СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела образовательной программы по ОБЖ в 5 классе "Основы здорового образа жизни"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов под редакцией А.Т. Смирнова разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела образовательной программы по ОБЖ в 5 классе "Основы здорового образа жизни"»

    Баженов Александр Викторович, учитель ОБЖ МБОУ Большемаресьевской СШ

 

 

Баженов Александр Викторович,

учитель ОБЖ МБОУ Большемаресьевской СШ

   Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов под редакцией А.Т. Смирнова разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности .

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов под редакцией А.Т. Смирнова разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности .

Уроки раздела Основы здорового образа жизни в 5классе № урока тема урока 1 Здоровый образ жизни 2 Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья 3 Рациональное питание. Гигиена питания 4 Факторы, разрушающие здоровье 5 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек практическое занятие

Уроки раздела Основы здорового образа жизни в 5классе

урока

тема урока

1

Здоровый образ жизни

2

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья

3

Рациональное питание. Гигиена питания

4

Факторы, разрушающие здоровье

5

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

практическое занятие

Цели раздела  1. Познавательная    Освоение знаний о здоровом образе жизни и составляющих его факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье;    2. Развивающая     Развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, гигиенических навыков и привычек; приобщение к разумной физической активности;    3. Воспитательная     Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

Цели раздела

1. Познавательная

Освоение знаний о здоровом образе жизни и составляющих его факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье;

 

2. Развивающая

Развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, гигиенических навыков и привычек; приобщение к разумной физической активности;

 

3. Воспитательная

Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

Задачи раздела 1. Сформировать у обучающихся общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни. 2. Познакомить с основными компонентами здорового образа жизни .  3. Сформировать у обучающихся убеждение в необходимости заниматься физическими упражнениями , соблюдать режим дня, правила рационального питания в повседневной жизни. 4. Воспитание у обучающихся твердой позиции говорить «Нет» вредным привычкам . 5. Развивать навыки поиска информации по заданной теме в источниках различного типа .

Задачи раздела

1. Сформировать у обучающихся общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни.

2. Познакомить с основными компонентами здорового образа жизни .

3. Сформировать у обучающихся убеждение в необходимости заниматься физическими упражнениями , соблюдать режим дня, правила рационального питания в повседневной жизни.

4. Воспитание у обучающихся твердой позиции говорить «Нет» вредным привычкам .

5. Развивать навыки поиска информации по заданной теме в источниках различного типа .

Психолого-педагогическое объяснение  Основные задачи современной школы  подготовка ребенка к самостоятельной жизни,  воспитание его нравственно и физически здоровым.    Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым.

Психолого-педагогическое объяснение

Основные задачи современной школы

подготовка ребенка к самостоятельной жизни,

воспитание его нравственно и физически здоровым.

Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы Знают:   - основные составляющие здорового образа жизни ; - режимные компоненты ;  - основные принципы рационального питания  - основные физические качества, которыми должен обладать здоровый человек ;   - факторы и виды закаливания, для укрепления здоровья ;   - отрицательное влияние курения и алкоголя на развитие способностей человека и здоровье . Умеют:  - вести здоровый образ жизни ; рационально распределять своё время ;  - соблюдать правила рационального питания в повседневной жизни ;  отказываться от вредных привычек ; - использовать полученные знания и умения в повседневной жизни ;

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Знают:

- основные составляющие здорового образа жизни ;

- режимные компоненты ;

- основные принципы

рационального питания

- основные физические качества, которыми должен обладать здоровый человек ;

- факторы и виды закаливания, для укрепления здоровья ;

- отрицательное влияние курения и алкоголя на развитие способностей человека и здоровье .

Умеют:

- вести здоровый образ жизни ;

  • рационально распределять своё время ;

- соблюдать правила рационального питания в повседневной жизни ;

  • отказываться от вредных привычек ;

- использовать полученные знания и умения в повседневной жизни ;

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий Виды мотивации 1. Социальная – это поднятие авторитета ребёнка. (Стараюсь похвалить его за хорошее поведение, за усердие в работе на уроке и дома и т. д.) 2. Прагматическая. (Стремлюсь усилить внимание к предмету ОБЖ, который необходим в жизненных ситуациях, готовит будущих защитников Родины); 3. Содержательная. (Работая с учениками, способствую формированию знаний, которые пригодятся в нестандартных ситуациях

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий

Виды мотивации

1. Социальная – это поднятие авторитета ребёнка. (Стараюсь похвалить его за хорошее поведение, за усердие в работе на уроке и дома и т. д.)

