Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Методическая разработка урока
«Художник в театре кукол»
( 8 класс, I четверть)
Выполнил: Воробьева Галина Владимировна,
учитель изобразительного искусства
Новокузнецкий городской округ, 2020 год
Тема: « Художник в кукольном театре».
Цели и задачи:
углубить знания учащихся о народном кукольном театре, о роли художника в создании представления кукольного спектакля;
развивать воображение, творческие возможности учащихся;
развивать интерес к предмету и к различным видам театра;
развивать эстетическое отношение к действительности;
Оборудование: презентация «Художник в театре кукол», аудиозаписи, коллекция кукол, выполненных учениками, зарисовки разных видов кукол.
План урока.
Организационный момент.
Вводная часть.
Изучение нового материала.
Практическая работа.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Ход урока.
Приветствие, подготовка рабочих мест.
Одно из самых ярких впечатление из нашего детства - это посещение театра кукол. Дома играя с куклами как с живым существом мы потом сохраняем это отношение и к театральным куклам. Но кукла в театре воспринимается как искусство актера и художника.
Искусство театра кукол одно из древнейших. В древние времена люди делали кукол, изображающих богов: бог войны, воды, охоты и др. И до сих пор в странах Южной Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии существуют подобные представления. Искусство кукольного театра имеет глубочайшие корни в культуре разных народов. Национальные традиции живут и развиваются в кукольных театрах Китая, Арабского Востока и стран Европы, Африки и Южной Америки.
Первые представления зафиксированы и сохранились в памяти людей как игровые рассказы человека о жизни, любви и страдании богов, показанные в XXI в. до н. э. на территории Египта. Потом, уже в Древней Греции и Древнем Риме, люди, работавшие с куклами, - кукольники - играли не только инсценировки легенд на божественные темы, но и светские истории, веселя и потешая зрителей.
На Руси кукол делали из глины, дерева, соломы, ткани. В них играли и дети, и взрослые. Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Бродячие кукольники разыгрывали интермедии, сценки, где главным героем был любимый персонаж - Петрушка. Образ его противоречив и трагикомичен: он складывается из неживой природы куклы, ожившей в гневе и смехе народном. В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ - их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Т. е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью.
Театральная кукла - своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Процесс оживления куклы кажется зрителям чудом. Кукла может быть обличительной и жестокой, может быть нежной и мягкой, стремительной или романтической. Кукла обладает свойством создавать образы особой обобщающей силы. В кукольном театре можно создавать спектакли, которые нельзя поставить в других театрах.
Искусство театра - искусство коллективное. В создании спектакля участвуют драматург, композитор, режиссер, художник, актеры, постановочные работники, даже гардеробщики и билетеры. Художники в театре кукол работают в нескольких направлениях: изготавливают декорации для сцены и изготавливают непосредственно "актеров" - кукол.
Художник, конечно, не только делает кукол, но и выполняет весь спектр сценографической работы: живописные декорации, плоскостные или объемные элементы игрового пространства и бутафорию ( включая занавес, ширму и другие специфические элементы кукольного представления). Перед художником стоит задача добиться единства изобразительного стиля облика куклы со всем остальным оформлением спектакля. Работа художника начинается с эскизов. А потом идет большая работа над изготовлением куклы. Существуют несколько видов театральных кукол.
По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит. Напольные, в отличие от верховых, находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей. К верховым куклам относятся перчаточные и тростевые, к напольным - марионетки, планшетные и так называемые большие куклы или куклы-великаны.
Перчаточная кукла - самая простая. Она надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы - чуть больше кисти кукловода.
Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.
К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. Однако тростевые куклы не всегда работают только на ширме. В том случае, если кукла большого размера и тяжелая (например, знаменитые сицилийские или японские тростевые куклы более метра ростом), актеры водят их по полу сцены, управляя ими сверху.
Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол.
Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т. д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени.
Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette - название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка - на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки, и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой - перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения.
Планшетная или паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.
Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.
Куклы-автоматы - механические куклы, "оживление" которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т. д. Применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.
Современный театр кукол поражает многообразием жанров, эксперементами и поисками игровых сценических форм: сочетанием ростовых кукол и актеров, теневого театра, соединением световых и компьютерных эффектов. На этом игровом многообразии строится особая драматургия, для которой требуется художник, стремящийся раскрыть новые горизонты древнейшего театрального жанра – игры с куклой.
Выбираем персонажей, эскизы кукол которых учащиеся будут выполнять. Выбираем определенный художественный материал: гуашь, пастель, мелки.
Этапы работы
1. Выбор персонажа.
2. Продумывание куклы. При создании любого образа куклы, прежде всего, нужно хорошо представить себе ее типаж - характер фигуры, костюма, положение рук и ног.
3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения.
4. Продумываем детали, дополняющие образ.
Просмотр и обсуждение работ. Вопросы для самопроверки:
- какие виды театральных кукол вы знаете;
- почему роль художника в театре столь значительна?
Домашнее задание: выполнить реферат «Театр кукол - не только для маленьких».