СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока химии на тему "Многоатомные спирты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по курсу органческой химии на тему "Многоатомные спирты" 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии на тему "Многоатомные спирты"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»



Рассмотрено на заседании МК

Точных и естественных гаук

«___» __________2017 г. Протокол №____

Председатель МК________ Етдзаева С.Т.







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА на тему

«Многоатомные спирты»



Преподаватель: Дзагоева Ф.Б.















Владикавказ – 2017 г.



Методическая разработка открытого урока по химии на тему «Многоатомные спирты.

Описание материала: Данная методическая разработка предназначена для изучения темы «Многоатомные спирты» студентами второго курса средних специальных учебных заведений. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием элементов исследовательской работы.

Цели урока:

Закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у обучающихся  о многоатомных спиртах; развить понятие о зависимости применения веществ от  свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке - взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II)  и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.

Задачи урока:

Обучающие – сформировать представлений о многоатомных спиртах, их отличии от предельных одноатомных спиртов; ознакомить с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, способами распознавания и их применением.

Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов; развивать навыки анализа, прогностических качеств ума, самостоятельность.

Воспитывающие - создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Типы урока: Урок усвоения новых знаний, комбинированный.

Формы проведения урока: Фронтальная, индивидуальная и групповая.

Методы и приемы проведения урока: Диалогический, исследовательский, самостоятельная работа с материалом учебника.

Ресурсы.

Источники информации:

учебник О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Химия» для профессий и специальностей технического профиля, Москва, издательский центр «Академия» 2013

Оборудование и реактивы: 

- компьютер, проектор, экран.

- презентация «Многоатомные спирты»;

- штатив с пробирками, этиленгликоль, глицерин, вода, сульфат меди, щелочь;

Ход урока

I.Организационный момент:

- приветствие обучающихся;

- проверка отсутствующих;

- проверка готовности к уроку.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

III. Актуализация знаний.

  1. Учащимся предлагаются карточки-задания для работы у доски

Напишите графические формулы спиртов:

а) 2,3-диметилбутанол-2; б) 2,2,3-триметилгексанол-3; в)2,3- диметилпентанол-3.

Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого:

                         

СН3 ─  СН ─  СН ─  ОН

              |           |

            СН3 СН3

Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.


Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

пропанол -1→ С3Н6→ С3Н7ОН→С3Н7ОС3Н7

2) Фронтальный опрос учащихся:

a) Какие вещества называются предельными одноатомными спиртами?

б) Какова общая формула спиртов?

в) Как даются названия спиртам по систематической номенклатуре?

г) Где применяются метиловый и этиловый спирты?

д) Какое воздействие оказывают метиловый и этиловый спирт на организм человека?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учебником по плану:

  1. Определение многоатомных спиртов.

  2. Примеры 2-х и 3-х атомных спиртов

  3. Физические свойства этиленгликоля и глицерина.

  4. Химические свойства многоатомных спиртов.

  5. Получение этиленгликоля.

  6. Применение этиленгликоля и глицерина.



Многоатомными называются спирты, в молекулах которых содержатся несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом R - (ОН)n - общая формула.

Если в молекуле углеводорода заменены гидроксильными группами два или три атома водорода, то получается двух или трехатомный спирты - этиленгликоль и глицерин.

СН- СН3 СН- СН- СН3

этан пропан

СН- СН2 СН- СН - СН2

| | | | |

ОН ОН ОН ОН ОН

этиленгликоль глицерин

(этандиол - 1,2) (пропантриол - 1,2,3)



Известны спирты и большей атомности. Во всех многоатомных спиртах гидроксильные группы находятся при разных атомах углерода. Получить спирты, в которых хотя бы две гидроксильные группы находятся при одном атоме углерода, обычно не удается. Такое соединение оказывается неустойчивым.

Важнейшими представителями многоатомных спиртов являются этиленгликоль и глицерин - бесцветные сиропообразные жидкости сладковатого вкуса, хорошо растворимые в воде.

Демонстрируется опыт. К 1мл воды в пробирку прилить равный объем глицерина и взболтать смесь. Затем добавить ещё столько же глицерина. Обнаруживается ли расслоение жидкости?



Химические свойства

Подводящие вопросы:

  1. Что общего в строении молекул многоатомных и одноатомных спиртов?

  2. Какие свойства можно ожидать у многоатомных спиртов? (Подобно одноатомным спиртам, многоатомные спирты взаимодействуют с щелочными металлами, вытесняя водород).

СН2 - ОН  СН2 - ONa

| + 2Na → | + H2

CH2 - ОН  СН2 - ONa

3. Подобно одноатомным спиртов многоатомные спирты взаимодействуют с галогеноводородами, например с НСl

СН2-ОН  СН2-С1

| + НСl → | + Н20

СН2-ОН  СН2-ОН

4. В отличие от одноатомных спиртов, многоатомные спирты взаимодействуют с раствором гидроксида меди (П)

Демонстрируется опыт. К 2мл щелочи в пробирку прибавить несколько капель р-ра CuSO4. К образующему раствору Сu(ОН)2 прибавить глицерин и смесь взболтать. Какие происходят изменения?

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

CH2 - ОН СН2 – О

| | Cu

СН-ОН + Cu(OH)2 → CH - О + 2Н2O

| |

СН2 - ОН  СН2 - ОН

Глицерат меди (комплект ярко-синего цвета)

Эта реакция является характерной на многоатомные спирты.

Получение многоатомных спиртов

1) Подобно одноатомным, многоатомные спирты могут быть получены из соответствующих углеводородов через их галогенопроизводные

СН3 СН2-С1 СН2-ОН

| → |  → |

СН3 СН2 - С1  СН2 - ОН

2) Глицерин получают расщеплением жиров, а в настоящее время все больше синтетическим способом из пропилена, образующегося при крененге нефтепродуктов. Глицерин наиболее употребляемый многоатомный спирт.

Применение многоатомных спиртов

Многие применения глицерина основаны на его гигроскопичности. В кожевенном производстве глицерин используется для предохранения кожи от высыхания, в текстильной промышленности - для отделки ткани и придания им мягкости и эластичности. Глицерин применяется для получения синтетических смол и взрывчатых веществ, например нитроглицерина.

Этиленгликоль применяется для синтеза некоторых органических соединений, например полимера, идущего на изготовление волокна лавсан. В значительных количествах он используется для приготовления антифризов - низкокипящих жидкостей.

(Выступление учащихся с сообщением о применении глицерина и этиленгликоля в косметологии).



V. Первичная проверка понимания.

Вопросы:

  1. Как химическим способом отличить глицерин от этилового спирта?

  2. Можно ли считать гомологом глицерина четырехатомный спирт эритрит СН2 - ОН - СНОН - СНОН - СН2OН?

Дайте обоснованный ответ.

  1. Как из 1,2,3 - трихлорпропана получить глицерин? Составьте уравнение реакции, укажите условия ее осуществления.

VI. Первичное закрепление (самостоятельная работа).



Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.

С2Н6 → С2Н4Br2→ С2Н4(ОН)2→ С2Н4 (ОNa)2



VII. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению .

§10.1, стр.187 – 189, Упр. 4-6.

VIII. Рефлексия ( подведение итогов занятия).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!