13
КОМИТЕТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА КУРСКА
МБОУ ДО
«Детская школа искусств № 6» города Курска
305007, г. Курск, ул. Сумская, 6
Телефон: 73-09-56, е-mail: Onrubanova@yandex.ru
ИНН 4630013084 ОГРН 1034637004456 КПП 463201001
Методическая разработка на тему: “Роль народного танца в формировании национального самосознания”
Подготовила преподаватель по хореографии
Ковалевич Елена Валерьевна
2024 год
Содержание Введение………………………………………………………………………….3
Актуальность и перспективность…………………………………………….4
Влияние народного творчества на формирование художественного вкуса подрастающего поколения……………………………………………………….6 Обобщение педагогического опыта……………………………………………..8 Результативность педагогического опыта…………………………………12
Заключение 26
Список литературы 27
Введение Воспитание личностного начала, может быть, сегодня самое трудное и самое нужное дело в общечеловеческом смысле. Одним из направлений Концепции непрерывного воспитания детей и молодежи является нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.
Проблема воспитания нравственности и духовности у подрастающего поколения является сегодня одним из ключевых моментов в программе возрождения нации, необходимы поиски наиболее оптимальных путей ее разрешения, чтобы остановить процесс воспроизводства безликих поколений без собственного национального лица, без исторических корней, без памяти прошлого и без уверенности в будущем.
По нашему мнению, народный танец - один из источников формирования национального самосознания, что и обусловило выбор темы представленного опыта: «Роль народного танца в формировании национального самосознания»
Цель представленного педагогического опыты работы - создание условий для формирования национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации в мировом историческом процессе.
Актуальность и перспективность. Без преемственности поколений, без обмена духовным опытом были бы невозможны прогресс и поступательное развитие общества. Народные традиции - это не только сокровищница мудрости, кладовая педагогической мысли и нравственного здоровья; прежде всего, это духовные истоки. Духовное возрождение немыслимо без возвращения к истокам, без восстановления и творческого осмысления забытых традиций и обычаев. Забывая свои корни, человек разрывает связь времен и поколений, теряет не только то, что формирует его национальный облик, но и то, что связывает его с общечеловеческой культурой.
Многие традиции прерваны, а в новых во многом растерян тот духовный потенциал, который веками собирался по крупицам. Выросли новые поколения, не владеющие родным языком, не приобщенные к родной культуре и воспитанные на совершенно иных ценностях и духовных ориентирах. Нашему обществу, оказавшемуся сегодня на грани бездуховности, так не хватает сегодня этих "пережитков", того рационального и демократического, что откладывалось в них веками.
Народ своим коллективным разумом осознавал, что воспитание нельзя ограничивать рамками семьи, что это дело всего взрослого населения, всего общества. Иногда, безучастное отношение взрослых к воспитанию подрастающего поколения влияет на формирование сознания и поведение молодых людей в современном обществе.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов).
Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, «поп», «диско», и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая и народная музыка, которые несут определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков.
В то же время процесс национально-культурного возрождения в нашей стране побуждает у широкой массы общественности интерес к культуре, истории и народному творчеству. Современные тенденции направляют к поиску нового подхода к обучению детей, для дальнейшего воспитания, будущего гражданина современной России.
Влияние народного творчества на формирование художественного вкуса подрастающего поколения. Формирование художественного вкуса у детей заключается в комбинации элементов известных методик обучения танцу и нравственного воспитания в преобразование образовательного процесса в сотворчестве с детьми и родителями.
Актуальность представленного педагогического опыта состоит в том, что народный танец в исполнении детей - это лучший начальный материал для изучения народной культуры, своего рада фундамент для формирования национального самосознания.
Поиск новых подходов в формировании национального самосознания обусловил следующие противоречия, сложившиеся в педагогической реальности:
потребность восполнения информации о национальной принадлежности, национальной идентификации и недостаточная степень удовлетворения потребности в рамках школьного образования;
насыщенное информационное поле музыкальной культуры и ограниченное, стереотипное представление о народной музыкальной культуре;
потребность у детей и подростков в самоактуализации и самоутверждении и ограниченность приемов и методов удовлетворения данной потребности.