2. Прагматическая. (Стремлюсь усилить внимание к предмету ОБЖ, который необходим в жизненных ситуациях, готовит будущих защитников Родины);

3. Содержательная. (Работая с учениками, способствую формированию знаний, которые пригодятся в нестандартных ситуациях

Урок с разбором конкретной ситуации  «Здоровый образ жизни»  Урок «Рациональное питание»  Урок «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека»  ОПЫТ № 2 В сосуд с куриным белком добавить спирт .

Урок с разбором конкретной ситуации

«Здоровый образ жизни»

Урок «Рациональное питание»

Урок «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека»

ОПЫТ № 2

В сосуд с куриным белком добавить спирт .

Виды и формы организации учебной деятельности

1

Тема урока

Здоровый образ жизни

2

Средства обучения

Методы

Учебник

Тетрадь Таблицы ИКТ слайды

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые

условия укрепления здоровья

3

Беседа Практическая работа Исс л ед. деятельность Про е ктная деятельность

Рациональное питание. Гигиена питания

Учебник

Тетрадь Таблицы

ИКТ презентация Анкета

Карточки тест

формы

4

Форма контроля

Учебник

Тетрадь Таблицы

Алгоритмы действий

ИКТ презентация Таблицы,тесты

Беседа

Практическая работа

Самостоятельная работа

Игра Проектная деятельность. Наглядность

Фронтальная

Работа в парах

индивидуальная

5

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Фронтальная

Работа в группах

Сам. работа

Беседа

По вопросам

Практическая работа

Самостоятельная

Работа с учебником

Исслед. Метод Наглядный

беседа

Учебник Тетрадь Таблицы

Карточки Презентация

плакаты о вреде курения, цитаты известных людей, рисунки, рефераты

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

Практическая работа

Игра

Фронтальная

Работа в группах

Наглядные

Беседа

практические

Частично-поисковый

Учебник Тетрадь Таблицы

карточки

ИКТ презентация

Работа с карточками

Фронтальная

Групповая

индивидуальная

Практическая работа

Наглядные

Беседа

Проект

(Реферат)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Ролевая игра

Практическая работа Решение ситуационных задач

Организация игровой  деятельности    Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя.   Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

Организация игровой деятельности

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя.

Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

Дисскусия Пример: «Нужна ли реклама сигарет и алкогольных напитков?» Предлагаются вопросы: Считаете ли вы, что реклама может быть эффективным способом для борьбы с курением? Если да, то почему?  Какой лозунг вы бы сами предложили на рекламном щите против курения?

Дисскусия

Пример:

  • «Нужна ли реклама сигарет и алкогольных напитков?»

Предлагаются вопросы:

  • Считаете ли вы, что реклама может быть эффективным способом для борьбы с курением?
  • Если да, то почему?
  • Какой лозунг вы бы сами предложили на рекламном щите против курения?
ИКТ на уроках ОБЖ  подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);  мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики);  контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;  использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.

ИКТ на уроках ОБЖ

  • подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);
  • мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики);
  • контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
  • использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.

Проектная деятельность   Домашнее задание после изучения темы «Рациональное питание»  Провести презентацию полезных блюд или антирекламу любимым, но … продуктам.  Примерный план: 1). Оригинальность названия. 2). Из каких продуктов состоит. 3). Способ приготовления. 4). Какие питательные вещества преобладают? Для чего они нужны? 5). Чем полезно (вредно)?

Проектная деятельность

Домашнее задание после изучения темы «Рациональное питание»

Провести презентацию полезных блюд или антирекламу любимым, но … продуктам.

Примерный план:

1). Оригинальность названия.

2). Из каких продуктов состоит.

3). Способ приготовления.

4). Какие питательные вещества преобладают? Для чего они нужны?

5). Чем полезно (вредно)?

