СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела «Художник – голос своей эпохи» для 7 класса.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 183 имени Р. Алексеева









Методическая разработка раздела

«Художник – голос своей эпохи»

для 7 класса по программе Г.И. Беленького «Литература»





Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов

№ 183 имени Р.Алексеева

Сормовского района

Таскина Елена Владимировна

Педагогический стаж 3 года





Нижний Новгород

2013

Содержание


Пояснительная записка………………………………………………..

Цели и задачи изучения раздела программы………………………

Содержание собственного педагогического опыта в реализации раздела программы…………………………………………………………….

Ожидаемые результаты……………………………………………….

Обоснование используемых в образовательном процессе технологий………………………………………………………………

Система знаний и система деятельности………………………………

Авторское поурочное планирование………………………………….

Результативность ……………………………………………………

Список литературы……………………………………………………

Приложение…………………………………………………………….




















Пояснительная записка

В условиях модернизации образования становится очевидным, что школа должна реализовывать приоритетные цели, среди которых: целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого учащегося, становление культуры деятельности; формирование готовности к самообразованию; достижение определенного уровня познавательной культуры и познавательных интересов учеников. Именно такой предмет, как литература способен реализовать данные цели.

В современных условиях необходимо так построить учебный процесс, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем предоставить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Именно поэтому представляется наиболее актуальным развитие творческого и критического мышления учащихся на уроках, где формирование читательской культуры, мотивации к самостоятельному чтению приводит к становлению личности.

Новизна представленных материалов видится в том, что изучение литературы интегрируется вокруг единой дидактической единицы – текста, постижение и интерпретация которого позволяют формировать критическое и творческое мышление. Методы и приемы работы с текстом представляют инновационные технологии: метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, арт-технологии, технологию развития критического мышления и т.д.

Чтобы стать личностью, человеку необходимо сформировать целостное представление о мире, осознать в нем себя и свое предназначение. Три взаимодополняющих друг друга способа освоения мира своеобразны и незаменимы в силу своей специфики: научного, художественного, морального сознания - сторон сложного синтетического процесса мышления. Они соответствуют трем подходам в образовании: знаниевому, социокультурному, рефлексивному. И только сочетание этих подходов позволяет реализовать компетентностный подход, актуализированный в современном образовании.

По программе под редакцией Г.И.Беленького главная цель обучения определяется целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности.

Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное усвоение художественных ценностей;

  • формирование представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

В 7 классе учащиеся продолжают входить в мир литературы, достигая определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, но более сложные, наблюдения над языком произведений, выполняя определенные устные и письменные работы.

Каждое произведение, предназначенное для изучения в этом классе, разбирается с учетом идейно-художественного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. При изучении произведения уделяется внимание и изучению некоторых важных нравственных и художественных проблем.

Разработка раздела программы, посвященного изучению творчества русских писателей ХIХ века о современности, представляется нам актуальной: во-первых, произведения И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.П. Чехова, ставшие классикой русской литературы, стремятся показать не только поступки, взаимоотношения, внешние стороны жизни своих современников, но и проникнуть в их психологию, внутренний мир, понять их чувства, переживания, иногда глубоко скрытые и незаметные со стороны; во-вторых, перед нами образцы высокохудожественной литературы и, наконец, в-третьих, темы, сюжеты, герои почерпнуты писателями из окружающей жизни, рождены раздумьями над судьбами родины и отдельных людей, произведения этих писателей затрагивают «вечные» темы: положения народа, сострадания к обездоленным, любви, смысла жизни и т.д., близкие современному читателю.


Цель изучения раздела

-Познакомить с художественной картиной мира отдельных писателей: И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П.  Чехова; обнаружить специфику поэтики каждого из писателей.

Задачи раздела:

Образовательные:

Познакомить с особенностями художественно-образного освоения мира представителями русской литературы XIX века.

Развивающие:

Развить аналитическое мышление учащихся, умение сопоставлять, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитать эстетический вкус, информационную культуру.


Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

В седьмом классе у подростков в концентрированном виде проявляются проблемы переходного возраста; в это период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим эмоциональным состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины в классе, особенно на последних уроках или после контрольных работ.

Настроение подростков подвержено резким перепадам. Переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности могут затруднять взаимодействие с ними. Возрастает обидчивость, раздражительность. Поэтому даже не слишком значимое замечание нередко приводит к бурной реакции подростка.