Богатый практический опыт и анализ обозначенных противоречий в практике внешкольного воспитания и обучения позволили сделать педагогу вывод о необходимости поиска продуктивных путей реализации, возможностей народного музыкального творчества в формировании, национального самосознания подрастающего поколения, духовности и культуры.
Формирование национального самосознания - это важное направление современного воспитания, т.к. национальная идеология - это форма национального самосознания; процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности.
Духовность духовная, интеллектуальная сущность человека, противоположная его физической, телесной сущности.
Культура - совокупность достижений человечества в производственной, общественной и интеллектуальной жизни:
отражение определенного уровня исторического развития общества и человека;
воплощение в предметных, материальных носителях;
передаваемая, последующим поколениям.
Национальная культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране. Создателем национальной культуры выступает образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники.
Национальное самосознание - полное понимание своей сущности, своего значения, своей роли в жизни общества.
Обобщение педагогического опыта. Возвращение к духовным истокам, возрождение национальных традиций для решения наболевших вопросов в сфере культуры и духовности - это составная часть проблемы воспитания нравственности и духовности.
Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою к неожиданно продуктивным новшествам.
Активно внедряя в практику новые идеи, которые формируют культурную личность, полезно использовать народную мудрость, заложенную в фольклоре, национальных традициях и обычаях. Народное творчество - неиссякаемый источник, неисчерпаемое богатство педагогики, так как пословицы и поговорки, слова назидания, песни и сказки, скороговорки и загадки, колыбельные песни, ораторское искусство имеют огромное воспитательное и познавательное значение.
Основные педагогические идеи заключаются в следующем:
Музыкальный фольклорный материал, который включает в себя богатейший воспитательный потенциал, содействует формированию духовности и культуры подрастающего поколения.
Эффективное воздействие на формирование национального самосознание возможно при синтезе всех жанров народного творчества.
Участие в «проигрывании» обрядов, концертной деятельности, в том числе и благотворительной, является средством самоутверждения и самореализации в процессе обучения народному танцу.
Народный танец содержит в себе адаптивную функцию.
Народное творчество - фольклор, создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В учебно-воспитательном процессе необходимо широко использовать все виды фольклора в сочетании, что будет способствовать формированию национального самосознания.
Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного - опыта жизни.
И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика - система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.
Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего российского исследователя Г.С. Виноградова, вызвана к жизни едва ли не исключительно педагогическими потребностями народа.
Это те же «потребности», которые являются главными и в совместной педагогики, - забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребенка, т.е. забота о том, чтобы вырастить человека здорового телом и душой.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно.
Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Такие знания содержит в себе фольклор.
В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Для детского танцевального репертуара важно, чтобы идеи, темы постановок были понятны детям, увлекали, волновали их. Для обучающихся мало найти понятную и интересную исполнителям тему танцевальной постановки: надо суметь выполнить её в правдивой художественной форме народного танца, доступной детям определённого возраста.
Детский танец является отправной точкой в формировании навыков исполнения, простейших хореографических элементов детей младшего возраста.
Русский народный танец это яркое красочное зрелище отображающее характер жизни и быта, что является для детей среднего и старшего возраста хорошей базой для дальнейшего развития.
Есть жанры и постановки, носящие определённый характер. Одним из видов такой постановки является хоровод (танок).
Его функция многозначна. Как драматизированное действо хоровод по происхождению связан с древней обрядностью, а затем стал излюбленной формой массового молодежного гуляния.
Хоровод был своеобразной школой общения, выходящего за пределы семьи, школой пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство.
Истоки театрального искусства - в народных обрядах и играх, в творчестве бродячих актеров - скоморохов. Участвуя в постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость. Участвуя в театральных постановках, ребята вокальной группы имеют возможность «проживать» созданные ситуации, тем самым получать ценный социальный опыт. Во многих обрядах дети, принимая участие (колядуют, закликают весну и т.п.) становятся преемниками и носителями вековых традиций, и это активизирует их отношение к жизни.
