Целевой блок |
Тема | «Плоды и их классификация» |
Цель | Познакомить обучающихся с понятиями: плод, околоплодник, простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные плоды. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные:Знать строение и классификацию плодов. Знать правило оформления материала в тетради. Уметь различать плоды. Уметь правильно записывать классификацию плодов. Уметь составлять схему к рисунку, используя связь целого и частей. Личностные:уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: (Регулятивные УУД) уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Коммуникативные УУД) уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Познавательные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Инструментальный блок |
Задачи урока | Образовательные:Формировать представление о структуре задачи, умение различать плоды, правильно оформлять материал. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, используя связь целого и частей. Способствовать развитиюбиологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитыватькультуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Учебно-методический комплекс | - учебник «Биология » 6 кл. Пасечник В.В. 2013г. Дрофа. - еженедельник (для самооценки) - презентация «Плоды» - шаги учебной деятельности - тетрадь - алгоритм самооценки |
Организационно-деятельностный блок |
Основные понятия | Плод, ягода, орех, зерновка, боб, соплодие, околоплодник. |
Организация пространства | Парная, фронтальная, групповая. |
Межпредметные связи | Биология |
Действия обучающихся | Стр. 67-71. Прочитать и проанализировать материл Стр. 69, № 55, стр.70 №56, стр.71 №58,Стр.72 № 59. Нарисовать схему в тетради, записать характеристику плодов. Стр. 72 Лабораторная работа №12 |
СТРУКТУРА УРОКА |
1. Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. |
Деятельность учителя: 1. Демонстрирует плоды различных растений (материалы гербария, натуральные плоды, муляжи плодов) 2. Задает вопросы по новой теме, развивая познавательный интерес и инициативу обучающихся. - Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. - Каково предназначение плодов? - В чем различие плодов? - В чем разница сухих и сочных плодов? - Какие сухие плоды вы знаете? - Выделите сочные плоды, которые вы знаете? (приложение №1) | Деятельность обучающихся: 1. Рассматривают представленные материалы, анализируют их строение, формы, размеры. Вступают в диалог о значении плодов в природе. Определяют основные понятия урока (околоплодник, плод, сухие и сочные, простые и сборные, односемянные и многосемянные плоды) |
2. Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. |
Деятельность учителя: 1. Демонстрирует фотографии, рисунки, схемы. (приложение № 2- 3 - 4) 2. Задает вопросы: - Что такое плод? - Каково происхождение плодов? - По каким признакам плоды разделяются на простые и сложные? - По каким признакам разделяются на сухие и сочные? - Какие виды плодов существуют в природе? | Деятельность обучающихся: Рассматривают плоды, вспоминают строение цветка, из завязи которого формируется плод, выясняют разницу между сочными и сухими плодами, определяют зависимость строения цветка и формирующегося из него плода. Высказывают своё мнение строении плода. Предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения. |
3. Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. |
Деятельность учителя: 1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Какую роль играют плоды в жизни растений?» 2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о плодах, и ответы фиксирует на доске в виде схемы. (приложение №5) - Что такое соплодие? - Что такое ягода, зерновка, семянка, боб, стручок? - Какие плоды чаще всего встречаются в нашей местности? - В какое время года, созревают плоды в Башкортостане? (приложение № 5 -6 – 7 – 8) | Деятельность обучающихся: Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему. Высказывают предположения о строении плодов. |
4. Планирование Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал. |
Деятельность учителя: 1. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта. 2. Раздает текст (материал приложения). 3. Раздает инструкции к групповой работе. (приложение № 9 – 10 – 11-12) | Деятельность обучающихся: Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции. Инструкция Общая часть для всех групп 1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. 2. Прочитайте текст. 3. Назовите его. Составьте план текста. 1 группа - Пользуясь описанием строения плодов, предложите схему строения семени и околоплодника. - Охарактеризуйте различные виды плодов, изображенных на рисунках используя только прилагательные (ореховидные). 2 группа - Изобразите в виде схемы процесс образования плодов. - Какие условия являются благоприятными для образования плодов? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды. 3 группа - Сформулируйте и запишите определение “Плод – это…”. - Какие условия являются неблагоприятными для образования плодов? |
5. Открытие новых знаний. Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. |
Деятельность учителя: 1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее. 4. Структурирует материал в виде таблицы. (лабораторная работа№12) Название плодов | Тип плода | Растения | Сочный или сухой | Односемянный или многосемянный | Боб | сухой | многосемянный | горох | (приложение № 13–14) | Деятельность обучающихся: Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение, рефлексия деятельности в группе, составление итоговой таблицы. |
6. Применение новых знаний Цель: применить знания в новой ситуации |
Деятельность учителя: Предлагает выполнить задания: 1. Сравнить строение сухих и сочных плодов. Выявить черты сходства и различия. 2. Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и обучающихся, предложивших наиболее верные ответы. | Деятельность обучающихся: Выполняют задание. Выполняют задание в парах и затем обсуждают. Отвечают на основной вопрос урока “Что такое плод? ”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. |
7. Диагностика результатов урока (итог урока) Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
Деятельность учителя: 1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. | Деятельность обучающихся: Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: - Какую цель ставили? - Достигли цели? - Какая тема урока была? - Чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый |
Домашнее задание | §13 стр. 67–73 прочитать, вопросы 1-7, ответить устно. Практическое задание: « Пользуясь памяткой последовательности действий (стр. 73), проведите сравнение 3–4 плодов. Выясните, на каких растениях, растущих в вашем регионе, ещё висят плоды. Определите, к какому типу они относятся». |