Подростки продолжают доказывать всем и самим себе свою «взрослость». Некоторые прибегают для этого к демонстрации сверстникам своих сексуальных контактов или же к принятию алкоголя.

Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться, на уроках и дома подростки стремятся общаться, переписываться. Они начинают подолгу разговаривать друг с другом по телефону.

При этом значимым для них становится не только статус в классе или компании, но и то, какие качества видят в них сверстники. Поэтому им особенно интересно, что о них думают, как их воспринимают.

В этот период активно развивается словесно-логическое мышление, подростки с радостью воспринимают задания, для выполнения которых нужно размышлять, поспорить, придумать различные варианты решения проблемы. Кроме того, подростки начинают мыслить быстрее.

В отношении взрослых подростки занимают двойственную позицию. Они четко делят на тех, кому можно и кому нельзя доверять. С первыми они готовы обсуждать глубокие личные проблемы, свои переживания поп поводу непонимания. От вторых резко закрываются, формализуют контакты. Новому взрослому завоевать доверие подростков достаточно сложно, это занимает много времени.

В отношениях с родителями подростки, как правило, уже наработали те или иные защитные механизмы, которые позволяют им справляться со своими переживаниями. Это могут быть запреты на чувства, закрытость в своем внутреннем мире или что-то другое.

В целом можно сказать, что наиболее эффективным становится взаимодействие, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности.

Основные задачи развития в этот период:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

  • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

  • формирование интереса к другому человеку как к личности;

  • развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;

  • развитие чувства взрослости;

  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;

  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.

Вопрос о характере восприятия читателя-школьника имеет еще один аспект, связанный с выяснением не только возрастных, но и индивидуальных возможностей учащихся. Ряд психологов и методистов пришли к альтернативному выводу о трех основных типах восприятия школьников. В первом типе отмечается преобладание наглядных и образных элементов, во втором — преобладание словесных и логических моментов восприятия. Третий тип — смешанный. Каждый из трех типов восприятия характеризуется, кроме того, большей или меньшей способностью учеников к адекватному восприятию произведения при минимальной или постоянной направляющей работе учителя.

Ученики «рассудочного» типа легко составляют планы, активно участвуют в работах итогового характера, но хуже работают с заданиями по тексту, менее чутки к художественному слову. Ученики «эмоционального» типа с интересом работают по тексту произведения, улавливают характер выразительных средств того или иного автора, но им труднее дается составление планов, работа над выводами. Знание особенностей учащихся каждого класса очень важно для учителя, так как помогает ему правильно распределить индивидуальные задания, в нужном направлении развивать познавательные задатки и интересы учащихся.

Во всех случаях важно сохранить в ученическом восприятии не подменяемый ничем другим элемент наслаждения, который опосредован объемом знаний и начитанностью ученика, его эмоциональностью, а также его потребностью воспринимать произведения искусства.

Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности. От «включения» в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников-подростков растет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения. Однако подросток не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Большинство ученых убеждены в необходимости сохранить наивно-реалистический этап восприятия учеников V—VII классов, так как осознание подростками художественной, эстетической ценности произведения наступает, как правило, в VIII-IX классах.

Задачи литературного образования в этот период – развивать у школьников устойчивый интерес к чтению, совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, открывать ученикам особенности литературы как словесного искусства, развивать способность видеть и оценивать художественное своеобразие произведений, воспринимать поэтическое слово, учить различать роды и жанры художественной литературы, выделять элементы композиции, выявлять связь различных компонентов произведения, видеть его целостно.

Хронологический принцип – основа построения курса средних классов. Структура курса: освоение учащимися родовой природы литературных произведений (IV)V класс), жанровой специфики произведения (VI класс), литературного произведения как эстетического единства (VII класс).

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Современная методика преподавания литературы предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков (ролевых игр, проблемных дискуссий, творческих заданий), межпредметных интегрированных уроков, модульной системы организации учебного процесса, которая позволяет выявить закономерности и специфику творчества отдельных писателей. Особенно значимо это при подготовке к ГИА как по русскому языку, так и по литературе: творческие задания (Часть С) требуют развития ассоциативного мышления, умения сопоставлять разные произведения, аргументируя собственную точку зрения.

