СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Свойства спиртов: физические и химические. Физиологическое действие на организм,"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Свойства спиртов: физические и химические. Физиологическое действие на организм,"»

Урок №18 17.01.22 10 кл

Тема: Физические и химические свойства спиртов. Получение и применение спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола.

Цели урока:

воспитательные:  

  1. Повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ и

социального аспекта употребления алкоголя и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;

  1. Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.

образовательные:

1. Связанные с формированием общенаучных знаний: понимание относительности понятий и классификаций в свете общего, особенного и единичного.

2. Формирование общепредметных знаний: усвоение знаний о спиртах.

развивающие:

  1. Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;

  2. поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

  3. включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: беседа, диалог, частично-поисковый и исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Используемая технология: здоровьесберегающая технология с использованием разминки для глаз, элементы проектной технологии.

Оборудование:  

Компьютер, проектор, презентация к уроку, реактивы.

Реактивы:  флаконы с реактивами:  этанол,  дист. вода, медная проволока, фарфоровая чашка, химический стакан, стеклянная палочка, спиртовка.

На столах учеников учебники, тетради, тест, лист оценивания, анкета для рефлексии.


Ход урока:

І. Организационный этап. Эмоциональный настрой обучаемых. Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего настроения и успехов.

II.     Ориентировочно-мотивационный  этап. Давайте вспомним:


1.Какую группу органических веществ мы изучаем? Что вы знаете о спиртах? Фронтальный опрос:

  • Что такое спирты?

  • Какую они имеют общую формулу?

Задание: даны вещества Слайд №2

С6Н6, С2Н2, СН3ОН, С3Н8, С2Н5ОН, СН4, С2Н4, С3Н7ОН

Выбрать вещества, относящиеся к классу спиртов.

  • Как дают названия спиртам? Назвать выбранные спирты.

  • Что такое гомологи?

Задание: для спирта, формула которого СН3 СН2 - ОН, Слайд № 3

назвать предыдущий и последующий гомологи.

ІІІ. Изучение нового материала. Целеполагание.

Сегодня мы продолжим изучать спирты на примере спирта, речь о котором идет в задаче:

Похититель рассудка — так именуют это вещество с давних времен. О свойствах этого вещества люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления этого вещества из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления напитков из этого вещества. Это вещество начали получать в 6-7 веках арабы, в переводе с их языка означает “одурманивающий”. Слайд №4

О каком веществе идет речь, если известно, что в молекуле этого вещества массовая доля углерода составляет52,2%, массовая доля кислорода – 34,8%. Относительная плотность паров данного вещества по водороду равна 23. (ответ этанол).

Учащиеся решают задачу, выводят формулу вещества, дают название спирту.

Сегодня мы с вами будем рассматривать  свойства спиртов.

Какие цели поставим перед собой? Слайд № 5

- изучить: химические свойства предельных одноатомных спиртов;

- научиться составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства предельных одноатомных спиртов.

- закрепить навыки лабораторного эксперимента.

Слайд № 6

Проблемный вопрос: почему при употреблении этилового спирта возможна тошнота и рвота? А при употреблении большого количества этанола возможен летальный исход?

На этот вопрос вы сможете ответить, изучив свойства спиртов.


  1. Когда рассматривали физические свойства спиртов, говорили об их растворимости в воде. Учащиеся выполняют лабораторный опыт: растворяют этиловый спирт в воде, делают соответствующий вывод.

Слайд №7

  1. Как вы думаете, чем будут обусловлены химические свойства спиртов?

Ответы учащихся ( Свойства спиртов зависят как от строения гидроксильной группы, так и углеводородного радикала. Атом водорода из гидроксогруппы ОН находится в особом положении, т. к. он связан с радикалом через атом кислорода и возможно именно он является наиболее активным в химических реакциях.)

  1. Какими общими свойствами обладают большинство органических веществ? Органические вещества сгорают с образованием углекислого газа и воды. Слайд № 8

Лабораторный опыт : в фарфоровую чашку наливают спирт и зажигают. Делают вывод, записывают уравнение реакции, расставляют коэффициенты в уравнении.


  1. Итак, спирты обладают совсем слабыми кислотными и основными свойствами, но все же они способны взаимодействовать с щелочными и щелочноземельными металлами. Слайд № 9

Видеоопыт «Взаимодействие этилового спирта с натрием». В результате реакции образуются алкоголяты, которые способны подвергаться гидролизу. Это также подтверждает, что вода по своим кислотным свойствам (кислотному характеру водорода в ОН группе) превосходит спирты.

