Предмет: всеобщая история
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: «Олимпийские игры в древности»
Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут охарактеризовать древние Олимпийские игры, сформулировать вывод об особой значимости игр в жизни эллинов, объяснить мироощущение древних греков, сопоставить его с современным.
Основные термины, понятия: Олимпия, пятиборье, атлет, ипподром.
Формы работы: Групповая (работа с текстом учебника, картой, иллюстрациями, таблицами по инструкции).
Методы и приемы обучения: работа в группах, самостоятельная работа, элементы «проблемной ситуации», составление кластера, работа над понятием
Планируемые результаты:
личностные:
применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;
развивать умение работать в коллективе;
оценивать значение спорта для формирования ЗОЖ;
привлечь к занятию спортом;
метапредметные:
проанализировать информацию, полученную из исторических источников;
сравнить олимпийские игры древности с современными, выделить общие и различные черты;
предложить свою версию продолжения письма неизвестного автора;
предметные:
определить суть понятий: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия;
назвать виды спорта в Древней Греции;
определить значение Олимпийских игр.
Оборудование: учебник «История Древнего мира» 5 класс (под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.) проектор, презентация, раздаточный материал к уроку.
Этапы урока:
1.Мотивация (организационный).
Когда учитель входит в класс, должны все дружно встать
С улыбкою у парт учителя встречать
Как белые снежинки ложатся на поля
Тихонечко садитесь
Возьмемся за дела…
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Анатольевна, и сегодня урок истории проведу у вас я. Сегодня у нас необычный урок. Желаю всем удачи и успеха!
II. Постановка учебной проблемы (целеполагание)
Учитель: Недавно на адрес школы для нас с вами пришло очень загадочное письмо от неизвестного автора, давайте прочтем, что он пишет:
«Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях - все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его:
Скажите, любезный, а куда все спешат?
А вы что не слышали?! Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?
А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны...
Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными...»
Учитель. На этом письмо обрывается. Но Вы, наверное, догадались, о каком историческом событии пишет путешественник? ( Да, действительно речь идёт об Олимпийских играх).
Учитель: Предположите, как будет называться тема нашего урока?.......................(записывает на доске)
Учитель: А каков, по вашему мнению, план работы на уроке?
1. Где и когда зародились Олимпийские игры?
2. Какие были правила?
3. По каким видам спорта проводились соревнования?
4.Чем награждали победителей? (Вывожу на слайд 1)
Постановка учебной проблемы планирование деятельности
Учитель: По ходу изучения нового материала, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? (на доске)
Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать в группах, и выполнять разные интересные задания, нужно обязательно справиться со всеми заданиями, потому что нас ждет путешествие, которое продлиться 5 незабываемых дней.
Актуализация опорных знаний и умений.
Проверка знаний ранее изученного.
Учитель: У вас на столах каждой группы лежат конверты с номерами заданий. Приступаем к первому заданию.
Конверт № 1Учитель: Ваша задача, ответить на вопрос и раскрасить кольцо в нужный цвет. Цвет кольца вы узнаете от меня, когда я услышу правильный ответ. (кольца лежат на столах)
Кольца у вас под номерами. По одному ученику от группы вы выходите к доске и крепите к условному обозначению свое кольцо к кольцу с таким же номером. И посмотрим, что у нас получиться.
Задания:
группа Герой мифов, победивший льва (Г…. л).-СИНИЙ
группа Чудовище, имевшее тело человека и голову льва (М……р)-ЧЕРНЫЙ
группа Большое здание с множеством запутанных ходов (Л……т)-КРАСНЫЙ
Имя героя победившего Минотавра (Т…й)-ЖЕЛТЫЙ
группа Кто написал поэмы «Одиссея» и «Илиада»(Г…р)-ЗЕЛЕНЫЙ
Выходят вывешивают на доску
Учитель: Ребята, Кто из вас догадался, что это за кольца и что они символизируют? (Олимпийские)
Учитель принимает ответы детей.