Проектная деятельность Расположите по порядку режимные моменты: Режимные компоненты Рекомендуемое время для учащихся 5 класса Подъем Мой режим 7.00 Утренняя зарядка, водные процедуры 7.00 – 7.20 Завтрак 7.20 – 7.40 Дорога в школу 7.40 – 8.10 Занятия в школе 8.15 – 13.30 Горячий завтрак или фрукты 11.00 – 11.10 Дорога из школы или прогулка 13.30 – 14.00 Обед 14.00 – 14.30 Прогулка, игры на воздухе 14.30 – 16.00 Полдник 16.00 Приготовление домашнего задания 16.00 – 18.00 Ужин и свободные занятия 18.00 – 21.00 Приготовление ко сну 21.00 – 21.30 Сон 21.30 – 7.00

Проектная деятельность

Расположите по порядку режимные моменты:

Режимные компоненты

Рекомендуемое время для учащихся 5 класса

Подъем

Мой режим

7.00

Утренняя зарядка, водные процедуры

7.00 – 7.20

Завтрак

7.20 – 7.40

Дорога в школу

7.40 – 8.10

Занятия в школе

8.15 – 13.30

Горячий завтрак или фрукты

11.00 – 11.10

Дорога из школы или прогулка

13.30 – 14.00

Обед

14.00 – 14.30

Прогулка, игры на воздухе

14.30 – 16.00

Полдник

16.00

Приготовление домашнего задания

16.00 – 18.00

Ужин и свободные занятия

18.00 – 21.00

Приготовление ко сну

21.00 – 21.30

Сон

21.30 – 7.00

Практические задания Практические задания провожу  при изучении нового материала, где они не только обеспечивают активность, но и позволяют дифференцировать подход к учащимся, определять степень усвоения изучаемого материала ими, определять степень затруднений и своевременно оказывать индивидуальную помощь; при закреплении в процессе применения усвоенных знаний; при выполнении домашних заданий .

Практические задания

Практические задания провожу

  • при изучении нового материала, где они не только обеспечивают активность, но и позволяют дифференцировать подход к учащимся, определять степень усвоения изучаемого материала ими, определять степень затруднений и своевременно оказывать индивидуальную помощь;
  • при закреплении в процессе применения усвоенных знаний;
  • при выполнении домашних заданий .
Прием активизации познавательной деятельности

Прием активизации познавательной деятельности

Прием активизации познавательной деятельности

Прием активизации познавательной деятельности

Самостоятельная работа Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.  Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.  Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.

Самостоятельная работа

  • Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
  • Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
  • Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.
Результаты применения

Результаты применения

Расположение жизненных ценностей обучающимися 5 класса  1 место здоровье, здоровый образ жизни;  2 место общение с друзьями и другими интересными людьми;  3 место интересная профессия, учеба, интересная работа;  4 место любовь (семейная жизнь);  5 место хорошие вещи, материальное благополучие;  6 место  общение с природой. «Индекс здоровья» (Д. Дерябо, В. Ясвин)

Расположение жизненных ценностей обучающимися 5 класса

  • 1 место здоровье, здоровый образ жизни;
  • 2 место общение с друзьями и другими интересными людьми;
  • 3 место интересная профессия, учеба, интересная работа;
  • 4 место любовь (семейная жизнь);
  • 5 место хорошие вещи, материальное благополучие;
  • 6 место общение с природой.

«Индекс здоровья» (Д. Дерябо, В. Ясвин)

Сравнительные данные по овладению теоретическими знаниями, по здоровому образу жизни учащимися  5 кл асса в % Теоретические знания Имеются знания\отсутствуют Знания о здоровье и ЗОЖ как ценности % Да нет Знания о режиме дня Да нет 100 0 Знания о рациональном питании Знания о негативном влиянии вредных привычек на здоровье Да нет 100 0 Да нет 100 0 Знает основные принципы и факторы закаливания 100 0 Да нет Знает основные физ. качества, которыми должен обладать человек Да нет 100 0 94 6

Сравнительные данные по овладению теоретическими знаниями, по здоровому образу жизни учащимися 5 кл асса в %

Теоретические знания

Имеются знания\отсутствуют

Знания о здоровье и ЗОЖ как ценности

%

Да

нет

Знания о режиме дня

Да

нет

100

0

Знания о рациональном питании

Знания о негативном влиянии вредных привычек на здоровье

Да

нет

100

0

Да

нет

100

0

Знает основные принципы и факторы закаливания

100

0

Да

нет

Знает основные физ. качества, которыми должен обладать человек

Да

нет

100

0

94

6

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!