Одним из методов, обеспечивающих тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения литературы, является проектная деятельность учащихся, представляющая собой синтез учебно-познавательного, творческого, игрового процесса.

Непременным условием реализации проекта представляется наличие заранее выработанного плана о конечном результате, промежуточных этапах (концепция, цели, задачи, ресурсы), путях реализации (технологическая карта проекта). При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат - активизации личностной позиции учащегося.

В зависимости от педагогической задачи проект может использоваться:

- как вариант проведения итоговых занятий по разделам или же по всему курсу,

- как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей,

- как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал в структуре урочно-внеурочной деятельности.

В данном разделе нами используется третий вариант – метод проекта как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал в структуре урочно-внеурочной деятельности. В приложении представлена модель проекта по рассказам А.П.Чехова.

Выбор проектной формы проведения разных вариантов занятий объясняется тем, что конечный итог обучения литературе не должен выражаться простой суммой знаний, учащиеся должны почувствовать практическую значимость предмета, научиться ориентироваться в различных источниках информации. Создание проекта по литературе требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличия воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму (например, мультимедийную презентацию, видеоролик, коллаж, кластер, творческую работу и т.д.). В методике преподавания мною используется как групповые проекты, так и индивидуальные (написание научной работы в рамках НОУ). Именно по этому разделу была написана исследовательская работа: «Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Кроме этой технологии при изучении данного раздела применяются методы и приемы технологии развития критического мышления (авторы С.И.Заир-Бек и И.В. Муштавинская). Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы ТРКМ дают возможность реализовать следующие задачи:

- развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;

- повышать познавательное отношение к учебе;

- выполнять задания творческого и проблемного характера.

Приемы и методы технологии развития критического мышления учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру, что является необходимым на уроках литературы.

В основе данной технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

1. На первой фазе – фазе вызова, моя деятельность ориентированная на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации.

2. Главными задачами второй фазы – фазы осмысления, являются активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Моя главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. И здесь важное значение имеет качество отобранного материала.

3. На третьей фазе – фазе рефлексии, моя деятельность направлена на суммирование и систематизацию новой информации, предлагаю творческие, исследовательские или практические задания для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. На фазе осмысления я использую графическую систематизацию материала (таблицы, кластеры), на стадии рефлексии – синквейны, коллажи.

В приложении представлены: кластер «Жанровое своеобразие стихотворений в прозе», синквейны на сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Развитие личности обучающегося обеспечивается формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий – личностных, познавательных, коммуникативных – как основы образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода. Одной из технологий, соответствующих данному подходу в обучении и новым федеральным государственным образовательным стандартам, являются арт-технологии, которые также были применены мною при изучении данного раздела.

Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые организуют процесс обучения средствами искусства. Использование арт-технологий направлено на формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. В основе арт-технологий лежит творческая деятельность. Результатом этой деятельности являются качественно новые материальные или духовные ценности. Таким образом, творческая деятельность в процессе обучения помогает формировать ключевые умения обучающихся: преобразовывать информацию, интерпретировать ее, находить пути решения проблем.

Арт-технологии – это творческая деятельность, направленная на создание чего-то нового средствами искусства. Если говорить о системе педагогических методов и приемов, то они помогают формировать собственную позицию и способствуют самоопределению подростка.

Арт-технологии – это и форма воспитательной работы, имеющая ряд особенностей:

  • демократичность (возможность обучающимся, не имеющим особенных художественных способностей, создавать что-то новое, т.е. творить);

  • возможность самовыражения: обучающийся открывает свои эмоции, настроения, переживания, идеи, свою позицию по отношению к тому или иному явлению действительности;

  • возможность коммуникации: арт-технологии позволяю выразить каждому обучающемуся то, что невозможно выразить словами (вербально).

К арт-технологиям относятся следующие приемы: создание фотографий, картин, карикатур, коллажей, слайдов, инсталляций, сказок, песен, стихотворений, игр, кинематографических работ, театральных постановок, танцев и т.д.

Использование данных технологий позволяет учителю решить следующие задачи:

  • заинтересовать обучающегося, направить его на изучение нового материала, на прочтение и последующий анализ текста;

  • создать условия для работы подростков в группе;

  • помочь обучающимся перейти из пассивной позиции наблюдателя на уроке в активную, деятельную;

  • мотивировать подростков на создание творческого продукта, который опирается на воображение, интуицию, творческое мышление.

Среди многочисленных приемов арт-технологии при изучении данного раздела я использовала инсценирование. В его основе лежит глубокое интеллектуальное и эмоциональное постижение замысла автора, характера образов и умение воплотить их на сцене.

На уроке были представлены эпизоды из сказки Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».

Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Считаю, что театрализация является одним из эффективных приемов активизации познавательной деятельности учащихся.

Инсценирование способствует совершенствованию коммуникативной деятельности, развитию эмоциональности, решению задач эстетического и нравственного восприятия, развитию творческих способностей, умений и навыков в их органичном единстве.

В современной методике преподавания литературы наблюдается тенденция к интегративному освоению понятий литературоведения, этики, эстетики, психологии, философии культуры и культуры личности. Интеграция становится одним из основных принципов сегодняшнего образования. В методике преподавания литературы я опираюсь на исследования В.Г.Маранцмана, обосновавшего принципы сопоставительного анализа при системном введении в школьное преподавание литературы произведений мирового изобразительного искусства, музыки и театра. Смежные искусства, к которым обращается учитель в обзорных лекциях, при изучении биографии писателя, в работе над образом литературного героя, в беседах о художественном методе писателя, способны обострить эстетическую восприимчивость учащихся, развить их ассоциативное и образное мышление. «Включение смежных искусств» в изучение литературного произведения помогает управлять потоком ассоциаций, стимулирует возникновение определенных представлений в сознании читателя. В то же время такое сопоставление подчеркивает своеобразие мироощущения писателя, и с этой точки зрения становится способом постижения объективного смысла произведения.

Использование киноэкранизации на уроках литературы - один из приемов, позволяющий заинтересовать школьника и активизировать его как читателя. После выяснения восприятия текста и его анализа, на этапе интерпретирования текста можно обращаться к его киноэкранизации. Ученики узнают, как прочитанный текст живет в истории искусства. Конечно, это не должен быть просто просмотр эпизода или целого фильма. Обязательно ученики должны получить письменное задание, где они проанализируют (какой герой тебе запомнился и почему, каким ты его себе представлял и совпало ли видение режиссера и др.). Так учащиеся выходят на собственные оценочные суждения, учатся высказывать свою точку зрения – все это формирует культуру кинозрителя, постигают специфику кино как вида искусства.

Ребят привлекает подчеркнутая событийность, динамика действий, рельефность образов. Смена зрительного ряда захватывает детей, потому что им интересна напряженная, драматическая смена планов, ракурсов, настроений. Таким образом использование кинофильмов не только желательно и интересно в учебном процессе, но и необходимо для литературного развития учащихся.

Так на уроках по изучению сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина мы обращаемся к просмотру фрагментов мультфильма «Как один мужик двух генералов прокормил» 1965 г. (режиссер Иван Иванов-Вано). При изучении рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» анализируем фрагменты фильма «Бирюк» 1977 г. (режиссер Роман Балаян).

Проанализировав разные трактовки образов, пытаемся постичь объективный смысл произведения.

Важную роль в преподавании литературы играют мультимедийные технологии. Собрание цифровых образовательных ресурсов (документальные фильмы о писателях, художественные фильмы, виртуальные экскурсии, электронные учебные пособия, мультимедийные презентации) становится неотъемлемой составляющей методической копилки учителя. Внедрение компьютерных технологий в школе на уроке необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, участия в художественной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению знаний, внесения элемента новизны.

Интернет-ресурсы органично вписываются в содержание современных уроков литературы, способствуют более глубокому восприятию, интеграции разных видов искусства.

Тематические ресурсы Интернета способствуют созданию художественно насыщенной среды школы, организации на их основе межпредметной проектной деятельности, проведению исследовательской работы.

Результатом проектной деятельности стали публичные выступления учащихся с докладами, сопровождаемыми мультимедийными презентациями (уроки по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина).

Презентации, в отличие от других электронных продуктов, предназначены для решения конкретных образовательных задач урока, способствуют увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала, расширяют возможность для организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами.

