СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока математики по теме "Переместительный и сочетательный законы сложения", 2 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика, 2 класс, образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Автор учебника: Э.И  Александрова Тема «Переместительный и сочетательный законы сложения»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики по теме "Переместительный и сочетательный законы сложения", 2 класс»

Математика,

2 класс,

образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Автор учебника: Э.И Александрова

Тема «Переместительный и сочетательный законы сложения»



Учитель: Кедрова Оксана Геннадьевна,

учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 91, г. Ижевска


Цели урока:

  • исследование законов сложения (переместительного и сочетательного) и формирование умения применять их для удобства счета;

  • совершенствование навыков счета, отработка навыка решения задач;

  • развитие когнитивных процессов: внимание, мышление, память;

  • развитие интереса к предмету;

  • воспитание эмпатийного, доброжелательного отношения по отношению друг к другу.


Структура урока и его содержание.


Этапы урока

Ход урока

Примечания

1. Оргмомент

Сегодня на уроке математики нам предстоит в очередной раз открыть для себя что-то новое и интересное. Для этого необходимо быть очень внимательными, активными, собранными.



2. Актуализация знаний

Начнем наш урок с разминки.


Одна группа будет работать самостоятельно. Ваша цель – разгадать зашифрованное слово, пользуясь таблицей, на которой каждому числу соответствует определенная буква.


С остальными мы будем развивать свое внимание и наблюдательность. Положите перед собой числовую таблицу. Находим число 15, 5, их сумму. Теперь находим число 24, 6, их сумму. И, наконец, находим число 37, 3 и их сумму.

Что вы заметили, выполняя это задание? (при сложении единиц всегда получается 10)

Составьте свои выражения по такому же принципу. Молодцы!


А пока мы с вами развивали внимание, ребята в группе уже разгадали слово.

Какое слово у вас получилось? (ЗАКОН)

Что же такое закон, как можно сказать по другому? (правила, нормы)


Задание для группы:

з 19 – (44 – 34)

а 6 + 8 – 13

к 37 – 30 + 5

о 23 – 3 – 4

н 23 + 6 – 14



у детей на партах

модификация таблицы Шульте

3.Постановка цели

Оказывается, и в математике есть свои законы. Сегодня на уроке мы и попытаемся открыть важные законы сложения.


на доске появляется надпись: ЗАКОНЫ СЛОЖЕНИЯ

4. Постановка учебной задачи

А начнем с игры. Вам предстоит решить выражения, записанные на доске. У каждого ряда свой столбик, будем решать цепочкой. Каждый выполняет только одно действие. Как только какой-либо ряд закончит решать свой столбик, остальные также прекращают работу.

Приготовились…


На доске следующие выражения:

9 + 8 + 2 8 + 9 + 2 8 + 2 + 9

7 + 6 + 4 6 + 7 + 4 6 + 4 + 7

13 + 9 + 7 9 + 13 + 7 13 + 7 + 9

25 + 16 + 5 16 + 25 + 5 25 + 5 + 16


Оказывается, 3 ряд считает быстрее и лучше готов к открытию законов сложения? (нет, их столбик был легче)

Почему же им было легче, если числа каждого выражения одинаковы?

Что же произошло со слагаемыми в разных столбиках? (они поменялись местами)

Давайте сравним результаты.

Какой вывод можем сделать?

Оказывается это и есть первый закон сложения.

Как мы его назовем? (варианты детей) А в математике его принято называть переместительным законом сложения.

Кто сможет его сформулировать?

Для чего нам необходим переместительный закон сложения (для удобства счета)








учитель подает звуковой сигнал (колокольчик)


дети 3 ряда выполнят задание быстрее




если дети не заметят «ловушку», то учитель сам говорит: «Если вы внимательно посмотрите на все столбики, то догадаетесь, почему же 3 ряд оказался победителем в нашей игре»







на доске появляется надпись: ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНЫЙ

а + в = в + а

5. Физминутка

После такой серьезной работы пора и отдохнуть. Проведем музыкальную разминку.


6.Решение частных задач

Итак, какой закон мы открыли?

С какой целью мы будем его применять?

А удастся ли вам для удобства счета применить открытый закон?

Хотите себя проверить? Давайте попробуем.

Поиграем в вашу любимую игру «Эскалатор» На карточках записаны выражения. Ваша задача поменять в данных выражениях числа местами так, чтобы считать было легко и удобно. Сосчитать и назвать ответ соседу.


А дети второго ряда в это время составят для нас интересные задачи по готовому выражению.

По моему сигналу все начинаем работу.

(если дети составят задачи быстро, то достаточно, чтобы в игру проиграл только один вариант)

Наблюдая за вами в ходе игры, я заметила, что многие дети действительно научились применять переместительный закон сложения.

Теперь предоставим слово ученикам, составлявшим задачи.


Что объединяет задачи? (надо найти целое)

Как найти целое? (надо все его части сложить)

Вам предстоит самостоятельно решить задачи по вариантам, но не просто решить, а воспользоваться для удобства счета переместительным законом сложения. Дети, составлявшие задачи, решают задачу другой группы. В «секрете» оформят решение ……

Проверим себя и ребят, оформлявших задачу на доске.














выражения к задачам:

35 + 9 + 5

6 + 8 + 44

учитель подает звуковой сигнал (колокольчик)







дети выходят к доске, озвучивают задачу по составленной схеме, схема вывешивается на доску


7.Постановка учебной задачи.

Теперь, когда вы научились великолепно применять для удобства счета переместительный закон сложения, наверняка сможете справиться с любым выражением. Кто уверен в своих силах?

Поскольку еще не все уверены, то предлагаю следующее задание выполнить в группах.

Вам необходимо предложить самый удобный способ счета следующего выражения: 9 + 25 + 5 + 61

Две группы будут работать у доски.

Итак, что же получилось? (проверка групп у доски)

У кого получились другие варианты?

А ребята другого класса предложили вот такой способ: (25 + 5) + (61 + 9) = 100

Можно ли их способ назвать самым удобным?

Что добавили ученики в выражение?

Что изменилось с появлением скобок?

Изменилось ли значение суммы?

Какой вывод можно сделать?

Оказывается, это и есть второй закон сложения. Как мы его назовем?

А в математике его принято называть сочетательным.

Кто его сформулирует? (значение суммы не зависит от порядка действий)













у групп, карточки с числами 9, 25, 5, 61



на доске запись способа

(25 + 5) + (61 + 9) = 100

над способами ребят








на доске надпись: СОЧЕТАТЕЛЬНЫЙ

(а + в) + с = а + (в + с)

8.Рефлексия

В завершении урока еще раз закрепим открытые нами законы сложения. У некоторых ребят на парте есть шапочки с числами и знаками. Предлагаю вам их надеть. Я буду называть определенный цвет. Дети, чьи шапочки указанного цвета, выходят к доске. Их задача составить выражение, применив один из законов сложения.

Сиреневый: 99 + 1 + 17

Зеленый: (57 + 3) + (28 + 2)

Оранжевый: 196 + 4 + 50

Голубой: (218 + 2)+ (75 + 5)


9. Итог

Какие важные законы сложения мы открыли?

С какой целью мы их будем применять?

Дома вы можете составить 5 выражений на сложение, для решения которых необходимо применить переместительный или сочетательный законы сложения. А у кого появится желание проявить свое творчество, можете сочинить стихотворение, рассказ или сказку о законах сложения. Выполняете любое из предложенных заданий по выбору.

Хочется всех поблагодарить за урок. Я рада, что вы действительно проявили наблюдательность, работали дружно и помогали друг другу.

На этом наш урок окончен. Всего доброго.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!