Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
РЕКОМЕНДОВАНО на заседании педагогического совета протокол № _________ «___» __________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 49 Торопова С.А. приказ № ______ от «____» _________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная информатика»
5 – 9 классы
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 5 лет
Рассмотрено на методическом
объединении учителей
политехнического цикла
протокол № _____
«____» ___________2020 г.
Авторы – составители: Пастух О.М.,
учитель информатики,
Новокузнецкий городской округ, 2019
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п\п
Название разделов и тем
Формы организации
Виды деятельности
Модуль 1 - РАБОТА С ГРАФИКОЙ
1
Введение.
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
Поисковые исследования, общественно полезные практики
Познавательная и игровая деятельность.
2
Признаки предметов.
Выделение признаков предметов (цвет, форма, размер), определение предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Работаем с программой «Веселые моторы»
Поисковые исследования, конкурсы
Познавательная и игровая деятельность, техническое творчество
3
Изучаем TuxPaint.
Палитра цветов, заливка. Интерфейс TuxPaint. Выбор цвета, заливка. Работа с шаблонами. Использование стандартных штампов программы, изменение масштаба. Построение линий. Построение фигур. Добавление текста. Дополнительные инструменты. Использование магии. Применение различных эффектов.
Проекты:
«Символика РФ», «Создание герба Кемеровской области», «Создание герба города Новокузнецка», «Создание герба своей семьи»
Проектная деятельность
Проблемно-ценностное общение
4
Симметрия.
Нахождение симметричного изображения заданного предмета. Расположение предметов относительно линии симметрии.
Работаем с программой «Мир информатики»
Поисковые исследования, конкурсы
Познавательная и игровая деятельность, техническое творчество
5
Выполнение творческого проекта.
Проектная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Модуль 2 - РАБОТА С ГРАФИЧЕСКОЙ И ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
1
Введение
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод текста и изображения в компьютер.
Поисковые исследования, общественно полезные практики, круглые столы
Познавательная и игровая деятельность
2
Изучение графического редактора Gimp.
Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание надписей в графическом редакторе. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов.
Проекты: «Птицы», «Зоопарк», «Цветы для мамы», «Овощи и фрукты», «Зимние краски», «Поздравительная открытка».
Проектная деятельность
Проблемно-ценностное общение
3
Освоение клавиатурного тренажёра
Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Тренировка набора букв и текста.
Поисковые исследования, общественно полезные практики
Познавательная и игровая деятельность,
техническое творчество
4
Работа с редактором Open Office Writer Интерфейс программы. Правила ввода текста. Специальные клавиши. Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм.
Игры: «Подбери слова», «Путешествие в мир Анаграмм», «Собери клавиатуру».
Поисковые исследования, общественно полезные практики, конкурсы
Познавательная и игровая деятельность,
техническое творчество,
Модуль 3 - РАБОТА С ТЕКСТОМ И ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ
1
Человек и компьютер
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.
Понятия «естественный источник информации», «искусственный источник информации».
Человек и информация. Основные устройства компьютера и технические средства для ввода информации.
Поисковые исследования, общественно полезные практики, круглые столы
Познавательная и игровая деятельность
2
Текстовая информация и компьютерные программы
Правила кодирования и декодирования слов и текста. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. Форматирования и редактирования текста в Open Office Writer.
Игра «Придумай свой код»
Поисковые исследования, общественно полезные практики, , конкурсы
Познавательная и игровая деятельность,
техническое творчество
3
Числовая информация и компьютерные программы.
Программа калькулятор. Понятия «таблица», «ячейка», «столбец», «строка», «диапазон ячеек». Создание и оформление таблиц для решения задач в Open Office Writer. Интерфейс Open Office Calc. Границы ячеек. Создание электронных таблиц в Open Office Calc, выполнение в них расчётов по вводимым пользователем формулам. Табличное решение математических задач в Open Office Calc.
Проект: «Закупка сладостей на день рождение»
Поисковые исследования, проектная деятельность
Познавательная и игровая деятельность,
техническое творчество
4
Работа с программой Open Office Impress
Знакомство с мультимедиа технологиями. Интерфейс Open Office Impress. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в презентации. Знакомство с графическими объектами. Вставка готовых фигур и рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации. Работа над творческим проектом. Защита творческих проектов.