Система знаний и система деятельности

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Гуманитаризация образования сформировала также новый подход к анализу произведения искусства. В центре исследования должна быть личность художника. Лишь учитывая мировидение поэта (писателя, композитора, художника), можно приступать к анализу его творений. Поэтому каждый подраздел начинается с изучения особенностей творческой биографии писателя: это может быть активная лекция («бортовой журнал»), конспект (прием «инсерт»), составление кластера, мультимедийная презентация, видеоролик. Затем знакомство с писателем приобретает новые формы – анализ произведения, выход на мировоззренческие основы.

Тематическое планирование раздела программы


«Художник – голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

(12+1+4)

Кол-во часов



Тема учебного занятия


Формирование универсальных учебных действий



Знать


Уметь

1

И.С. Тургенев (3+1)

И.С. Тургенев Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

О личности писателя, его творчество, история создания произведения.

Составлять план учебной статьи, выделять главное.

1

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

Содержание понятия пейзажа и художественной детали.

Составлять тезисы и план прочитанного; вла­деть различными видами пересказа.

1

Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.

Особенности составления характеристики героя.

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.

1

Вн. чт. И.С. Тургенев Стихотворения в прозе.

Понятие стихотворений в прозе, время создания, тематику, жанр стихотворений в прозе.

Производить анализ текста, определять жанровое своеобразие.

1

Н.А. Некрасов (3+1)

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога».

Факты жизни и творчества поэта, историческая основа стихотворения, жанровые особенности.

Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строфы, аргументируя ответ.

1

Исторические основы стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.

Основная проблематика произведения.

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.

1

Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор.


Диалоговая речь

Развитие представлений о жанре поэмы.

Воспринимать и анализировать поэтический текст.

1

Вн. чт. Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская».

Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий.

Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.

1

М.Е. Салтыков-Щедрин (3+1)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

Жизненный и творческий путь писателя, особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста».

Владеть монологической и диалогической ре­чью.

1

Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика.

Понятия сатиры, сатирического образа и персонажа, сатирического типа.

Самостоятельно раскрывать сатирический пафос.

1

Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.

Тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

1

Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

Особенности произведения история создания, смысл названия.

Совершенствовать навыки анализа текста.

1

А.П. Чехов (3+1+1)

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Личная и творческая биография Чехова, художественные особенности его рассказов.

Владеть монологической и диалогической речью.

1

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе.

Понятие психологического портрета и сюжета. Жанр юмористического рассказа.

Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль.

1

Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина.

Сюжет и образная система рассказа.

Самостоятельно раскрывать сатирический пафос.

1

Вн.чт. А.П. Чехов «На мельнице».

Роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему.

Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.

1

Презентация группового проекта «А.П. Чехов и герои его произведений»

Р.р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению по рассказам А.П. Чехова.

Образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя.

Составлять рабочие материалы к обсуждаемым темам; анализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки образа. Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.



Результативность

С целью определения эффективности усвоения данного раздела программы, было проведено контрольное тестирование по литературе, результаты которого представлены на диаграмме: всего в классе - 22 человека: 5 человек (23%) – «5», 14 человек (64%) – «4», 3 человека – «3» (13%).



Список литературы

  1. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста / АНУССР, Ин-т философии. – Киев, 2008, с. 107.

  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

  5. Ивин А.Л. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990. – 237с.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998.



















Приложение 1

Методическая разработка урока по теме

«Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. (на примере сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Тип урока: изучение нового материала

Цель: выявить художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере анализа сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Задачи:

  1. образовательные: выявление особенностей щедринской сказки через анализ литературного произведения; научить находить приемы создания сатирического в тексте, давать характеристику литературному герою;

  2. развивающие: развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, умения давать развернутый аргументированный ответ на вопросы учителя, развитие умения работать самостоятельно с текстом и в парах; развитие памяти и логического мышления;

  3. воспитывающие: в образах генералов и мужика увидеть то, что подлежит отрицанию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Внутрипредметные связи: с литературоведением (термины).

Методы и приемы работы: методы и приемы технологии развития критического мышления (составление кластера, «толстые и тонкие вопросы», заполнение сравнительной таблицы, прием «верное и неверное утверждение»), репродуктивный метод (пересказ текста, слово учителя, пропедевтическая беседа, запись выводов в тетрадь), исследовательский метод (работа в группах), метод творческого чтения (инсценирование эпизода сказки, работа с иллюстрациями), эвристический метод (аналитическая беседа)


Ход урока


  1. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка присутствующих (отсутствующих), проверка готовности учащихся к уроку.


