Урок №18 17.01.22 10 кл
Тема: Физические и химические свойства спиртов. Получение и применение спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола.
Цели урока:
воспитательные:
Повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ и
социального аспекта употребления алкоголя и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;
Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.
образовательные:
1. Связанные с формированием общенаучных знаний: понимание относительности понятий и классификаций в свете общего, особенного и единичного.
2. Формирование общепредметных знаний: усвоение знаний о спиртах.
развивающие:
Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;
поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности
включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: беседа, диалог, частично-поисковый и исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.
Используемая технология: здоровьесберегающая технология с использованием разминки для глаз, элементы проектной технологии.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация к уроку, реактивы.
Реактивы: флаконы с реактивами: этанол, дист. вода, медная проволока, фарфоровая чашка, химический стакан, стеклянная палочка, спиртовка.
На столах учеников учебники, тетради, тест, лист оценивания, анкета для рефлексии.
Ход урока:
І. Организационный этап. Эмоциональный настрой обучаемых. Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего настроения и успехов.
II. Ориентировочно-мотивационный этап. Давайте вспомним:
1.Какую группу органических веществ мы изучаем? Что вы знаете о спиртах? Фронтальный опрос:
Задание: даны вещества Слайд №2
С6Н6, С2Н2, СН3ОН, С3Н8, С2Н5ОН, СН4, С2Н4, С3Н7ОН
Выбрать вещества, относящиеся к классу спиртов.
Задание: для спирта, формула которого СН3 СН2 - ОН, Слайд № 3
назвать предыдущий и последующий гомологи.
ІІІ. Изучение нового материала. Целеполагание.
Сегодня мы продолжим изучать спирты на примере спирта, речь о котором идет в задаче:
Похититель рассудка — так именуют это вещество с давних времен. О свойствах этого вещества люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления этого вещества из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления напитков из этого вещества. Это вещество начали получать в 6-7 веках арабы, в переводе с их языка означает “одурманивающий”. Слайд №4
О каком веществе идет речь, если известно, что в молекуле этого вещества массовая доля углерода составляет52,2%, массовая доля кислорода – 34,8%. Относительная плотность паров данного вещества по водороду равна 23. (ответ этанол).
Учащиеся решают задачу, выводят формулу вещества, дают название спирту.
Сегодня мы с вами будем рассматривать свойства спиртов.
Какие цели поставим перед собой? Слайд № 5
- изучить: химические свойства предельных одноатомных спиртов;
- научиться составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства предельных одноатомных спиртов.
- закрепить навыки лабораторного эксперимента.
Слайд № 6
Проблемный вопрос: почему при употреблении этилового спирта возможна тошнота и рвота? А при употреблении большого количества этанола возможен летальный исход?
На этот вопрос вы сможете ответить, изучив свойства спиртов.
Когда рассматривали физические свойства спиртов, говорили об их растворимости в воде. Учащиеся выполняют лабораторный опыт: растворяют этиловый спирт в воде, делают соответствующий вывод.
Слайд №7
Как вы думаете, чем будут обусловлены химические свойства спиртов?
Ответы учащихся ( Свойства спиртов зависят как от строения гидроксильной группы, так и углеводородного радикала. Атом водорода из гидроксогруппы ОН находится в особом положении, т. к. он связан с радикалом через атом кислорода и возможно именно он является наиболее активным в химических реакциях.)
Какими общими свойствами обладают большинство органических веществ? Органические вещества сгорают с образованием углекислого газа и воды. Слайд № 8
Лабораторный опыт : в фарфоровую чашку наливают спирт и зажигают. Делают вывод, записывают уравнение реакции, расставляют коэффициенты в уравнении.
Итак, спирты обладают совсем слабыми кислотными и основными свойствами, но все же они способны взаимодействовать с щелочными и щелочноземельными металлами. Слайд № 9
Видеоопыт «Взаимодействие этилового спирта с натрием». В результате реакции образуются алкоголяты, которые способны подвергаться гидролизу. Это также подтверждает, что вода по своим кислотным свойствам (кислотному характеру водорода в ОН группе) превосходит спирты.