Вносит немного информации.(показывает слайд )
Каждое из пяти колец символизировало все континенты планеты, которые входили в олимпийское движение. Для этого были выбраны такие цвета, как:
Красный цвет символизирует Америку
Черный символизирует Африку.
Синий цвет - это Европа.
Желтый - символизирует Азию.
Зеленый цвет — Австралия.
Пять колец стали символом объединения всего мира ради проведения международных соревнований. Переплетаясь между собой, кольца символизируют единство всех частей света, всех континентов, всех рас, народов и стран перед лицом спорта.
Учитель: Сравните, верно ли вы справились.
Учитель: А что вы знаете о наградах олимпийских игр? Какие они бывают? (золотые, серебряные, бронзовые)
Учитель: Сегодня за выполнения заданий вы тоже будете получать золотые, серебряные и бронзовые медали.
А в конце урока мы подведем подсчет медалей:
Группа, у которой будет больше золотых медалей - получат за урок «5»
Та группа, у которой окажется больше серебряных медалей - получат «4»
Ну а бронзовым призерам придется подучить историю Олимпийских игр в древности.
Учитель: Вы молодцы справились с 1 заданием, получите медали.
Учитель: А какие еще символы Олимпийских игр вы знаете? (флаг, огонь, гимн, и др.)
Учитель: Во время открытия Олимпийских игр зажигают Олимпийский огонь. У нас на доске факел. Но он ещё не горит. Давайте зажжём вместе олимпийский огонь!
Право зажечь олимпийский огонь я предоставляю спортсмену класса___________(Ф.И.Ученика (ов)
(факел на доске, огонь …прикрепляют язычки пламени)
Учитель: Вот и горит наш символичный Олимпийский огонь.
Открытие нового знания. Поиск информации.
Учитель: В начале урока я вам обещала отправиться в путешествие. Вот и настает этот момент. Мы отправляемся в город Олимпийских игр Олимпию. Но мы должны знать маршрут.
Конверт № 2
Перед вами карта Древней Греции. Давайте рассмотрим ее, найдем Олимпию. Так, где располагалась Олимпия?
(Этот город располагался в Южной Греции. На полуострове Пелопоннес в северо-западной его части) (Слайд)
Учитель: Кто догадался, почему именно Олимпия стала местом проведения Олимпийских игр?
Ответ: Центром Олимпийских игр стала Олимпия не случайно - до нее было легко добираться из всех греческих городов и колоний, она имела удобное местоположение. А все греки хотели либо посмотреть, либо поучаствовать в состязаниях.
Ну что ж за работу! Все в Олимпию! Олимпийские игры начинаются!
Учитель: Итак, друзья, мы прибыли в Олимпию.
Древние греки сложили много мифов о том, как появились Олимпийские игры.
Давайте познакомимся с одним из них в учебнике на с.159.
Ваша задача прочитать миф и выполнить задание из конверта № 3
( Каждая группа читает миф, знакомится с ним выполнит задание по карточке.)
Вопросы к мифу:
1. Группа О каких богах рассказывает миф? Назовите их имена.(Зевс, Крон)
2. Группа Кто одержал победу над Кроном»(Зевс)
3. Группа В память какого легендарного события были устроены первые состязания?(В память победы над Кроном)
4. Группа Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему?(Зевс, победитель)
5. Группа Откуда, по-вашему, появилось название «Олимпийские игры»?(Зевс устраивал состязания в Олимпии).
Учитель: А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание.
!1 группа читает вопрос – дает на него ответ.
И так по цепочке каждая группа…………………………
Учитель: Олимпия объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгся бы сюда с оружием, был бы объявлен богоотступником.
Здесь же располагался главный храм Олимпии -храм Зевса -главного бога Древней Греции. А в нём находилась вот такая статуя (показ слайд )
Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" и находились под его защитой.
По одной из версий О.И. проводились в честь Зевса.
Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?
Ученики:
1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны.
3. Игры были честными.
Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. А как проходила подготовка к играм
Давайте узнаем об этом, поработав с учебником на с.155-156.
И выполним задания из Конверта № 4
1 группа -Как часто проводились Олимпийские игры?
2 группа -Сколь дней они продолжались?
3 группа -Кто имел право участвовать в Олимпийских играх?
4 группа -Кого называли атлетом?
5 группа -Сколько месяцев и где атлеты обязаны были готовиться к играм?
Ответы: Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года. Они продолжались 5 дней. В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. Женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там. Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач.
Учитель:
Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. А как это происходило, продолжаем работать с учебником. Открываем учебники на с.157 Пять незабываемых дней. И самостоятельно изучаем материал до с.160 параграфа выполняя задания. Из конверта № 5
Организация работы в группах
Задание№1. «Используя текст учебника составить кластер «Пятиборье» по предложенной схеме».
Задание№2 «Почему соревнования колесниц были самыми зрелищными и самыми опасными?»
Задание №3. «Как проходило награждение победителей»
Задание №4 Знаменитые имена. Кто особенно прославился в Олимпийских играх?»
Задание №5 Как встречали победителя вернувшегося родной город с игр?
Физминутка
Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)
Первичная проверка понимания.
Формирование новых понятий: атлет, пятиборье, ипподром, Олимпия.
Учитель: Ребята, давайте выполним еще одно задание,6 сформируем словарь новых понятий.
(Продолжают работать с учебником и формируют Словарь. Словарь с ключевыми терминами)
Ученики озвучивают……………….
Учитель: А теперь ребята представим, что мы оказались на стадионе в Олимпии, Где начинается пятиборье.
(Показ видеоролика).
Применение новых знаний.
Учитель: Ребята, у нас остался последний конверт с заданием, 7 Рассмотрите иллюстрации археологических находок. Это вазы древних греков. Внимательно изучите рисунки и определите, какие виды спортивных состязаний были на олимпийских играх в др. Греции. Разместите их на кластер. (Показ слайда ПРОВЕРКА).
Учитель: Вот так ребята и подошло к концу наше путешествие.
Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в начале урока:
Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? (Ответы обучающихся)
О том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником свидетельствует:
1) на время игр прекращались все войны;
2) приезжало множество участников и зрителей, в том числе и из колоний;
3) большим почетом пользовались победители – в родном городе им ставили памятник. (слайд)
Учитель: Соревнования заканчивались и все возвращались домой.
Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.
Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.
Учитель. Ребята, а сейчас проводятся олимпийские игры? (да)
Их возрождение приходиться на 19 век и связано с именем французского барона Пьера де Кубертена. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.
-Кто скажет, а проходила ли олимпиада в нашем государстве, и когда это было? (в 2014 году Россия принимала Олимпиаду в Сочи).
-А как часто проходит современная Олимпиада? (1 раз в 4 года).
????????????????????????????????????
Учитель:
Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.
Рефлексия: Продолжи предложение (вывести на слайд)
Олимпийские игры проводились один раз в ______4______года.
Они устраивались в _____Олимпии_________________,
расположенной___в Южной Греции на п-ве Пелопеннес______.
Первые Олимпийские игры состоялись в ____776______году до н.э.
Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе______10_________ месяцев, а затем еще ___1____ месяц продолжать тренировки поблизости от _____Олимпии________
Олимпийские игры продолжались _______5________ дней.
Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _______бега_____, затем атлеты состязались в _прыжках в длину,
_________метание копья и диска___________ , __кулачный бой и бег с оружием___________________.
Последним состязанием в пятиборье была ______гонка на колесницах____________.
Учитель:
Домашнее задание : п. 33, пересказ; творческое задание по выбору: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя, составить синквэйн «Олимпиада»
Оценивание: Во время урока вы получали медали, давайте подсчитает.
Группа в которой больше золотых медалей получает 5 за урок
Группа получившая больше серебряных медалей, получает 4 за урок
Группа где больше бронзовых медалей еще подучит Олимпийские игры в древности.
Учитель:
И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.