  1. Стадия вызова

    Формы организации учебной деятельности

    Рассматриваемые вопросы











    Инсценирование эпизода сказки (метод творческого чтения)

    Учитель: Тема нашего урока сегодня «Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина»

    Учитель предлагает учащимся ответить на два вопроса, и определить задачи урока, исходя из темы урока.

    Что знаем по теме урока?

    - знакомы с биографией М.Е. Салтыкова-Щедрина

    - прочитали сказку;

    - знакомы с определением жанра “сказки”;

    - знакомы с понятиями “сатира” и “юмор”;

    Что должны узнать?

    - каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);

    - характеристику героев.


    Учитель: Ребята, вашему вниманию предлагается посмотреть небольшую сценку.

    Инсценирование учащимися эпизода сказки (со слов «вчера,- читал взволнованным голосом один генерал…» до слов «…пустились отыскивать мужика»).

    Учитель: Узнали героев? Кто они? Давайте вспомним их историю…

  2. Стадия осмысления

    Формы организации учебной деятельности

    Рассматриваемые вопросы














    Пропедевтическая беседа (репродуктивный метод)



    Составление

    кластера








    Работа в группах

    (исследовательский метод)











    Аналитическая беседа (эвристический метод)



    Просмотр фрагмента мультфильма





    Аналитическая беседа (эвристический метод)







    Аналитическая беседа (эвристический метод)







    Пропедевтическая беседа (репродуктивный метод)




    Аналитическая беседа (эвристический метод






    Выразительное чтение (метод творческого чтения)

    Аналитическая беседа (эвристический метод)

    Слово учителя (репродуктивный метод)


    Запись определения в тетрадь (репродуктивный метод)


    Аналитическая беседа (эвристический метод)


    Работа с иллюстрациями (метод творческого чтения)

    Учащиеся отвечают на вопросы:

    Прием «тонкие» и «толстые» вопросы

    «толстые» вопросы

    «тонкие» вопросы

    Почему М.Е. Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

    Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров?

    Как называется сборник сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?

    Где жили и работали генералы?

    Как генералы попали на остров?

    Что случилось с ними на острове?

    Кто помог генералам?

    Как генералы вернулись домой?

    Учитель: Ребята, давайте посмотрим на начало произведения (по просьбе учителя ученики зачитывают первый абзац «Повести…»). Что вам напоминают слова «жили-были?»

    Учащиеся: Так начинается большинство сказок.

    Учитель: Правильно, а что мы с вами знаем о таком жанре как сказка?

    Учащиеся: Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил. В сказке используются определенные сказочные выражения и формулы, происходят фантастические события, все герои делятся на добрых и злых, всегда в сказках побеждает добро.

    Результатом беседы будет кластер (особенности жанра сказки), который учитель рисует на доске, а учащиеся в тетради.

    Учитель: А есть ли эти признаки в «Повести…»?

    Работа в группах над заполнением таблицы:

    Какие черты народных сказок использовал Салтыков-Щедрин в “Повести …”?

    Элементы реальной жизни

    Сказочный

    зачин

    Устойчивые

    сказочные выражения

    Фантастические

    события

    Газета «Московские ведомости», город Петербург, Тула Москва, Пенза, Рязань, названия улиц - Подьяческая улица, регистратура, река Фонтанка, Нева, пенсия.


    «Жили да были»

    «сказано – сделано», «долго ли, коротко ли», «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «по щучьему велению, по моему хотению»

    Необитаемый остров с экзотической природой, способ попадания генералов на остров, возвращение домой, наличие мужика, газеты на острове.

    Учитель: А генералов мы можем отнести к сказочным образам?

    Учащиеся: Наверное, нет, так как из текста мы узнаем, что родом генералы из Петербурга, живут там в "Подъяческой улице". Не вписывается в сказочный сюжет описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о пенсии. Не сказочна причина, по которой произошло перемещение генералов на остров: «оба были легкомысленны».

    Учитель: Какой же выход из ситуации нашли генералы, кто же не дал им погибнуть на острове?

    Учащиеся: Мужик.

    Учитель: Давайте посмотрим, как же помог мужик генералам (просмотр фрагмента мультфильма о том, как мужик организует обед для генералов).

    Учитель: Так ли вы представляли себе героев?

    Как характеризуют мужика его «действия» на острове? И можем ли мы назвать его сказочным героем?

