МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МКОУ «Мюрегинская СОШ»
методическая разработка урока на тему :
«Сострадание и уважение к человеку
в рассказе А.П. Платонова «Юшка»
7 класс
Алиева Зухра Адилпашаевна
учитель русского языка и литературы
2021
Цели урока:
Образовательные: вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»; дать импульс к размышлениям о необходимости сострадания. Доброго отношения к людям, развивать навыки анализа текста.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать; развивать художественные способности.
Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся, воспитывать гуманное отношение к людям, сострадание, милосердие.
Методические приемы:
Пересказ текста, работа с планом, беседа по вопросам,
комментарии учителя.
Эпиграф к уроку: Любовь одного человека может вызвать
к жизни талант другом человеке или,
по крайней мере, пробудить его к действию.
Это чудо мне известно.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
1.Пересказ эпизодов
2. Ответы на вопросы №№ 1,2 учебника
3. Примерный план рассказа
Как жил Юшка
Дети и Юшка
Отношение взрослых к Юшке
Куда уходил Юшка каждое лето?
Смерть Юшки
Гостья Ефима Дмитриевича
Плоды Юшкиной любви
Художественные особенности рассказа
- Какими чертами наделен рассказчик?
(рассказчик – человек неравнодушный, ему, как и герою, свойственны «детскость», добрый взгляд на мир, одухотворенность, вера в человеческое единение. Он уверен, что лишних людей не бывает, что человеческая доброта неиссякаема и всегда плодовита, что человек важнее всего).
- Какие слова использует автор для создания художественных образов?
- Найдите эпитеты, олицетворения, метафоры. В какой части текста их больше? Почему?
- Найдите в тексте рассказа «лишние» слова, речевые повторы, просторечные слова и выражения. Как вы думаете. В чем смысл их использования?
Беседа по вопросам. Характеристика главного героя
- Юшка считал, люди любят его. А сам Юшка любил людей? Что он делал для любви? Составьте развернутый ответ на этот вопрос цитируя текст рассказа.
Прочитаем фрагмент рассказа от слов «В июле или в августе…» до слов «об этом в городе никому не было известно».
- Как Юшка чувствует себя наедине с природой?
(Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, он любил все живое: цветы, деревья, птиц, стрекоз, он радовался чистому воздуху, теплу, покою. Он жалел каждую мертвую бабочку, жука, «чувствуя себя без них осиротевшим». Юшка «всматривался в их лица» - для него и бабочки имели лица. В Божьем мире каждая тварь, каждое существо рождается, чтобы жить, радоваться жизни, считал Юшка.)
- Как вы понимаете фразу : «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам»?
(Получается, что при людях Юшка скрывал эту любовь. Люди в рассказе не только не умеют любить сами, но и мешают любить себя.)
Читаем отрывок от слов: «Но год от году Юшка все более слабел…» до слов: « Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!»
- Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «веселого прохожего»?
(Юшка «осерчал» потому, что прохожий, да и все остальные люди, не хотели понять, что каждый человек, каждая бабочка, каждое существо «по надобности все равны», каждый «всему свету нужен». Это люди не видели очевидного, они потеряли веру в Бога, потеряли человеческий облик.)
- Почему человек, убивший Юшку, назван «веселым прохожим»?
(«Веселье» этого человека, происходило или от опьянения, или от зла, как у детей, которые ждали, чтоб Юшка «отозвался им злом и развеселил их всех»)
- Хотел ли «веселый прохожий» смерти Юшки? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная черствость может стоить людям жизни?
- Что изменилось после смерти Юшки?
(Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого, прощения: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни».
«Однако без Юшки людям жить стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалось среди людей и тратилось между ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку недоброжелательство»).
- Сравните портреты девушки, которая разыскивала Ефима Дмитриевича, и самого Юшки. Что общего в их чертах? О чем это говорит?
(Девушка. Как и Юшка, «тщедушна и невелика», лицо ее тоже «нежно и кротко». В глазах Юшки «всегда стояла вьюга, как неостывающие слезы», глаза девушки «готовы были вот-вот наполниться слезами». Девушка не была дочерью Юшки но была такой же, как и он – доброй, кроткой, чистой душой).
- Изменились ли люди хоть немного со времени смерти Юшки?
(Видимо, да. Кузнец, глядя на гостью, «подобрел сердцем». Значит, жестокость немного отступила, сердце оттаивает. Девушка-сирота осталась в городе, врачевала. Но над ней, похожей на Юшку, уже не смеялись, не издевались. Осуществился библейский завет: «Побеждай зло добром».
- Как бескорыстная любовь Юшки к людям продолжается и после его смерти?
(Обратимся к эпиграфу урока)
- Может ли настоящая любовь быть корыстной?
(Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блажным, юродивым, «божьим чучелом», терзали и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходиться не могут: «Без Юшки людям стало жить хуже». «Не стоит село без праведника», - гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужому по крови, но не по духу.
Зачитаем последний абзац рассказа. Зададим риторический вопрос: в чем смысл жизни?
Итог урока
- Над чем вас заставил задуматься рассказ Юшка? (не надо срываться на слабых не отвечать злом на зло, из этого рассказа я поняла, что любовь может быть спрятана очень глубоко)
- Хотели бы вы родиться Юшкой?
Ученики все, как один, отвечают отрицательно. Никто не хочет быть таким.
- Почему, ведь он добрый, он любит все живое? Что же не нравится вам?
Делаем вывод. Нам не нравится не сам Юшка, а отношение людей к нему, то есть то, как мы сами относимся к таким людям.
- Но вот пришел новенький в класс. Он не знает ваших порядков, стесняется, отвечает невпопад и т.д. Как к нему начинают относиться?
Над ним начинают смеяться, стараются задеть.
- Но справедливо ли это? Можно ли к человеку так относиться?
- Нет! - дружно отвечает класс.
Учитель. Хорошо, что вы это понимаете. Но от слов до поступка - пропасть!
И это еще не значит, что с сегодняшнего дня вы будете поступать иначе. Хотя очень хотелось бы, чтобы вы проявили больше заботы и внимания друг к другу и к людям.
- Чему учит нас Платонов?
Андрей Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему.
Учитель. И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить. Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том. чтобы увеличивать добро на земле.
Какое счастье, что мы узнали Платонова, соприкоснулись с его умным сердцем!
Вновь обращаюсь к высказываниям ребят: «У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем … Такой человек способен изменить мир».
Выставление отметок
Домашнее задание
– Ребята, я вам предлагаю домашнее задание творческого характера на выбор.
Рисунок к понравившемуся эпизоду или иллюстрирование героев рассказа.
Сочинение «Что значит «слепое сердце»?
Продолжение игры «Ассоциация».
Список образовательных ресурсов:
«Поурочные разработки по литературе, 7 класс». Автор Н.В. Егорова. Москва, «ВАКО», 2007 год.
«Поурочные разработки по литературе, 7 класс». Авторы С.М. Аникина, И.В. Золотарева. Москва, «ВАКО», 2007 год.
Интернет- ресурсы.
А.П. Платонов «Юшка»