IV. Физкультминутка.

Делаем паузу - обучаем проводить разминку для глаз

Последние 10 мин учащиеся переписывали уравнения с доски, для глаз полезно последовательно перемещать фокус до тетради 40-50 см, до доски несколько метров. Чтобы глаза учащихся отдохнули, зачитываем памятку о том, что полезно и что вредно для глаз. Слайд №10

Для зрения

- полезно

1. Смотреть вдаль: на зелень, цветы, небо, облака, воду.

2. Рассматривать цветные картины, репродукции , пейзажи.

- вредно

1. Читать, писать лежа или близко наклонившись к тексту.

2. Слишком часто пользоваться солнцезащитными очками.

3. Употреблять алкоголь.

4. Курить.

- необходимо

1. Яркое освещение (60 Вт ) без попадания прямого света в глаза.

2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера - на расстоянии 60 см.

3. Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4 м).

4. При напряженной работе через каждые 40 мин делать перерывы на 3-4 мин, при плохом зрении - через каждые 20 мин.


Упражнения для глаз Вращательные движения глазами: сначала в левый нижний угол, потом на межбровье, потом в правый нижний угол, потом на кончик носа (повторить столько раз, сколько возможно не дышать после выдоха). Повторить то же, но в обратную сторону.

Продолжим урок.

  1. У спиртов есть особое свойство – они способны окисляться до соответствующих альдегидов. Проведите опыт: взаимодействие этилового спирта с оксидом меди.

Определить наличие альдегида можно опытным путем: нагреваю медную проволоку в пламени спиртовки и опускаю в пробирку с этиловым спиртом.

Определить наличие альдегида запахом зеленых яблок. Записать уравнения реакции, дают название продуктам реакции.

  1. Не все опыты мы можем повторить в нашей лаборатории, поможет видеоопыт. Реакция дегидратации. Слайд № 11

  2. Спирты вступают в реакцию этерификации с карбоновыми кислотами.

Слайд №12


  1. .Вопрос возможны ли реакция одновременного дегидрирования и дегидратации?

Вывод : возможны внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация. В первом случае образуется простой эфир, а во втором сложный эфир.

Итак, мы рассмотрели химические свойства спиртов, какой вывод можно сделать?

Подведение итогов урока:

Предельные одноатомные спирты – химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН.

Для спиртов характерны кислотно-основные свойства.

Реакции окисления (в различных условиях).

Реакции дегидратации, дегидрирования, этерификации.

Остаются вопросы получения и применения спиртов.


10. Какое же влияние оказывают спирты на организм человека?

Учащиеся с минипроектом «Физиологическое влияние алкоголя на организм»

V. Закрепление изученного материала в виде тестовой работы с взаимопроверкой.

Задание: выполните тест:

1). Общая формула предельных одноатомных спиртов:

а). СnH2n б). СnH2n-2 в). СnH2n+2 г). СnH2n+1ОН

2) Функциональная группа -ОН называется:

а). карбонильной б). гидроксильной

в). карбоксильной г). аминогруппой

3). Формула С2Н5ОН – это

а) молекулярная б) сокращенная структурная

в). полная структурная г). нет правильного ответа

4). Название вещества, формула которого

СН3- СН2 – СН2 – СН2 - ОН

а) бутанол-1 б). пропанол-2 в) бутаналь г). бутанол-2

5) Среди предельных одноатомных спиртов самым ядовитым является:

а) этиловый б) метиловый

в) пропиловый г) бутиловый

6). Вещество, вступающее в реакцию с этанолом:

а). водород б) гидроксид натрия

в). гидроксид калия г) натрий

7) Реактивом для распознавания одноатомных спиртов является:

а) СuO б) Cu(OH)2  в) NaOH г) Br2

8) При полном сгорании этилового спирта образуется:

а) углерод и вода б) углекислый газ и вода

в) спирт и вода г) кислород и вода

Для проверки обменяйтесь работами и воспользуйтесь слайдом № 13.

VI. Оценивание. Выставление баллов в оценочный лист.

VII. Определение домашнего задания по уровням. Слайд № 14

VIII. Рефлексия. Слайд № 15

Вам розданы маленькие анкеты, которые помогут оценить сегодняшний урок, нужно только подчеркнуть во второй колонке нужные слова, по вашему состоянию.

Урок закончен. Спасибо за урок!




Скачать

© 2022, 96 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!