Воспитание духовности и культуры невозможно без уважения и любви к ближнему. Ценностные ориентиры, заложенные в содержании народного фольклора, формируются у ребят в процессе общения друг с другом и с окружающими.
Все это дает основание говорить о необходимости приобщения подрастающего поколения не только к истокам культуры своего народа, учить выражать свое этнически значимое «Я» на родном языке, но и, прежде всего – через свое национальное идти к восприятию и осознанному пониманию общечеловеческих ценностей.
На основе анализа научной литературы по нравственному воспитанию и практического опыта работы был определен следующий механизм воспитания духовности и культуры: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = личностное качество.
Главная особенность механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка, лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?
При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.
Приобретая знания, формируется мотив деятельности, что в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Результативность педагогического опыта. Воспитанникам становится ясно, насколько важны его исконные корни – семья, этнос, к которым он принадлежит, его дом, в широком понимании – Россия. Они обретают способность открывать для себя традиции родной культуры, в которых заключена душа народа, ребята учатся любить и чтить их и не поддаваться соблазну неосознанно копировать чужие образцы, идущие вразрез с истинно народной культурой. Детям небезразличны занятия хореографией, образ движения, который они передают через танец им необходимо донести до каждого зрителя. Участие в конкурсах даёт стимул для совершенствования и развития народного танца. Воспитанники активно принимают участие в конкурсах различного уровня: Международный конкурс – фестиваль хореографического искусства «Казань Великая» (г. Казань); XII городской хореографический конкурс «Курские соловьиные зори» (г. Курск); Всероссийский конкурс премия «Лучшие танцоры года» (г. Курск);
Международный конкурс хореографического искусства «Мосты над Невой»2023г. (г. Санкт Петербург)
Международный конкурс–фестиваль хореографического искусства «Казань Великая» 2024г. (г. Казань)
XII городской хореографический конкурс «Курские соловьиные зори»
(г. Курск);
Всероссийский конкурс премия «Лучшие танцоры года» (г. Курск);
Международный конкурс хореографического искусства «Мосты над Невой»2023г. (г. Санкт Петербург)
Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах, показывая свое мастерство и умение.
Педагогический опыт распространяется среди коллег посредством проведения семинаров и мастер-классов: для педагогов Центра, других внешкольных учреждений.
Задачи творческого знакомства с русским народным творчеством:
Познакомить детей с русским народным творчеством: танцы, костюмы.
Проследить, как влияет русский танец на музыкально – эстетическое развитие детей, их творческую активность.
Воспитание интереса и любви к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.
Обучить детей элементам русских, народных танцев. Воспитывать и пробуждать интерес к культуре России. Воспитывать уважение к русским народным традициям. Воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам русского народного творчества (сочинение собственной не большой комбинации)
Обогатить детско-родительские отношения в семьях воспитанников опытом творческой деятельности.
Материалы для реализации задачи:
Русские народные костюмы (русские мастера настолько трепетно создавали русский народный костюм, такое изобилие красок и цветов, различной вышивки и украшений, что сердце просто замирает от такой красоты; очень разнообразен женский костюм, женские головные уборы; для мужского костюма характерна рубаха-косоворотка с широким поясом и вышивкой).
На этапе углубленного изучения я старалась развивать умение детей выражать в танце характер музыки и её настроение, воспитывать чувство красоты и культуры движения.
Основная задача этапа накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения. Велась очень тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей очень важно воспитать стремление всё делать с полной отдачей сил. Здесь ведущую роль приобретает метод разучивания в целом, умение самостоятельно исполнять выученный танец.
Большую роль на этом этапе играет музыкальное сопровождение. Музыка - это родная сестра хореографии. Она не только основа танца, но и его художественная сущность. Танец органически связан с музыкой и должен раскрывать её содержание. Обучение происходит не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и на индивидуальных занятиях, где я закрепляла пройденный, изученный материал. Музыкально-ритмичные упражнения развивают память, внимание. Впечатления, полученные на занятиях танцами, обычно оставляют яркий след и оказывают сильное воздействие на их отношение к другим занятиям и на поведение.
