СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "«Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "«Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МКОУ «Мюрегинская СОШ»









методическая разработка урока на тему :


«Сострадание и уважение к человеку

в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

7 класс









Алиева Зухра Адилпашаевна

учитель русского языка и литературы











2021




Цели урока:

  • Образовательные: вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»; дать импульс к размышлениям о необходимости сострадания. Доброго отношения к людям, развивать навыки анализа текста.

  • Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать; развивать художественные способности.

  • Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся, воспитывать гуманное отношение к людям, сострадание, милосердие.

Методические приемы:

Пересказ текста, работа с планом, беседа по вопросам,

комментарии учителя.

Эпиграф к уроку: Любовь одного человека может вызвать

к жизни талант другом человеке или,

по крайней мере, пробудить его к действию.

Это чудо мне известно.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

1.Пересказ эпизодов

2. Ответы на вопросы №№ 1,2 учебника

3. Примерный план рассказа

  • Как жил Юшка

  • Дети и Юшка

  • Отношение взрослых к Юшке

  • Куда уходил Юшка каждое лето?

  • Смерть Юшки

  • Гостья Ефима Дмитриевича

  • Плоды Юшкиной любви


Художественные особенности рассказа

- Какими чертами наделен рассказчик?

(рассказчик – человек неравнодушный, ему, как и герою, свойственны «детскость», добрый взгляд на мир, одухотворенность, вера в человеческое единение. Он уверен, что лишних людей не бывает, что человеческая доброта неиссякаема и всегда плодовита, что человек важнее всего).

- Какие слова использует автор для создания художественных образов?

- Найдите эпитеты, олицетворения, метафоры. В какой части текста их больше? Почему?

- Найдите в тексте рассказа «лишние» слова, речевые повторы, просторечные слова и выражения. Как вы думаете. В чем смысл их использования?

Беседа по вопросам. Характеристика главного героя

- Юшка считал, люди любят его. А сам Юшка любил людей? Что он делал для любви? Составьте развернутый ответ на этот вопрос цитируя текст рассказа.

Прочитаем фрагмент рассказа от слов «В июле или в августе…» до слов «об этом в городе никому не было известно».

- Как Юшка чувствует себя наедине с природой?

(Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, он любил все живое: цветы, деревья, птиц, стрекоз, он радовался чистому воздуху, теплу, покою. Он жалел каждую мертвую бабочку, жука, «чувствуя себя без них осиротевшим». Юшка «всматривался в их лица» - для него и бабочки имели лица. В Божьем мире каждая тварь, каждое существо рождается, чтобы жить, радоваться жизни, считал Юшка.)

- Как вы понимаете фразу : «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам»?

(Получается, что при людях Юшка скрывал эту любовь. Люди в рассказе не только не умеют любить сами, но и мешают любить себя.)

Читаем отрывок от слов: «Но год от году Юшка все более слабел…» до слов: « Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!»

- Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «веселого прохожего»?

(Юшка «осерчал» потому, что прохожий, да и все остальные люди, не хотели понять, что каждый человек, каждая бабочка, каждое существо «по надобности все равны», каждый «всему свету нужен». Это люди не видели очевидного, они потеряли веру в Бога, потеряли человеческий облик.)

- Почему человек, убивший Юшку, назван «веселым прохожим»?

(«Веселье» этого человека, происходило или от опьянения, или от зла, как у детей, которые ждали, чтоб Юшка «отозвался им злом и развеселил их всех»)

- Хотел ли «веселый прохожий» смерти Юшки? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная черствость может стоить людям жизни?

- Что изменилось после смерти Юшки?

(Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого, прощения: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни».

«Однако без Юшки людям жить стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалось среди людей и тратилось между ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку недоброжелательство»).

- Сравните портреты девушки, которая разыскивала Ефима Дмитриевича, и самого Юшки. Что общего в их чертах? О чем это говорит?

(Девушка. Как и Юшка, «тщедушна и невелика», лицо ее тоже «нежно и кротко». В глазах Юшки «всегда стояла вьюга, как неостывающие слезы», глаза девушки «готовы были вот-вот наполниться слезами». Девушка не была дочерью Юшки но была такой же, как и он – доброй, кроткой, чистой душой).

- Изменились ли люди хоть немного со времени смерти Юшки?

(Видимо, да. Кузнец, глядя на гостью, «подобрел сердцем». Значит, жестокость немного отступила, сердце оттаивает. Девушка-сирота осталась в городе, врачевала. Но над ней, похожей на Юшку, уже не смеялись, не издевались. Осуществился библейский завет: «Побеждай зло добром».

- Как бескорыстная любовь Юшки к людям продолжается и после его смерти?

(Обратимся к эпиграфу урока)

- Может ли настоящая любовь быть корыстной?

(Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блажным, юродивым, «божьим чучелом», терзали и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходиться не могут: «Без Юшки людям стало жить хуже». «Не стоит село без праведника», - гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужому по крови, но не по духу.

Зачитаем последний абзац рассказа. Зададим риторический вопрос: в чем смысл жизни?

 Итог урока

- Над чем вас заставил задуматься рассказ Юшка? (не надо срываться на слабых не отвечать злом на зло, из этого рассказа я поняла, что любовь может быть спрятана очень глубоко)

- Хотели бы вы родиться Юшкой?

Ученики все, как один, отвечают отрицательно. Никто не хочет быть таким.

- Почему, ведь он добрый, он любит все живое? Что же не нравится вам?

Делаем вывод. Нам не нравится не сам Юшка, а отношение людей к нему, то есть то, как мы сами относимся к таким людям.

- Но вот пришел новенький в класс. Он не знает ваших порядков, стесняется, отвечает невпопад и т.д. Как к нему начинают относиться?

Над ним начинают смеяться, стараются задеть.

- Но справедливо ли это? Можно ли к человеку так относиться?

- Нет! - дружно отвечает класс.

Учитель. Хорошо, что вы это понимаете. Но от слов до поступка - пропасть!

И это еще не значит, что с сегодняшнего дня вы будете поступать иначе. Хотя очень хотелось бы, чтобы вы проявили больше заботы и внимания друг к другу и к людям.

- Чему учит нас Платонов?

Андрей Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему.

Учитель. И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить. Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том. чтобы увеличивать добро на земле.

Какое счастье, что мы узнали Платонова, соприкоснулись с его умным сердцем!

Вновь обращаюсь к высказываниям ребят: «У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем … Такой человек способен изменить мир».

Выставление отметок


Домашнее задание

– Ребята, я вам предлагаю домашнее задание творческого характера на выбор.

  • Рисунок к понравившемуся эпизоду или иллюстрирование героев рассказа.

  • Сочинение «Что значит «слепое сердце»?

  • Продолжение игры «Ассоциация».


Список образовательных ресурсов:


  1. «Поурочные разработки по литературе, 7 класс». Автор Н.В. Егорова. Москва, «ВАКО», 2007 год.

  2. «Поурочные разработки по литературе, 7 класс». Авторы С.М. Аникина, И.В. Золотарева. Москва, «ВАКО», 2007 год.

  3. Интернет- ресурсы.

  4. А.П. Платонов «Юшка»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!