Проекты: «Создание дизайна презентации на свободную тему», «Создание презентации, согласно данному тексту», «Мой первый мультфильм».
Поисковые исследования, проектная деятельность
Познавательная и игровая деятельность,
техническое творчество
Модуль 4 - РАБОТА С РАЗЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
1
Работа с информацией.
Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.
Понятия «источник информации», «приёмник информации». Сбор информации. Многообразие носителей информации. Правила работы с носителями информации. Способы и виды представления информации в различных формах.
Проект «Домашние животные».
Поисковые исследования, проектная деятельность
Познавательная и проектная деятельность
2
Структурирование и визуализация информации.
Понятие визуальная информация. Построение диаграмм в текстовом процессоре. Построение диаграмм в табличном процессоре.
Проект «Создание кроссворда по одному из учебных предметов».
Поисковые исследования, проектная деятельность
Познавательная и проектная деятельность
3
Знакомство с Интернетом
Интернет, его роль в жизни человека. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации. Защита компьютера. Вирусы и антивирусы.
Общественно полезные практики, круглые столы, конкурсы
Познавательная и игровая деятельность.
Модуль 5 – РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
1
Логика как наука
2
Понятие об алгебре высказываний
3
Логические операции
4
Логические переменные и логические функции
5
Сложное высказывание
6
Лабораторная работа «Построение таблиц истинности с помощью ЭТ Excel»
7
Законы логики
4
8
Упрощение сложных высказываний
4
9
Решение логических содержательных задач
5
10
Простейшие преобразователи информации
3
11
Контрольная работа
1
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль 4. РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
№ п/п | Разделы, тема | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Алгебра логики | 19 | 16 | 3 |
1.1 | Правила техники безопасности при работе с компьютером в кабинете информатики. | 1 | 1 | |
1.2 | Логика как наука. | 1 | 1 | |
1.3 | Понятие об алгебре высказываний. | 1 | 1 | |
1.4 | Операции в алгебре логики. | 1 | 1 | |
1.5 | Конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. | 1 | 1 | |
1.6 | Импликация, эквивалентность. | 1 | 1 | |
1.7 | Операции в алгебре логики. Решение задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.8 | Свойства логических операций. | 1 | 1 | |
1.9 | Законы логики. | 1 | 1 | |
1.10 | Упрощение сложных высказываний. | 1 | 1 | |
1.11 | Сложные высказывания. Решение задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.12 | Свойства логических операций. Решение задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.13 | Множество. Графическое изображение множеств. | 1 | 1 | |
1.14 | Множество вариантов. Решение задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.15 | Информационные модели. Граф. | 1 | 1 | |
1.16 | Граф. Решение задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.17 | Простейшие преобразователи информации. | 1 | 1 | |
1.18 | Логические элементы. Логические схемы. | 1 | 1 | |
1.19 | Логические схемы. Решение задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Решение логических задач | 10 | | 10 |
2.1 | Построение таблиц истинности. | 1 | | 1 |
2.2 | Построение таблиц истинности с помощью электронных таблиц. | 1 | | 1 |
2.3 | Решение различных задач на применение логических операций. | 1 | | 1 |
2.4 | Решение задач на упрощение сложных высказываний | 1 | | 1 |
2.5 | Решение задач с множествами web-страниц. | 1 | | 1 |
2.6 | Решение различных комбинаторных задач. | 1 | | 1 |
2.7 | Решение логических содержательных задач. | 1 | | 1 |
2.8 | Решение логических содержательных задач с помощью таблиц. | 1 | | 1 |
2.9 | Решение логических содержательных задач с помощью графа. | 1 | | 1 |
2.10 | Решение задач на преобразование логических схем. | 1 | | 1 |
3 | Выполнение проекта | 5 | 1 | 4 |
3.1 | Проект «Сборник логических задач». | 1 | | 1 |
3.2 | Подбор задач для проекта. | 1 | 1 | |
3.3 | Решение задач для сборника. | 1 | | 1 |
3.4 | Оформление сборника задач. | 1 | | 1 |
3.5 | Защита проекта. Выставка работ. | 1 | | 1 |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
11