Все занятия строятся таким образом, чтобы воздействие на ребёнка средствами искусства было комплексным. У детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять те простые правила, которые необходимы на уроках хореографии: ” музыка - хозяйка” на уроках, без нее не может быть танца. Вместе с обучением танцу, навыкам красивого движения у детей формируется вкус, избирательное отношение к танцевальному и музыкальному репертуару.
Бытует мнение, что ребенок с достаточно хорошими хореографическими данными один на тысячу. Может быть, но я работаю со всеми детьми и считаю, что танцевать могут практически все. На первом этапе в ходе диагностики способностей выявляю, что может ребёнок, и строю занятия с учётом выявленных возможностей. Наряду с групповыми занятиями осуществляются и индивидуальные занятия. Да, с менее способными детьми приходится работать много, но это только в большей степени способствует воспитанию у них упорства и трудолюбия. В процессе работы с детьми, приходится не только объяснять, значение каждого движения, способ его исполнения ,но и доказать на примерах, что в искусстве танца нет "потолка", что каждое танцевальное движение, фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности, что в танце нет мелочей ни во время репетиционной, и тем более во время выступления.
Но как бы, ни важно было техническое совершенство танца - это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, учащиеся не просто выполняют необходимые движения, но на каждом занятии познают своеобразный, выразительный язык хореографического искусства, получают представление об искусстве танца, где тесно переплетаются музыка и пластика. Ценным в реализации задач воспитания детей считаю коллективное обсуждение с детьми содержания танцев, танцевального и музыкального репертуара, костюмов.
Те дети, которые долго занимаются танцами, говорят, что танец дарит воодушевление и радость! "Душа обретает крылья" - это наиболее часто возникающее ощущение, получаемое от ритмичных, танцевальных движений. Анализ результатов деятельности с детьми показывает, что занятия танцами не только приносят им эстетическое наслаждение, но и помогают развить их творческие способности, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению.
Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.
Заключение. В современных условиях деятельности учреждений дополнительного образования детей (школ искусств) отводится особая роль. Школы искусств предоставляют подрастающему поколению и возможность реализации интеллектуального, духовного развития. Они обеспечивают не только равный доступ детей к различным областям свободной творческой деятельности, но и дают реальные и дифференцированные возможности для их духовного и физического развития.
Личностные и профессиональные качества педагога позволяют создать в группе доброжелательную обстановку, которая могла бы их жизнь сделать интереснее, богаче, содержательней и самое главное наполненной высокими идеалами, помыслами, целями и задачами.
Необходимость освоения учащимися сложного комплекса знаний и приобретение ими целого ряда навыков, определенных творческой образовательной программой, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы, любви к своей работе.
Он должен постоянно самосовершенствоваться, повышать квалификацию, идти в ногу со временем, быть демократичным и авторитетным для детей, родителей и коллег. Анализируя широкий спектр литературы, можно уверенно констатировать, что танец играет важнейшую роль в воспитательном процессе, является одним из главных средств формирования эстетического и художественного вкуса детей.
Рассмотрев данную тему, я могу сделать вывод, что занятия в танцевальном коллективе для многих участников становится своеобразной формой общения между людьми, участие в общественной жизни, открывает перед ними волнующий и всеобъемлющий мир.
Список литературы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) Об образовании в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова. - СПб.: Феникс, 2012. - 336 с
Бодолев, А.А. Введение в этнопсихологию - М.: Норма, .2011. - 234 с.
Волков, Г.Н. Народная педагогика. Программа спецкурса и методические рекомендации / Г.Н. Волков. - М.: Норма, 2011. - 137 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2011. - 480 с.
Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду / И.Г. Гаврилова. - СПб.: Феникс, 2011. - 160 с.
Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А.Н. Джуринский // Педагогика. - 2013. - Выпуск 7. - С. 28 - 32.
Кузьмин, М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 2012. - №6. - С. 67 - 69.
Стефаненко, Л.С. Этнопсихология / Л.С. Стефаненко. - М.: Педагогика, 2012. - 156 с.