СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Речевая карта для обследования дошкольника с общим недоразвитием речи»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

        

Педагогический опыт рекомендован к распространению районным

методическим советом  учителей-логопедов ДОУ  ( 2018 г.)

 

Кузнецова Е.А., Методическая разработка «Речевая карта для обследования дошкольника с общим недоразвитием речи»

 

Рецензенты:  Шрамко Е.В. – методист МКОУ ДПО «Отрадненский

методический центр»

 

 

 

 

        В данной методической разработке представлены речевая карта и наглядный материал  для обследования речевого развития детей дошкольного возраста  4-7 лет с общим недоразвитием речи.

      

 

 

 

 

 

                                      

 

 

Методическая разработка предназначена для учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений.

 

Оглавление

 

 

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………….....4

2. Речевая карта……………………………………………………………..........6

3. Приложение (Наглядный материал)...……………………………………….11

4. Список используемой литературы…………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

     Углубленная диагностика речевого развития детей логопедических групп предусмотрена программой  и проводится в течение сентября. В настоящее время доказано, что чем точнее определена целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций). Диагностика помогает установить уровень развития речи ребенка, соответствие ее возрастным нормам и способствовать дальнейшему ее совершенствованию. Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

    Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

    В связи с этим актуальным является вопрос о разработке комплексной методики диагностики речи, отвечающей следующим требованиям:

·Минимум временных затрат;

·Информативность;

·Системность;

·Объективность, наличие чётких критериев оценки;  

·Наличие дифференцированной системы оценки речевых возможностей детей разного возраста (4, 5, 6 лет);

·Наглядность представления результатов диагностики с помощью таблиц;

·Возможность оценить количественный и качественный результаты в динамике.

     Данная речевая карта  разработана для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении трех лет.

    Обследование проводится учителем-логопедом индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 - 20 минут). При проведении диагностики учитывается, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность (диагностика проводится в форме игры) и используется тщательно подобранная наглядность (Приложение).

    Обследуются основные стороны речи: лексика, грамматический строй речи, слоговая структура, фонематическое восприятие и звуковой анализ, связная речь. Сюда входит и обследование  ручной и артикуляционной моторики. Необходимо провести очень подробное обследование анатомического строения артикуляционного аппарата. В речевой карте есть блоки для сбора анамнестических данных, получения информации об общем развитии ребенка, общем звучании его речи . Для изучения состояния звукопроизношения предлагается   использовать таблицу, из которой будет четко видно над какими звуками нужно работать и какие приемы использовать для их коррекции. Результаты обследования грамматического строя речи предлагается отразить в таблицах  (состояние словоизменения, состояние словообразования). Для обследования связной речи отведено в карте достаточно места для записи различных видов рассказов, которые составляют дети.

      Обследуя ребенка с речевой патологией, логопед встречается с ним не единожды, использует в работе метод наблюдения, Поэтому достаточно отметить кратко состояние объема словаря ребёнка, но по всем разделам.

     В предложенной вашему вниманию речевой карте уделено место для  учета особенностей развития и динамики развития ребенка. 

     После заполнения учителем-логопедом речевой карты каждого ребенка составляется таблица состояния общего и речевого развития детей. Оценка промежуточных результатов развития осуществляется в январе после зимних каникул и в конце учебного года в мае. Так же логопед в сентябре составляет на каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут.

 

  

 

 

 

                                        2. Речевая карта

 

Фамилия, имя ребенка:____________________________________________  

Дата рождения:____________________ДОУ, группа:___________________

_________________________________________________________________

Домашний адрес:___________________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:

Мать______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Отец________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез: От какой беременности по счету?_____________________________

Как протекали беременность и роды: __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Как протекало физическое развитие:

Стал держать голову______________________ сидеть____________________

вставать________________________________  ходить____________________

Какие заболевания перенес до года?___________________________________

__________________________________________________________________

Речевое развитие ребенка: гуление_________________ лепет______________

первые слова_________________________  речь фразой__________________

Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями?)___________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как быстро наращивался словарный запас?_____________________________

Слух______________ Зрение______________ Интеллект__________________ Речевая среда и социальные условия___________________________________

__________________________________________________________________

Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? Результативность?__________________________________________________

__________________________________________________________________

Как сам ребенок относиться к речевому дефекту? _______________________

Общее развитие ребенка (разговорно-описательная беседа):

Как тебя зовут? 4 года­­­____________5 лет_______________6 лет____________

Сколько тебе лет?4 года­­­___________5 лет_______________6 лет___________

Где ты живешь? 4 года­­­____________5 лет_______________6 лет___________

Как зовут маму? 4 года­­­____________5 лет_______________6 лет___________

Папу?                   4 года­­­____________5 лет_______________6 лет___________

Кем работает мама? 4 года­­­_________5 лет_______________6 лет___________

Папа?                         4 года­­­_________5 лет_______________6 лет___________

 

 

        

Общее звучание речи (норма, произношение звуков смазанное) :                         4 года­­­___________________5 лет____________________6 лет____________

Голос (норма, хриплый, назализованный)_____________________________   

Темп (норма, брадилалия, тахилалия)_________________________________  

Плавность(запинки, заикание)_______________________________________   

Сила (норма, сильный, слабый, затухающий)___________________________  

 

Строение речевого аппарата:

Губы (норма, толстые, тонкие, вывернутые)____________________________  

Зубы (адентия, норма)______________________________________________ 

Небо (норма, высокое)         _____________________________________________

Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый)________________________  

Язык (норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный)_______________________________________

Уздечка (норма, укороченная, короткая)_______________________________

Саливация (нормальная, повышенная)___________________________________      

 

Фонематический слух (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо)        4 года­­­___________________5 лет__________________6 лет_______________

РА-ЛА-РА___________________        ША-ША-СА_______________________

СА-ЗА-ЗА _________________         БА-ПА-БА________________________   

ТА-ДА-ТА _________________         ДЭ-ДЭ-ДЕ_________________________ 

КА-ГА-КА _________________         ТЕ-ДЭ-ТЭ_________________________ 

ВЭ-ФЭ-ФЕ          _________________         ЛЭ-ВЭ-ЛЭ__________________________        

Шапка и шубка — вот и весь мишутка._________________________________

Оса боса и без пояса.________________________________________________

Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас.___________________________

Любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша.__________________________

У Лары красный шар и голубой шарф.____________________________________

 

Выделение гласного: 4 года­­­___________5 лет____________6 лет___________

 

    в начале слова

          в конце слова

  в середине слова

Аня

утка

Оля

шары

луна

молоко

лук

лак

сок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слоговая структура: 4 года­­­___________5 лет_____________6 лет__________

 Дети выпускали птиц из клеток.______________________________________

С облепиховых веток осыпались листья.___________________________________

В холодильнике много скоропортящихся продуктов._____________________

Милиционер Валерий регулирует движение транспорта._____________________

Пирамидка_________________________           Строительство_________________

Кораблекрушение__________________              Пуговица____________________    

Аквариум_________________________             Экскаватор___________________

 

Грамматический строй речи:

 4 года­­­___________________5 лет_______________6 лет_________________

        

Сущ. ед.ч.

Сущ. мн.ч.

Р. п. мн.ч.

Р. п. ед.ч.

Употребление предлогов

Стол

 

 

 

 

В

 

За

 

Окно

 

 

 

 

На

 

У

 

Лоб

 

 

 

 

Под

 

Над

 

Ухо

 

 

 

 

К

 

От

 

Стул

 

 

 

 

Между

 

Около

 

Сумка

 

 

 

 

Из-за

 

Из-под

 

Ведро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словообразование: 4 года­­­____________5 лет_____________6 лет__________

 

          Существительные

   с уменьшительно-ласкательным

значением

                     Антонимы

 

Дверь

 

Мягкий

 

 

Гнездо

 

Далекий

 

 

Река

 

Старый

 

 

Утюг

 

Острый

 

 

Палец

 

Узкий

 

 

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Стул из дерева

 

Нос лисы. Чей?

 

Стакан из стекла

 

Ухо собаки. Чье?

 

Сумка из кожи

 

Лапа медведя. Чья?

 

Дом из кирпича

 

Пальто мамы. Чье?

 

Пакет из бумаги

 

Ботинки папы. Чьи?

 

Шуба из меха

 

Хвост волка. Чей?

 

Конь из железа

 

Рубашка дяди. Чья?

 

             

 

 

 

Связная речь:  4 года­­­_______________5 лет______________6 лет__________

                                     _______________        ______________         __________

Пересказ (С, В, Н*)_________________________________________________

 

Рассказ по картине (С, В,Н*)__________________________________________

 

Рассказ по серии сюжетных картин (С, В,Н*)____________________________

 

* С — самостоятельный, В — по вопросам, Н — не справился

 

Сформированность ведущей руки_________________________________

                    4 года­­­_______________5 лет______________6 лет__________

                               _______________        ______________         __________

 

Состояние звукопроизношения : Отсутствие- о,Замена – з ,Искажение – и

 

                              Текст для проведения обследования:

 Пушистый заяц-беляк выскочил из-под куста крыжовника. Прищурился на солнце и схоронился в глубокой норе под елью.

 

                                                     4 года

С

Сь

3

Зь

Ц

ш

ж

ч

щ

л

Ль

Р

Рь

Г

К

X

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      5 лет

С

Сь

3

Зь

Ц

ш

ж

ч

щ

л

Ль

Р

Рь

Г

К

X

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      6 лет

С

Сь

3

Зь

Ц

ш

ж

ч

щ

л

Ль

Р

Рь

Г

К

X

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопедическое заключение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Особенности  развития ребёнка:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Дата начала занятий с логопедом:______________________________________________

Динамика речевого развития ребенка :

 1-й год

 обучения___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2-й год обучения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3-й год обучения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата окончания занятий с логопедом___________________________________________

 

Состояние речевого развития ребенка после завершения занятий с логопедом :

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись логопеда______________________________

 

                                                                                                         Приложение.

              Наглядный материал для обследования речи.

  

                             Грамматический строй речи.

                                       Падежные окончания.

 

 

 

 

 

 

                                        Употребление предлогов.

                                                 Словообразование.

                          Существительные  уменьшительно-ласкательные.

                                                   Антонимы.

          

                                    Относительные прилагательные.

 

 

                                                 Притяжательные прилагательные.

           

                                        Связная речь.

                                             Пересказ.

             


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!