряд преимуществ (по сравнению с обычным вариантом обучения), из которых, пожалуй, наиболее важными являются следующие:

  • реальная индивидуализация учебного процесса по содержанию материала, объемам и темпам его усвоения;

  • активизация учащихся при усвоении учебной информации за счет индивидуальной работы с ними в интерактивном режиме;

  • повышение эффективности использования учебного времени (в плане скорости формирования умений и навыков и их устойчивости);

  • положительная мотивация обучения за счет комфортных психологических условий работы учащегося, регулярности и массовости контроля знаний, объективности оценки;

  • гуманизация учебного процесса (в плане большего соответствия различных его сторон психофизиологическим особенностям человека);

  • изменение характера труда преподавателя, в частности, сокращение рутинной и усиление творческой составляющей его деятельности;

  • адекватность воспитательных действий за счет использования и сопоставления различных данных о личности учащегося.



Вывод

Применение элементов компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в средней школе адаптивного типа, позволило видоизменить весь процесс обучения.

Современные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства связи, необходимое программное и методическое обеспечение) предоставили мне возможность интенсифицировать занятия разных форм обучения, но лучшие результаты показали при организации самообучения обучающихся в роли методического и организационного обеспечения самостоятельной работы. Компьютер позволил строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуальное общение с обучаемым, опирающееся на его модель и базовые знания.

В качестве средства моей деятельности, компьютер используется как консультант педагога, при принятии мной решений, относящихся к диагностике учащегося, оценке учебного материала, выбору метода обучения и технологии, а это существенно усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Компьютер облегчает мою деятельность, как преподавателя – организатора курса ОБЖ в школе, храня массу данных и программ, необходимых мне в работе, помогая быстро подготовить планы, отчёты, донесения и проекты приказов, по сути своей –это целый рабочий комплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление в удобном для пользователя виде.

Применение мною ИКТ в обучении способствовало раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Главным итогом применения ИКТ в учебном процессе считаю:

  • Возросший уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

  • Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ;

  • Обозначившаяся объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;

  • Появление и рост у учащихся познавательного интереса;

  • Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

Поэтому, на вопрос «Нужен ли компьютер на уроке ОБЖ?», я с полной ответственностью заявляю: «Он необходим!»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!