СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Олимпийские игры в древности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Олимпийские игры в древности"

Урок проводиться в форме групповой работы(работа с текстом, самостоятельная работа, работа с иллюстрациями,. таблицами по инструкции). Методы и приемы обучения: элементы проблемной ситуации, составление кластера, работа над понятиями.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории в 5 классе "Олимпийские игры в древности"»

Предмет: всеобщая история

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: «Олимпийские игры в древности»

Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут охарактеризовать древние Олимпийские игры, сформулировать вывод об особой значимости игр в жизни эллинов, объяснить мироощущение древних греков, сопоставить его с современным.

Основные термины, понятия: Олимпия, пятиборье, атлет, ипподром.

Формы работы: Групповая (работа с текстом учебника, картой, иллюстрациями, таблицами по инструкции).

Методы и приемы обучения: работа в группах, самостоятельная работа, элементы «проблемной ситуации», составление кластера, работа над понятием



Планируемые результаты:

личностные:

  • применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;

  • развивать умение работать в коллективе;

  • оценивать значение спорта для формирования ЗОЖ;

  • привлечь к занятию спортом;

метапредметные:

  • проанализировать информацию, полученную из исторических источников;

  • сравнить олимпийские игры древности с современными, выделить общие и различные черты;

  • предложить свою версию продолжения письма неизвестного автора;

предметные:

  • определить суть понятий: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия;

  • назвать виды спорта в Древней Греции;

  • определить значение Олимпийских игр.

Оборудование: учебник «История Древнего мира» 5 класс (под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.) проектор, презентация, раздаточный материал к уроку.









Этапы урока:

1.Мотивация (организационный).

Когда учитель входит в класс, должны все дружно встать

С улыбкою у парт учителя встречать

Как белые снежинки ложатся на поля

Тихонечко садитесь

Возьмемся за дела…



Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Анатольевна, и сегодня урок истории проведу у вас я. Сегодня у нас необычный урок. Желаю всем удачи и успеха!

II.  Постановка учебной проблемы (целеполагание)

Учитель: Недавно на адрес школы для нас с вами пришло очень загадочное письмо от неизвестного автора, давайте прочтем, что он пишет:

«Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях - все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его:

Скажите, любезный, а куда все спешат?

А вы что не слышали?! Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?

А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны...

Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными...»

Учитель. На этом письмо обрывается. Но Вы, наверное, догадались, о каком историческом событии пишет путешественник? ( Да, действительно речь идёт об Олимпийских играх).

Учитель: Предположите, как будет называться тема нашего урока?.......................(записывает на доске)

Учитель: А каков, по вашему мнению, план работы на уроке?

1. Где и когда зародились Олимпийские игры?

2. Какие были правила?

3. По каким видам спорта проводились соревнования?

4.Чем награждали победителей? (Вывожу на слайд 1)

Постановка учебной проблемы планирование деятельности

Учитель: По ходу изучения нового материала, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? (на доске)

Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать в группах, и выполнять разные интересные задания, нужно обязательно справиться со всеми заданиями, потому что нас ждет путешествие, которое продлиться 5 незабываемых дней.

Актуализация опорных знаний и умений.

Проверка знаний ранее изученного.

Учитель: У вас на столах каждой группы лежат конверты с номерами заданий. Приступаем к первому заданию.

Конверт № 1Учитель: Ваша задача, ответить на вопрос и раскрасить кольцо в нужный цвет. Цвет кольца вы узнаете от меня, когда я услышу правильный ответ. (кольца лежат на столах)

Кольца у вас под номерами. По одному ученику от группы вы выходите к доске и крепите к условному обозначению свое кольцо к кольцу с таким же номером. И посмотрим, что у нас получиться.

Задания:

  1. группа Герой мифов, победивший льва (Г…. л).-СИНИЙ

  2. группа Чудовище, имевшее тело человека и голову льва (М……р)-ЧЕРНЫЙ

  3. группа Большое здание с множеством запутанных ходов (Л……т)-КРАСНЫЙ

  4. Имя героя победившего Минотавра (Т…й)-ЖЕЛТЫЙ

  5. группа Кто написал поэмы «Одиссея» и «Илиада»(Г…р)-ЗЕЛЕНЫЙ



Выходят вывешивают на доску

Учитель: Ребята, Кто из вас догадался, что это за кольца и что они символизируют? (Олимпийские)

Учитель принимает ответы детей.

