Педагогический опыт рекомендован к распространению районным
методическим советом учителей-логопедов ДОУ ( 2018 г.)
Кузнецова Е.А., Методическая разработка «Речевая карта для обследования дошкольника с общим недоразвитием речи»
Рецензенты: Шрамко Е.В. – методист МКОУ ДПО «Отрадненский
методический центр»
В данной методической разработке представлены речевая карта и наглядный материал для обследования речевого развития детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи.
Методическая разработка предназначена для учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений.
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………….....4
2. Речевая карта……………………………………………………………..........6
3. Приложение (Наглядный материал)...……………………………………….11
4. Список используемой литературы…………………………………………...26
- Введение.
Углубленная диагностика речевого развития детей логопедических групп предусмотрена программой и проводится в течение сентября. В настоящее время доказано, что чем точнее определена целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций). Диагностика помогает установить уровень развития речи ребенка, соответствие ее возрастным нормам и способствовать дальнейшему ее совершенствованию. Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.
Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
В связи с этим актуальным является вопрос о разработке комплексной методики диагностики речи, отвечающей следующим требованиям:
·Минимум временных затрат;
·Информативность;
·Системность;
·Объективность, наличие чётких критериев оценки;
·Наличие дифференцированной системы оценки речевых возможностей детей разного возраста (4, 5, 6 лет);
·Наглядность представления результатов диагностики с помощью таблиц;
·Возможность оценить количественный и качественный результаты в динамике.
Данная речевая карта разработана для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении трех лет.
Обследование проводится учителем-логопедом индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 - 20 минут). При проведении диагностики учитывается, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность (диагностика проводится в форме игры) и используется тщательно подобранная наглядность (Приложение).
Обследуются основные стороны речи: лексика, грамматический строй речи, слоговая структура, фонематическое восприятие и звуковой анализ, связная речь. Сюда входит и обследование ручной и артикуляционной моторики. Необходимо провести очень подробное обследование анатомического строения артикуляционного аппарата. В речевой карте есть блоки для сбора анамнестических данных, получения информации об общем развитии ребенка, общем звучании его речи . Для изучения состояния звукопроизношения предлагается использовать таблицу, из которой будет четко видно над какими звуками нужно работать и какие приемы использовать для их коррекции. Результаты обследования грамматического строя речи предлагается отразить в таблицах (состояние словоизменения, состояние словообразования). Для обследования связной речи отведено в карте достаточно места для записи различных видов рассказов, которые составляют дети.
Обследуя ребенка с речевой патологией, логопед встречается с ним не единожды, использует в работе метод наблюдения, Поэтому достаточно отметить кратко состояние объема словаря ребёнка, но по всем разделам.
В предложенной вашему вниманию речевой карте уделено место для учета особенностей развития и динамики развития ребенка.
После заполнения учителем-логопедом речевой карты каждого ребенка составляется таблица состояния общего и речевого развития детей. Оценка промежуточных результатов развития осуществляется в январе после зимних каникул и в конце учебного года в мае. Так же логопед в сентябре составляет на каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут.
2. Речевая карта
Фамилия, имя ребенка:____________________________________________
Дата рождения:____________________ДОУ, группа:___________________
_________________________________________________________________
Домашний адрес:___________________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:
Мать______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Отец________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез: От какой беременности по счету?_____________________________
Как протекали беременность и роды: __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________Как протекало физическое развитие:
Стал держать голову______________________ сидеть____________________
вставать________________________________ ходить____________________
Какие заболевания перенес до года?___________________________________
__________________________________________________________________
Речевое развитие ребенка: гуление_________________ лепет______________
первые слова_________________________ речь фразой__________________
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями?)___________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас?_____________________________
Слух______________ Зрение______________ Интеллект__________________ Речевая среда и социальные условия___________________________________
__________________________________________________________________
Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? Результативность?__________________________________________________
__________________________________________________________________
Как сам ребенок относиться к речевому дефекту? _______________________
Общее развитие ребенка (разговорно-описательная беседа):
Как тебя зовут? 4 года____________5 лет_______________6 лет____________
Сколько тебе лет?4 года___________5 лет_______________6 лет___________
Где ты живешь? 4 года____________5 лет_______________6 лет___________
Как зовут маму? 4 года____________5 лет_______________6 лет___________
Папу? 4 года____________5 лет_______________6 лет___________