    Учащиеся: В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает мужика сноровистым, ловким. Он выступает здесь как своеобразный сказочный герой-помощник, который помогает выйти из трудной ситуации.

    Учитель: Составим сравнительную таблицу:

    Генералы

    Мужик

    Неприспособленность к жизни

    Глупость

    Невежественность

    Тунеядство

    Несправедливость

    Жадность

    Пустота интересов


    Приспособленность

    Ловкость

    Находчивость

    Трудолюбие

    Талант

    Рабская покорность

    безропотность


    Учитель: Есть ли разница в том, как автор смеется над генералами и как он смеется над мужиком?

    Учащиеся: Генералы изображены автором со злой, откровенной иронией. Автор высмеивает глупость, невежество и неумение трудиться генералов. Мужик же изображен с очень горькой насмешкой. Мужик проявляет незаурядное трудолюбие, блестящую смекалку. Но он безропотно выполняет все приказания генералов и даже сам вьет веревку, которой его привязывают. Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.

    Учитель: А как автору удалось показать свою позицию по отношению к героям?

    Учащиеся: Автор использует определенные художественные средства, приемы…

    Давайте с вами вспомним определение следующих литературных приемов:

    Установите соответствия:

    Аллегория

    Мир невероятных, чудесных представлений и образов, рожденных воображением.

    Гипербола

    Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

    Фантастика

    Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

    Учащиеся устанавливают соответствия.

    Учитель: А где в «Повести…» мы можем увидеть применение этих приемов?

    Учащиеся с помощью учителя находят и зачитывают эпизоды, иллюстрирующие тот или иной прием.

    Гипербола – и ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут.

    Фантастика – генералы попадают, заснув, на необитаемый остров.

    Аллегория – генерал не может сам сорвать яблока с дерева – настолько он беспомощен.

    Учитель: Ребята, зачитайте, пожалуйста, эпизод, когда генералы чуть не съели друг друга.

    Учащиеся выразительно зачитывают указанный эпизод.

    Учитель: Какими изображены генералы в этот момент?

    Учащиеся: Голодные генералы как дикие звери набрасываются друг на друга, один откусывает орден у другого…

    Учитель: Известно, что автор, чтобы усилить сатирический эффект, перепробовал несколько вариантов этой сцены. В одном из них один генерал откусывал у другого палец, в другом – ухо. И, наконец, орден. Мы видим предельное увеличение, доведенное до абсурда – орден воспринимается генералами как часть тела! Такое преувеличение, основанное на фантастике, называется гротеском.

    Запишите определение нового для вас сатирического приема в тетрадь.

    Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании реального и фантастического.

    Учитель: Чем закончилась сказка?

    Учащиеся: Рюмкой водки и пятаком наградили мужика. «Награда» явно неадекватна затраченным усилиям мужика, но ему и того довольно, по мнению генералов и его самого.

    Комментарий учителя: Развязка сказки интересна тем, что, как и её начало, выдержана в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела.

    Учитель: Еще мне хотелось бы обратить ваше внимание на иллюстрации к сказке. Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? Ребята, а можем ли мы увидеть использование сатирических приемов и в иллюстрациях к данной сказке? На что обращают внимание художники-иллюстраторы?

    Учащиеся рассматривают иллюстрации Кукрыниксов, Н.Муратова, А.М. Каневского и М. Черемных и отвечают на вопросы учителя.

    Аналитическая беседа (эвристический метод)


    Учитель: Ребята, какие же художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина мы можем выделить?

    Учащиеся:

    1.сочетание реального и фантастического;

    2. разрешение конфликта в пользу богатых (в отличии от народной сказки);

    3. использование определённых сатирических приемов: гипербола, аллегория, сарказм, ирония;

    4. один из самых ярких сатирических приемов – гротеск.

  3. Рефлексия

Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы

Прием «верное – неверное утверждение»






Составление синквейнов








Прием «верное – неверное утверждение»

Учитель: «Правда ли я?» Я утверждаю…..

…что сказки Салтыкова – Щедрина написаны только для детей?

…что в его сказках используется только разговорный стиль?

…что Салтыков – Щедрин прямо указывает на недостатки героев?

…что в сказках Салтыкова – Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни?

…что в этих сказках используются добрый авторский смех?

Составьте синквейны:

Мужик, генералы, Салтыков-Щедрин.