Вносит немного информации.(показывает слайд )

Каждое из пяти колец символизировало все континенты планеты, которые входили в олимпийское движение. Для этого были выбраны такие цвета, как:

  • Красный цвет символизирует Америку

  • Черный символизирует Африку.

  • Синий цвет - это Европа.

  • Желтый - символизирует Азию.

  • Зеленый цвет — Австралия.

Пять колец стали символом объединения всего мира ради проведения международных соревнований. Переплетаясь между собой, кольца символизируют единство всех частей света, всех континентов, всех рас, народов и стран перед лицом спорта.

Учитель: Сравните, верно ли вы справились.

Учитель: А что вы знаете о наградах олимпийских игр? Какие они бывают? (золотые, серебряные, бронзовые)

Учитель: Сегодня за выполнения заданий вы тоже будете получать золотые, серебряные и бронзовые медали.

А в конце урока мы подведем подсчет медалей:

Группа, у которой будет больше золотых медалей - получат за урок «5»

Та группа, у которой окажется больше серебряных медалей - получат «4»

Ну а бронзовым призерам придется подучить историю Олимпийских игр в древности.

Учитель: Вы молодцы справились с 1 заданием, получите медали.

Учитель: А какие еще символы Олимпийских игр вы знаете? (флаг, огонь, гимн, и др.)

Учитель: Во время открытия Олимпийских игр зажигают Олимпийский огонь. У нас на доске факел. Но он ещё не горит. Давайте зажжём вместе олимпийский огонь!

Право зажечь олимпийский огонь я предоставляю спортсмену класса___________(Ф.И.Ученика (ов)

(факел на доске, огонь …прикрепляют язычки пламени)

Учитель: Вот и горит наш символичный Олимпийский огонь.

Открытие нового знания. Поиск информации.

Учитель: В начале урока я вам обещала отправиться в путешествие. Вот и настает этот момент. Мы отправляемся в город Олимпийских игр Олимпию. Но мы должны знать маршрут.

Конверт № 2

Перед вами карта Древней Греции. Давайте рассмотрим ее, найдем Олимпию. Так, где располагалась Олимпия?

(Этот город располагался в Южной Греции. На полуострове Пелопоннес в северо-западной его части) (Слайд)

Учитель: Кто догадался, почему именно Олимпия стала местом проведения Олимпийских игр?

Ответ: Центром Олимпийских игр стала Олимпия не случайно - до нее было легко добираться из всех греческих городов и колоний, она имела удобное местоположение. А все греки хотели либо посмотреть, либо поучаствовать в состязаниях.

Ну что ж за работу! Все в Олимпию! Олимпийские игры начинаются!

Учитель: Итак, друзья, мы прибыли в Олимпию.

Древние греки сложили много мифов о том, как появились Олимпийские игры.

Давайте познакомимся с одним из них в учебнике на с.159.

Ваша задача прочитать миф и выполнить задание из конверта № 3
( Каждая группа читает миф, знакомится с ним выполнит задание по карточке.)

Вопросы к мифу:
1.   Группа  О каких богах рассказывает миф? Назовите их имена.(Зевс, Крон)

2. Группа Кто одержал победу над Кроном»(Зевс)
3.   Группа В память какого легендарного события были устроены первые  состязания?(В память победы над Кроном)
4. Группа Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему?(Зевс, победитель)
5.  Группа Откуда, по-вашему, появилось название «Олимпийские игры»?(Зевс устраивал состязания в Олимпии).

Учитель: А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание.

!1 группа читает вопрос – дает на него ответ.

И так по цепочке каждая группа…………………………



Учитель: Олимпия объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгся бы сюда с оружием, был бы объявлен богоотступником.

Здесь же располагался главный храм Олимпии -храм Зевса -главного бога Древней Греции. А в нём находилась вот такая статуя (показ слайд )

Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" и находились под его защитой.