Кем работает мама? 4 года_________5 лет_______________6 лет___________
Папа? 4 года_________5 лет_______________6 лет___________
Общее звучание речи (норма, произношение звуков смазанное) : 4 года___________________5 лет____________________6 лет____________
Голос (норма, хриплый, назализованный)_____________________________
Темп (норма, брадилалия, тахилалия)_________________________________
Плавность(запинки, заикание)_______________________________________
Сила (норма, сильный, слабый, затухающий)___________________________
Строение речевого аппарата:
Губы (норма, толстые, тонкие, вывернутые)____________________________
Зубы (адентия, норма)______________________________________________
Небо (норма, высокое) _____________________________________________
Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый)________________________
Язык (норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный)_______________________________________
Уздечка (норма, укороченная, короткая)_______________________________
Саливация (нормальная, повышенная)___________________________________
Фонематический слух (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо) 4 года___________________5 лет__________________6 лет_______________
РА-ЛА-РА___________________ ША-ША-СА_______________________
СА-ЗА-ЗА _________________ БА-ПА-БА________________________
ТА-ДА-ТА _________________ ДЭ-ДЭ-ДЕ_________________________
КА-ГА-КА _________________ ТЕ-ДЭ-ТЭ_________________________
ВЭ-ФЭ-ФЕ _________________ ЛЭ-ВЭ-ЛЭ__________________________
Шапка и шубка — вот и весь мишутка._________________________________
Оса боса и без пояса.________________________________________________
Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас.___________________________
Любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша.__________________________
У Лары красный шар и голубой шарф.____________________________________
Выделение гласного: 4 года___________5 лет____________6 лет___________
в начале слова
|
в конце слова
|
в середине слова
|
Аня
|
утка
|
Оля
|
шары
|
луна
|
молоко
|
лук
|
лак
|
сок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слоговая структура: 4 года___________5 лет_____________6 лет__________
Дети выпускали птиц из клеток.______________________________________
С облепиховых веток осыпались листья.___________________________________
В холодильнике много скоропортящихся продуктов._____________________
Милиционер Валерий регулирует движение транспорта._____________________
Пирамидка_________________________ Строительство_________________
Кораблекрушение__________________ Пуговица____________________
Аквариум_________________________ Экскаватор___________________
Грамматический строй речи:
4 года___________________5 лет_______________6 лет_________________
Сущ. ед.ч.
|
Сущ. мн.ч.
|
Р. п. мн.ч.
|
Р. п. ед.ч.
|
Употребление предлогов
|
Стол
|
|
|
|
|
В
|
|
За
|
|
Окно
|
|
|
|
|
На
|
|
У
|
|
Лоб
|
|
|
|
|
Под
|
|
Над
|
|
Ухо
|
|
|
|
|
К
|
|
От
|
|
Стул
|
|
|
|
|
Между
|
|
Около
|
|
Сумка
|
|
|
|
|
Из-за
|
|
Из-под
|
|
Ведро
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Словообразование: 4 года____________5 лет_____________6 лет__________
Существительные
с уменьшительно-ласкательным
значением
|
Антонимы
|
|
Дверь
|
|
Мягкий
|
|
|
Гнездо
|
|
Далекий
|
|
|
Река
|
|
Старый
|
|
|
Утюг
|
|
Острый
|
|
|
Палец
|
|
Узкий
|
|
|
Относительные прилагательные
|
Притяжательные прилагательные
|
Стул из дерева
|
|
Нос лисы. Чей?
|
|
Стакан из стекла
|
|
Ухо собаки. Чье?
|
|
Сумка из кожи
|
|
Лапа медведя. Чья?
|
|
Дом из кирпича
|
|
Пальто мамы. Чье?
|
|
Пакет из бумаги
|
|
Ботинки папы. Чьи?
|
|
Шуба из меха
|
|
Хвост волка. Чей?
|
|
Конь из железа
|
|
Рубашка дяди. Чья?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Связная речь: 4 года_______________5 лет______________6 лет__________
_______________ ______________ __________
Пересказ (С, В, Н*)_________________________________________________
Рассказ по картине (С, В,Н*)__________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картин (С, В,Н*)____________________________
* С — самостоятельный, В — по вопросам, Н — не справился
Сформированность ведущей руки_________________________________
4 года_______________5 лет______________6 лет__________
_______________ ______________ __________
Состояние звукопроизношения : Отсутствие- о,Замена – з ,Искажение – и
Текст для проведения обследования:
Пушистый заяц-беляк выскочил из-под куста крыжовника. Прищурился на солнце и схоронился в глубокой норе под елью.
4 года
С
|
Сь
|
3
|
Зь
|
Ц
|
ш
|
ж
|
ч
|
щ
|
л
|
Ль
|
Р
|
Рь
|
Г
|
К
|
X
|
й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 лет
С
|
Сь
|
3
|
Зь
|
Ц
|
ш
|
ж
|
ч
|
щ
|
л
|
Ль
|
Р
|
Рь
|
Г
|
К
|
X
|
й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 лет
С
|
Сь
|
3
|
Зь
|
Ц
|
ш
|
ж
|
ч
|
щ
|
л
|
Ль
|
Р
|
Рь
|
Г
|
К
|
X
|
й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Логопедическое заключение
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Особенности развития ребёнка:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата начала занятий с логопедом:______________________________________________
Динамика речевого развития ребенка :
1-й год
обучения___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2-й год обучения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3-й год обучения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата окончания занятий с логопедом___________________________________________
Состояние речевого развития ребенка после завершения занятий с логопедом :
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись логопеда______________________________
Приложение.
Наглядный материал для обследования речи.
Грамматический строй речи.
Падежные окончания.
Употребление предлогов.
Словообразование.
Существительные уменьшительно-ласкательные.
Антонимы.
Относительные прилагательные.
Притяжательные прилагательные.
Связная речь.
Пересказ.