Какой смех у Щедрина?

Смех

обличительный, горький

осуждает, поучает, разоблачает

он борется с недостатками

сатира



  1. Задание на дом

  1. Нарисовать иллюстрации к сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  2. Прочитать сказку «Дикий помещик» и ответить на вопрос: какие приемы, характерные для сатиры Салтыкова Щедрина, использованы в сказке.

  3. Кому из литературных героев этой повести вы хотели бы написать письмо? Творческая работа «Письмо литературному герою».


Презентация к уроку


Приложение 2

Модель урока литературы по теме

"Стихотворения в прозе И.С. Тургенева"

Тип урока: Урок внеклассного чтения.

Вид урока: Урок-исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, экран.

Цель урока, познакомить с идейно-художественными, жанровыми особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева

Задачи:

  • дать понятие о стихотворениях в прозе;

  • познакомить учащихся с циклом «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева;

  • учить анализировать произведения малого жанра;

  • воспитывать чувства прекрасного;

  • развивать эмоциональную сферу, образное мышление

Структура урока

  1. Оргмомент

Приветствие учащихся, отметка присутствующих (отсутствующих), проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Стадия вызова

Сборник И. С. Тургенева называется «Стихотворения в прозе». Какой вопрос может возникнуть при взгляде на такое название? (Что такое стихотворения в прозе?)

Строим «фишбоун».

- К какому роду литературы, как вы думаете, будет относиться этот жанр?

Подберем термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика (выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой (близок к автору), жанры лирики (стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы (ритм, размер, рифма) Записываем в «фишбоун».

Построим определение термина «стихотворение в прозе» - небольшое прозаическое произведение, напоминающее лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи.

  1. Стадия осмысления

Познакомимся с историей создания сборника «Senilia. Стихотворения в прозе»

И. С. Тургенева.

При чтении воспользуемся технологией ИНСЕРТ. Во время чтения текста выполните пометы на полях: «V» - уже знал(а), «+» - новое, «-» - думал(а) иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

«Стихотворения в прозе» были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878—1882 годах. Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека…

Первоначально сборник был назван «Посмертные», потом «Старческое», издатель М.М. Стасюлевич предлагал название «Зигзаги». Жанр своих произведений сам писатель определил как «стихотворения без рифмы и размера». «Senilia» ( «Старческое»), собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи ( вежливо выражаясь ) старика», - писал Тургенев в одном из писем. За этими строками не стоит ни тени кокетства или ёрничанья; их пишет тяжело больной человек, сознающий свой скорый конец.

- Какая информация была знакома? Что оказалось новым? Что вызвало вопросы?


  1. Определение сверхзадачи урока

– О чем же размышляет писатель в конце жизни?

Послушайте стихотворение «Как хороши, как свежи были розы…».

- Что привлекло ваше внимание в тексте?

- Какие два временных пространства нарисованы в стихотворении? Воссоздайте по ключевым словам душевное состояние лирического героя.

- Что поддерживает лирического героя в момент трагического одинокого умирания?

- Что вызывает в памяти эти воспоминания - картину молодости, тепла, счастья?

- Как вы думаете, почему рефреном звучат именно стихотворные строки?

- Что изменилось бы в произведении, если бы отсутствовал такой рефрен?


– О чем же размышляет Тургенев в конце жизни? (Это размышления о жизни и смерти, одиночестве, мимолетности счастья, памяти и забвении…)


– Жизнь быстротечна, счастье мимолетно… Что же может явиться опорой в жизни?

Читаем стихотворение «Воробей», используя прием чтения с остановками, и заполняем «Дерево предсказаний» (Возможна групповая работа)

  1. Рефлексия

– О чем же размышляет писатель в конце жизни? Что видит Тургенев опорой жизни человека?

  1. Домашнее задание.

Попробуйте выступить авторами своеобразного стихотворения в прозе и напишите синквейн.

Примеры синквейнов, написанных учениками после этого урока:

Стихи.

Волшебные, мелодичные.

Звучат, льются, умиротворяют.

Помогают понять себя.

Красота.


Любовь.

Возвышенная, робкая.

Летит, кружит, волнует.

И сердце согревает нежно.

Счастье…


Нищий.

Дряхлый, старый.

Стонет, мычит, умоляет.

Кто же ему поможет?

Брат.


44




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!