По одной из версий О.И. проводились в честь Зевса.

Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

Ученики:

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны.

3. Игры были честными.

Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. А как проходила подготовка к играм

Давайте узнаем об этом, поработав с учебником на с.155-156.


И выполним задания из Конверта № 4

1 группа -Как часто проводились Олимпийские игры?

2 группа -Сколь дней они продолжались?

3 группа -Кто имел право участвовать в Олимпийских играх?

4 группа -Кого называли атлетом?

5 группа -Сколько месяцев и где атлеты обязаны были готовиться к играм?


Ответы: Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года. Они продолжались 5 дней. В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. Женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там. Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач.


Учитель:

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. А как это происходило, продолжаем работать с учебником. Открываем учебники на с.157 Пять незабываемых дней. И самостоятельно изучаем материал до с.160 параграфа выполняя задания. Из конверта № 5

Организация работы в группах

Задание№1. «Используя текст учебника составить кластер «Пятиборье» по предложенной схеме».

Задание№2 «Почему соревнования колесниц были самыми зрелищными и самыми опасными?»

Задание №3. «Как проходило награждение победителей»

Задание №4 Знаменитые имена. Кто особенно прославился в Олимпийских играх?»

Задание №5 Как встречали победителя вернувшегося родной город с игр?

Физминутка

Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.


Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)



Первичная проверка понимания.

Формирование новых понятий: атлет, пятиборье, ипподром, Олимпия.

Учитель: Ребята, давайте выполним еще одно задание,6 сформируем словарь новых понятий.

(Продолжают работать с учебником и формируют Словарь. Словарь с ключевыми терминами)

Ученики озвучивают……………….

Учитель: А теперь ребята представим, что мы оказались на стадионе в Олимпии, Где начинается пятиборье.

(Показ видеоролика).

Применение новых знаний.

Учитель: Ребята, у нас остался последний конверт с заданием, 7 Рассмотрите иллюстрации археологических находок. Это вазы древних греков. Внимательно изучите рисунки и определите, какие виды спортивных состязаний были на олимпийских играх в др. Греции. Разместите их на кластер. (Показ слайда ПРОВЕРКА).

Учитель: Вот так ребята и подошло к концу наше путешествие.

Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в начале урока:

Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? (Ответы обучающихся)

О том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником свидетельствует:

1) на время игр прекращались все войны;

2) приезжало множество участников и зрителей, в том числе и из колоний;

3) большим почетом пользовались победители – в родном городе им ставили памятник. (слайд)

Учитель: Соревнования заканчивались и все возвращались домой.

Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

 Учитель. Ребята, а сейчас проводятся олимпийские игры? (да)

Их возрождение приходиться на 19 век и связано с именем французского барона Пьера де Кубертена. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

-Кто скажет, а проходила ли олимпиада в нашем государстве, и когда это было? (в 2014 году Россия принимала Олимпиаду в Сочи).

-А как часто проходит современная Олимпиада? (1 раз в 4 года).

????????????????????????????????????

Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

Рефлексия: Продолжи предложение (вывести на слайд)



Олимпийские игры проводились один раз в ______4______года.

Они устраивались в _____Олимпии_________________,

расположенной___в Южной Греции на п-ве Пелопеннес______.

Первые Олимпийские игры состоялись в ____776______году до н.э.

Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе______10_________ месяцев, а затем еще ___1____ месяц продолжать тренировки поблизости от _____Олимпии________




Олимпийские игры продолжались _______5________ дней.

Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _______бега_____, затем атлеты состязались в _прыжках в длину,

_________метание копья и диска___________ , __кулачный бой и бег с оружием___________________.

Последним состязанием в пятиборье была ______гонка на колесницах____________.

Учитель:

Домашнее задание : п. 33, пересказ; творческое задание по выбору: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя, составить синквэйн «Олимпиада»

Оценивание: Во время урока вы получали медали, давайте подсчитает.

Группа в которой больше золотых медалей получает 5 за урок

Группа получившая больше серебряных медалей, получает 4 за урок

Группа где больше бронзовых медалей еще подучит Олимпийские игры в древности.

Учитель:

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!