IV. Физкультминутка.
Делаем паузу - обучаем проводить разминку для глаз
Последние 10 мин учащиеся переписывали уравнения с доски, для глаз полезно последовательно перемещать фокус до тетради 40-50 см, до доски несколько метров. Чтобы глаза учащихся отдохнули, зачитываем памятку о том, что полезно и что вредно для глаз. Слайд №10
Для зрения
- полезно
1. Смотреть вдаль: на зелень, цветы, небо, облака, воду.
2. Рассматривать цветные картины, репродукции , пейзажи.
- вредно
1. Читать, писать лежа или близко наклонившись к тексту.
2. Слишком часто пользоваться солнцезащитными очками.
3. Употреблять алкоголь.
4. Курить.
- необходимо
1. Яркое освещение (60 Вт ) без попадания прямого света в глаза.
2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера - на расстоянии 60 см.
3. Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4 м).
4. При напряженной работе через каждые 40 мин делать перерывы на 3-4 мин, при плохом зрении - через каждые 20 мин.
Упражнения для глаз Вращательные движения глазами: сначала в левый нижний угол, потом на межбровье, потом в правый нижний угол, потом на кончик носа (повторить столько раз, сколько возможно не дышать после выдоха). Повторить то же, но в обратную сторону.
Продолжим урок.
У спиртов есть особое свойство – они способны окисляться до соответствующих альдегидов. Проведите опыт: взаимодействие этилового спирта с оксидом меди.
Определить наличие альдегида можно опытным путем: нагреваю медную проволоку в пламени спиртовки и опускаю в пробирку с этиловым спиртом.
Определить наличие альдегида запахом зеленых яблок. Записать уравнения реакции, дают название продуктам реакции.
Не все опыты мы можем повторить в нашей лаборатории, поможет видеоопыт. Реакция дегидратации. Слайд № 11
Спирты вступают в реакцию этерификации с карбоновыми кислотами.
Слайд №12
.Вопрос возможны ли реакция одновременного дегидрирования и дегидратации?
Вывод : возможны внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация. В первом случае образуется простой эфир, а во втором сложный эфир.
Итак, мы рассмотрели химические свойства спиртов, какой вывод можно сделать?
Подведение итогов урока:
Предельные одноатомные спирты – химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН.
Для спиртов характерны кислотно-основные свойства.
Реакции окисления (в различных условиях).
Реакции дегидратации, дегидрирования, этерификации.
Остаются вопросы получения и применения спиртов.
10. Какое же влияние оказывают спирты на организм человека?
Учащиеся с минипроектом «Физиологическое влияние алкоголя на организм»
V. Закрепление изученного материала в виде тестовой работы с взаимопроверкой.
Задание: выполните тест:
1). Общая формула предельных одноатомных спиртов:
а). СnH2n б). СnH2n-2 в). СnH2n+2 г). СnH2n+1ОН
2) Функциональная группа -ОН называется:
а). карбонильной б). гидроксильной
в). карбоксильной г). аминогруппой
3). Формула С2Н5ОН – это
а) молекулярная б) сокращенная структурная
в). полная структурная г). нет правильного ответа
4). Название вещества, формула которого
СН3- СН2 – СН2 – СН2 - ОН
а) бутанол-1 б). пропанол-2 в) бутаналь г). бутанол-2
5) Среди предельных одноатомных спиртов самым ядовитым является:
а) этиловый б) метиловый
в) пропиловый г) бутиловый
6). Вещество, вступающее в реакцию с этанолом:
а). водород б) гидроксид натрия
в). гидроксид калия г) натрий
7) Реактивом для распознавания одноатомных спиртов является:
а) СuO б) Cu(OH)2 в) NaOH г) Br2
8) При полном сгорании этилового спирта образуется:
а) углерод и вода б) углекислый газ и вода
в) спирт и вода г) кислород и вода
Для проверки обменяйтесь работами и воспользуйтесь слайдом № 13.
VI. Оценивание. Выставление баллов в оценочный лист.
VII. Определение домашнего задания по уровням. Слайд № 14
VIII. Рефлексия. Слайд № 15
Вам розданы маленькие анкеты, которые помогут оценить сегодняшний урок, нужно только подчеркнуть во второй колонке нужные слова, по вашему состоянию.
Урок закончен. Спасибо за урок!