Тема урока: Государство на берегах Нила.
История древнего мира 5 класс. Учитель высшей категории истории и обществознания Асташенко С.И.
Цели урока: 1. Изучить географическое положение и природные условия Египта.
2.Выяснить причины возникновения египетской цивилизации.
3. Формировать умения работать с исторической картой, текстом учебника.
Оборудование урока: учебник Истории Древнего мира, политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Рабочие тетради по истории древнего мира Г.И. Годера.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение новой темы.
План: 1. От первобытности к цивилизации.
2.Страна Египет
3.Разливы Нила.
4.Объединение Египта.
1.Вступительное слово учителя: сегодня начинаем изучать удивительную страну Египет.
Учитель: Мы видим перед параграфом вступление, прочитайте его название.
Учитель: Какое слово вам незнакомо? (ответы обучающихся - цивилизация).
Учитель: Как вы думаете, что это такое? ( предлагается прочитать вступление и обсудить).
Записываем определение цивилизации - такой период развития людей (общества), когда существует государство, города, письменность.
2.Учитель: Как вы думаете, какие вопросы мы будем разбирать? ( ответы обучающихся)
Учитель: откроем параграф №6 и посмотрим по названиям пункта параграфа , правильно ли мы определили цели нашего урока(записываем тему урока)
Работа по карте: покажите материки по карте мира.
-покажите Африку на карте мира, там располагался Египет и сейчас находится там же.
-откройте стр. 32учебника под редакцией А.А. Вигасина (работаем по карте):
-найдите часть материка Африка
-найдите реку Нил ( в какой части Африки она находится?)
Учитель: Египет расположен в северо - восточной части Африки в долине и дельте реки Нил ( записываем в тетрадь, где находится Египет).
Учитель: Куда впадает река Нил?( ответы обучающихся)
Учитель: покажите на карте мира Египет и опишите словами его местоположение.
(Египет расположен в северо - восточной части Африки в долине и дельте реки Нил, впадающей в Средиземное море).
Задание: страница учебника 35- найдите и выпишите новые термины и сформулируйте их определения.
Проверяем: - дельта- мест, где река Нил впадает в Средиземное море.
Учитель: почему такое название? ( Место в виде треугольника похоже на греческую букву «дельта»)
- папирус- высокий тростник.
Учитель: что делали из тростника?
-пороги- каменистые преграды на дне реки.
Учитель: -покажите на карте пороги(стр.31).
Найдите вывод по второму вопросу в первом пункте. ( Египет- так называемая страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря).
3.Задание: прочитайте «Разливы Нила» и сформулируйте вопросы к тексту:
1.Где находятся истоки Нила? (в Центральной Африке- показать по карте).
2. Что происходит в начале лета? (идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор).
3. Куда устремляются потоки воды и что с собой несут? ( в реку Нил и несут с собой ил).
4. Что такое ил? ( частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород - выписать в тетрадь).
5.Что происходило накануне разлива Нила? (ширина реки уменьшалась наполовину, все живое изнемогало от жажды, но когда прибывала вода, Нил оживлял землю).
6. Когда Нил возвращался в свои берега? (в ноябре).
7. Почему почва в долине Нила мягкая, жирная? ( после разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил.)
Учитель: египтяне называли свою страну «черная земля», объясните, почему?
Объединение Египта.
Учитель: рассмотрите схему на странице 36 «Короны царей»
- что изображено на схеме?( река Нил, дельта, долина, то есть Египет, короны белая и красная).
Учитель: Почему изображены две короны? Найдите ответ в тексте «Объединение Египта»((долина Нила оказалась поделенной на два царства- Северный Египет и Южный Египет, царь Северного Египта носил красную корону, а южного- белую).
Учитель: Что произошло за три тысячи лет до нашей эры?( (царь южного Египта подчинил Северный, объединив всю страну, стал носить двойную корону. Повелителей Египта стали называть фараоны- записываем в тетрадь).
Задание: начертите линию времени и отметьте год объединения Египта
Подсчитайте, сколько лет прошло от объединения Египта до 2021 года?
(5021год).
Составьте сами задачу и предложите другу по парте (взаимопроверка).
Учитель: какой город стал столицей Египта? (Мемфис- показать по карте мира и найти на карте учебника страница33).
Закрепление по вопросам параграфа.
Д\З параграф 6. Читать, отвечать на вопросы, письменно объяснить : что означают слова из хвалебной песни египтян Нилу- все живут благодаря ему»
Учитель: в долине и дельте реки Нилеипет расположен в северо- восточной части Африки в долине и дельте реки НИЛ.
Делаем вывод: